тему контрольной выбирайте на ваше усмотрение
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 11.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Истоки геополитики в трудах Мэхена, Ратцеля и Маккиндера. Концепция атлантического геополитического направления 5
Глава 2.Направление «столкновения цивилизаций»: теория С. Хантингтона 10
Глава 3.Мондиализм и неоевразийство 17
Заключение 21
Список литературы 23
И здесь была образована параллельная власти структура, представленная советниками, аналитиками, центрами глубоких стратегических исследований.Так произошло формирование трех основных мондиалистских организаций, о существовании которых общественности Запада стало известно не так давно (а именно, речь идет о “Совете по международным отношениям” (CouncilonForeignRelations, сокращенно C.F.R), Бильдербергская группа и “Трехсторонней комиссии” или “Трилатерали” (Trilateral)). Эти группы отличались от официальных структур тем, что они использовали большую свободу проектирования исследований вследствие того, что им не надо было соблюдать фиксированные и формальные процедуры, регламентирующие, к примеру, деятельность комиссий ООН. Первой наиболее пацифистской и “примиренческой” версией мондиализма является так называемая “теория конвергенции”. Ее разработала в 70-е годы в недрах C.F.R. группа “левых” аналитиков под руководством Збигнева Бжезинского. Данная теория предполагает наличие возможности преодоления идеологического и геополитического дуализма холодной войны посредством того, что будет создан новый культурно-идеологический тип цивилизации, который будет представлять собой промежуточное звено между социализмом и капитализмом, между чистым атлантизмом и чистым континентализмом.З. Бжезинский выступал с резкой критикой американского руководства, которое, согласно его мнению, дало возможность России снова заявлять о собственных «имперских» амбициях. Американский политолог весьма болезненно воспринимал все успехи России как преемницы Советского Союза. «Если русские будут настолько глупы, что попробуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником».В своей теории Бжезинский объяснял необходимость распространения влияния США посредством популяризации «либеральных ценностей». Бжезинский считает, что любая нация остро нуждается в демократии и либеральных ценностях. Для него это также является своего рода критерием для того, чтобы государство в будущем могло стать частью системы общего надгосударственного правительства.Что касается прочих государств, то у них предпосылок для единоличного господства нет. Европе предстоит стать экономической силой мира, тогда как в военном отношении она является слабой, Бжезинский также указывает на политическую разобщенность Европы. У Японии отсутствует значительная военная мощь, а экономическое развитие Японии сильно зависит от стабильности и продуктивности связей с США. Россия больше не представляет собой военную угрозу, в ближайшие годы в экономическом отношении она будет оставаться нестабильной, таким образом, она не сможет конкурировать с США.Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху стала доктрина ФрэнсисаФукуямы, опубликовавшего в начале 90-х программную статью "Конец Истории". Ее можно рассматривать как идейную базу неомондиализма. Новый Порядок, хоть он и базируется на универсализации чисто атлантической системы, выходит за рамки атлантизма, и происходит переорганизация всех регионов мира согласно новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров. Рассматривая сферу международных отношений, Ф. Фукуяма исходил из того, что распространение теории «конца истории» касается в том числе и этой сферы. Взгляды ученого на эту проблему сводятся к следующему:1. Если взять заоснове концепцию о «конце истории», мир разделяется на две части. Первая часть, которая принадлежит истории, является наибольшей частью третьего мира, в течение многих лет она будет представлять собой арену конфликтов, возникающих, преимущественно по этническим и националистическим причинам. С данной частью мирового сообщества Ф. Фукуямой связывался факт распространения терроризма и национально-освободительных войн.2. Другая часть государств, которая принадлежит к постистории, представлена крупными развитыми государствами, «ответственными за наибольшую часть мировой политики». Согласно позиции ученого, этими государствами в XIX в. проводилась империалистическая политика, базирующаяся на определенном идеологическом базисе: так как либеральные европейские общества проявляли нелиберальность, веря в законность империализма, то есть в то, что одна нация может господствовать над иными, не считать с их правами и желаниями. Каждая нация находила собственные оправдания: в частности, это и грубая вера в правоту силы, а также и вера в мессианскую роль Европы и западной цивилизации. Но что бы ни представлял собой идеологический базис, каждой развитой страной полагалось, что господство над низкими цивилизациями является оправданным и нужным. Как результат, начались территориальные захваты и мировые войны.