Структура иностранных инвестиций в экономике России: оценка,степени риска и методы страхования инвестиций

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая экономика
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Современные финансовые инструменты привлечения иностранных инвестиции 5
1.1. Характеристика финансовых инструментов привлечения иностранных инвестиций 5
1.2. Эволюция финансовых инструментов привлечения иностранных инвестиций 8
Глава 2. Структура иностранных инвестиций в экономике России 12
2.1 Текущее состояние экономики РФ 12
2.2 Движение капитала в условиях санкций 18
Заключение 30
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Для снижения зависимости от западных финансовых сервисов были разработаны и внедрены аналоги платежных систем, кредитные рейтинги, аналог SWIFT—Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Произошло существенное увеличение международных резервов России, поскольку в результате санкционной неопределенности могла возникнуть угроза вынужденного погашения российских внешних долговых обязательств: с 1 апреля 2016 г. по 26 октября 2018 г.—на 73,7 млрд долл., при снижении внешнего долга за тот же период — на 53 млрд долл..
Наиболее серьезной ограничительной мерой, предпринятой Россией после введения в отношении нее санкций, служило продуктовое эмбарго, введенное 7 августа 2014 г., на ряд продовольственных товаров (мясную и молочную продукцию, рыбу, овощи, фрукты, орехи) из США, ЕС, Норвегии, Австралии, Канады, а позднее из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины. Однако эти меры нанесли ущерб в том числе экономике России, поскольку их негативный эффект, выражающийся в росте цен и снижении потребления населения, не был компенсирован ожидаемым ростом производства отечественного продовольственного и агропромышленного секторов и снижением импорта. Оцененный негативный эффект российских контрсанкций за четыре года составил 0,2 п. п. снижения ВВП и 2-3 п.п. снижения реальных доходов населения. По другим оценкам, средний прирост годовой инфляции за счет введения контрсанкций составил 3,1 п.п.
Также в России был принят рамочный Закон от 4 июня 2017 г. «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств», облегчающий введение ограничительных мер Россией.
Тем не менее негативный эффект антироссийских санкций ощущается и Европейским союзом. По оценкам, потери Германии в первый год после введения санкций максимальны в сравнении с другими странами и составили 830 млн долл. в месяц. По другим оценкам, Германия ежемесячно теряет 727 млн долл. и на ее долю приходится 40% потерь западных стран. Подобные заявления западной прессы и исследователей, несомненно, позволяют смягчить риторику властей о введении новых санкций. Следовательно, необходимо наращивать тенденцию к распространению этой информации в странах ЕС, а также сотрудничество с европейскими компаниями в областях взаимного интереса. Это позволит получить лобби российских интересов в странах ЕС, как, к примеру, это произошло при строительстве «Северного потока—2».
В настоящее время Правительством РФ ведется работа по преодолению санкционного давления, однако издержки проведения такой политики находятся на достаточно высоком уровне. Позитивным решением стало создание в Министерстве финансов Департамента контроля за внешними ограничениями—аналога американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Россия и Китай обсуждают создание трансграничной системы расчетов в национальных валютах для дедолларизации двусторонней торговли и снижения санкционных рисков. Со Швейцарией обсуждается возможность создания системы- аналога SWIFT, при этом Россия предлагает использование своей разработки—СПФС, однако ее покрытие составляет на сегодняшний день только порядка 400 участников.
Кроме того, Правительство реализует ряд мер помощи пострадавшим от санкций компаниям. К примеру, планируется закупить для Росгвардии бронетехнику на сумму 2 млрд руб. (из резервного фонда) у компаний «Урал» и «Арзамасский машиностроительный завод», которые входят в группу компаний «ГАЗ» и «Русские машины», включенные в санкционный список США. Также субсидии в 1,5 млрд руб. будут направлены производителям техники, работающей на природном газе, что позволит дополнительно загрузить производственные мощности предприятий, попавших под санкции. Ранее Минпром- торгом предлагалось предоставить преференции 11 предприятиям «Русских машин» при закупках на региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, негативный эффект санкций на экономику России заключается не столько в их уровне, сколько в неопределенности санкционных параметров, которая выражается в существенных колебаниях на финансовых рынках, волатильности рубля, отказе зарубежных инвесторов от сотрудничества с российскими компаниями, оттоке капитала из России и др. Поэтому усилия государства должны быть сфокусированы в краткосрочной и среднесрочной перспективе на стабилизации текущего уровня санкций для снижения неопределенности, а не на их полной отмене. Для снижения рисков зарубежных компаний целесообразно создание благоприятных условий для инвесторов, особенно в «несанкционных» секторах, повышение транспарентности структуры собственности.
