Депрессивные состояния в подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 12.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ0 ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Структурные и функциональные изменения нервной системы подростка 6
1.2. Анализ когнитивной и эмоциональной сферы подростков 8
1.3. Эмоциональные деструкции в подростковом возрасте 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1. Депрессия: общее понятие, симптоматика, систематика, этиология, патогенез 14
2.2. Особенности депрессивных состояний у подростков 18
2.3. Проблемы суицидального поведения подростков с депрессивными состояниями 23
2.4. Принципы профилактики и лечения депрессивных расстройств 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31
Приложение 1 35
Следует без критики и осуждения выслушать подростка, выяснить причины, приведшие к кризису. При этом не следует умалять значимость этих причин, а сосредоточить внимание на возможностях решения проблемы. Важным является обучение ребенка успешным стратегиям совладания со стрессовыми ситуациями.Следует активизировать антисуицидальные факторы, к которым относятся:• наличие актуальных жизненных ценностей, целей; • проявление интереса к жизни; • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; • отрицательное отношение к возможности восприятия окружающими обезображенного тела в результате самоубийства [1]. 2.4. Принципы профилактики и лечения депрессивных расстройствСреди факторов, которые снижают риск возникновения депрессий у подростков, исследователи называют следующие. - дружба со сверстниками;- родительская любовь и эмоциональная поддержка;- хорошее здоровье;- чувство безопасности - чувство уверенности в себе;- наличие достижений в определенных областях (например, в знании школьных предметов, спорта); - занятия спортом [25] Благодаря налаженным социальным контактам, поддержке близких и друзей подросток не чувствует себя одиноким. в то время как отсутствие друзей ведет к неуверенности в себе, что, в свою очередь, повышает риск развития депрессии. Занятия в спортивных секциях, кружках по интересам расширяет круг общения ребенка. Физическая активность является признанным средством для укрепления здоровья, профилактики ряда заболеваний, повышает жизненный тонус, способствует позитивному жмоциональному настрою. Для скрининговых исследований наличия дерессивных состояний подростков в основном используются опросники (напр., «Шкала депрессии Бека для подростков» (Приложение 1) [35].Для скринингового исследования предрасположенности к суицидальному поведению К. Н. Белогай (2018) разработана проективная методика «Тупиковые ситуации». Ребенку предлагается выбрать один из вариантов финала предложенной ситуации («разрешение проблемы», «поиск поддержки», «тупик»). Четыре ситуации касаются взаимоотношений подростка с любимым человеком, проблем с выпускными экзаменами, попадания в опасную группу в соцсети, проблемных отношений с родителями. В 5-й ситуации для младших подростков описана травля (буллинг) сверстниками, для старших юношей – гомосексуальные отношения подростка, длядевушек – ситуация подростковой беременности. О возможной предрасположенности к суицидальному поведению свидетельствует оценка подростком предложенных ситуаций как «тупиковых» [3].Случаи спонтанного излечения депрессивных расстройств случаются крайне редко, при этом увеличивается риск возвращения болезни, уже с более яркими проявлениями. К сожалению, большая часть людей, страдающих этими расстройствами, не считают себя больными и не видят необходимости обращаться за медицинской помощью, при этом, в силу особенностей болезни, многие пациенты убеждены в том, что помочь им невозможно. Кратковременные депрессивные эпизоды хорошо поддаются лечению, в то же время затяжные и хронические депрессии, а также повторные депрессии трудно поддаются терапии фармакологическими и психотерапевтическими методами. Биологическое лечение депрессии в первую очередь, включает в себя фармакотерапию антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами, витаминами, гормональными препаратами и др. медикаментами, улучшающими метаболизм клеток мозга, укрепляющими иммунную систему. Подбор фармакотерапии должен быть рациональным, с учетом индивидуальных особенностей больного. Из немедикаментозных методов терапии в настоящее время используют магнитную стимуляцию, периодическую нормобарическую гипоксию, лечение светом, депривацию