Итак, Фукуяма был убежден, что теоретическая истинность либерально-демократических идеалов является абсолютной, однако сам же ученый выказывал неуверенность в этих идеалах, поэтому его программная статья завершается вопросительным знаком. Фукуямой была перенесена идея относительно борьбы за признание в сферу международной политики. Войны, пережитые людьми, проявления национализма, империализма, факт создания мировых империй, реализация «политики с позиции силы», по его мнению, представляли собой воплощение борьбы за факт признания на уровне не личностей, а государств. Также следует рассмотреть такое направление, как неоевразийство. Его основателем является А. Дугин. В учении Александра Дугина содержательно отсутствует такая важнейшая для евразийцев тема, как сама Евразия. О Евразии он говорит много и часто, но это понятие лишено его географического содержания. Евразия — это «третье» по отношению к Западу и Азии. Но при этом Евразия — это одновременно и некая мыслительная установка противостояния «атлантизму», так что и Дональд Трамп может стать «евразийцем» с очень условной привязкой к конкретному континентальному «месторазвитию». Евразия с ее историческими особенностями, тысячелетней историей народов, языков, религий и их взаимовлияний очень интересовала евразийцев, особенно в начале их пути. В работах Дугина можно найти изложение истории Евразии и пространные рассуждения в том числе и об этом. Но у него история евразийских обществ встраивается в причудливые исторические рассуждения, обходящие любое «сопротивление исторических фактов».ЗаключениеОсновные геополитические концепции современности зародились на Западе. В частности, следует сказать о значимости концепции Ратцеля. Затем сформировалась концепция атлантизма. Итак, можно сделать вывод о том, что концепция атлантизма стала отражением объективной геополитической обстановки 20 века, расстановки сил в мире. Атлантизм направлен был против доминирования Советского Союза в мире, ориентирован на объединение американских и европейских сил против СССР. Атлантизм предложил определенную программу действий по постепенному вытеснению с лидирующих позиций СССР. Позже произошла трансформация атлантизма в мондиализм. Мондиализм можно рассматривать как продолжение идей атлантизма. После того, как завершилась холодная война, США обретают статус сверхдержавы, соответственно, американские геополитики приступают к разработке новой геополитической модели, которая основана на учете не двух основных сил, а одной. Американские геополитики полагали, что возможными являются два варианта развития событий – либо Запад окончательно проиграет в геополитической битве с Востоком, либо же произойдет конвергенция двух идеологических лагерей в нечто иное и установится «мировое правительство» (этот проект получил название «мондиализм» - от французского monde - мир). Именно США стали представлять собой базу мондиализма. И здесь же стали разрабатываться геополитические теории мондиализма. З. Бжезинский считал, что США предстоит сыграть роль главного актора международной политики, это мировой контролер, центр экономических и политических отношений. Именно под руководством США будет выстроена единая мировая система, продвигающая гуманистические, прогрессивные демократические ценности. Согласно позиции Бжезинского, в усилении НАТО и США состоит залог будущей стабильности и безопасности мирового сообщества. Бжезинский развивает идею необходимости создания универсальной мировой системы под эгидой США. Концепция Ф. Фукуямы – это есть новая версия мондиализма. Фукуяма полагает, что наступает эпоха построения особого планетарного существования в рамках ценностей рыночной экономики и демократии, так мир станет слаженной рациональной машиной. Фукуяма оправдывал вмешательство в дела других государств, если те государства не придерживаются демократической линии развития. Согласно мнению Фукуямы, однополярный мир нуждается в утверждении демократических ценностей и однородности политического и социального развития.Список литературыБжезинский З. Великая шахматная доска. http://lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txtДугин А.Г. Геополитика. – Режим доступа: file:///D:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/-zip-Dugin.Geopolitika.pdfКирсанов А.И. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций.//Философия и общество. № 3. 2018.Крейтор Н. НАТО и геополитика американского жизненного пространства.//США: опыт строительства империи.// http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/10581/Мировая политика и международные отношения./Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Юрайт, 2019Нартов Н.А. Геополитика. – М., 2016.Немцев М. «Неоевразийство» Александра Дугина и евразийство.// http://gefter.ru/archive/25085Ознобищев С.К. Эволюция ядерной доктрины НАТО.//Независимое военное обозрение. 21.01.2017.Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. No 3.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций./С. Хантингтон//Полис. - № 1. - 1994.Черданцев В.В. Теория С. Хантингтона и современность.//Мониторинг правоприменения. 2015. С. 61-62.Шубин С.И. Геополитика. – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://narfu.ru/university/library/books/0897.pdf
2. Дугин А.Г. Геополитика. – Режим доступа: file:///D:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/-zip-Dugin.Geopolitika.pdf
3. Кирсанов А.И. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций.//Философия и общество. № 3. 2018.
4. Крейтор Н. НАТО и геополитика американского жизненного пространства.//США: опыт строительства империи.// http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/10581/
5. Мировая политика и международные отношения./Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Юрайт, 2019
6. Нартов Н.А. Геополитика. – М., 2016.
7. Немцев М. «Неоевразийство» Александра Дугина и евразийство.// http://gefter.ru/archive/25085
8. Ознобищев С.К. Эволюция ядерной доктрины НАТО.//Независимое военное обозрение. 21.01.2017.
9. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. No 3.
10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций./С. Хантингтон//Полис. - № 1. - 1994.
11. Черданцев В.В. Теория С. Хантингтона и современность.//Мониторинг правоприменения. 2015. С. 61-62.
12. Шубин С.И. Геополитика. – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://narfu.ru/university/library/books/0897.pdf