Внешняя политика королевства Испания конца ХХ-начала XXIвв

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 30 30 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 19.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История королевства Испания 5
1.1 Испания как важная часть державы Карла I Габсбурга 5
1.2 Война в Испании в 1700 году 7
Глава 2. Внутриполитические проблемы Испании 9
2.1 «Возвращение» Испании в Европу 9
2.2 Внешняя политика Испании и мировой кризис 2008-2009 годов 10
Глава 3. Внешняя политика Испании в период с 2002 по 2004 годы 13
3.1 Расстановка политических сил в Европе 13
3.2 Всеобщие парламентские выборы в Испании 15
3.2 Приход к власти на второй срок Родригеса Сапатеро 16
3.3 Проблема сепаратизма 17
3.4 Меморандум о взаимопонимании между Испанией и Россией 19
3.5 Другие аспекты международных отношений 21
3.6 Евро-средиземноморский саммит в Барселоне в 2005 г. 22
Заключение 27

Фрагмент для ознакомления

В 2010 г. Испания вновь получила шанс проявить приверженность интеграции, председательствуя в ЕС с уже обновленной правовой базой. Благодаря приоритетам этого председательства в программе МИД Испании, принятой накануне, в конце 2009 г., заявлено об укреплении роли ЕС, о пересмотре энергетической политики и реализации Лиссабонского договора.В период председательства Испании в ЕС особая роль отводилась восстановлению экономики, созданию новых рабочих мест и защите прав граждан, единой внешней политике. Однако при вступлении в силу Лиссабонского договора в Евросоюзе возникло двоевластие. Наряду со страной-председателем проблемами Европы стал заниматься президент ЕС — бельгиец X. Ван Ромпей, а также верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности - гражданка Великобритании К. Эштон.Руководство ИСРП, продолжая политику своих предшественников, стремилось активизировать Евро-средиземноморский процесс для укрепления национальных позиций в Южном и Восточном Средиземноморье. С этой целью оно инициировало проведение саммита стран-участниц в юбилейном для «барселонского процесса» 2005 г.В декабре 2007 г. в Риме Родригес Сапатеро совместно с премьер- министром Италии Р. Проди и президентом Франции Н. Саркози впервые обсудили перспективы формирования Союза для Средиземноморья. 14 июля 2008 г. в Париже было провозглашено создание этого Союза.3.6 Евро-средиземноморский саммит в Барселоне в 2005 г.направления внешней политики Евросоюза. Родригес Сапатеро высказал сожаление в связи с отменой саммита Союза для Средиземноморья. Встреча в Барселоне, запланированная на июнь 2010 г., была отложена из-за осложнения ситуации на Ближнем Востоке. События «Арабской весны» 2011 г. также дестабилизировали политическую ситуацию в Средиземноморском регионе.В 2007 г. руководство ИСРП заняло особую позицию в отношении намерения США разместить противоракетную систему обороны (ПРО) на территориях Польши и Чехии. Обеспокоенность России планами США полностью разделил бывший премьер-министр Испании Гонсалес. Однако 5 октября 2011 г. Испания все же присоединилась к системе ПРО в Европе, предоставив США военно-морскую базу Рота.Правительство ИСРП поддержало резолюцию Совета Безопасности ООН № 1973 «О положении в Ливии» от 17 марта 2011г., предусматривавшую установление над Ливией бесполетной зоны. Испания приняла участие в военной операции «Одиссея: рассвет». Поддержка Парижа и Лондона по ливийскому вопросу означала поворот во внешней политике Родригеса Сапатеро, которого в мировом сообществе привыкли считать миролюбивым политиком. Премьер-министр Испании осудил режим президента Сирии Б. Асада и продолжил в августе 2011 г. консультации с президентом США Б. Обамой о мерах давления на сирийский режим, «чтобы тем самым поддержать народ Сирии в его демократических ожиданиях».Испано-американские отношения. Отношения Мадрида и Вашингтона являлись одним из приоритетных направлений внешней поли-тики ИСРП. Двусторонние отношения продолжали развиваться позитивно, несмотря на некоторое охлаждение, вызванное выводом испанских войск из Ирака весной 2004 г. вопреки воле США.Постепенная нормализация началась в 2005 г. Было налажено тесное взаимодействие по ряду вопросов двусторонней и международной повестки дня: инвестиционному сотрудничеству, борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и др.