Католические общины в российской империи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 17 17 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 12.01.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. История появления и развития католичества в России до начала правления Петра I 5
2. Католицизм в Российской империи 8
3. Католические общины в Сибири и Зауралье 13
Заключение 18
Список используемых источников 20

Фрагмент для ознакомления

Также среди общества того времени существовало приравнивание понятия «католик» к слову «поляк», по аналогии «русский» = «православный».Со временем появляется необходимость русификации католической церкви в Сибири. На фоне того, как прихожане в большей части стали забывать родной язык, возникла необходимость в исполнении долга священником на государственном языке. Однако, процесс «русификации» затянулся – нельзя было для работы священника ввести русский язык без разрешения архиепархиальных властей. В то же время церковь для поляков и литовцев была частью национальной культуры и с их стороны негативно расценивались появление русских в католической церкви и присутствие русского языка в паралитургии. Отчасти проблема была решена манифестом 1905 года, разрешающего переход из христианства в другие христианские конфессии. В случае перехода русских в католическую церковь перед священниками вставал вопрос каким образом в этом случае исполнять свою задачу. Еще одной проблемой католической церкви в Сибири являлось низкое денежное содержание священников. В связи с этим церковное руководство вынуждено было изменять границы приходов, чтобы входящее в состав прихода количество деревень и городских общин могло обеспечить священнику прожиточный минимум. С просьбой прислать священника обращались зачастую деревни, состоящие из католиков одной национальности, недавно переехавшие в Сибирь и по факту не обжились.Также помимо натурального содержания священника – крова, пищи и отопления, необходимы были немалые деньги для проезда по всему своему приходу. ВXIX веке священники являлись государственными служащими, получавшими денежное содержание и деньги на объезд приходов, так как большинство прихожан являлись ссыльными и поселенцами.В городе Курган упоминания о римско-католической общине города относится к 1900 году, когда рассматривался вопрос необходимости строительства католического храма, который впоследствии был построен в 1902 году. Упоминание датируется данным периодам не случайно: в конце XIX – начале XX вв. через город прошла Сибирская железная дорога. Среди специалистов, участвующих в строительстве было много выходцев из западных российских губерний, традиционно придерживавшихся римско-католической вер. А к 1904 г. количество католиков в городе перешагнуло за цифру 400.Позже, в разгар Первой мировой войны, возросло число прихожан в связи с хлынувшим потоком беженцев, в большинстве своем из западной части империи, а также более ссылки 3000 тысяч военнопленных, подданных Германии и Австро-Венгрии в Курганский уезд.ЗаключениеВ ходе выполнения работы было установлено, что подавляющее большинство католиков в Российской империи были иностранными гражданами - поляками, литовцами, белорусами и немцами, появившимися вследствие завоевания других стран, а также в результате миграции в рамках территории империи и за ее пределами. Исходя из данных факторов, католические общины того периода в большей своей части были сосредоточены в регионах ссылок и переселения – Сибири и Зауралье.Государство, хоть и осуществляло постоянный контроль над деятельностью католических сообществ, в том числе путем запрета на осуществление миссионерской деятельности среди некатолического населения Российской империи и запрета на прямое взаимодействие и исполнение поручений из Рима без ведома правительства, но занимало позицию веротерпимости в конфессиональной политике. Конечно, эта веротерпимость не означала равенства конфессий. Любая политика государства в части Католической церкви напрямую влияла и на католическую общину. На примере деятельности общин католиков Сибири видно, что государственное отношение менялось, в том числе и в связи с увеличением количества католиков в Российской империи. Со временем государством предоставлялись более широкие возможности для осуществления своей деятельности представителями католичества.Наряду с этим менялось и устройство Католический церкви в России. Жизнь в католических общинах Сибири помимо прочего определялась перевесом той или иной национальности в конкретном приходе, что в последующем влияло на такие вещи, как назначение священника, знающего определенный язык, либо относящегося к определенной национальности.Церковная жизнь общин сводилась преимущественно к исполнению культовых обрядов, но в некоторых крупных приходах существовали благотворительные общества, школы при церквях.Церковь, особенно начальный период после ссылки или переселения, для иностранцев служила в первую очередь оплотом сохранения национальных традиций, языка и культуры.Список используемых источниковАндреев А.Н. Российские «инородцы» в XVIII веке и западно-христианское влияние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2010. – №15. – С. 6-11.Густерин П.В. Католическое духовенство по законодательству Российской империи. — Саарбрюккен, 2014. — 80 с. Дегтярев В. Римско-католическая община города Кургана // Сибирская католическая газета. [Электронный ресурс] URL: https://sib-catholic.ru/rimsko-katolicheskaya-obshhina-goroda-kurgana/(дата обращения: 13.12.2019)Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. -Т. I. - М.: «Русский язык», 2000. - 1209 с.Коллектив авторов. //Католическая энциклопедия. – М.: Изд. Францисканцев, 2001. – Т.4. – 1050 с.Конышева Ю.Е. История становления взаимоотношений РПЦ и представителей «русского католицизма» в Российской империи в XIX веке // История: факты и символы. – 2016. – С. 107 – 110.Конышева Ю.Е. Государственная политика в отношении католической церкви в эпоху Петра I. // Вестник государственного и муниципального управления.- 2017. - №2(25) – С. 124-126.Копылов А. Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.). - М.: «Спутник+», 2012. -284 с.Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. – Саратов, 2001. – 384 с.Лиценбергер О.А. Политика российских монархов по отношению к традиционным немецким конфессиям в XVIII веке: формирование конфессиональной толерантности // Два с половиной века с Россией (к 250-летию начала массового переселения немцев в Россию) : материалы 4-й международной научно-практической конференции. Москва, 24–27 августа 2012 г. - С. 77-88.Лукьянов С.А., Удодов А.Г. К вопросу о государственно-правовом регулировании деятельности Римско-католической церкви в России // Государственная служба и кадры. – 2018. - №2. – С. 33 - 39. Маркова Н.М. Проблема интерпретации католичества в истории России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. –Б/Н. - С. 119 – 121.Петрова Е.В. Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2017. – Б/Н. – С. 120-128. Недзелюк Т.Г. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – Новосибирск, 2001. – 24 с.Метляева М.Ю. Проблемы польских переселенцев в Сибири в ХIХ - начале ХХ века // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №10(15). – С. 18-20.Масленников А.В. Римско-католическая церковь в Сибири. Проблемы и реформы в Начале XX века. // Вестник Томского государственного университета. – 2003. - №276. – С. 140-146.Петрушко В. Краткий очерк истории католической церкви в России (часть 1). [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus1.htm (дата обращения: 13.12.2019)

