Мотивирующая предметно пространственная среда для занятий математикой в старшей группе дошкольно образовательной организации
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 10.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации 7
1.1 Возрастно-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Требования к построению мотивирующей предметно-пространственной среды в ДОО 14
1.3 Особенности математических представлений старших дошкольников 21
Глава 2. Изучение мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Изучение математических представлений дошкольников 25
2.3 Анализ результатов исследования 30
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 37
Дети учатся комментировать собственные действия, давать наиболее полный словесный отчёт относительно решения задач, простых примеров, а также выполнения того или иного задания по математике. Подготовка дошкольников к жизни и к обучению в школе считается одной из особо важных задач дошкольного образовательного учреждения. Овладение умениями и навыками счёта, а также устных и письменных вычислений и измерений, по решению арифметических задач и ориентации в пространстве и во времени, знание различных свойств геометрических фигур позволяет дошкольникам решать и жизненно-практические задачи.Глава 2. Изучение мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации2.1 Организация исследованияИсследование было проведено на базе МДОУ №23 Детский сад "Золотой ключик", Городской округ, г. Павловский Посад.Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка, все воспитанники старшей группы ДОО. Из них 12 мальчиков и 12 девочек в возрасте от 5 до 6 лет.Организация исследования по изучению математических представлений у дошкольников старшей группы была реализована посредством разработки диагностической системы оценивания для детей 5-6 лет.Этапы исследования:1 этап – подбор диагностических методов и организация исследования.2 этап - диагностика дошкольников 5-6 лет.3 этап –анализ полученных результатов. Методики исследования: для диагностики математических представлений разработана методика, описаны критерии оценивания для анализа.2.2 Изучение математических представлений дошкольниковАнализ мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе проводился вданной ДОО посредством диагностики математических представлений у дошкольников 5-6 лет. Разработанная диагностическая методика включала три основных раздела.Во-первых, проводилась диагностика умений сложения и вычитания чисел от 1 до 10. Во-вторых, оценивался уровень умений сравнения чисел. В-третьих, диагностировались умения решать элементарные текстовые задачи на сложение и вычитание.Темы: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 10», «Сравнение чисел», «Решение элементарных текстовых задач на сложение и вычитание».В качестве описанной нами технологии по оцениванию математических представлений у дошкольников 5-6 лет, нами предложена следующая (таблица 1).Таблица 1Модель оценивания математических представлений дошкольников 5-6 летТемы заданияПроверяемые элементыУровень достиженийБаллы за выполнение задания«Сложение и вычитание чисел от 1 до 10»Не достиг ни одного из критериев03 баллаУмеет правильно складывать числа от 1 до 101Умеет правильно вычитать числа от 1 до 101Правильно записал ответ1«Сравнение чисел»Не достиг ни одного из критериев04 баллаУмеет решать задания, предполагающие определение большего числа1Умеет решать задания, предполагающие определение меньшего числа1Умеет решать задачи, предполагающие определение равных чисел1Правильно записывает знаки больше/ меньше1«Решение элементарных текстовых задач на сложение и вычитание»Не достиг ни одного из критериев05 балловПравильно понимает содержание задачи1Правильно выполняет сложение чисел2Правильно выполняет вычитание чисел2Далее представим подробное описание заданий по выявлению уровня развития математических представлений (см. табл. 2).Таблица 2Задания для диагностики математических представлений дошкольников 5-6 летТема заданияСодержание заданияДескрипторыБаллы за проверяемые элементыБаллы за задание«Сложение и вычитание чисел от 1 до 10»7 + 2 =1 + 5 =7 - 4 =2 + 5 =5 - 3 =8 - 7 =3 + 4 =6 - 5 =1 + 6 =8 - 2 =7 - 4 =5 + 3 =3 + 2 =10 – 5 =Не достиг ни одного из критериев06 балловУмеет правильно складывать числа от 1 до 101Умеет правильно вычитать числа от 1 до 102Правильно записал ответ3«Сравнение чисел и меры длины»1. Вставь вместо пропуска ... знаки "<", ">" или "=", чтобы получилось равенство:4 + 4 ... 5 + 22 + 8 ... 6 + 31 + 4 ... 7 + 12. Вставь вместо пропуска знаки "<", ">" или "=", чтобы получилось равенство:4 + 4 ... 103 + 3 ... 56 + 1 ... 73. Вставь вместо пропуска знаки "<", ">" или "=", чтобы получилось равенство:3 + 7 ... 5 + 54 + 3 ... 