Целью санкций в отношении России является не только изменение политического курса страны, но и реализация экономических интересов стран-инициаторов санкций, повышение политической поддержки истеблишмента со стороны их граждан, а также демонстрация своей позиции в отношении политики России третьим странам.
Таким образом, соображения и рекомендации относительно санкционной политики целесообразно сформулировать в виде следующего набора тезисов.
Во-первых, эмпирические исследования не дают однозначных оценок эффективности санкций с точки зрения достижения намеченных целей. Успех от введения санкций достигается лишь в трети случаев. По имеющимся оценкам, средний негативный эффект от санкций для страны-реципиента составляет 5% ВВП, не учитывая их долгосрочного влияния. Экономические санкции также приводят к росту неопределенности в экономической системе, следствием чего является переориентация национальных экономик на внутренние рынки и, как результат, снижение потенциала для развития. Оценка негативного влияния санкций на экономику РФ составляет примерно 1 п.п. ВВП в год (именно столько Россия теряет в терминах экономического роста).
Во-вторых, успешный опыт стран, попадавших в разное время под санкции, показал, что наиболее эффективной политикой противодействия санкциям является не введение симметричных мер и закрытие рынков товаров/услуг/капитала, а политика «агрессивной» открытости рынков для сотрудничества, в том числе со странами, применяющими санкции, так называемая либерализация в ответ на санкции. Примеры тому—политика либерализации Китая и активного участия в мировой экономической системе как противопоставление торгово-политическим санкциям, введенным в 1989 г.; политика ЮАР, а именно путь противодействия торгово-политическим санкциям за счет акцента на диверсификацию товарной структуры экспорта, поиска новых рынков сбыта и источников поставок необходимых товаров. Противоположный яркий пример—тактика Ирана по противодействию санкциям: отказ от доллара; наращивание тесных отношений со странами, вошедшими в санкционный список SDN; адаптация механизма обхода санкций через «посредников» и компаний специального назначения; взаиморасчеты с ограниченным кругом платежеспособных партнеров в национальной валюте покупателя; бартерные соглашения.
В-третьих, основной негативный канал влияния санкций на российскую экономику состоит не столько в уровне санкций, сколько в поддержании неопределенности относительно будущих санкционных параметров. Основным последствием анонсирования и введения новых санкций является рост неопределенности, выражающийся в существенных колебаниях на финансовых рынках, волатильности рубля, отказе зарубежных инвесторов от сотрудничества с российскими компаниями, оттоке капитала из России и др. В связи с этим в краткосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно направить усилия на стабилизацию текущего уровня санкций для снижения неопределенности, а не на их полную отмену.
В-четвертых, для снижения рисков зарубежных компаний целесообразно создание благоприятных условий для инвесторов, особенно в «несанкционных» секторах, повышение транспарентности структуры собственности. В среднесрочной перспективе представляется целесообразным выявление бенефициаров и проигрывающих от санкций на уровне отдельных компаний (корпораций), расположенных в юрисдикции США и ЕС. Бенефициарам следует создавать дополнительные возможности на российском рынке, потеря которых могла бы быть критична для их бизнеса. С проигрывающими уже можно работать как с лоббистами смягчения санкционного режима или как с лоббистами стабилизации уровня санкционного давления.
В-пятых, необходимо содействие в распространении информации среди зарубежных компаний, особенно европейских, о выгодах, безопасности и прозрачных условиях инвестирования в России, а также об ущербе, наносимом субъектам ЕС и США антироссийскими санкциями. Для смягчения негативных последствий существующих и рисков введения новых санкций наряду с развитием производственного сектора, человеческого капитала, науки, инноваций, укреплением национальных институтов необходима широкая диверсификация торговых партнеров, статей товарного экспорта, повышение доли внешнеэкономических расчетов в рублях, создание собственной финансовой инфраструктуры с привлечением к ее использованию других стран.