В сентябре 2007 г. в Нью-Йорке состоялась встреча президента США Д. Буша-младшего и премьер-министра Испании Родригеса Сапатеро. Главным итогом стала констатация позитивности испано-американских отношений в политической и экономической областях. Значительно активизировался политический диалог, постоянно проходил интенсивный обмен визитами, выросли объемы взаимной торговли и инвестиций.После победы Б. Обамы на президентских выборах в США в конце 2008 г. в испано-американских отношениях начался новый этап. Для него характерны укрепление военно-политического диалога, налаживание контактов на высшем уровне, усиление торгово-экономических связей. В результате нескольких встреч Обама и Родригес Сапатеро пришли к согласию по большинству вопросов между-народной политики и двусторонних отношений.Сближению Испании с США в значительной степени способствовала политика Родригеса Сапатеро в отношении миротворческой операции в Афганистане. Испанский премьер-министр, придерживаясь международных обязательств, согласился активизировать военное участие Испании для поддержания безопасности в этой стране.Испания и США традиционно являются важнейшими торгово- экономическими партнерами. В 2000-е годы наметился рост товарооборота между двумя странами: в среднем он ежегодно увеличивался более чем на 10% и в 2008 г. превысил 23 млрд долл. Соединенные Штаты Америки продолжают вложение капиталов в испанскую экономику.Отношения со странами Латинской Америки. Латиноамериканское направление для Испании является приоритетным и при правительстве Родригеса Сапатеро включало не только проведение встреч на высшем уровне, но и стимулирование развития отношений Евросоюза со странами этого региона, в частности с Кубой.Важным событием в октябре 2005 г. стала XVИбероамериканская встреча в испанском городе Саламанка. Участники этой встречи подтвердили необходимость организации действий стран—участниц Иберо-американского сообщества наций (ИСН). Генеральный сек-ретариат ИСН координирует политику сообщества и представляет его интересы на международных форумах.Генеральный секретариат ИСН стал играть заметную роль в подготовке очередных Иберо-американских встреч: XVI - в Уругвае (2006), XVII - в Чили (2007), XVIII - в Сальвадоре (2008), XIX - в Португалии (2009), XX - в Аргентине (2010), XXI - в Парагвае (2011). Встречи в Португалии, Аргентине и Парагвае прошли в условиях мирового экономического кризиса, что потребовало обсуждения антикризисных мер.Современные направления внешней политики. Расхождения в руководящих кругах Испании по вопросам ее внешней политики, обусловленные сменой правительств, существовали на протяжении всего постфранкистского периода. Социалистам была свойственна меньшая приверженность атлантизму, политики НП, наоборот, стремились укреплять партнерство с Вашингтоном.В вопросах европейской интеграции между правящими партиями наблюдался политический консенсус. Причиной кардинальной трансформации курса относительно Ирака помимо внутриполитических мотивов являлось стремление Родригеса Сапатеро заявить об Испании как о самостоятельном игроке на международной арене, свободном от внешнеполитических обязательств правительства консерваторов.Внешняя политика правительства ИСРП была направлена на усиление роли ООН в международных делах. Особое внимание уделяется антитеррористическому сотрудничеству согласно резолюциям Совета Безопасности ООН. Участие в НАТО - также один из ключевых внешнеполитических приоритетов Испании. Испанское руководство считает этот альянс важным фактором стабильности в Европе и за ее пределами.20ноября 2011 г. на всеобщих парламентских выборах в Испании убедительную победу одержала Народная партия во главе с М. Рахоем, МИД Испании возглавил Х.М. Гарсиа-Маргальо. ИСРП стала оппозиционной партией. Семилетний период нахождения у власти социалистов завершился. Однако во внешней политике Испании сохраняется преемственность по основным направлениям. ЗаключениеПервые годы нахождения у власти правящей ИСРП (2004 - по н.вр.) учитывая заметные успехи в экономике, тенденции стабилизации социальной обстановки, а также определенные достижения во внешней политике, способствовали росту авторитета страны в системе международных отношений.Осложнение внутриполитической ситуации в стране, обусловленное разногласиями в испанском обществе в отношении внешнеполитического курса, избранного Аснаром по Ираку, подтвердило тесную связь, которая существует между внешней и внутренней политикой в Испании. Не вызывает никакого сомнения, что одной из основных причин поражения Народной партии на выборах в марте 2004 г. стало неприятие широкими слоями электората участия Испании в операции в Ираке.