практикум по логике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логика
  • 39 39 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Методические рекомендации по выполнению практикума……………. 2
2 Работа 1 «Понятие: отношения между понятиями и логические операции с
понятием»…………………………………….……………..... 5
3 Работа 2 «Суждение: виды, формализация суждений» …………………………….. 14
4 Работа 3 «Правильность демонстративных умозаключений» ……………………… 18
5 Список основной литературы…………………………………………….. 29
6 Словарь основных понятий и терминов…………………………………. 30
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИКУМА
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле...»
Аристотель
Изучение логики составляет основу культуры мышления любого человека, но овладение приемами и методами логики имеет особое значение для сотрудника органов внутренних дел. Работа сотрудника ОВД требует самого пристального внимания к правильности применения логических приемов и методов (определений, аргументации и т.п.).
Значимость логических структур в юридическом мышлении определена самой природой права. Формальная сторона в нем играет существенную роль, поскольку здесь особенно требуются точность, недвусмысленность исходных понятий, строгость рассуждений, обоснованность выводов. Степень владения логическими средствами является показателем уровня логической культуры специалиста. Логика является важнейшей методологической основой формирования общекультурных и профессиональных компетенций сотрудника ОВД.
Логическое мышление не является изначально данным человеку, поэтому его можно и необходимо развивать. Решить эту задачу невозможно без информации об универсалиях формальной логики: о понятиях, суждениях, умозаключениях. Однако, теория – лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Важнейшую роль в формировании этих навыков играют систематические упражнения в решении логических задач, в применении логических приемов

и операций. Наличие этих навыков является основным для вашего успешного и полного освоения учебной программы курса.
Практикум предназначен для самостоятельного выполнения слушателями практических работ, предусмотренных планом изучения дисциплины Логика.
Номера вариантов практикума должны соответствовать сумме двух последних цифр номера зачетной книжки слушателя:
1 вариант - сумма двух последних цифр номера зачетной книжки равна 1 (например ..01; ..10),
2 вариант - сумма двух последних цифр номера зачетной книжки равна 2 (например ..02; ..11, ..20),
3 вариант - сумма двух последних цифр номера зачетной книжки равна 3 (например ..03; ..12, ..21, ..30),
4 вариант - сумма двух последних цифр номера зачетной книжки равна 4 (например ..04; ..13, ..22, ..31, ..40),
…………………………………………………………
17 вариант - сумма двух последних цифр номера зачетной книжки равна 17 (например ..89, ..98).
18 вариант - сумма двух последних цифр номера зачетной книжки равна 18 (например ..99).
Варианты заданий приведены в Приложении1.
Для выполнения практикума необходимо распечатать практикум в объеме со стр.3 по стр.34, а также приложить распечатанный вариант задания.
В тексте практикума необходимо заполнить теоретическую часть и выполнить необходимые задания. Работа выполняется письменно (но не на компьютере). Работы выполненные другим образом будут возвращены на переработку.


1 Приложение утверждается на заседании кафедры каждый учебный год и размещается в базе электронного УМК.

Сроки представления работ устанавливаются учебным планом и указываются в расписании занятий. За две недели до проведения экзаменационной сессии работа должна быть сдана в секретариат Университета.
Практикум состоит из отдельных работ, выполняемых обучающимися в часы самостоятельной работы. Последовательность выполнения практических работ должны соответствовать порядку изучаемых тем. При выполнении заданий слушателям наряду с рекомендованной литературой следует пользоваться алгоритмами решения задач, приведенных в практикуме и учебно-методическими материалами кафедры философии.
При решении задач необходимо руководствоваться следующими методическими советами:
1. До решения задач необходимо усвоить теоретический материал. Кроме учебника могут быть использованы другие пособия по логике, указанные в списке основной литературы.
2. Решение задач следует производить по мере последовательного изучения отдельных разделов всего теоретического курса. Переходить к решению задач следующего раздела нужно после того, как разобраны задачи предыдущего раздела курса.
3. Перед выполнением каждого нового задания обратитесь к анализу тех образцов решения задач и их записи, которые приведены в начале каждого практического задания.
4. Решение логических задач требует применения выработанных формализованных процедур.