Заключение

По итогам исследования можно прийти к следующим выводам:
1) Прямые иностранные инвестиции оказывают значительное влияние на ВВП страны
2) На основе полученных результатов проведенного сравнительного исследования можно предположить, что влияние прямых иностранных инвестиций на ВВП развивающихся экономик значительно выше, чем на ВВП развитых экономик, что может быть объяснено следующими причинами:
- В развитых странах значительно лучше решены инфраструктурные проблемы
- В развитых странах значительно больше возможностей для привлечения и использования внутреннего инвестиционного ресурса
- В развивающихся странах из-за непропорционального развития экономики, иностранный капитал прежде всего направляется в самые развитые отрасли, что способствует их более быстрому развитию и усиливает структурные диспропорции, а также усиливает зависимость экономического роста развивающейся страны от иностранных инвестиций (в частности ПИИ).

Список литературы

Федеральный Закон от 25.02.1999 Ш9-ФЗ (ред. от 28.12.2015) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
Баочжи Ц. Потоки капитала и быстрорастущие рынки: 1995-2012 / Ц. Баочжи, С.Х. Парк // Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО - 2014.
Богатова И.Э. Анализ состава и тенденций международных инвестиционных потоков в России за 2008 - 2016 гг./ И.Э. Богатова // Российский внешнеэкономический вестник - 2017. - №11. -С. 109-124.
Инвесторы утратили веру в Россию до событий на Украине - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/economy/562949991642354- Дата обращения: 09.03.2017.
Навой А.В. Структурный анализ международного движения капитала/ А. В. Навой // Деньги и Кредит - 2018. - № 1. - С. 39-48.
Энтов Р.М., Радыгин А.Д. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX-XXI вв.) // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 4-27.
Захаров А. С. Деофшоризация: российский контекст // М.: Legal Insight № 5 (21) 2015..
Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2017. — 272 с.
Белозеров С. А. Финансы домашнего хозяйства. Инвестиционный аспект; Издательство Санкт-Петербургского университета - Москва, 2014. - 194 c
Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
МВФ -- Международный Валютный Фонд - IMF // www.imf.org

Захаров А. С. Деофшоризация: российский контекст // М.: Legal Insight № 5 (21) 2015..
Энтов Р.М., Радыгин А.Д. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX-XXI вв.) // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 4-27.
Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2017. — 272 с.
Навой А.В. Структурный анализ международного движения капитала/ А. В. Навой // Деньги и Кредит - 2018. - № 1. - С. 39-48.
Белозеров С. А. Финансы домашнего хозяйства. Инвестиционный аспект; Издательство Санкт-Петербургского университета - Москва, 2014. - 194 c
Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
2015 Article Iv Consultation —Press Release; And Staff Report: https://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2015/cr15211.pdf.
Here’s One Measure That Shows Sanctions on Russia are Working: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-16/here-s- one-measure-that-shows-sanctions-on-russia-are-working.
Гурвич Е. Т., Прилепский И. В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5-35.
WITS. World Bank: https://wits.worldbank.org/.
Власти США оштрафовали ExxonMobil за сделки с «Роснефтью»: https://www.rbc.ru/business/20/07/2017/5970b7489a794756 bd239fb1.
Иностранные инвесторы выводят деньги из российской не-движимости: https://www.vedomosti.ru/realty/artides/2017/ll/ 30/743757-inostrannie-investori-vivodyat-dengi-rossii
Продавцы электроники и бытовой техники предупредили о росте цен из-за падения рубля: https://ru.reuters.com/article/ businessNews/idRUKBN1HH2DH-ORUBS.
Котировки российских металлургов рухнули после новых санкций США: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/ 04/09/760394-aktsii-metallurgov
Госдепартамент США уточнил данные о санкциях против «Аэ-рофлота»: https://www.vedomosti.ru/politics/news/20l8/08/09/ 777778-sanktsii-aeroflota.
Обработка и хранение персональных данных в РФ. Изменения с 1 сентября 20l5 г.: https://minsvyaz.ru/ru/personaldata/.
Международные резервы Российской Федерации: http://www. cbr. ru/hd_bas e/mrrf/mrrf_7 d/.
Статистика внешнего сектора. ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/ statistics/? Prtid=svs.
Итоги четырех лет продовольственного эмбарго: https://www. agroinvestor.ru/ analytics/ news/30210-itogi-chetyrekh-let- prodovolstvennogo-embargo.
Пономарева Е., Магомедов Р. Влияние продуктовых санкций на цены в России в 2014-2016 гг.// Мониторинг экономической ситуации в России. 2017. Т. 5. № 43. С. 15-17.
Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»: http:/ / publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/ 00012 01806040032.
Эксперты оценили потери западных стран от санкций в 60,2 млрд долл. https://www.rbc.ru/economics/06/07/2016/577ca 0ed9a7947b2d5029176.
Германия подсчитала свои убытки от антироссийских санкций: http://nsn.fm/hots/germaniya-podschitala-svoi-ubytki-ot- antirossiyskikh-sankciy.html.
В правительстве решили создать новую систему расчетов с КНР из-за санкций: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5bdfa2eb9a7947cccc348b7f?utm_source=application.
Правительство выделит 2 млрд руб. на закупку бронетехники у структур Дерипаски: https://www.vedomosti.ru/business/news/ 2018/11/16/786654-pravitelstvo-videlit-2-mlrd-rublei-deripaski.