С правительством X. JI. Родригеса Сапатеро, как он неоднократно подчеркивал сам, «Испания возвращается в Европу». А по словам его министра обороны Хосе Боно, Испания будет стремиться вернуть практику принятия решений по важнейшим международным вопросам под эгидой ООН, восстановить нормальные отношения с Евросоюзом.Спустя чуть больше года после начала военной операции в Ираке (2003) новая власть Испании сделала ставку на дистанцирование от соответствующих установок Великобритании и США при одновременном сближении с франко-германскими позициями и в июне 2004 г. вывела войска из этого региона.За кардинальной трансформацией курса Мадрида по Ираку помимо внутриполитических мотивов просматривалось стремление нового испанского лидера Сапатеро удачно дебютировать на международной арене, заявив Испанию в качестве самостоятельного игрока в мировых делах, свободного от внешнеполитических обязательств предыдущей администрации. Сапатероиспользовал изменение позиции по Ираку как для «восстановления мостов» с Парижем и Берлином, так и для повышения престижа Испании в арабском мире и Латинской Америке, подорванного в результате проамериканского крена Х.М. Аснара.Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что расхождения в руководящих кругах Испании по вопросу внешней политики страны существовали на протяжении всего периода консолидированной демократии и были обусловлены сменой правительств, находившихся у власти. В частности, это относится к вопросу отношений Испании с Североатлантическим альянсом: правительство А. Суареса, возглавлявшего СДЦ, сдержанно относилось к проблеме вступления Испании в НАТО. Страна стала членом этой организации при правительстве СДЦ, возглавляемом Л. КальвоСотело. Далее ИСРП, а затем Народной партией был взят курс на полную интеграцию Испании в евро-атлантические структуры. Различие между курсом ИСРП и НП в 1980-90-е годы заключалось в том, что первой было свойственно меньшее следование атлантизму во внешней политике, а вторая, наоборот, стремилась укреплять партнерство с Вашингтоном. Что касается европейской интеграции, то при всех правительствах, находившихся у власти в исследуемый период, по данной проблеме наблюдался политический консенсус. Серьезных расхождений во взглядах ИСРП и Народной партии по вопросу ЕС никогда не наблюдалось.Внешняя политика Испании, безусловно, всегда зависела от международной конъюнктуры. Поэтому период распада биполярной системы и сопутствующее ему завершение «холодной войны» в конце 1980-х годов, а также вопрос европейского строительства (Маастрихт, 1993 г.) явились безусловным катализатором активизации испанской дипломатии на международной арене в начале 1990-х гг. Таким же важным моментом, повлиявшим на внешнюю политику Испании, стали события 11 сентября 2001 г. в США, а также последствия теракта в Мадриде в марте 2004 г. В результате Испания подключилась к борьбе с международным терроризмом и предложила программу «Альянс цивилизаций», которая стала совместной инициативой Испании и Турции и направлена на укрепление связей между Западом и мусульманским Востоком, а также на сотрудничество в борьбе против исламистского экстремизма.На рубеже XX-XXI вв., с учетом значимости и престижа Испании соотношение глобальных и региональных тенденций во внешней политике страны в целом представляется равноценным. При этом степень участия Испании в общеевропейском и средиземноморском интеграционных объединениях, в военно-политическом сотрудничестве в евро-атлантическом блоке, а также в политическом диалоге в рамках иберо-американского сообщества является одинаково значимой.Что касается констант во внешней политике Испании в постфранкистское тридцатилетие, то анализ основных направлений ее внешнеполитической деятельности с середины 1970-х годов по настоящее время подтверждает, что они неизменны. К ним можно отнести как отношения Испании с ЕС и НАТО, так и региональные направления: Испания и США, Испания и Латинская Америка, Испания и Средиземноморье, Испания и Ближний Восток, Испания и Восточная Европа, Испания и Россия и в последнее время Испания и АТР. Однако удельный вес этих направлений и их важность в общей системе приоритетов внешней политики Испании подвержены изменениям.Таким образом, основные направления внешней политики Испании определялись как ее традиционными реалиями, предопределенными геополитическим положением страны в Европе и мире, так и новыми тенденциями постфранкисткого тридцатилетия.