Список используемых источников

1. Андреев А.Н. Российские «инородцы» в XVIII веке и западно-христианское влияние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2010. – №15. – С. 6-11.
2. Густерин П.В. Католическое духовенство по законодательству Российской империи. — Саарбрюккен, 2014. — 80 с.
3. Дегтярев В. Римско-католическая община города Кургана // Сибирская католическая газета. [Электронный ресурс] URL: https://sib-catholic.ru/rimsko-katolicheskaya-obshhina-goroda-kurgana/ (дата обращения: 13.12.2019)
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. -Т. I. - М.: «Русский язык», 2000. - 1209 с.
5. Коллектив авторов. // Католическая энциклопедия. – М.: Изд. Францисканцев, 2001. – Т.4. – 1050 с.
6. Конышева Ю.Е. История становления взаимоотношений РПЦ и представителей «русского католицизма» в Российской империи в XIX веке // История: факты и символы. – 2016. – С. 107 – 110.
7. Конышева Ю.Е. Государственная политика в отношении католической церкви в эпоху Петра I. // Вестник государственного и муниципального управления.- 2017. - №2(25) – С. 124-126.
8. Копылов А. Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.). - М.: «Спутник+», 2012. - 284 с.
9. Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. – Саратов, 2001. – 384 с.
10. Лиценбергер О.А. Политика российских монархов по отношению к традиционным немецким конфессиям в XVIII веке: формирование конфессиональной толерантности // Два с половиной века с Россией (к 250-летию начала массового переселения немцев в Россию) : материалы 4-й международной научно-практической конференции. Москва, 24–27 августа 2012 г. - С. 77-88.
11. Лукьянов С.А., Удодов А.Г. К вопросу о государственно-правовом регулировании деятельности Римско-католической церкви в России // Государственная служба и кадры. – 2018. - №2. – С. 33 - 39.
12. Маркова Н.М. Проблема интерпретации католичества в истории России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. – Б/Н. - С. 119 – 121.
13. Петрова Е.В. Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2017. – Б/Н. – С. 120-128.
14. Недзелюк Т.Г. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – Новосибирск, 2001. – 24 с.
15. Метляева М.Ю. Проблемы польских переселенцев в Сибири в ХIХ - начале ХХ века // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №10(15). – С. 18-20.
16. Масленников А.В. Римско-католическая церковь в Сибири. Проблемы и реформы в Начале XX века. // Вестник Томского государственного университета. – 2003. - №276. – С. 140-146.
17. Петрушко В. Краткий очерк истории католической церкви в России (часть 1). [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus1.htm (дата обращения: 13.12.2019)

Вопрос-ответ:

Как появился католицизм в России?