Работа 1.
Понятие: отношения между понятиями и логические операции с понятием
Задание 1. Подберите понятия, находящиеся в логических отношениях с данным понятием.
Перед тем как приступить к решению данного задания ответьте на следующие вопросы:
Понятие - это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. Признаки должны быть существенными. Существенным называется признак, определяющий качественную специфику тех или иных предметов и отличающий данный предмет от всех остальных. Например, для понятия «дерево» существенными будут такие признаки, как корень, ствол и крона. Листва будет для этого понятия несущественным признаком, потому что есть ещё и хвойные деревья.
Понятие, как и всякая мысль, выражается словами. В простейшем случае его можно выразить одним словом (например, дерево, студент). Многие понятия могут быть выражены только словосочетаниями, которые называются дескриптивными (описательными) выражениями (например, демократический режим).
Структурными элементами понятия являются 1) содержание, 2) объём.
Содержание понятия – это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии. Это качественный параметр понятия.
Объем понятия - это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, т.е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия. Это количественный параметр понятия.
Связь между содержанием и объёмом понятия выражается в логическом законе обратного отношения между ними, который можно сформулировать так: пусть имеются два понятия, содержание одного из которых меньше содержания другого, тогда объём первого больше объёма второго.
Пример. Содержание понятия «студент» определено признаком «обучаться в высшем учебном заведении». Его объём – класс всех людей, обучающихся в вузах. Увеличим содержание этого понятия (введём новый признак): «обучаться на историко-политологическом факультете». Такое увеличение содержания приводит к появлению понятия с меньшим объёмом, - «студент-политолог», - поскольку теперь рассматриваются те студенты, которые обучаются только на историко-политологическом факультете специальности «государственное муниципальное управление».
По содержанию различают сравнимые и несравнимые понятия. Несравнимыми называются понятия, в содержании которых нет общего родового признака (они не принадлежат к одному роду). Например, «тангенс» (род – «тригонометрическая функция») и «дерево» (род – «растение»). Сравнимые – понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий существенный признак (они принадлежат к одному роду). Например, понятия «политология» и «логика» имеют общее родовое понятие «наука».
Сравнимые понятия по объёму разделяются на совместимые и несовместимые. Понятия совместимы, если они имеют общие элементы объёма. Совместимые понятия могут находиться в следующих отношениях:
- равнозначность (равнообъёмность, эквивалентность) – объёмы этих понятий полностью совпадают, например, Москва – самый большой город России – столица РФ;
- пересечение (перекрещивание) – объём одного из понятий частично входит в объём другого, а объём другого частично входит в объём первого. Например, «лыжник» и «стрелок» - общая часть в результате пересечения объёмов двух понятий даёт объём нового понятия («биатлонист»);
- подчинение (включение) – объём одного понятия полностью входит в объём другого, но не исчерпывает его. Например, «литературное направление» и «романтизм». Понятие большего объёма («литературное направление») называется подчиняющим, а понятие меньшего объёма («романтизм») называется подчинённым.
Понятия несовместимы, если они не имеют общих элементов объёма. Для изображения отношений несовместимых понятий нужно ввести более широкое по объёму понятие, которое включало бы объёмы несовместимых понятий. Несовместимые понятия могут находиться по отношению друг к другу в следующих отношениях:
- противоположность (контрарность) – слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами (например, белый и чёрный);
- противоречие (контрадикторность) – эти понятия полностью исчерпывают объём универсального понятия (например, законный и незаконный);
- соподчинение (координация) – понятия совместно подчинены третьему понятию, как виды подчинены роду, при этом объёмы данных понятий не исчерпывают объём родового понятия. Например, «берёза» и «баобаб» имеют родовое понятие «дерево».
А теперь приступим к решению задания.
Выпишите понятие, соответствующее вашему варианту для задания 1 из Приложения «кража».
Обозначим это понятие символом А.
