Приемы запоминания лексики английского языка в старших классах
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 09.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1.Теоретические проблемы психологии запоминания англоязычной лексики 6
1.1 Характеристика процесса запоминания 6
1.2 Современные приёмы и методы запоминания 9
1.3 Психологические особенности процессов запоминания в старших классах 14
Глава 2. Исследование процесса запоминания англоязычной лексики учениками в старших классах 18
2.1 Способы запоминания англоязычной лексики учениками в старших классах 18
2.2 Комплекс упражнений при изучении способов запоминания англоязычной лексики 21
2.3 Организация экспериментального исследования процессов запоминания иноязычной лексики учениками в старших классах 22
Заключение 27
Библиография 28
На данный момент не было найдено качественно собранного комплекса упражнений, чтобы помочь ученикам погрузиться в чужую среду и получить достаточный уровень лексической компетентности. Подробно разобравшись с предметом вопроса, был составлен ряд экспериментальных упражнений, которые, позволяют ученикам быстро понять иностранный словарный запас, в то время как это более эффективно, когда сами ученики активны и независимы. Эксперимент может быть проведен на любом из уроков следующим образом:В начале урока провести беседу среди учеников о том, как они хотели бы учиться и изучать иностранные слова:Как ты запоминаешь новые слова? Что тебе помогает?Как учитель знакомит вас с новыми словами? Как бы вы хотели выучить английские слова?В результате беседы выяснилось, что визуализация и игровые приемы являются наиболее интересными методами изучения иностранных слов, что в свою очередь облегчает этот процесс.Во время обучения в классе была сделана попытка проверить различные методы ознакомления и активации лексического материала с целью выявления наиболее эффективных.В данной курсовой работе рассматриваются наиболее эффективные упражнения для формирования лексических навыков.В обучении важную рольиграет тренировка. Тренинг включает в себя два типа упражнений: образец активного слушания и сознательное подражание. Активное прослушивание («Listening») гарантируется предшествующими задачами, которые помогут привлечь внимание к желаемому качеству звука, а именно к интонеме; это поощряет выбор определенного удобоваримого звука из слова текущий. Упражнения для активного слушания являются неотъемлемой частью упражнений для развития навыков слушания и произношения. Упражнения в активном слушании являются обязательной составной частью упражнений в развитии слухо-произносительных навыков; они шлифуют слух и готовят почву для упражнений в воспроизведении.Доля упражнений на репродукцию должна быть намного выше. Эти упражнения являются сознательной имитацией стандарта, они мобилизуют все усилия учеников и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Регулярные упражнения в сознательном подражании могут помочь преодолеть языковые и внутриъязыковые помехи. Простое подражание без признания особенностей иностранного языка недостаточно эффективно, так как учащиеся, как правило, воспринимают иностранные языки сквозь призму произношения своего родного языка.Все лексические упражнения делятся на две категории, которые направлены:запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;формирование сочетаний слов смыслового характера.Приведем набор упражнений первой категории:Назвать изображенные на картинке предметы.Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу,Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти).Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.Поставить вопрос к высказыванию (в вопросе предполагается употребление нового слова).Ответить на вопрос, употребив новое слово.Вторая категория упражнений – упражнения по построению комбинаций. Тип комбинаций зависит от картины будущих высказываний студентов. Комбинации строятся по законам семантической совместимости, в тесном взаимодействии с грамматическими стандартами. Вот несколько примеров таких упражнений:выбрать сочетания «разных» слов;распространите предложение через сочетания различных существительных (из данных ниже линии); создатьсочетания, которые означают, что эти предметы принадлежат членам вашей семьи, друзьям и т. д.При обучении следует иметь в виду, что успех во многом зависит от соотношения учебных качеств с содержанием желаемой цели и условиями ее достижения. Адекватность выражается в следующих положениях: любой вид языковой деятельности приобретается, главным образом, благодаря упражнениям в этом конкретном виде деятельности.Игры играют важную роль в изучении словарного запаса. Хотя школьники уже достаточно стары, они раскрываются в большей степени в игре, им это интересно, и, как показала практика, методы игры наиболее эффективны.Вот несколько примеров лексических упражнений в игровой форме:1) Разминка (warming-up activity).2) Игровое упражнение «вставьте букву».3) Игра "Крестики-нолики".