Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам модульных технологий
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 13.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования общего приема решения задач 6
1.1.Характеристика технологий модульного обучения 6
1.2. Подходы к формированию общего приема решения задач 12
Глава 2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством модульных технологий 15
2.1. Анализ модульных технологий в системе дошкольного образования 15
2.2. Исследование экспериментальных задач математической направленности с использованием модульных технологий 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Модуль может быть представлен как обучающий элемент в виде стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
- четко сформулированной цели;
- списка необходимого дидактического материала;
- списка связанных элементов обучения;
- соответствующие учебные материалы в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
- практические занятия по выработке необходимых навыков, связанных с этим образовательным элементом;
- контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном образовательном элементе.
Модульный метод, используемый в этом университете, реализуется поэтапно. Сначала определяются цели обучения, затем проводится диагностический анализ и предварительная оценка способностей учащихся.
Исходя из этого, планируется последовательно размещать материалы курса по модулям, а на заключительном этапе определяются критерии оценки достигнутых результатов.
Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: назначение (общее или специальное); уровень ввода, запланированные результаты обучения (знания, навыки, элементы поведения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет студентам независимый выбор индивидуального уровня продвижения по программе и саморегуляцию своих образовательных достижений.
В целом, по мнению исследователей, модульное обучение может сократить время учебного курса на 30% без ущерба для глубины усвоения материала. Этот момент в модульном обучении согласуется с фактором «сжатия» в концепции инженерии знаний. Для достижения этой цели предлагается следующая структура модуля: имя модуля; теоретические занятия; програмное обеспечение; независимая работа; результаты обучения (теоретические знания и практические навыки).
Подводя итоги исследования по модульному обучению, П. А. Юцевичене [17] подчеркивает: «Суть модульного обучения заключается в том, что студент может работать более независимо с индивидуальной учебной программой, которая содержит целевую программу действий, информационный банк и методическое руководство для достижения ваших целей. дидактические цели. Кроме того, функции учителя могут варьироваться от контроля информации до консультативной и координирующей деятельности. По словам автора, инвариантными компонентами в структуре модуля являются: учебный текст, инструкция по эксплуатации и консультация учителя. Для облегчения ориентации учащихся в модуле предлагается ряд символических обозначений, обозначающих дидактическую цель, наиболее важные фрагменты текста и контрольные вопросы.
Одним из основных элементов модульного обучения является система мониторинга и оценки успеваемости учащихся. Одной из форм такой системы является индивидуальный рейтинг, максимальное количество баллов при изучении модуля.
На современном этапе развития науки понятие модульности приобретает методологический смысл. Студенты должны быть готовы к этому уроку, поэтому ознакомление с текстовым заданием следует проводить после специальной работы по формированию математических понятий и связей, которые будут использоваться при решении задач. Прежде чем знакомиться с решением проблем, дошкольники должны достичь определенного уровня развития методов логического мышления (анализ, сравнение, обобщение), а также получить некоторый опыт в отношении объектных, текстовых, схематических и символических моделей, которые можно использовать интерпретировать текстовую модель. Таким образом, готовность дошкольников к ознакомлению с текстовым заданием предполагает определенный уровень формирования:
- навыки чтения; представления о значении действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, о понятиях, которые увеличиваются (уменьшаются), о сравнении различий;
- основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение); умение описывать объективные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов; умение рисовать, складывать и вычитать сегменты;
- умение переводить текстовые ситуации и схематические модели [14].
Начало обучения знакомит ребенка с новым, незнакомым миром - миром науки, в котором есть язык, правила и законы. Часто в процессе обучения педагог знакомит ребенка с понятиями; пониманием текстов, задач; учит выделять наиболее важные, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, обобщение, интерпретацию текста [9].
2.2. Исследование экспериментальных задач математической направленности с использованием модульных технологий
Рассмотрим технологию модульного игрового обучения как средство формирования когнитивного обучения.
Д. Б. Эльконин, охарактеризовав высочайший уровень развития игры для изучения математических представлений, отметил, что иногда дети играют не так много, как говорят об игре. Перевод игры в план слова является ключом к решению проблемы взаимодействия игры и обучения в дошкольном возрасте [13].
Л.А. Венгер, В.П. Никитин, Н.Н. Подяков, А.А. Плотник уделили особое внимание созданию мини-центров, в которые вошли интеллектуальные и креативные игры: «Страны запутанных лабиринтов», «Сложные кубики», «Угадай» и др.
Самым первым требованием от педагога является изложение мотивации, чтобы дошкольники захотели решать задачки, ребусы и осваивать игры.
Самым ценным в их опыте является то, что первоначальные определения того, как добиться результатов в каждой серии игр, были представлены самими детьми. Дошкольники получали игры по шаблонам и получали домашние задания, характер которых зависел от направления игр: составлять фигуры из определенного количества палочек; придумать конструкцию кубов, сравнить объекты и найти в них признаки сходства (различия); найти недостающую фигуру в серии рисунков и т. д.