Фрагмент для ознакомления

При необходимости определить фигуру силлогизма и проверить специальные правилафигуры.Если в посылках правила выполнены, то выводим форму заключения. Если в посылках правила нарушаются – форма заключения невыводится.По полученной форме заключения формулируемвысказывание.А теперь приступим к решению задания.Выпишите высказывания, соответствующее вашему варианту для задания 4 из Приложения и обозначьте термины силлогизма:1 посылка:некоторые преступления являются умышленными2 посылка:причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – преступление2.Запишителогическуюформупосылоксиллогизмаиобозначьте распределенностьтерминов:M-P-S+M-3. Проверка правил терминов силлогизма:нарушено правило среднего термина – средний термин не распределен ни в одной из посылок4. Проверка правил посылок силлогизма:нарушено правило терминов – если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным суждением, а оно – общее В посылках правила посылокитерминовне соблюдены,значит достоверное заключение получить не получаетсяЗаписываем форму заключения:всеS есть PФормулируем высказывание по форме заключения: причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности является умышленнымЗадание 5. Проверьте правильность умозаключения с помощью правил построения или правильных модусов.Передтемкакприступитькрешениюданногозаданияответьтена следующиевопросы:Умозаключением из сложных суждений называют умозаключение дедуктивный вывод из сложных сужденийВиды умозаключений из сложных суждений:чисто условное (посылки – только условные суждения), условно-категорическое (одна посылка – условное суждение, вторая – категорическое), разделительно-категорическое (одна посылка – разделительное суждение, второе – категорическое), условно-разделительное (одна посылка – условное суждение, вторая – разделительное)Правила построения условно-категорического умозаключения:- в утверждающем правильном модусе заключение получается путем перехода от утверждения основания к утверждению следствия- в отрицающем правильном модусе заключение получается путем перехода от отрицания следствия к отрицанию основанияПравила построения разделительно-категорического умозаключения:- в утверждающе-отрицающем правильном модусе утверждая одну альтернативу, отрицают все остальные- в отрицающе-утверждающем модусе: отрицая несколько альтернатив, утверждают однуПравила построения чисто условного умозаключения:следствие следствия есть следствие основанияПравильные модусы условно-разделительного умозаключения (дилеммы):1) [(P → Q) ˅ (S → Q), (P ˅ S)] → Q2) [(Q → P) ˅ (Q → S), (P ˅ S)] → Q3) [(P → Q) ˅ (S → T), (P ˅ S)] → (Q ˅ T)4) [(P → Q) ˅ (S → T), (Q ˅ T)] → (P ˅ S)Алгоритм решенияВыявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, каждую посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключениячертой.Определить простые суждения в составе умозаключения и обозначить их символами (p, q, r, s, t).Определить логическую связь между простыми суждениями впосылках.Записать логическую формуумозаключения.Определить вид умозаключения из сложных суждений и егомодус.Проверить выполнение правил построения данного умозаключения для этогомодуса.Сделать вывод о форме умозаключения и о содержаниизаключения.А теперь приступим к решению задания.Выпишите рассуждение, соответствующее вашему варианту для задания 5 из Приложения «Следствию известно, что пожар на складе мог произойти или в результате небрежного обращения с огнем, или в результате поджога, или по причине неисправной электропроводки. Доказано, что пожар не произошел ни в результате небрежного обращения с огнем, ни по причине неисправной электропроводки. Значит, пожар произошел в результате поджога»Записываем рассуждение в форме умозаключения и определяем простые суждения в составеумозаключения:Посылка:Следствию известно, что пожар на складе мог произойти или в результате небрежного обращения с огнем(P), или в результате поджога(Q), или по причине неисправной электропроводки(S)Посылка:Доказано, что пожар не произошел ни в результате небрежного обращения с огнем(P), ни по причине неисправной электропроводки(S)Заключение: пожар произошел в результате поджога(Q)Записываем логическую формуумозаключения:[(P ʬ Q ʬ S), (P ˄ S)] → Q5. Данное умозаключение являетсяразделительно-категорическим силлогизмом, модус – отрицающе-утверждающий4. Проверка правил отрицающегомодусаразделительно-категорического умозаключения:все правила соблюдены5. Данное умозаключение поформеявляется правильным,а заключение по содержаниюистинно и достоверноЗадание 6. Выведите достоверное заключение из посылок (если это возможно) и докажите его истинность.Алгоритм решенияЗаписать высказывания в качестве посылокумозаключения.Определить простые суждения в составе посылок и обозначить их символами (p, q, r, s, t).