сна, бальнеотерапию, массаж и лечебную физкультуру, акупунктуру и др. В ряде случаев лучший эффект дает сочетание медикаментозных и немедикаментозных методов. Психотерапевтические методы. Депрессию невозможно лечить без психотерапии. Она должна быть направлена на устранение симптомов страдания (печали, тревоги, чувства вины расстройств настроения, мышления, улучшение мотивационных и физиологических симптомов. Успешно зарекомендовали себя приемы когнитивной психотерапии, психодинамической терапии, экзистенциальной психотерапии, но в каждом отдельном случае психотерапевту необходимо индивидуально подбирать тактику лечения, меняя ее в зависимости от динамики процесса [7, 10, 14].. Таким образом, при лечении депрессивных расстройств очень важна ранняя диагностика заболевания. Для успешного лечения депрессии необходим комплексный подход, включающий в себя биологическиую терапию, психотерапию, психологическую помощь и мероприятия, направленные на улучшение социальных отношений (психологическая работа с родителями, развитие у ребенка навыков социального взаимодействия и др.). Лечение депрессии довольно длительно, и по интенсивности и продолжительности должно соответствовать ее клиническим проявлениям, основным параметрам аффективной патологии, в частности, ее тяжести и структуре ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование, посвященное депрессивным состояниям в подростковом возрасте, позволило прийти к следующим выводам:1. Подростковый период является сложным для ребенка, поскольку одновременно происходит перестройка организма (половое созревание) и перестройка социальных ролей (формируется поведение, характерное для взрослого). Стрессовая нагрузка на подростка в этот период возрастает, потому что он живет в условиях «гормональной бури», эмоциональной нестабильности, сложных межличностных отношений в связи с осознанием себя и перестройкой социальных ролей. Это может негативно влиять на успешность обучения в целом, приводить к дезадаптации, конфликтам в школе и семье, еще больше усугубляя личностные проблемы ребенка. 2. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах.При неблагоприятном сочетании условий (биологических, психических, социальных) у подростков развиваются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональные деструкции), которые повышают риск возникновения психических расстройств, самыми частыми из которых являются депрессивные состояния. В частности, около 20% подростков страдают депрессиями, среди которых чаще всего встречаются тревожно-депрессивные расстройства. 3. Депрессия – это патологическое состояние, в основе которого лежит сниженное настроение. Оно может быть различным: подавленным, тоскливым, тревожным, боязливым, злым, раздражительным и др. Сниженное настроение – это ядро депрессии, но само по себе еще не является депрессией. Классическая депрессивная триада включает сочетание сниженного настроения, моторной и идеаторной (мыслительной) затороможенности. Еще три основных компонента депрессивного синдрома - соматические расстройства (повышенная утомляемость, головные боли, боли в животе, мышцах и др.), снижение витального тонуса (потеря аппетита, сонливость, снижение иммунитета и др.) и депрессивный бред (постоянные идеи виновности, самоуничижения, мысли о самоубийстве). Все это на фоне снижения самооценки, пессимизма, постоянного чувства неуверенности в себе,. Все это приводит к существенному снижению качества жизни ребенка и его дальнейшей социальной дезадаптации.4. Депрессивные расстройства у подростков представляет собой гетерогенную группу расстройств, диагностика и терапия которых до сих пор представляет собой сложную клиническую задачуСложность диагностики обусловлена субклиническим течением и маскированностью депрессии. Депрессия у подросков может скрываться под маской соматовегетативных, интеллектуальных и поведенческих нарушений. Также диагностику затрудняют особенности нервно-психического статуса подростков и возрастные особенности протекания депрессии, симптоматика которой отличается от симптоматики «взрослой» депрессии.5. Основные факторы, которые влияют на развитие депрессии – биологические (наследственная предрасположенность), психофизиологические (акцентуации характера с преобладанием гипотимных и психастенических личностных черт, состояние хронического стресса) и психосоциальные, которые отличаются большим разнообразием: низкий социальный статус, переезд