1 + 5Не достиг ни одного из критериев06 балловУмеет решать задачи, предполагающие определение большего числа1Умеет решать задачи, предполагающие определение меньшего числа2Умеет решать задачи, предполагающие определение равных чисел3«Решение элементарных текстовых задач на сложение и вычитание»У Леши есть 9 рыбок в аквариуме. Он подарил 8 рыбок своему другу. Сколько рыбок осталось в аквариуме Леши?Дима купил 2 яблока и 5 апельсинов. Сколько всего фруктов купил Дима?У Жени было 4 монеты. 4 монеты он потратил для игры на игральном автомате. Сколько всего монет осталось у Жени?Не достиг ни одного из критериев06 балловПравильно понимает содержание задачи1Правильно выполняет сложение чисел2Правильно выполняет вычитание чисел3После заполнения данной таблицы определяется уровень математических представлений:9 - 12 баллов - высокий.4 - 8 баллов – средний,0 - 3 баллов – низкий.Дети, для которых свойственен высокий уровень математических представлений, характеризуются умением правильно складывать и вычитать числа от 1 до 10; умением решать задачи, предполагающие определение равных чисел, большего и меньшего числа; умением правильно понять содержание задачи, правильно выполнить сложение и вычитание чисел.Дети, для которых свойственен средний уровень математических представлений, характеризуются тем, что могут допускать незначительные ошибки при выполнении сложения и вычитания в пределах 10; затрудняться при определении равных чисел, большего и меньшего числа, что выражается в долгих паузах перед ответом; упускают детали из содержания задачи; с некоторыми заданиями справляются с помощью взрослого.Дети, для которых свойственен низкий уровень математических представлений, характеризуются неумением выполнять сложение и вычитание в пределах 10; не могут дать ответ в заданиях при определении равных чисел, большего и меньшего числа; содержание задачи не понимают.2.3 Анализ результатов исследованияРезультаты диагностики математических представлений по трем блокам у дошкольников представлены в таблице 1 Приложения.Полученные результаты представлены на рис. 1.Рис. 1. Уровень развития математических представлений дошкольников 5-6 летСогласно полученным результатам, справились с предложенными заданиями по изучению умений складывать и вычитать числа в пределах 10, сравнивать числа и решать элементарные задачи на сложение и вычитание 20% детей. Средние результаты в предложенных заданиях показали половина испытуемых, 50%. Низкий уровень математических представлений характерен для 30% дошкольников. Трудности для детей составили задания, требующие выполнения сложения и вычитания чисел в пределах 10, а также задания на сравнение чисел и меры длины. Решение элементарных текстовых задач вызвало меньше затруднений у дошкольников. Возможно, это связано с особенностями текстовой подачи материала заданий. Предположительно, это свидетельствует о более продуктивном восприятии детьми дошкольного возраста математических заданий в форме интересной для них истории.Таким образом, нами предположено следующее: если математические задачи, упражнения будут представлены детям в интересной для них форме, к примеру, с использованием сказок и других литературных произведений, с задействованием известных героев, предметов, это создаст мотивирующую пространственно-развивающую среду для детей старшего дошкольного возраста при обучении их математике.ЗаключениеЦелью исследования было изучение мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации. Данная цель была достигнута посредством решения задач исследования.Определены возрастно-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.Описаны основные требования к построению мотивирующей предметно-пространственной среды в ДОО.Выявлено, что под современным занятием понимают организованную форму обучения и временной отрезок в процессе обучения, который способен в полной мере отразить все его структурные компоненты, а именно:общая педагогическая цель, дидактические задачи, содержание занятия, средства, методы и приемы обучения.Описан алгоритм проектирования образовательного процесса согласно ФГОС ДО. Определено, что современное занятие (или совместная деятельность воспитателя и дошкольников) строится на основе применения технических средств с использованием не только традиционных, но и инновационных педагогических технологий. Применяя современные технологии, мотивируя дошкольников к обучению, воспитатель способствует тому, что у детей формируется умение по самостоятельному поиску новых знаний, по сбору необходимой информации, также формируется умение делать выводы и умозаключения, другими словами, развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.Рассмотрены особенности математических представлений старших дошкольников.