Определить логическую связь между простыми суждениями впосылках.Записать логическую форму посылок. Определить вид умозаключения имодус.Если в посылках правила выполнены, то выводим форму заключения. Если в посылках правила нарушаются – форма заключения невыводится.По полученной форме заключения формулируемвысказывание.А теперь приступим к решению задания.Выпишите высказывания, соответствующее вашему варианту для задания 6 из Приложения в качестве посылок для умозаключения и обозначьте простые суждения в составепосылок:Если наука идет от заранее обозначенного идеала к жизни(P), то она обречена на схоластику (Q). Если же она идет от жизни к идеалу (P), то она становится плодотворной (S). Наука может идти или от идеала к жизни (P)или от жизни к идеалу (P). Следовательно, ... Запишите логическую формупосылок:[(P → Q) (P →S), (P ʬ P)]→ (Q ʬ S)3. Вид умозаключения: простоя конструктивная дилемма умозаключение4. Модус умозаключения: конструктивная дилеммаВпосылкахправиламодусавыполняются,значит достоверное заключение получитьвозможноЗаписываем форму заключения:(Q ʬ S)Формулируем высказывание по форме заключения:наука обречена на схоластику или становится плодотворнойСПИСОК ОСНОВНОЙЛИТЕРАТУРЫДемидов И.В. Логика [Электронный ресурс]: учебник/ Демидов И.В.– Электрон.текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 348 c. – Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/10936. – ЭБС«IPRbooks»Спирин А.Д. Логика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Спирин А.Д.– Электрон. текстовые данные. – М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. – 130 c.– Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/41195.html. – ЭБС«IPRbooks»Грядовой Д.И. Логика: Общий курс формальной логики: Учебник. М., 2010.Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения: Учебное пособие. М.,2010.Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебник - М.: Проспект,2015.Ганс Е.С., Новиченко А.С., Фролова Т.Н. Логика: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М.,2005.Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. М., 2004.Стрелкова Н.В., Фролова Т.Н. Логика. Учебное пособие. М.,2017.СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВАлгоритм - набор правил, позволяющий решать любую задачу из класса однотипных задач Антецедент и консеквент - два высказывания, из которых с помощью логической операции импликации («если..., то ...») образуется сложное импликативное высказывание. А. — высказывание, вводимое «если», К. — высказывание, вводимое «то». Два высказывания, составляющие условное высказывание, именуются также основанием и следствиемВывод логический - рассуждение, в ходе которого из к.-л. исходных суждений — посылок — с помощью логических правил получают заключение — новое суждениеДедукция - переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Д. от истинных посылок всегда ведет к истинному заключениюДеление дихотомическое - деление понятия на два видовых понятия, находящихся в отношении контрадикторностиДеление по видоизменению признака - Деление понятия на виды по определенному признаку Деление понятия - Логическая операция, раскрывающая объем понятия. На основании признака (основания деления) объем делимого понятия (родового) распределяется на подклассы (видовые понятия)Дизъюнкция логическая - операция — аналог употребления союза «или» в обычном языке, с помощьюкоторойиздвухилиболееисходныхсужденийстроитсяновоесуждениеДилемма - условно-разделительное умозаключение, т. е. умозаключение, посылками которого являются условные и разделительныесужденияДихотомия - деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятияДостаточного основания закон - требование обоснованности знания, т.е. для каждого утверждения должны указываться основания, в силу которых оно принимается и считается истиннымЗакон обратного отношения между содержанием и объемом понятия - чем большеобъем понятия, тем меньше его содержание, инаоборотИмпликация - логическая связка, указывающая, что одна ситуация является достаточным условием для возникновения другой ситуацииИсключенного третьего закон - логический закон, согласно которому истинноилисамо высказывание, или егоотрицаниеИстина - мысль или высказывание, соответствующие действительностиКвадрат логический - диаграмма, служащая для мнемонического запоминания некоторых логических соотношений между общеутвердительными (А), общеотрицательными (Е), частноутвердительными (I) и частноотрицательными суждениями(О)Классификация - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятияКонъюнкция - логическая операция, с помощью которой два или более высказываний объединяются в новое сложное высказываниеКруг в определении - логическая ошибка, состоящая в том, что