семьи, отсутствие одного из родителей, изменение уровня жизни, ссоры, развод родителей, негативный психологический климат в семье (авторитарность, отсутствие любви, насилие), а также проблемы, связанные с обучением в школе и освоением образовательных программ.6. Для подростков с депрессивным расстройством характерны суицидальные мысли и суицидальное поведение. Поскольку депрессия у подростков распознается трудно, то часто именно попытка суицида становится «первым» сигналом для того, чтобы заподозрить депрессию.. Необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы вовремя оказать ему помощь.7. Риск развития депрессии снижают:улучшение психологического климата в семье, социальная активность подростка, расширение круга интересов, занятия спортом, успехи в какой-либо области деятельности. Для раннего выявления депрессивных состояний необходимы доверительные отношения, внимательность к изменениям в настроении и поведении подростка. Для скрининговой диагностики депрессий применяются опросники. Своевременная психологическая помощь может предотвратить развитие депрессивных состояний8. Раннее выявление депрессивных расстройств очень важно для успешной терапии, так как затяжные и повторные эпизоды депрессии хуже поддаются лечению как фармакологическими, так и психотерапевтическими методами. Для успешного лечения депрессии необходим комплексный подход, включающий в себя фармако- и физиотерапию, психотерапию, психологическую помощь, социальную поддержку. ЛИТЕРАТУРААйзман Н. И. Психологические основы безопасности человека: учеб. пособие / Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, С. М. Зиньковская/ — Новосибирск: АРТА, 2011. — 272 с.Алёхин, А.Н. Эмоционально-оценочные составляющие образа мира подростков с саморазрушающим поведением / А. Н. Алёхин, Н. Н. Королёва// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 90-98.Белогай, К.Н. Опыт использования методики "Детская шкала безнадежности" в процессе апробации скринингового метода исследования риска суицидального поведения подростков / К.Н.Белогай [и др.] // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – №. 24. - С. 3-22.Бутузова, Ю. С. Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению [Интернет-ресурс] / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4 (апрель). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16062.htm.(Дата обращения 10.12.2018).Вергунов, Е.Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической успеваемостью: дисс. ... канд. психол. наук.- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.:Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с. – С. 96.Гаджибабаева, Д.Р. Психофизиологические особенности созреваниямозговых структур в подростковом возрасте / Д. Р. Гаджибабаева // ктуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 3 (32). – С. 41-46.Данилина, В.С. Темперамент - психобиологическая основа личности / Данилина В.С. // Культура. Социум. Личность: сб. статей. –. 2015. – С. 25-28.Иванова Е.С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса / Е.С.Иванова // Психологическая диагностика. - 2008.- № 5.- С. 82-101.Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Питер, 2000 – 512 с.Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. — 416 с.Каташинская, Л.И. Некоторые психофизиологические показатели подростков и их учет при организации учебной деятельности / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // /Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – №3-6. – С. 1802-1805.Кравченко, Н.Е. Депрессивные состояния в подростковом возрасте / Н.Е.Кравченко // Участковый педиатр. 2015 - №02. - ПорталConsiliumMedicum: https://con-med.ru/magazines/pediatrist/pediatrist-02-2015/depressivnye_sostoyaniya_v_podrostkovom_vozraste/ (дата обращения: 11.12.2019).Крайг Г.. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 сМазаева, Н.А. Нозоспецифические и половозрастные особенности депрессий у подростков / Н.А. Мазаева, Н.Е. Кравченко // СТПН. – 2018. – №2. – С. 18-23.Мазур, Е.Н. Психофизиологические особенности развития подростка / Е.Н. Мазур // Мир науки и инноваций. – Вып. 1, Т. 8. – Иваново: Научный мир, 2015. – С.50-53.Мамцева, В.Н. Детская и подростковая психиатрия / В.Н. Мамцева; под ред. Ю. С. Шевченко. - М.: Медицина, 2003 - 432 с.Минутко В.Л. Депрессия / В.Л.Минутко. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 320 с.