Проблемы выявления и сопровождения детской одаренности
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 21.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Работа с одаренными детьми как педагогическая проблема 5
1.1. Проблема одаренности в современных психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Диагностика потенциально одаренных детей и их дальнейшее развитие 9
ГЛАВА 2. Работа с одаренными детьми среднего школьного возраста в средних общеобразовательных учебных заведениях 18
2.1. Психологические и возрастные особенности детей среднего школьного возраста 18
2.2. Современные технологии обучения одаренных детей в школе 23
2.3. Системная работа школы с одаренными детьми 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34
Этому способствует, например, введение спецкурсов по отдельным предметам.Усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными детьми, дать им основательные, крепкие знания, вооружить их практическим пониманием основ наук помогают:Олимпиады по базовым дисциплинам;Конкурсы-защиты научно-исследовательских работ;Олимпиады по творческому мышлению;Олимпиады по сообразительности и логического мышления;Конкурсы знатоков;Интеллектуальные марафоны;КВН;Викторины;Соревнования;Игры.Элементы соревнований, содержащиеся в играх, способствуют развитию способностей творческого мышления, привлекают учащихся к активной жизни. Решая ребусы, кроссворды, ученики постепенно начинают составлять собственные головоломки, что, безусловно, способствует развитию памяти, внимания, сообразительности.Ученик сам или с помощью учителя выбирает тему. Выполняя научно-исследовательские работы, ученики учатся:Самостоятельно работать с литературой;Использовать необходимые методы исследования;Разрабатывать гипотезу;Анализировать и систематизировать полученные данные;Делать выводы.Главной задачей в предоставлении дополнительных образовательных услуг с элементами обогащенного обучения является научить одаренных учеников быстро и эффективно осуществлять поиск учебной информации во внеучебной деятельности.Работа с одаренными детьми требует надлежащего содержания наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитической, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителем [23, с.15-16].2.3. Системная работа школы с одаренными детьмиРазвитие индивидуальных способностей и одаренности детей, обеспечение условий их самореализации являются одной из задач управленцев, требующее конкретной разработки практических мероприятий. На школьном уровне учителя и классный руководитель должен:• определить цель, создать план (программу) и режим работы ученика, обеспечить цикличность, продолжительность обучения согласно индивидуальным особенностям одаренного ребенка;• обеспечить научную насыщенность содержания образования в соответствии с возможностями, склонностями, интересами и потребностями одаренного ученика;• разработать и внедрить индивидуально-развивающие стратегии и формы организации учебно-воспитательного процесса, разно-уровневые программы;• модернизировать методы, средства обучения, найти новые дидактические технологии, направленные на активизацию познавательно-творческих потенций одаренных детей;• стимулировать постоянный самоанализ и самообразовательную деятельность ученика;• способствовать психолого-педагогическому образованию родителей одаренных детей;• создавать условия для получения дополнительного образования в внешкольных заведениях с определенного направления одаренности.В процессе решения указанных задач целесообразно учитывать основные особенности возрастной одаренности детей.Работа с этой категорией детей требует создания определенных дидактических условий, которые включают:• своевременную диагностику;• соответствующее способностям программное обеспечение;• разработку системы творческих задач;• определение затрат времени на овладение учебной программой определенного предмета;• побудительные творческую деятельность учителя [18, с.23].Обновления практической деятельности учителя невозможно без обновления теоретических знаний. Многие учителя имеют негативное отношение к теории, следовательно, задача руководителей – прежде всего, изменить отношение учителей к теоретическим знаниям.Чтобы эти знания стали конструктивными, необходимо сделать отбор педагогических проблем не только по логике изучения теории, но и по логике практических действий учителя (причем приоритет следует отдать последним). Можно предложить следующую тематику самообразования: мотивация обучения; создание программ самообразования учащихся; особенности познавательной деятельности; положительные и отрицательные факты в обучении одаренных детей; интерес как мотивационная предпосылка одаренности; особенности наследственной основы личностной одаренности; особенности изобразительной (музыкальной, технической и т.п.) одаренности ребенка.При рассмотрении этих и других вопросов необходимо, прежде всего, выявить психологическую суть проблемы, а уже потом на этой основе раскрыть дидактическое обеспечение соответствующих цепочек учебного процесса.Главным условием при этом является постепенное введение учителя в мир научных знаний. Это возможно, если школа имеет общую проблему, общий подход к планированию работы над ней, систему методической работы.