изучение личностных особенностей младших школьников с разным социометрическим статусом
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 20.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования личностных особенностей школьников с различным социометрическим статусом……………………………………………………..…………………..6
1.1. Понятие и аспекты статусно-ролевой структуры общественных отношений ………………………………………………………………..… ….6
1.2. Особенности психологического портрета младшего школьника…………………………………………………….……………. …..12
Выводы по Главе 1
Глава 2. Эмпирические аспекты исследования личностных особенностей социометрического статуса младших школьников…….…..………….………16
2.1. Эмпирический анализ социометрического статуса младших школьников…………………………………………………………….……...…16
2.2. Эмпирический анализ личностных особенностей школьников с различным социометрическим статусом………………………...……..……...19
2.3. Рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в группе младших школьников с различным социометрическим статусом…………………………………………………….………….…………24
Выводы по Главе 2
Заключение…………………………………………………………………..…..28
Список использованной литературы………………………………..……. …...31
Приложения
С целью повышения статусов учеников, являющихся «пренебрегаемыми», для учителей могут быть предложены следующие практические рекомендации.•Постараться преодолеть аффективность, которая, зачастую, является причиной и, безусловно, следствием психологической изоляции.•Хороших результатов также можно добиться и косвенными мерами: будет нелишним, чтобы такого студента поддержали более авторитетные сверстники.•Необходимо избегать неумеренного захваливания или же противопоставления учащихся друг другу. •Важно также создавать в группе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления к помощи и взаимовыручке. Прежде всего, следует задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заражаются и заряжаются друг от друга эмоциями – как положительными, так и отрицательными. Поэтому в первую очередь непосредственно самим преподавателям стоит контролировать своё поведение, следить за тем, что они говорят. Индивидуальные разговоры со школьниками также являются залогом нормальных взаимоотношений между ними. Эти разговоры могут носить убеждающий характер или же выступать в качестве прямых требований.Важно опираться на лидеров. Однако для того, чтобы они могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на них обязанности с блеском.С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение, но, тем не менее, уберегаясь от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.Также необходимо защищать выпадающих. В любой социальной группе есть люди, которые оказались здесь не принятыми. В деятельности по разрешению проблем в сфере межличностных отношений можно использовать следующий способ. В классе необходимо провести доверительную беседу, в ходе которой обозначаются проблемы, актуальные на текущий момент времени, откровенно высказываются мнения – порой, весьма нелициприятные. Каждому стоит высказать собственные соображения по поводу взаимоотношений в коллективе. Обязательным условием эффективности является обсуждение вопроса – монолог здесь будет бесполезным. Такой разговор может и затянуться, поэтому стоит продумать варианты его окончания. Важно культивировать терпимость к различным культурам, верованиям, национальностям, а также уважение чужих взглядов и мнений. Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в классе, могут стать социокультурные и национальные различия. Главное для учителей – это стараться быть мудрыми в оценках и высказываниях, а также осознавать свою ответственность за то, что они желая или не желая того, формирует будущее – те отношения, которые будут связывать или разъединять школьников с разным мировоззрением.Согласно беседе с самими ребятами, их главными ценностями являются помощь и милосердие, познание нового в мире, природе и человеке. Для того, чтобы эти ценности не переставали быть значимыми, стоит поощрять любые стремления школьников к объединению в просоциальные группы, где каждый смог бы реализовать свой потенциал и раскрыть положительные личностные черты.Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать о том, что предложеные мероприятия могут помочь оптимизировать неформальные взаимоотношения в коллективе и способствовать созданию благоприятной и гармоничной обстановки.Выводы по главе 2В данной главе нами был проведён эмпирический анализ двух аспектов: социального статуса учеников младших классов и их личностных особенностей. Нами было выяснено, что класс представляет собой малую группу, в которой присутствуют три категории учеников: «лидеры», «предпочитаемые» и «пренебрегаемые». Серьёзную корректирующую работу необходимо проводить с учениками первой и третьей групп, поскольку некоторые показатели у них являются чрезмерно завышенными или же наоборот – чрезмерно заниженными. Ученики второй группы являются достаточно стабильными, стоит поддерживать их личностные показатели на данном уровне.В одном из пунктов данной главы мы разработали специальные рекомендации для учителей, которые помогут им наладить микроклимат в школьном коллективе и перевести учеников из группы «пренебрегаемых» в группу «предпочитаемых» или даже «лидеров».ЗаключениеВ самом начале нашего исследования, проведённого в рамках данной курсовой работы, мы поставили цель. Она заключалась в том, чтобы провести ёмкий анализ личностных особенностей младших школьников с различными социометрическими статусами.Чтобы достичь эту цель, мы осуществили деятельность в рамках пяти основных задач.Так, в процессе решения первой задачи нами с теоретической позиции была рассмотрена статусно-ролевая структура общественных отношений. Мы определили, что статус – это показатель положения личности, а роль – это структурная единица статуса, связанная с набором требований и ожиданий. К индивиду может применяться ряд положительно или отрицательно направленных санкций в зависимости от его готовности выполнять притязания социальных групп.Рассуждая непосредственно о социальных группах, мы можем сказать, что все они делятся на естественные и лабораторные, открытые и закрытые, временные и стационарные, а также референтные. Референтные диктуют необходимость полного и тщательного соблюдения и принятия индивидом их ценностей и установок.Вторая задача требовала от нас составления общего психологического портрета младшего школьника. Мы поняли, что ребёнок в связи с началом совершенно нового для себя этапа развития и функционирования претерпевает ряд естественных изменений в коммуникативных, когнитивных, личностных, физических, мыслительных и других процессах.