Мужиченко, М. В. Исследование состояния высшей нервной деятельности школьников в пубертатный период / М.В. Мужиченко // Logos et Praxis. –2008.– №2.- С. 157-152Нестеровский, Ю.Е. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога / Ю.Е. Нестеровский [и др.] // Consilium Medicum. 2017. – №2-3. – С. 28-33. Никитин, А.С. Причины появления девиантного поведения у подростков / А.С. Никитин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. С. – 35-37.Николаева, Е.И. Сравнительный анализ психологических характеристик подростков с разными типами психосоматического реагирования/ Е.И. Николаева, Е.Н. Грекова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. - № 26(2). – С. 64-69.Озерова, Ю. Л Социальная агрессивность подростков и телевидение [Текст] / Ю. Л Озерова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2008. – № 3. – С. 204-207.Полунина, А.Г. Депрессия как особый режим функционирования мозга: данные нейровизуализационных исследований / А.Г. Полунина, А.А. Гудкова, А.Б. Гехт // Журнал неврологии и психиатрии. – 2013. - № 1. – С. 69-76.Пыпа, Л.В. Депрессия и связанное с ней суицидальное поведение у детей и подростков: современные взгляды и состояние проблемы. Часть 1 8 Л.В.Пыпа [и др.]// ЗР. – 2014. – №6 (57). – С. 92-99.Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Смулевич, А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей / А.Б. Смулевич. – М. : Медицинское информационное агентство, 2001. – 256 с.Смулевич, А.Б., Депрессия — актуальные проблемы систематики / А.Б. Смулевич, Э.Б. Дубницкая // Журнал неврологии и психиатрии. – 2012. - № 11. - Вып. 2. – С. 11-20.Соколова Н.В. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде / Соколова Н.В. [и др.]. // Гигигена и санитария. – 2015. - № 9. – С. 27-29.Соловьева, С.Л. Депрессия в терапевтической клинике / С.Л. Соловьева, Ю.П. Успенский, Е.В.Балукова.– Спб. : ИнформМед, 2008. – 204 с.Солодкая, Е.В. Клинические особенности и факторы риска непсихотических депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный медицинский журнал. – 2016. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskie-osobennosti-i-faktory-riska-nepsihoticheskih-depressivnyh-rasstroystv-u-podrostkov (дата обращения: 11.12.2019).Солодкая, Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный медицинский журнал. –2014. –№2. – С. 127-133.Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 362 с.Цыганков, Б.Д. Психиатрия руководство для врачей /, Б.Д. Цыганков, С.А. Овсянников. – М. : ГЭОТАР-медиа, 2011. – 492 с.Шкала депрессии Бека (подростковая версия) [Интернет-ресурс] – URL : https://www.b17.ru/tests/bdi_teen/ (Дата обращения 11.12.2019) Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков/Л.Б.Шнейдер. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.Шрейбер, Т.В. Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников [Текст] / Т.В. Шрейбер // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – № 3-2. – С. 74-84.Приложение 1
1. Айзман Н. И. Психологические основы безопасности человека: учеб. пособие / Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, С. М. Зиньковская/ — Новосибирск: АРТА, 2011. — 272 с.
2. Алёхин, А.Н. Эмоционально-оценочные составляющие образа мира подростков с саморазрушающим поведением / А. Н. Алёхин, Н. Н. Королёва// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 90-98.
3. Белогай, К.Н. Опыт использования методики "Детская шкала безнадеж-ности" в процессе апробации скринингового метода исследования риска суицидального поведения подростков / К.Н.Белогай [и др.] // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – №. 24. - С. 3-22.
4. Бутузова, Ю. С. Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению [Интернет-ресурс] / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4 (апрель). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16062.htm.(Дата обращения 10.12.2018).
5. Вергунов, Е.Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической успеваемостью: дисс. ... канд. психол. наук.- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.:
6. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с. – С. 96.
7. Гаджибабаева, Д.Р. Психофизиологические особенности созреваниямозговых структур в подростковом возрасте / Д. Р. Гаджибабаева // ктуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 3 (32). – С. 41-46.
8. Данилина, В.С. Темперамент - психобиологическая основа личности / Данилина В.С. // Культура. Социум. Личность: сб. статей. –. 2015. – С. 25-28.