При проведении диагностики одаренности младшего школьника необходимо соблюдать принципы выявления одаренных детей:• комплексный характер оценивания разных аспектов поведения и деятельности;• продолжительность идентификации;• анализ действий ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и способностям;• использование тестов и тренинговых методик;• подавляющее опора на современные методы диагностики.Три группы личностных характеристик интеллектуально-творческого потенциала ребенка (по О. Савенкову):• интерактивные личностные характеристики (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, словарный запас, способность к оценке)• характеристики сферы умственного развития (оригинальность мышления, гибкость мышления, продуктивность мышления, классификация и категоризация, высокая концентрация внимания, память);• характеристика сферы личного развития (увлеченность задачей, перфекционизм– стремление угодить продукт любой своей деятельности в соответствии с самыми высокими требованиями, нонконформизм - стремление противостоять мнению большинства, лидерство, состязательность, широта интересов, юмор).Итак, система психических характеристик составляет основу личностного потенциала ребенка, его одаренности.Опираясь на личностные характеристики интеллектуально-творческого потенциала, мы считаем, что, выявляя одаренных и способных детей, необходимо отслеживать и изучать такие характерные особенности:• интеллект;• креативность• социальная компетентность;• психологические способности;• не когнитивные особенности характеристики (использование опросников)• характеристики школьного и семейного окружения;• достижения, увлечения.Исследования показывают, что развитие творческой одаренности может быть задержано, а иногда и вовсе прекращено на любом этапе развития ребенка. Многие специалисты единодушны по поводу причин, мешающих оптимальной реализации природных задатков ребенка, которые можно разделить на три категории:• методика преподавания и учебные программы не соответствуют запросам одаренных детей;• в местах с низким уровнем образования развитие ребенка не стимулируется ее окружением, поэтому она не может высоко оценить значение образования;• психологические предпосылки, мешающие реализации способностей ребенка, часто закладываются в семье. Родителям необходимые знания и навыки, позволяющие обеспечить надлежащее развитие их одаренных детей.Развитие одаренности может быть эффективным при соблюдении определенных условий. Большинство исследователей проблемы одаренности свидетельствуют о том, что эффективность работы с одаренным детьми способствуют:• своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей ученика;• гуманное сотрудничество учителя и ученика;• взаимодействие педагогов и родителей;• создание для ученика ситуаций уверенности в себе;• обеспечение ученику права на поиск и ошибку без снижения оценки, предоставление возможности исправления ошибки и повышения оценки;• использование такой системы управления познавательной деятельностью и поощрения ее результатов, превращают ситуативную уверенность в стойку;• поддержка инициативы ребенка во всех видах деятельности;• гуманизация сферы общения со сверстниками и взрослыми;• предоставление возможности реализации физической активности• обучение приемам самостоятельной работы, способов самоконтроля, исследовательской деятельности, умение получать знания самостоятельно;• отсутствие демонстрации исключительных достижений, которые вызывают ревность и неприятие одноклассниками, но вместе с этим и недопустимости уменьшения достижений и уникальных способностей.Для качественной организации работы с одаренными детьми использовать соответствующие стратегии обучения:1) стратегии обучения, опирающихся на количественные изменения:• ускорение - предусматривает увеличение темпа освоения учебного материала;• интенсификация - предполагает смену не темпа усвоения, а увеличение объема учебного материала, то есть повышение интенсивности обучения;2) стратегии, опирающиеся на качественные изменения:• дифференциация обучения;• индивидуализация обучения.Какую бы стратегию обучение не использовали педагоги, необходимо помнить о формировании социальной компетентности: способность разбираться в людях и устанавливать с ними эффективные деловые взаимоотношения. Таким образом, условиями успешной работы с одаренными детьми являются:• осмысление значения развития одаренных детей каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации обучения;• признание того, что система работы с одаренными учащимися - одно из приоритетных направлений работы школы;• постоянное совершенствование научно-методической работы и образовательного процесса общеобразовательных учебных заведений;• привлечение к работе с одаренными учащимися учителей, которые имеют высокие профессиональные и личностные качества, а также «узких» специалистов (психологов, руководителей предметных кружков и т.д.).ЗАКЛЮЧЕНИЕОдаренные дети – дети, у которых в раннем возрасте оказываются способности к выполнению определенных видов деятельности.Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в ее реальной деятельности и могут быть оценены при наблюдении за ее действиями. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполняемой деятельности.Для оценки социального развития ребенка, творческих способностей, интеллекта используют различные психодиагностические методы, дополняются сведениями родителей, данными наблюдений за ребенком.