С начала обучения и при его дальнейшем процессе у ребёнка начинают активно развиваться когнитивно-мыслительные и коммуникативные навыки. Он учиться строить продуктивные взаимоотношения с другими людьми, мыслить шире, строить и обосновывать причинно-следственные связи, запоминать новую информацию и обогащать свой словарный запас.Далее, на практическом этапе работы, для реализации третьей задачи нам необходимо было провести эмпирический анализ социометрического статуса младших школьников. Исследование мы проводили среди учеников третьего класса на базе одной из тульских школ. Мы провели социометрическое исследование и обнаружили, что класс является полноценной малой группой, в структуре которых наблюдаются члены с социометрическими статусами «лидеров», «предпочитаемых» и «пренебрегаемых». Наибольший процент школьников состоит во второй группе.Четвёртая задача предполагала изучение особенностей личности учеников с различными социометрическими статусами.Это исследование проводилось нами по адаптированному опроснику Кеттела. Результаты рассматривались обобщённо для каждой из трёх групп.Таким образом, выяснилось, что наиболее нормальным уровнем выраженности личностных черт обладают школьники из категории «предпочитаемых». Коррекционная работа, направленная на снятие симптомов тревожности, нервного напряжения и чувства гиперответственности, должна проводиться с учениками первой и третьей групп.На основании полученных результатов, мы должны были сформулировать ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию микроклимата в изученном нами коллективе. В этом и заключалась последняя, пятая задача.Все эти рекомендации сводятся к тому, что учителям стоит найти оптимальный баланс между опорой на «лидеров» и поддержкой «выпадающих». Также стоит проводить беседы на определённые темы, где в группе будут обсуждаться самые актуальные для школьников проблемы взаимоотношений и предлагаться оптимальные пути для их решения. Также, по нашему мнению, стоит начать объяснять школьникам ценность чужих взглядов, чувств и мнений, чтобы сформировать уважительное и лояльное отношение к товарищам.Ожидаемым результатом является систематическое использование данных советов в практике работы с младшими школьниками и следующее из этого полноценное решение существующих трудностей и конфликтов.Таким образом, главным итогом данной курсовой работы является то, что стоит внимательнее относиться к личностным характеристикам младших школьников с различными статусами и стараться учитывать это для избегания серьёзных межличностных и внутриличностных конфликтных ситуаций, а также напряжённой психологической обстановки в школьном коллективе.Список использованной литературыАндреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1982.Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.Вергелес Г.И, Матвеева Л.А, Раев А.И. Младший школьник. Помоги ему учиться. – М.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ), Союз, 2000. – 160 с.Волков Б.С, Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования (для бакалавров). – М.: КноРус, 2019. – 360 с.Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2005. – 208 с.Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Вести Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. – 1997. – №4. – с. 17-25.Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174сКарпенко Л.А., Петровский А. В.Краткий психологический словарь.- М.: Просвещение, 1981. - 195с. Кон И.С.. Социология личности. М., 1967, с. 23. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – с. 30-34.Крысько В.Г. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с. Методы социальной психологии. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2007. – 352 сОбозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Издательство «Лыбедь», 1990.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – с. 91-101Позняков В.П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. – с. 524-532Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.Кокорева, А.А. Студенческая учебная группа как разновидность малых социальных групп / А.А. Кокорева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [РИНЦ] – 2016. - №95 (12). – с. 1Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003.Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А. Н. Сухова, М.Г. Гераськиной. – 7-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 615 с.Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.Сушко В.А. Социометрический метод в социологии. – М.: КДУ,Университетская книга, 2017. – 48 с
1) Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.
2) Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1982.
3) Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.
4) Вергелес Г.И, Матвеева Л.А, Раев А.И. Младший школьник. Помоги ему учиться. – М.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ), Союз, 2000. – 160 с.
5) Волков Б.С, Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования (для бакалавров). – М.: КноРус, 2019. – 360 с.
6) Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2005. – 208 с.
7) Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Вести Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. – 1997. – №4. – с. 17-25.
8) Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с
9) Карпенко Л.А., Петровский А. В.Краткий психологический словарь.- М.: Просвещение, 1981. - 195с.
10) Кон И.С.. Социология личности. М., 1967, с. 23.
11) Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – с. 30-34.
12) Крысько В.Г. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
13) Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
14) Методы социальной психологии. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2007. – 352 с
15) Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Издательство «Лыбедь», 1990.
16) Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – с. 91-101
17) Позняков В.П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. – с. 524-532
18) Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.Кокорева, А.А. Студенческая учебная группа как разновидность малых социальных групп / А.А. Кокорева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [РИНЦ] – 2016. - №95 (12). – с. 1
19) Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003.
20) Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А. Н. Сухова, М.Г. Гераськиной. – 7-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 615 с.
21) Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
22) Сушко В.А. Социометрический метод в социологии. – М.: КДУ,Университетская книга, 2017. – 48 с