Далее на уроках старшие дошкольники вместе с педагогом детально анализируют методы действий в играх, составляют их алгоритм и, при необходимости, рассматривают возможность создания разных версий игр. Целью данной работы является развитие способности детей решать когнитивные проблемы в готовых интеллектуальных и творческих играх определенной серии, объяснять решения в классе, придумывать и делать самую интеллектуальную и творческую игру такого типа из рассматриваемых [15]. ,
Таким образом, используемая технология активирует все компоненты познавательной деятельности, дети получают мотив - игровую среду. Целью работы является переход от обучения к созданию условий, которые дают детям возможность проявить инициативу, активность и творческое направление
Обязательно начните с простых примеров; в начале произносить ответы вслух; не играйте в игру часто, чтобы не устать от нее [13].
Примеры заданий.
Задание 1. 9 весенних цветов распустились на клумбе. Некоторое количество их срезали, а четверо наклонились к земле. Сколько цветов цвело в клумбе? Поясните свой ответ, используя модульные технологии. Нарисуйте картинку.
Задание 2. На картинке 8 яблок. Сколько яблок можно съесть? Каким будет решение? Сформулируйте ответ.
- Это могло быть 5 яблок? Как тогда будет выглядеть решение?
Используя набор, выложите другое решение.
8-1 = 7 ; 8-2 = 6; 8-3 = 5;
8-4 = 4; 8-6 = 2; 8-7 = 1
8-8 = 0; 8-0 = 8
Какие варианты получились?
А могло остаться 10 яблок? Объясните, почему вы так думаете.
Приводим пример учебного элемента.
УЭ1: Усвоить определение сложения чисел, пользуясь определением.
1.1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
1.2. Прочитайте определение
1.3. Выполните упражнения, использовав палочки, игрушки
1.4. Закройте обучающие материалы и повторите определение про себя.
УЭ2: Цель -начертить пятиугольник, решить задачки и ребусы
2.1. Возьмите палочки и выложите пятиугольник
2.2. Сделайте предположительный вывод об этой фигуре и задачам
2.3. Обсудите задачи с соседом
Таким образом, можно сделать вывод, что игровые модульные технологии широко используются на практике в дошкольных учреждениях, педагогические игры представляют собой довольно обширную группу методов и приемов педагогического процесса характеризующихся логической направленностью..
Заключение
В данной работе раскрывается развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством модульных технологий, дается характеристика логического мышления.
В этой курсовой работе технология модульного обучения рассматривалась как средство формирования когнитивных универсальных учебных действий, в частности игровые модульные технологии.
В работе показано, что моделирование текстовых арифметических задач способствует формированию обобщенных знаний. Этот момент также определяет способы организации действий дошкольников, которые направлены на развитие мышления в ходе анализа проблемы и нахождения плана решения с использованием моделирования, формирования навыков и способов действий, необходимых для этого.
В работе анализируется литература для дошкольников, направленная на развитие математических представлений, ориентация на формирование познавательных универсальных учебных действий. На данном этапе был сделан вывод, что в дошкольной литературе эта тема модульных технологий недостаточно освещена.
Список использованной литературы
22
Вопрос-ответ:
Какие технологии используются для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста используются модульные технологии.
Каковы основные принципы модульного обучения?
Основные принципы модульного обучения включают индивидуальный подход к каждому ребенку, активное участие детей в процессе обучения, использование игровых элементов и повышение мотивации к обучению.
Какие подходы можно использовать для формирования общего приема решения задач?
Для формирования общего приема решения задач можно использовать подходы, основанные на анализе и синтезе, поиск решений с помощью аналогий, использование эвристических приемов и развитие логического мышления.
Каким образом модульные технологии помогают развивать математические представления у детей старшего дошкольного возраста?
Модульные технологии помогают развивать математические представления у детей старшего дошкольного возраста через игровые и практические задания, использование визуальных материалов, создание условий для самостоятельного исследовательского и творческого мышления.
Какие модульные технологии можно применять в дошкольном образовании?
В дошкольном образовании можно применять различные модульные технологии, например, метод проектов, метод деятельностного и игрового обучения, метод проблемного обучения и др.
Чем являются модульные технологии и как они могут помочь в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Модульные технологии - это метод обучения, основанный на разделении обучающего процесса на небольшие модули, каждый из которых отражает отдельный аспект предметной области. При использовании модульных технологий в математике в дошкольном возрасте, дети могут активно участвовать в игровых и практических заданиях, что способствует формированию и развитию их математических представлений.
Какие подходы могут быть использованы для формирования общего приема решения задач в математике у детей старшего дошкольного возраста?
Для формирования общего приема решения задач в математике у детей старшего дошкольного возраста могут использоваться различные подходы, например, игровой подход, когнитивно-коммуникативный подход или проблемно-поисковый подход. Каждый из этих подходов направлен на развитие определенных навыков и умений у детей, что способствует формированию их математических представлений.
Анализ модульных технологий в системе дошкольного образования. Какие результаты показывает исследование?
Анализ модульных технологий в системе дошкольного образования показал, что их использование способствует более эффективному формированию и развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Исследования показали, что дети, занимающиеся посредством модульных технологий, проявляют большую заинтересованность и активность в обучении математике, а также лучше усваивают материал и развивают свои математические навыки и умения.
Какие примеры модульных технологий могут быть использованы для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы различные модульные технологии, например, игровые модули, где дети могут играть в игры, связанные с математикой; конструктивные модули, которые позволяют детям строить различные формы и фигуры; а также коммуникативные модули, где дети могут обсуждать математические задачи и решать их вместе с другими детьми.
Какие технологии используются для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста используются модульные технологии. В частности, исследователи уделяют особое внимание общему приему решения задач и подходам к его формированию.