Выявление одаренных и талантливых детей – это длительный процесс. Одаренный ребенок сам себе поможет, если учитель творческий, а учебный процесс интересный, разносторонний, результативный.Школа одна из первых открыла ребенку мир общественной жизни. Параллельно семья берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка. Многие его основные свойства и личностные качества формируются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.Известно, что изменение социальных отношений представляет значительные трудности для ребенка. Тревожность, эмоциональное напряжение в основном связаны с отсутствием близких ребенку людей, с изменениями окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.В системе обучения одаренных детей очень большая роль принадлежит педагогам. Учитывая, что одаренные дети учатся в одной группе с другими детьми, педагоги должны уметь работать с детьми, обладающих различными способностями и особенностями, знать возрастные и психологические особенности развития детей, уметь создавать условия для развития познавательно-творческой деятельности, способствовать развитию творческого потенциала детей.Учитывая психологические, физиологические, дидактические и другие особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно, изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия ученика, учебного процесса и самого себя, общения и поведения, методов обучения и воспитания, постоянное самосовершенствование своей личности.Список использованной литературы1. Национальная доктрина развития образования в Росси в XXI веке. - М .: «Школьный мир», 2001.2. Государственная программа «Учитель» // Образование России. - №27 (323). - Апрель. - 2002.3. Барко В. И., Тютюнников А. М. Как определить творческие способности ребенка? - М., 1991.4. Овощи С. Одаренные дети .// Способности. Одаренности. Таланты. Библиотека «Школьный мир» - М.: 2009. С.5.5. Гончаренко С.У. Технология обучения // Российский педагогический словарь. - М .: Просвещение, 1997 - с.331.6. Дубасенюк А.А., Антонова А.Е. Технологический подход к организации работы с педагогически одаренной молодежью (на примере Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике) // Вестн. Житомир. гос. ун-та им. И. Франко. - 2004. - N 14. - С. 3-6.7. Ефимова И. Педагогическая технология "Создание ситуации успеха" и интерактивные методы проверки знаний / И.Ефимова // Русский язык и литература в школе. - 2009. - №20. - С.22.8. Концепция одаренности // Одаренный ребенок. - 2000. - №1 - С.5-99. Зазимко А. В. Основные теоретические подходы к определению одаренности. - Одаренный ребенок. - 1998. - № 8. - С.5-12.10. Костюк Г. С. Способности и их развитие у детей. - М., 1963. - 123 с.11. Красноголов В. А. Определение понятия "одаренность" в зарубежной психолого-педагогической литературе .// Одаренный ребенок. - 1998. - № 5 - 6, С.13.12. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. - 123 с.13. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988 - № 4 - С. 99.14. Липовая Л., Морозова Л., Луценко Л. Специфика обучения одаренных детей // Родная школа.-2003-№7. С.8-11.15. Лотковая И.В. Лелеем одаренность / И.В.Лоткова // Завуч. Все для работы. - 2009. - №11-12.16. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М., 1993. - 321 с.17. Моляко В. А. Актуальные социально-психологические аспекты проблемы одаренности .// Одаренный ребенок. - 1998, № 1, с.3 - 5; № 2, с.2 - 6; № 3, с.2 - 5.18. Мойсеюк Н.Е. Педагогика. Учебное пособие. 4-е издание, дополненное, 2003. - 615 с.19. Остапчук В. Одаренные дети. Какие они? / Остапчук // Школьный мир. - 2009. - №19. - С.9-10.20. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - М .: А.С.К., 2001. - 129 с.21. Падалка А.С. и другие. Педагогические технологии. - М .: Рос. энциклопедия, 1995. - 453 с.22. Рудик Я. Дополнительные образовательные услуги для одаренной студенческой молодежи и их классификация // Научные записки Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя. - Нежин, 2005. - № 4. - С. 47-51.23. Работа с одаренными детьми. - /М.О. Володарская, А.И. Настенко.ю А.Н. Пивлаева, С.М. Полугина, В.М. Сысоева. Х.: Издательская группа «Основа», 2010.-190с.24. Степенко Г. В., Бургин М. С. Одаренные дети: обучение и развитие. // Одаренный ребенок. - 1998. - № 3. - С.6 - 9.25. Сущенко Т.И. Характерные особенности одаренных детей // Начальная школа. - 1994. - №2. - С. 10-11.26. Титова А.А., Власенко Л.В. Инновационные методы управления современной школой. // Управление школой. - 2009. - №6. -С.7-25.27. Фицула М. М. Педагогика. - М .: Академия, 2000. - 453 с.
2. Государственная программа «Учитель» // Образование России. - №27 (323). - Апрель. - 2002.
3. Барко В. И., Тютюнников А. М. Как определить творческие способности ребенка? - М., 1991.
4. Овощи С. Одаренные дети .// Способности. Одаренности. Таланты. Библиотека «Школьный мир» - М.: 2009. С.5.
5. Гончаренко С.У. Технология обучения // Российский педагогический словарь. - М .: Просвещение, 1997 - с.331.
6. Дубасенюк А.А., Антонова А.Е. Технологический подход к организации работы с педагогически одаренной молодежью (на примере Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике) // Вестн. Житомир. гос. ун-та им. И. Франко. - 2004. - N 14. - С. 3-6.