9. Иванова Е.С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса / Е.С.Иванова // Психологическая диагностика. - 2008.- № 5.- С. 82-101.
10. Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
11. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
12. Каташинская, Л.И. Некоторые психофизиологические показатели подростков и их учет при организации учебной деятельности / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // /Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – №3-6. – С. 1802-1805.
13. Кравченко, Н.Е. Депрессивные состояния в подростковом возрасте / Н.Е.Кравченко // Участковый педиатр. 2015 - №02. - ПорталConsiliumMedicum: https://con-med.ru/magazines/pediatrist/pediatrist-02-2015/depressivnye_sostoyaniya_v_podrostkovom_vozraste/ (дата обращения: 11.12.2019).
14. Крайг Г.. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с
15. Мазаева, Н.А. Нозоспецифические и половозрастные особенности де-прессий у подростков / Н.А. Мазаева, Н.Е. Кравченко // СТПН. – 2018. – №2. – С. 18-23.
16. Мазур, Е.Н. Психофизиологические особенности развития подростка / Е.Н. Мазур // Мир науки и инноваций. – Вып. 1, Т. 8. – Иваново: Научный мир, 2015. – С.50-53.
17. Мамцева, В.Н. Детская и подростковая психиатрия / В.Н. Мамцева; под ред. Ю. С. Шевченко. - М.: Медицина, 2003 - 432 с.
18. Минутко В.Л. Депрессия / В.Л.Минутко. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 320 с.
19. Мужиченко, М. В. Исследование состояния высшей нервной деятельности школьников в пубертатный период / М.В. Мужиченко // Logos et Praxis. –2008.– №2.- С. 157-152
20. Нестеровский, Ю.Е. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога / Ю.Е. Нестеровский [и др.] // Consilium Medicum. 2017. – №2-3. – С. 28-33.
21. Никитин, А.С. Причины появления девиантного поведения у подростков / А.С. Никитин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. С. – 35-37.
22. Николаева, Е.И. Сравнительный анализ психологических характеристик подростков с разными типами психосоматического реагирования/ Е.И. Николаева, Е.Н. Грекова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. - № 26(2). – С. 64-69.
23. Озерова, Ю. Л Социальная агрессивность подростков и телевидение [Текст] / Ю. Л Озерова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2008. – № 3. – С. 204-207.
24. Полунина, А.Г. Депрессия как особый режим функционирования мозга: данные нейровизуализационных исследований / А.Г. Полунина, А.А. Гудкова, А.Б. Гехт // Журнал неврологии и психиатрии. – 2013. - № 1. – С. 69-76.
25. Пыпа, Л.В. Депрессия и связанное с ней суицидальное поведение у детей и подростков: современные взгляды и состояние проблемы. Часть 1 8 Л.В.Пыпа [и др.]// ЗР. – 2014. – №6 (57). – С. 92-99.
26. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
27. Смулевич, А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей / А.Б. Смулевич. – М. : Медицинское информационное агентство, 2001. – 256 с.
28. Смулевич, А.Б., Депрессия — актуальные проблемы систематики / А.Б. Смулевич, Э.Б. Дубницкая // Журнал неврологии и психиатрии. – 2012. - № 11. - Вып. 2. – С. 11-20.
29. Соколова Н.В. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде / Соколова Н.В. [и др.]. // Гигигена и санитария. – 2015. - № 9. – С. 27-29.
30. Соловьева, С.Л. Депрессия в терапевтической клинике / С.Л. Соловьева, Ю.П. Успенский, Е.В.Балукова.– Спб. : ИнформМед, 2008. – 204 с.
31. Солодкая, Е.В. Клинические особенности и факторы риска непсихотических депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный медицинский журнал. – 2016. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskie-osobennosti-i-faktory-riska-nepsihoticheskih-depressivnyh-rasstroystv-u-podrostkov (дата обращения: 11.12.2019).
32. Солодкая, Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный медицинский журнал. –2014. –№2. – С. 127-133.
33. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 362 с.