Описание: учитель рисует сетку для игры в крестики-нолики и наполняет ее лексическим материалом, который он хочет обсудить. Задача учащихся состоит в том, чтобы выбрать ячейку и объяснить концепцию (слово). Если игроки все сделали правильно, вы вправе положить кинжал / носок и продолжить игру. Студенты играют в командах или в парах.Цель: использовать новый словарный запас в языке под присмотром учителя.4) Игра-кроссворд «прилагательные для описания кого-либо».5) Игра-проект "Рецепт блюд".6) Угадать слово (действие) с помощью пантомимы7) Ball-game Формы и приемы игровых методов были представлены в этой главе, чтобы отразить их разнообразие. Методы игры были выбраны в соответствии с этапами изучения словарного запаса иностранного языка, к которым могут применяться конкретные методы игры.Видимость также играет важную роль в преподавании иностранных языков. Это помогает студентам изучать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, визуализация для мобилизации умственной деятельности студента, вызывает интерес к изучению английского языка, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомляемость, тренирует творческое воображение, мобилизует волю и облегчает весь процесс изучения английского языка.На практике метод визуализации может использоваться для введения нового словарного запаса. Различные печатные, экранные, звуковые, экранные носители и учебные пособия использовались всегда, что очень помогало студентам.Таким образом, ход урока представлен в следующей таблице:№ п/пОсновные этапы организации учебной деятельностиЦель этапаСодержание педагогического взаимодействияДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование УУД1.ОрганизационныйСоздать рабочую атмосферу, благоприятную для восприятия темыСоздаёт рабочую атмосферу, благоприятную для восприятия темыПроверяют готовность к уроку.2.Мотивационный.Ситуация разрыва.Заинтересовать темой урока. Создать ситуацию разрыва. Создать проблемную ситуацию, побуждающую к предстоящей деятельности.Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его.Читают предложения, пытаются понять их смысл, определить значение слов. Понимают высказывание, выдвигают предположения, обсуждают их с одноклассниками.Познавательные – понимают смысл эпиграфаКоммуникативные – строят понятные для собеседника высказывания.3.Целеполагание. Этап выработки алгоритма действия. Закрепление навыка работы по новому алгоритму действия.Научить детей формулировать тему, цель, задачи урока в их единстве и связности.Закрепить навыки работы по алгоритму определения иностранных слов.Организует работу учащихся по формированию темы, цели и задач в их единстве.Организация деятельности учеников по определению термина «иностранныеслова» через работу с текстом учебника.Учащиеся формулируют тему, цели и задачи в их единстве.Коммуникативные – умение чётко и кратко формулировать свою мысль.Регулятивные – формулируют тему, цели и задачи в их единстве.Личностные – научились слышать друг друга.4.Работа по знакомому алгоритму в новой ситуации.Учить работать по знакомому алгоритму в новой ситуации.Организует деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации через определение иностранных слов по их лексическому значению, через создание миниатюры «Моё хобби» с использованием иностранных слов.Определяют иностранные слова по их лексическому значению, создают миниатюру «Моё хобби» с использованием иностранных слов.Познавательные – нахождение иностранных слов в устной и письменной речи, определение языка, из которого пришло слово.Коммуникативные – способность правильно и свободно излагать свои мысли в письменной речи.Регулятивные – умеют создавать письменное высказывание с использованием иностранных слов.Учатся соотносить результат и поставленные цели.Личностные – уважение к высказыванию собеседника.5.Рефлексия.Создание ситуации разрыва и выход на дальнейшие перспективы деятельности.Выяснить, на каком уровне усвоен материал.Через ситуацию разрыва сформировать потребность дальнейшей деятельности.Создаёт ситуацию разрыва, помогает понять учащимся, над чем предстоит работать, что ещё не усвоено.Отмечают свои достижения, понимают свои ошибки, над чем предстоит работать.Познавательные – полезная информация для дальнейшего развитияРегулятивные – умение концентрировать внимание, точно формулировать мысли, контроль и коррекция своей деятельностиЛичностные – знаю, чего ещё не знаю, над чем предстоит работать.6.Домашнее задание.Закрепить полученные знания.Организует деятельность учащихся по применению знаний через заданияразных уровней.Выбирают задания из предложенных учителем и применяют знания.Познавательные – знакомство с новыми словамиРегулятивные – умеют создавать письменные высказывания с использованием заимствованных слов.Личностные – осознают, что поняли материал и умеют находить заимствованные слова в тексте.ЗаключениеНа старшей фазе обучения студенты улучшают знания, навыки и навыки, которые они приобрели в предыдущий период. Использование различных методов и приемов для семантизации и активации лексического материала способствует более прочной ассимиляции.