7. Ефимова И. Педагогическая технология "Создание ситуации успеха" и интерактивные методы проверки знаний / И.Ефимова // Русский язык и литература в школе. - 2009. - №20. - С.22.
8. Концепция одаренности // Одаренный ребенок. - 2000. - №1 - С.5-9
9. Зазимко А. В. Основные теоретические подходы к определению одаренности. - Одаренный ребенок. - 1998. - № 8. - С.5-12.
10. Костюк Г. С. Способности и их развитие у детей. - М., 1963. - 123 с.
11. Красноголов В. А. Определение понятия "одаренность" в зарубежной психолого-педагогической литературе .// Одаренный ребенок. - 1998. - № 5 - 6, С.13.
12. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. - 123 с.
13. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988 - № 4 - С. 99.
14. Липовая Л., Морозова Л., Луценко Л. Специфика обучения одаренных детей // Родная школа.-2003-№7. С.8-11.
15. Лотковая И.В. Лелеем одаренность / И.В.Лоткова // Завуч. Все для работы. - 2009. - №11-12.
16. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М., 1993. - 321 с.
17. Моляко В. А. Актуальные социально-психологические аспекты проблемы одаренности .// Одаренный ребенок. - 1998, № 1, с.3 - 5; № 2, с.2 - 6; № 3, с.2 - 5.
18. Мойсеюк Н.Е. Педагогика. Учебное пособие. 4-е издание, дополненное, 2003. - 615 с.
19. Остапчук В. Одаренные дети. Какие они? / Остапчук // Школьный мир. - 2009. - №19. - С.9-10.
20. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - М .: А.С.К., 2001. - 129 с.
21. Падалка А.С. и другие. Педагогические технологии. - М .: Рос. энциклопедия, 1995. - 453 с.
22. Рудик Я. Дополнительные образовательные услуги для одаренной студенческой молодежи и их классификация // Научные записки Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя. ¬- Нежин, 2005. - № 4. - С. 47-51.
23. Работа с одаренными детьми. - /М.О. Володарская, А.И. Настенко.ю А.Н. Пивлаева, С.М. Полугина, В.М. Сысоева. Х.: Издательская группа «Основа», 2010.-190с.
24. Степенко Г. В., Бургин М. С. Одаренные дети: обучение и развитие. // Одаренный ребенок. - 1998. - № 3. - С.6 - 9.
25. Сущенко Т.И. Характерные особенности одаренных детей // Начальная школа. - 1994. - №2. - С. 10-11.
26. Титова А.А., Власенко Л.В. Инновационные методы управления современной школой. // Управление школой. - 2009. - №6. -С.7-25.
27. Фицула М. М. Педагогика. - М .: Академия, 2000. - 453 с.
Вопрос-ответ:
Какая проблема рассматривается в 3 главе статьи?
В 3 главе статьи рассматривается проблема выявления и сопровождения детской одаренности.
Что изучается в современных психолого-педагогических исследованиях?
В современных психолого-педагогических исследованиях изучается проблема одаренности.
Как осуществляется диагностика потенциально одаренных детей?
Диагностика потенциально одаренных детей осуществляется с целью определения их способностей и затем дальнейшего развития.
Какие особенности у детей среднего школьного возраста рассматриваются в главе 2?
В главе 2 рассматриваются психологические и возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
Где осуществляется работа с одаренными детьми среднего школьного возраста?
Работа с одаренными детьми среднего школьного возраста осуществляется в средних общеобразовательных учебных заведениях.
Какие проблемы существуют в выявлении и сопровождении детской одаренности?
Проблемы в выявлении и сопровождении детской одаренности состоят в том, что не всегда легко определить, является ли ребенок действительно одаренным. Одаренность может проявиться в разных сферах, и важно учитывать их все при проведении диагностики. Кроме того, проблема заключается в том, что не всегда наличие одаренности сразу же приводит к успеху и высоким достижениям ребенка. Сопровождение детей с высоким потенциалом также требует специальных знаний и навыков педагогов и специалистов.
В чем заключается проблема одаренности в современных психолого-педагогических исследованиях?
Проблема одаренности в современных исследованиях состоит в том, что она является многогранной и сложной для изучения. Ученые пытаются определить, какие факторы и характеристики являются основными при выявлении одаренности. Однако, существует дискуссия о том, что считать критериями одаренности и как правильно проводить ее диагностику. Более того, проблема заключается в разработке эффективных методик и программ сопровождения и развития одаренных детей.
Как проводится диагностика потенциально одаренных детей и чему она должна способствовать?
Диагностика потенциально одаренных детей проводится путем анализа их физического, умственного и художественного развития. Важно учитывать их способности, интересы и мотивацию к обучению. Диагностика должна способствовать выявлению скрытых талантов и потенциала у детей, а также помочь выработать индивидуальные программы развития и обучения для каждого ребенка.