Архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 16.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Коллективное бессознательное как составная часть структуры личности 4
Основные архетипы К.Г. Юнга 8
Заключение 12
Список использованных источников и литературы 13
Начала всей нашей психической жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и окончательные цели, кажется, сходятся на ней». [6, C.267]Только когда достигнуто единство всех аспектов души, только тогда человек ощущает гармонию и целостность. Таким образом, развитие самости можно считать основной целью человека.К.Г. Юнг описывает также 12 архетипов, символизирующих основные человеческие мотивы с определенным набором ценностей, значений и личностных качеств: невинный (или утопист, романтик, со страхом совершить что-то плохое, чья слабость заключается в наивности); сирота (главным стремлением которого является не быть в одиночестве, и одновременно присутствует страх выделиться из толпы); герой (или воин, спасатель, основным желанием которого является стремление доказать свою ценность через мужественные поступки, но боящийся оказаться слабым или уязвимым); попечитель (или святой, родитель, помощник, стремящийся заботиться о других и боящийся неблагодарности и эгоизма людей); исследователь (или индивидуалист, ищущий более полноценную жизнь и опасающийся попасть в ловушку); бунтарь (или дикий человек, неудачник с желанием мстить и страшащийся оказаться бессильным); любовник (целью которого является контакт с людьми, а наибольшим страхом – одиночество); создатель (или художник, мечтатель с желанием создавать вещи долговременной ценности и страхом быть похожим на кого-либо); шут (основное желание которого – жить в настоящий момент с полным наслаждением, а слабость – в легкомыслии и в пустой трате времени);мудрец (который не может без новых знаний и боится быть введенным в заблуждение);волшебник (который хочет осуществить мечты, но, не живя настоящим, становиться зависимым); правитель (основным желанием которого является контроль над всеми, а страхом – оказаться сверженным). В 2019 году ряд российских исследователей проанализировал эти архетипы и провел анонимный опрос в социальных сетях, вкотором приняли участие более 150 человек мужского и женского пола и разных социальных и возрастных групп. В результате выяснилось, что в современном «обществе потребления», на первый план выходят архетипы, большинство из которых свидетельствует о неуверенности человека в своих силах и неудовлетворенной потребности в «вечных» ценностях.Результаты анкетирования авторы представили в виде диаграммы. [1, C.321]ЗаключениеКоллективное бессознательное можно обозначить как итог жизни рода, поскольку оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором базируется индивидуальная психика. Психология, изучающая общие закономерности (т.е. универсальное в индивидуальном) обнаруживает систему установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида. Именно под влиянием врожденных программ и универсальных образцов происходят поведенческие реакции, восприятие, мышление и воображение. Архетипы К.Г. Юнга– это психические структуры, первичные психические образы, составляющих содержание коллективного бессознательного. Обычно люди не знают о существовании коллективного бессознательного, однако это то духовное наследие, которое передается от человека к человеку, накапливаясь и обогащаясь. Архетипырассматриваются как прообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта. Именноони определяют характер символов в культуре и искусстве, человеческих сновидений, сказок, мифологии и религии. К.Г. Юнг придавал им значение факторов, предрасполагающих и направляющих его поведение, дающих возможность реализовать определенные, общие для большинства людей модели поведения даже в таких ситуациях, с какими сам человек ранее не сталкивался, каких нет в его личном опыте.Наиболее ярко архетипы проявляются в культуре и искусстве, чьи символы понятны человеку часто на интуитивном уровне. Наиболее важными являются архетипы анимы и анимуса, персоны и тени, а также самости, парадоксальной в своей основе. Задачи классифицировать архетипы К.Г. Юнг перед собой не ставил, однако его учение повлекло за собой изыскания других исследователей. Основные его идеи актуальны не только в области психологии и искусствоведении, но и в педагогике, социологии, маркетинге.Список использованных источников и литературыБалашова Е.С., Грибанов С.В., Мальцева С.М., Носкова О.И. Современные аспекты теории архетипов К.–Г. Юнга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 3(28) – С.320-322Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб.для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2017. – 592 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 608 с.Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство: Антология. – Изд-ва: Рефл-бук, Ваклер, 1998.– 304 с. – Эл.версияЮнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. – Эл.версияЮнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с англ. — Издание 2-е., М.: «Когито-Центр», 2010. – 352 с.
1. Балашова Е.С., Грибанов С.В., Мальцева С.М., Носкова О.И. Современные аспекты теории архетипов К.–Г. Юнга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 3(28) – С.320-322
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2017. – 592 с.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 608 с.
4. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство: Антология. – Изд-ва: Рефл-бук, Ваклер, 1998.– 304 с. – Эл.версия
5. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. – Эл.версия
6. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с англ. — Издание 2-е., М.: «Когито-Центр», 2010. – 352 с.
Вопрос-ответ:
Что такое коллективное бессознательное?
Коллективное бессознательное - это понятие, введенное Карлом Густавом Юнгом, которое описывает бессознательные аспекты, общие для всех людей. Это набор архетипов и символов, которые мыслятся как универсальные и унаследованные сознанием.
Какая роль у коллективного бессознательного в структуре личности?
Коллективное бессознательное является одной из составных частей структуры личности, рядом с личным бессознательным и сознанием. Оно включает в себя общие архетипы, которые влияют на мышление, поведение и восприятие человека.
Какие основные архетипы описывает К.Г. Юнг?
К.Г. Юнг выделяет несколько основных архетипов, которые являются универсальными символами и образами, присутствующими в коллективном бессознательном. Это архетип Матери, Героя, Мудреца, Любовника, Творца и другие.
Какова роль архетипов в психической жизни человека?
Архетипы играют важную роль в психической жизни человека, они влияют на его поведение, чувства, мышление и восприятие окружающего мира. Они помогают противопоставить внутренние конфликты, находить смысл жизни и строить гармоничные отношения с другими людьми.
Как достичь гармонии и целостности при взаимодействии с архетипами?
Для достижения гармонии и целостности, человеку необходимо осознать свои архетипы, изучить их позитивные и негативные влияния, а затем интегрировать их в свою личность. Это процесс самопознания и преодоления внутренних конфликтов.
Сколько архетипов выделяет К.Г. Юнг?
К.Г. Юнг выделяет несколько основных архетипов, их количество может варьироваться в разных источниках, но обычно указывается около 12 основных архетипов.
Что такое коллективное бессознательное?
Коллективное бессознательное - это термин, введенный К.Г. Юнгом, который описывает беспредельное скопление воспоминаний, представлений и психических образов, которые наследуются от предков и присутствуют в каждом человеке. Оно является частью структуры личности и содержит в себе архетипы.
Какие архетипы выделяет К.Г. Юнг?
К.Г. Юнг выделяет несколько основных архетипов, включая архетипы тени, анима и анимус, великой матери, великого отца, дитя, мудрого старца и другие. Всего их может быть около 12, в зависимости от источника. Каждый архетип представляет собой элемент коллективного бессознательного и оказывает влияние на психическую жизнь человека.