В ходе эксперимента выяснилось, что студентам было гораздо легче выучить словарный запас иностранного языка с помощью визуализации, участвовать в играх, составлять собственные предложения и работать в группах.Организация и проведение уроков должны основываться на возрасте, индивидуальных особенностях и языковых навыках учащихся и должны быть направлены на их развитие.В ходе работы были выполнены задачи, которые позволили нам разработать, организовать и проверить эффективность разработанных уроков. Сложности возникли при организации и проведении обучения.Эта курсовая работа может быть использована преподавателями иностранного языка, поскольку содержит практические рекомендации по организации работы с лексическим материалом на продвинутой стадии обучения. Кроме того, типы упражнений и заданий могут быть использованы для автоматизации лексических навыков по каждой изучаемой теме.БиблиографияАткинсон Р. С. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р.С. Аткинсон. Изд.: Прогресс -- М., 1980 - 528с.Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношения у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии) / АПН РСФСР. Науч.-исслед. ин-т психологии. - Москва: [б. и.], 1965. - 19 с.Блонский П.П. Избранные психологические произведения [Текст]/ П.П. Блонский. М.; Просвещение, 1964. 547 с. 1 л. портр. (АПН РСФСР).Выготский Л. С. Эйдетика // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова [Текст]/ Л.С. Выготский - М., 1998.Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biografia.ru/about/psihologia125.htmlДоман Г., Доман Дж. Как научить ребенка читать / Пер с англ. [Текст]/ Г.Доман - М.: Аквариум, ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999. - 352с.Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти [Текст] / В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич-- М., 1980Зинченко В. П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы) [Текст] / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес -- М., 1969.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко -- М., 1961.Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / З.М. Истомина -- М., 1967.Куприянович Л. И. Резервы улучшения памяти. Кибернетические аспекты [Текст] / Л.И. Куприянович -- М. Наука, 1970. -- 142 с.Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.superidea.ru/intel/mem/lapp.htmЛеонтьев А. Н. Развитие памяти [Текст] / А.Н. Леонтьев -- М., 1931.Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р. Лурия - Изд. «Книга по требованию», 2012 - 88с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава УШ. Память. [Текст] / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова - Славская. СПб. Издательство «Питер», 2000.Самохвалова В. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала // Возрастные и индивидуальные [Текст] / В.И. Самохвалова, М., Просвящение, 1997.Самохвалова В. И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запоминания // Развитие логической памяти у детей [Текст] / В.И. Самохвалова -- М., 1976.Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А. Смирнов -- М., 1966.Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала // Вопросы психологии памяти / [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. -- М., 1958.Черемошкина Л. В. Диагностика мнемических способностей школьников 10-12 лет. Дисс. …канд. психолог. наук. - Ярославль: ЯГПИ, 1988.Черемошкина Л. В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / Л.В. Черемошкина -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. --368с.Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей [Текст] / Л.В. Черемошкина -- Ярославль, 1995.Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -- М., 1998.Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта [Текст] / М. Эренберг, О. Эренберг, Издательство: Попурри, 2004.«Human memory: A proposed system and its control processes» (совм. с Shiffrin R.M.) //In K.W. Spence and J.T. Spence (eds.) «The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory», vol. 2, N.Y., 1968
1. Аткинсон Р. С. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р.С. Аткинсон. Изд.: Прогресс -- М., 1980 - 528с.
2. Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношения у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии) / АПН РСФСР. Науч.-исслед. ин-т психологии. - Москва: [б. и.], 1965. - 19 с.
3. Блонский П.П. Избранные психологические произведения [Текст]/ П.П. Блонский. М.; Просвещение, 1964. 547 с. 1 л. портр. (АПН РСФСР).
4. Выготский Л. С. Эйдетика // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова [Текст]/ Л.С. Выготский - М., 1998.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biografia.ru/about/psihologia125.html
6. Доман Г., Доман Дж. Как научить ребенка читать / Пер с англ. [Текст]/ Г.Доман - М.: Аквариум, ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999. - 352с.
7. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти [Текст] / В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич-- М., 1980
8. Зинченко В. П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы) [Текст] / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес -- М., 1969.