В практической части работы разработана диагностическая методика, направленная на определение математических представлений у старших дошкольников, воспитанников МДОУ №23 Детский сад "Золотой ключик", Городской округ, г. Павловский Посад.В исследовании приняли участие 24 воспитанника старшей группы ДОО от 5 до 6 лет.Для диагностики проводилось изучение умений сложения и вычитания чисел от 1 до 10, оценивался уровень умений сравнения чисел, а также диагностировались умения решать элементарные текстовые задачи на сложение и вычитание.Изучена и проанализирована мотивирующая предметно-пространственная среда для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации посредством разработанной методики.Согласно результатам методики, более высокий показатель поучен по математическим заданиям, предъявленным дошкольникам в форме интересной для них истории.Таким образом, сделан вывод: если предметно-пространственная развивающая среда организована так, что математические задачи, упражнения представлены детям в интересной для них форме, к примеру, с использованием сказок и других литературных произведений, с задействованием известных героев, предметов, это повышает мотивацию детей старшего дошкольного возраста при изучении математики.Список литературы«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655» // Образование и наука. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ. - М.: Информационные системы и технологии, Государственная академия инноваций, 2009.Проект Закона РФ «Об образовании» в редакции от 15 июля 2011 г.Алекинова О. В. Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 34-36.Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 314 с.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщение 1-У. Доклады академии педагогических наук РСФСР, 1960. - №1, №3. - С.34-39.Голицына Н. С. Занятия в детском саду: перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы / Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2011. - 32 с.Давыдов В. В., Горбов С.Ф., Микулина Г. Г., Савельева О.В. Математика. 1кл. - М.,1999. – 287с.Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание, 2001. - № 10. - С. 7-17.Зельский И.А. Особенности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И.А. Зельский. – М.: Юнити, 2012. – 228 с.Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения: монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: Пресс, 2014. - с. 224.Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: Пресс, 2014. - с. 224.Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., Просвещение, 1984.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.Пастюк О., Бережная И. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка. / О. Пастюк, И. Бережная. // Дошкольное воспитание, 2013. - № 11. - С. 35.Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.Сейдаметова Э. Н. Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый, 2016. — №9. — С. 1176-1179.Скрипова Н.Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта: научно-теоретический журнал / Н.Е. Скрипова, Л.В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2011. - № 1(6) - С. 107-112.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М., Просвещение, 1988.Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. – М.: Абак, 2013. – 296 с.Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — М.: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2013. — URL http://www.firo.ru (дата обращения: 02.12.2019).Писарева Г.А. Проектирование современного занятия в ДОУ в контексте преемственности дошкольного и начального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proektirovanie-sovremennogo-zanyatiya-v-dou-v-kontekste-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya-435937.html (дата обращения: 25.11.2019).ПриложениеТаблица 1Результаты диагностики дошкольников старшей группы№ п/пБаллыУровень развития математических представлений15Средний22Низкий34Средний43Низкий59Высокий610Высокий 73Низкий87Средний99Высокий106Средний117Средний123Низкий138Средний142Низкий158Средний166Средний178Средний1811Высокий194Средний203Низкий217Средний223Низкий238Средний2410Высокий
1. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655» // Образование и наука. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ. - М.: Информационные системы и технологии, Государственная академия инноваций, 2009.
2. Проект Закона РФ «Об образовании» в редакции от 15 июля 2011 г.
3. Алекинова О. В. Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 34-36.
4. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 314 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.
6. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщение 1-У. Доклады академии педагогических наук РСФСР, 1960. - №1, №3. - С.34-39.