при определении некоторого понятия в определяющей части используется понятие, которое, в свою очередь, определяется с помощью данного определяемогопонятияЛогика - наука о законах и формах правильного мышленияЛогика формальная - наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отвлечении от содержанияМодус и атрибут - философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. Атрибут - неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. В логике модус - разновидность некоторой общей схемырассужденияМодус понендо толленс - схема рассуждения от утверждения двух взаимоисключающих альтернатив и установления того, какая из них имеет место, осуществляется переход к отрицанию второй альтернативы: либо первое, либо второе, но не оба вместе; есть первое, значит, второго нетМодус поненс - схема рассуждения, позволяющая от утверждения условного высказывания и утверждения его основания (антецедента) перейти к утверждению следствия (консеквента) этого высказыванияМодус толлендо поненс - схема рассуждения, обозначающая разделительно-категорическое умозаключение: первое или второе; не первое; значит, второеМодус толленс - схема рассуждения от утверждения условного высказывания и отрицания его следствия (консеквента) осуществляется переход к отрицанию основания (антецедента) данного высказыванияНе следует - логическая ошибка в доказательстве некоторого тезиса, заключающаяся в том, что между аргументами доказательства и его тезисом отсутствует логическая связь, вследствие чего аргументы не обосновывают истинности доказываемоготезисаНепосредственное умозаключение - умозаключение из одной посылкиНепротиворечия закон - логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истиннымиНесовместимые понятия - понятия, у которых общие элементы объема отсутствуютОбобщение понятия - логическая операция, состоящая в переходе от видового понятия к родовому (от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием)Обращение - вид непосредственного умозаключения, в котором вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а субъекта посылки - на место предикатаОграничение понятия - логическая операция, состоящая в переходе от родового понятия к видовому (от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием)Определение генетическое - родо-видовое определение, в котором спецификация определяемого предмета осуществляется путем указания способа его образования, возникновения, получения или построенияОпределение неявное - определение, не имеющее формы равенства определяемого и определяющего Определение номинальное - определение, выражающее требование, как должно употребляться вводимоепонятиеОпределение понятия - логическая операция, раскрывающая содержание понятияОпределение реальное - определение, дающее описание каких-то объектовОпределение через род и видовое отличие - определение, в котором предметы определяемого понятия вводятся в объем более широкого понятия и при этом с помощью отличительных признаков (видовое отличие) выделяются среди предметов этого более широкого понятияОпределение явное - определение, имеющее форму равенства между определяемым и определяющим понятиямиОснование и следствие - части условного высказывания, устанавливающего, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле условием или основанием для другогоОшибка логическая - нарушения к.-л. законов, правил и схем логикиПерекрещивающиеся понятия - понятия, имеющие некоторые общие элементы своих объемов Подчиненные понятия - понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого понятия, но его не исчерпываетПонятие - форма мышления, отражающая предметы в их существенных признакахПоспешное обобщение - логическая ошибка в индуктивном выводе, которая заключается в том, что, рассмотрев несколько частных случаев из какого-либо класса явлений, делают вывод обо всем классе Правильность логическая - соответствие законам и правилам формальной логикиПревращение - вид непосредственного умозаключения, характеризующегося тем, что предикат в исходных суждениях заменяется на противоречащий, при этом качество суждения изменяется, а его общность (т.