9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко -- М., 1961.
10. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / З.М. Истомина -- М., 1967.
11. Куприянович Л. И. Резервы улучшения памяти. Кибернетические аспекты [Текст] / Л.И. Куприянович -- М. Наука, 1970. -- 142 с.
12. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.superidea.ru/intel/mem/lapp.htm
13. Леонтьев А. Н. Развитие памяти [Текст] / А.Н. Леонтьев -- М., 1931.
14. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р. Лурия - Изд. «Книга по требованию», 2012 - 88с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава УШ. Память. [Текст] / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова - Славская. СПб. Издательство «Питер», 2000.
16. Самохвалова В. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала // Возрастные и индивидуальные [Текст] / В.И. Самохвалова, М., Просвящение, 1997.
17. Самохвалова В. И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запоминания // Развитие логической памяти у детей [Текст] / В.И. Самохвалова -- М., 1976.
18. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А. Смирнов -- М., 1966.
19. Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала // Вопросы психологии памяти / [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. -- М., 1958.
20. Черемошкина Л. В. Диагностика мнемических способностей школьников 10-12 лет. Дисс. …канд. психолог. наук. - Ярославль: ЯГПИ, 1988.
21. Черемошкина Л. В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / Л.В. Черемошкина -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. --368с.
22. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей [Текст] / Л.В. Черемошкина -- Ярославль, 1995.
23. Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -- М., 1998.
24. Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта [Текст] / М. Эренберг, О. Эренберг, Издательство: Попурри, 2004.
25. «Human memory: A proposed system and its control processes» (совм. с Shiffrin R.M.) //In K.W. Spence and J.T. Spence (eds.) «The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory», vol. 2, N.Y., 1968
Вопрос-ответ:
Какие приемы запоминания лексики английского языка рекомендуется использовать в старших классах?
В старших классах рекомендуется использовать различные приемы запоминания лексики английского языка, такие как повторение и применение в новых контекстах, создание ассоциаций, использование мнемонических устройств и т. д.
Какие современные методы запоминания лексики можно применять в обучении старшеклассников?
В обучении старшеклассников можно применять современные методы запоминания лексики, такие как использование интерактивных онлайн-ресурсов, игровые подходы, включение мультимедийных материалов, применение технологии повторения и т. д.
Какие психологические особенности процессов запоминания лексики в старших классах следует учитывать?
В процессах запоминания лексики в старших классах следует учитывать психологические особенности, такие как развитие когнитивных функций, особенности восприятия информации, осознанность и ответственность за процесс запоминания, а также индивидуальные особенности каждого ученика.
Какие способы запоминания англоязычной лексики чаще всего используются старшеклассниками?
Старшеклассники чаще всего используют способы запоминания англоязычной лексики, такие как повторение слов и фраз, составление карточек с переводами и примерами использования, создание связей с предыдущими знаниями, использование мнемонических устройств и применение лексических упражнений.
Какие результаты показывает исследование процесса запоминания англоязычной лексики учениками в старших классах?
Исследование процесса запоминания англоязычной лексики учениками в старших классах показывает, что эффективность запоминания зависит от активной практики, использования разнообразных методов и приемов, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика.
Какие существуют приемы запоминания лексики английского языка в старших классах?
В старших классах используются различные приемы для запоминания лексики английского языка. Некоторые из них включают повторение и закрепление новых слов через многократное использование в разных контекстах, составление ассоциаций и связей между новыми и известными словами, использование мнемонических устройств и др.
Какие методы запоминания лексики английского языка являются наиболее эффективными?
Наиболее эффективными методами запоминания лексики английского языка являются те, которые основаны на активном использовании слов в реальных ситуациях и контекстах, а также на создании сильных ассоциаций и связей между новыми и уже известными словами. Это может включать использование слов в разговорах, чтение и письмо на английском языке, а также составление и запоминание мнемонических устройств.
Какие психологические особенности процесса запоминания лексики в старших классах?
В старших классах процесс запоминания лексики усложняется некоторыми психологическими особенностями. Например, ученики могут иметь более широкий словарный запас, но сталкиваться с трудностями в смысловом понимании и использовании слов. Кроме того, ученики могут испытывать затруднения с мотивацией и удержанием внимания при изучении новых слов, что может затруднить процесс запоминания.