34. Цыганков, Б.Д. Психиатрия руководство для врачей /, Б.Д. Цыганков, С.А. Овсянников. – М. : ГЭОТАР-медиа, 2011. – 492 с.
35. Шкала депрессии Бека (подростковая версия) [Интернет-ресурс] – URL : https://www.b17.ru/tests/bdi_teen/ (Дата обращения 11.12.2019)
36. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков/Л.Б.Шнейдер. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.
37. Шрейбер, Т.В. Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников [Текст] / Т.В. Шрейбер // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – № 3-2. – С. 74-84.
Вопрос-ответ:
Какие изменения происходят в нервной системе у подростков?
В подростковом возрасте происходят структурные и функциональные изменения в нервной системе. Например, наблюдается синаптическая перестройка, изменение размеров и пластичность головного мозга, а также изменение активности некоторых нейромедиаторов.
Какие аспекты когнитивной и эмоциональной сферы подростков анализируются?
Анализируются различные аспекты когнитивной и эмоциональной сферы подростков, такие как особенности мышления и памяти, эмоциональная регуляция, самооценка и взаимоотношения с окружающими.
Какие эмоциональные деструкции встречаются у подростков?
В подростковом возрасте может наблюдаться ряд эмоциональных деструкций, таких как депрессия, тревожность, агрессивность, возрастные кризисы. Все эти состояния могут иметь негативные последствия для психического и психологического развития подростка.
Что такое депрессия и какие у нее признаки?
Депрессия - это серьезное психическое расстройство, которое характеризуется глубокими чувствами отчаяния, печали, утраты интереса к жизни и нарушением повседневной деятельности. У депрессии есть различные симптомы, такие как пониженное настроение, усталость, потеря аппетита, проблемы с сном, отчуждение от окружающих и суицидальные мысли.
Какие особенности проявления депрессивных состояний у подростков?
У подростков депрессивные состояния могут проявляться по-разному, но есть некоторые общие особенности. Например, подростки могут испытывать чувство пустоты или утраты, иметь проблемы с концентрацией, изменения в поведении (например, избегание общения или учебы), а также физические симптомы, такие как головные боли или жалобы на боли в животе.
Какие изменения происходят в нервной системе подростка?
Основные изменения в нервной системе подростка включают структурные и функциональные изменения, которые происходят вместе с ростом и развитием организма. Это включает изменения в нейронной сети, миелинизацию нервных волокон, изменения в деятельности нейромедиаторов и нейрофакторов и т.д.
Какие аспекты когнитивной и эмоциональной сферы подростков анализируются?
В когнитивной и эмоциональной сфере подростков анализируются такие аспекты, как мышление, память, внимание, способность к абстрактному мышлению, решение проблем, эмоциональная регуляция, самооценка, самопонимание и другие факторы, которые могут влиять на их психическое состояние.
Какие эмоциональные деструкции могут проявляться у подростков?
У подростков могут проявляться различные эмоциональные деструкции, такие как тревожность, апатия, раздражительность, чувство вины, повышенная уязвимость, потеря интереса к жизни, изменения настроения, соматические симптомы и другие проявления, которые могут свидетельствовать о наличии депрессивного состояния.
Что такое депрессия и какие могут быть ее симптомы?
Депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся настроением пониженной жизненной активности, потерей интереса к обычным делам, снижением самооценки, затрудненной концентрацией внимания, нарушениями сна и аппетита, чувством усталости, раздражительностью и другими симптомами. Кроме того, могут наблюдаться суицидальные мысли и поведение.
Какие особенности проявления депрессивных состояний у подростков?
У подростков депрессивные состояния могут проявляться более ярко, чем у взрослых, поскольку в данном возрасте происходят интенсивные физиологические и психологические изменения. Они могут сопровождаться ухудшением академической успеваемости, социальной изоляцией, поведенческими проблемами и другими особенностями, связанными с этим возрастным периодом.
Какие изменения происходят в нервной системе подростка?
В подростковом возрасте происходят структурные и функциональные изменения нервной системы. Например, происходит увеличение размеров мозга, снижение плотности серого вещества и изменение активности различных областей головного мозга.