е. количество суждения) остается прежнейПредикат - языковое выражение, обозначающее какое-то свойство или отношение Противоположность логическая - вид отношения между противоположными понятиями или суждениямиПротивопоставление предикату - вид непосредственного умозаключения, в котором субъектом заключения является понятие, противоречащее предикату посылки, предикатом является субъект посылки, а связка изменяется на противоположнуюПротиворечащие понятия - понятия, объемы которых исчерпывают родовое понятие, но не имеют общих элементов в своих объемахРавнообъемность - отношение между понятиями, объемы которых совпадаютРазделительное суждение - дизъюнктивное (от лат. disjunctio — разобщаю) сложное суждение, образованное из двух или большего числа суждений с помощью логической связки «или» Разделительно-категорическое умозаключение - умозаключение, в котором одна из посылок — разделительное суждение, а другая — категорическоеСвязка - элемент простого суждения, соединяющий субъект и предикатСиллогизм категорический - дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений, имеющих субъектно-предикатную форму, следует новое суждение (заключение), имеющее также субъектно- предикатную формуСледование логическое - отношение, существующее между посылками и обоснованно выводимыми из них заключениямиСложное высказывание - высказывание, полученное с помощью логических связок из простых высказыванийСовместимые понятия - понятия, имеющие общие элементы объемаСоподчиненные понятия - понятия, объемы которых не имеют общих элементов, а их объемы не исчерпывают объем родового понятияСуждение - форма мышления, отражающая предметы в их связях и отношениях.Суждение категорическое - суждение, в котором предикат утверждается или отрицается относительно субъекта безусловноТаблица истинности - таблица, с помощью которой устанавливается истинностноезначение сложноговысказыванияприданныхзначенияхвходящихвнегопростыхвысказыванийТождества закон - логический закон, согласно которому всякое высказывание влечет (имплицирует) само себяУмозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключениемУсловное высказывание - сложное высказывание, формулируемое обычно с помощью связки «если..., то...» и устанавливающее, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле основанием или условием другогоУсловное умозаключение - умозаключение, включающее посылки, представляющие собой условные сужденияУчетверение терминов - логическая ошибка в простом категорическом силлогизме, обусловленная тем, что в силлогизме слово, играющее роль среднего термина, в одной посылке выражает одно понятие,авдругойпосылке—иноепонятиеФорма логическая - способ связи структурных элементов мыслиЧастное суждение - суждение, имеющее логическую структуру «Некоторые S суть Р» (частноутвердительное суждение) или «Некоторые S не есть Р» (частноотрицательное суждение).Эйлера круги - геометрическая наглядная иллюстрация объемов понятий и отношений между ними с помощью круговЯзык логики - специально создаваемый современной логикой для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее№ работы№ заданияВариант 3Работа 1Задание 1ПреступлениеЗадание 2Свидетельпроисшествия–виновникпроисшествия–водитель автомобиля – пешеходЗадание 3КражаЗадание 4Арендаторомназываетсячеловек,получающийза определенную плату землю во временноепользование.Задание 5НатерриторииРоссийскойФедерации классифицируются следующие виды правовой ответственности:уголовная,дисциплинарнаягражданско-правовая, материальная.Работа 2Задание 1Некоторые государства не являются членами ООН.Задание 2Суд оставляет заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования споров, заявление подано недееспособным лицом,атакже других случаях, предусмотренных федеральным законом.Работа 3Задание 1Ни один европейский город не находится в южномполушарии.Задание 2Все участники совещания являются юристами, так как некоторые юристы – следователи, а всеучастникисовещания – следователи.Задание 3Вомногихэкономическиразвитыхстранахрастет преступность.США–экономическиразвитаястрана.Следовательно, в США растет преступность.Задание 4Некоторыепреступленияявляютсяумышленными. Причинение тяжкого вреда здоровью понеосторожности– преступление. Следовательно, …Задание 5Следствию известно, что пожар на складе мог произойти или в результате небрежного обращения с огнем, или в результате поджога, или по причине неисправной электропроводки. Доказано, что пожар не произошел ни в результате небрежного обращения с огнем, ни по причине неисправной электропроводки. Значит,пожарпроизошел в результате поджога.Задание 6Если наука идет от заранее обозначенного идеала к жизни, то она обречена на схоластику. Если же она идет от жизни к идеалу, то она становится плодотворной. Наукаможетидтиилиотидеалакжизниилиотжизникидеалу. Следовательно, ...

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демидов И.В. Логика [Электронный ресурс]: учебник/ Демидов И.В.– Электрон.текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 348 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10936. – ЭБС «IPRbooks»
2. Спирин А.Д. Логика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Спирин А.Д.– Электрон. текстовые данные. – М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. – 130 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41195.html. – ЭБС «IPRbooks»
3. Грядовой Д.И. Логика: Общий курс формальной логики: Учебник. М., 2010.