Католицизм появился в России в давние времена, еще до начала правления Петра I. Впервые католиков в России можно было встретить уже в IX веке, когда на Руси начала осуществляться христианизация. Постепенно католическое вероисповедание распространилось среди западных славян, в результате чего католические общины стали появляться в различных частях России.

Как развивался католицизм в Российской империи?

В Российской империи католическое вероисповедание развивалось и процветало. В XVIII-XIX веках католические общины активно развивались в большинстве городов Российской империи, особенно на западе и юго-западе страны. Католические церкви были построены, организованы семинарии для подготовки католических священников, и общины католиков получили разрешение на свободное исповедование своей веры.

Какие католические общины существовали в Сибири и Зауралье?

В Сибири и Зауралье также существовали католические общины. В основном это были общины поляков, литовцев, белорусов и украинцев, которые ранее переселились в эти регионы. Католические церкви и общины существовали в таких городах, как Иркутск, Красноярск, Омск, Томск и др. Эти общины имели своих священников и проводили католические богослужения.

Каким образом происходила русификация католической церкви в Сибири?

Со временем власти начали проявлять интерес к русскоязычной католической церкви в Сибири. Учреждения и общины добивались русификации - перехода на использование русского языка в богослужениях и проповедях. Это было сделано для лучшего взаимодействия с православным населением и укрепления связей между католиками и православными верующими.

Какие есть католические общины в России?

В России существуют различные католические общины, расположенные по всей стране. Наиболее известные общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Краснодаре и других крупных городах.

Когда появился католицизм в России?

История появления католической церкви в России уходит в глубину веков. Первые упоминания о католикосме в России относятся ко времени Рюрика - основателя Российского государства. Впоследствии католичество в стране развивалось и претерпевало изменения на протяжении веков.

Каким образом католицизм был связан с понятием поляк?

В Российской империи принято было приравнивать понятие "католик" к слову "поляк". Это связано с тем, что большинство католических прихожан в России были поляками или имели польское происхождение. Это приравнивание стало распространенным в обществе и продолжалось на протяжении длительного времени.

Какие изменения произошли в католической церкви в Сибири?

Со временем, в связи с необходимостью русификации католической церкви в Сибири, произошли некоторые изменения. Власти принимали меры по укреплению русского элемента в церкви, например, введение службы на русском языке и назначение русских священников. Это было сделано с целью интеграции католиков в общество Российской империи.

Где располагались католические общины в Сибири и Зауралье?

В Сибири и Зауралье существовали различные католические общины. Они находились в городах как, например, Омск, Томск, Красноярск, так и в более мелких населенных пунктах. Католические приходы были созданы для обслуживания местных верующих и поддержания католической веры в регионе.

Каким образом появилось католичество в России?

Католичество пришло в Россию с приходом христианства на территорию страны. Вероисповедание распространилось сначала в Западной Европе, а затем проникло и на восток, включая Россию. Началась активная деятельность католических миссионеров, которые совершали проповеди и обращали местное население в католическую веру.

Какие виды католицизма существовали в Российской империи?

В России существовали разные виды католицизма: западный (римский), греческий, армянский и прочие. Западный католицизм подчинялся папе римскому, греческий католицизм был более близок к православию и сохранял некоторые православные обряды, а армянский католицизм объединял армянских христиан, которые признавали власть Рима.

Как развивались католические общины в Сибири и Зауралье?

В Сибири и Зауралье католические общины появились в конце XVI - начале XVII века в результате деятельности католических миссионеров. Католицизм был распространен среди различных народностей, включая поляков, немцев, литовцев. Католические общины активно развивались, строились новые церкви и кафедральные соборы. В конце XIX - начале XX века происходила русификация католической церкви в Сибири.