7. Голицына Н. С. Занятия в детском саду: перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы / Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2011. - 32 с.
8. Давыдов В. В., Горбов С.Ф., Микулина Г. Г., Савельева О.В. Математика. 1кл. - М., 1999. – 287 с.
9. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание, 2001. - № 10. - С. 7-17.
10. Зельский И.А. Особенности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И.А. Зельский. – М.: Юнити, 2012. – 228 с.
11. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения: монография / С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.
12. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: Пресс, 2014. - с. 224.
13. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: Пресс, 2014. - с. 224.
14. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., Просвещение, 1984.
15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
16. Пастюк О., Бережная И. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка. / О. Пастюк, И. Бережная. // Дошкольное воспитание, 2013. - № 11. - С. 35.
17. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
18. Сейдаметова Э. Н. Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый, 2016. — №9. — С. 1176-1179.
19. Скрипова Н.Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта: научно-теоретический журнал / Н.Е. Скрипова, Л.В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2011. - № 1(6) - С. 107-112.
20. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М., Просвещение, 1988.
21. Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. – М.: Абак, 2013. – 296 с.
22. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — М.: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2013. — URL http://www.firo.ru (дата обращения: 02.12.2019).
23. Писарева Г.А. Проектирование современного занятия в ДОУ в контексте преемственности дошкольного и начального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proektirovanie-sovremennogo-zanyatiya-v-dou-v-kontekste-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya-435937.html (дата обращения: 25.11.2019).
Вопрос-ответ:
Какие возрастно-психологические особенности у детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии активного усвоения знаний и начинают интересоваться математикой. Они имеют пространственное мышление и умение работать с предметами. Также в этом возрасте развивается воображение и абстрактное мышление.
Какие требования предъявляются к построению мотивирующей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации?
При построении мотивирующей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации требуется учесть возрастные и индивидуальные особенности детей. Среда должна быть разнообразной, стимулировать детей к активным действиям, иметь доступные и интересные математические материалы.
Какая роль у математических представлений в мотивирующей предметно-пространственной среде для занятий математикой в старшей группе?
Математические представления играют важную роль в создании мотивирующей предметно-пространственной среды. Они помогают детям освоить математические понятия, развивают логическое мышление и способствуют формированию математической грамотности.
Какие элементы должна содержать мотивирующая предметно-пространственная среда для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации?
Мотивирующая предметно-пространственная среда должна содержать различные математические пособия, игровые элементы, пазлы, конструкторы, а также карточки с заданиями и задачками. Для разнообразия можно добавить интерактивные игры и компьютерные программы.
Какие особенности имеет мотивирующая предметно-пространственная среда для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации?
Мотивирующая предметно-пространственная среда должна быть гибкой и адаптированной под потребности детей. Она должна быть структурированной, чтобы дети могли легко ориентироваться и находить необходимые материалы. Также среда должна быть безопасной и удобной для использования.
Какие возрастно-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста учитываются при создании мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой?
При создании мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой учитываются такие возрастно-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, как развитие познавательных процессов, изучение математических представлений, развитие логического мышления и способность к систематизации, классификации и сравнению объектов.
Какие требования предъявляются к построению мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в дошкольной образовательной организации?
При построении мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие требования: разнообразие и доступность материалов для занятий, соответствие предлагаемых заданий возрастным особенностям детей, наличие игровых элементов для создания интересной и захватывающей обучающей среды.
Какие особенности математических представлений следует учитывать при создании мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации?
При создании мотивирующей предметно-пространственной среды для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации следует учитывать особенности математических представлений, такие как представление о числе, представление о пространстве и геометрии, представление о времени и изменении, представление о количестве и измерении.
Какие возможности предоставляет мотивирующая предметно-пространственная среда для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации?
Мотивирующая предметно-пространственная среда для занятий математикой в старшей группе дошкольной образовательной организации предоставляет детям возможность активного участия в математических играх и заданиях, развития математических представлений и навыков, формирования интереса к математике и развития математической интуиции.