34

Список литературы

1. Федеральный Закон от 25.02.1999 Ш9-ФЗ (ред. от 28.12.2015) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
2. Баочжи Ц. Потоки капитала и быстрорастущие рынки: 1995-2012 / Ц. Баочжи, С.Х. Парк // Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО - 2014.
3. Богатова И.Э. Анализ состава и тенденций международных инвестиционных потоков в России за 2008 - 2016 гг./ И.Э. Богатова // Российский внешнеэкономический вестник - 2017. - №11. -С. 109-124.
4. Инвесторы утратили веру в Россию до событий на Украине - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/economy/562949991642354- Дата обращения: 09.03.2017.
5. Навой А.В. Структурный анализ международного движения капитала/ А. В. Навой // Деньги и Кредит - 2018. - № 1. - С. 39-48.
6. Энтов Р.М., Радыгин А.Д. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX-XXI вв.) // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 4-27.
7. Захаров А. С. Деофшоризация: российский контекст // М.: Legal Insight № 5 (21) 2015..
8. Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
9. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2017. — 272 с.
10. Белозеров С. А. Финансы домашнего хозяйства. Инвестиционный аспект; Издательство Санкт-Петербургского университета - Москва, 2014. - 194 c
11. Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 с.
12. МВФ -- Международный Валютный Фонд - IMF // www.imf.org

Вопрос-ответ:

Какова структура иностранных инвестиций в экономике России?

Структура иностранных инвестиций в экономике России состоит из различных видов капитала, включая прямые инвестиции, портфельные инвестиции и другие капитальные вложения.

Как оценивается степень риска для иностранных инвестиций в Россию?

Оценка степени риска для иностранных инвестиций в Россию производится через анализ политической стабильности, правовой системы, экономического климата и других факторов, которые могут повлиять на инвестиции.

Какие методы страхования инвестиций существуют?

Существуют различные методы страхования инвестиций, включая политическое и кредитное страхование, гарантии возврата инвестиций и страхование от экономического и финансового риска.

Каково текущее состояние экономики России?

Текущее состояние экономики России характеризуется различными факторами, включая бюджетный дефицит, инфляцию, санкции, нестабильность цен на нефть и другие экономические проблемы.

Какие последствия имеет движение капитала в условиях санкций?

Движение капитала в условиях санкций может привести к снижению объема иностранных инвестиций, оттоку капитала из страны, изменению курса валюты и другим экономическим последствиям.

Какие финансовые инструменты используются для привлечения иностранных инвестиций в Россию?

Для привлечения иностранных инвестиций в Россию используются различные финансовые инструменты, такие как прямые инвестиции, портфельные инвестиции, заемные инвестиции и деривативы. Эти инструменты позволяют инвесторам вложить капитал в различные секторы экономики и получить прибыль от своих инвестиций.

Какова структура иностранных инвестиций в экономике России?

Структура иностранных инвестиций в экономике России состоит из трех основных составляющих: прямые инвестиции, портфельные инвестиции и другие инвестиции. Прямые инвестиции являются самым крупным и стабильным источником иностранных инвестиций в России и включают в себя вложения в основной капитал предприятий. Портфельные инвестиции включают инвестиции в ценные бумаги, такие как акции и облигации российских компаний. Другие инвестиции включают кредиты, заемные инвестиции и другие формы капиталовложений.

Какие методы страхования инвестиций существуют для снижения рисков?

Для снижения рисков иностранных инвестиций в экономику России существует несколько методов страхования инвестиций. Один из таких методов - использование политического риска на рынке страхования. Этот инструмент позволяет застраховать инвестиции от политических рисков, таких как смена правительства, национализация активов или введение санкций. Также существуют страховые продукты, которые позволяют инвесторам защитить свои инвестиции от валютного риска и риска неисполнения обязательств. Эти методы страхования помогают снизить риски иностранных инвестиций и сделать их более устойчивыми к внешним воздействиям.