-

Вопрос-ответ:

Какие были внешнеполитические проблемы у Испании в период с 2002 по 2004 годы?

Внешняя политика Испании в этот период была осложнена террористическими атаками в Мадриде в 2004 году. Испания также столкнулась с проблемами в отношениях с некоторыми европейскими странами, в связи с военной операцией в Ираке, которую не поддерживало большинство европейских государств.

Какова была роль Испании в мировом кризисе 2008-2009 годов?

Испания оказалась одной из стран, наиболее пострадавших от этого кризиса. Экономический спад привел к росту безработицы и финансовым проблемам в стране. Правительство пришлось принимать жесткие меры по реструктуризации экономики и сокращению государственных расходов.

Какие выборы проходили в Испании в 2002-2004 годах?

В период с 2002 по 2004 годы в Испании прошли всеобщие парламентские выборы. На этих выборах были расставлены политические силы в стране и определялся политический курс Испании на ближайшее время.

Какие были исторические события, связанные с Испанией в конце ХХ - начале XXI века?

Королевство Испания имело длительную историю, начиная с времен державы Карла I Габсбурга. В конце ХХ - начале XXI века Испания столкнулась с войной в своей территории в 1700 году, а также с внутриполитическими проблемами и мировым кризисом в 2008-2009 годах.

Какова история внешней политики Испании?

История внешней политики Испании включает различные периоды, начиная с державы Карла I Габсбурга. В более новейшей истории Испания сталкивалась с проблемами возвращения в Европу после диктатуры Франко и видела внешнеполитические проблемы в период мирового кризиса 2008-2009 годов.

Какими событиями внешней политики королевства Испания можно выделить в конце ХХ - начале XXI века?

В конце ХХ - начале XXI века внешняя политика Испании была отмечена несколькими значимыми событиями. Например, Испания стала важной частью державы Карла I Габсбурга, а также претерпела войну в 1700 году. Также стоит отметить возвращение Испании в Европу, ее внешнюю политику во время мирового кризиса 2008-2009 годов и внешнюю политику в период с 2002 по 2004 годы.

Какие проблемы наблюдались во внутриполитической сфере Испании в конце ХХ - начале XXI века?

В конце ХХ - начале XXI века Испания столкнулась с рядом внутриполитических проблем. В особенности можно выделить возвращение Испании в Европу после продолжительного периода авторитарного режима Франко. Также стоит отметить внешнюю политику Испании и ее реакцию на мировой кризис 2008-2009 годов, который также затронул страну.

Какие события и факторы повлияли на внешнюю политику Испании в период с 2002 по 2004 годы?

В период с 2002 по 2004 годы внешняя политика Испании была в значительной степени определена несколькими факторами. Расстановка политических сил в Европе играла важную роль, так как в этот период происходили всеобщие парламентские выборы. Также стоит отметить внутриполитическую ситуацию в самой Испании, которая оказывала влияние на ее внешнюю политику.

Какая роль играла Испания в истории королевства Испания в конце ХХ и начале XXI века?

Испания играла важную роль как в истории, так и во внешней политике своего королевства в конце ХХ и начале XXI века. Она была важной частью державы Карла I Габсбурга и принимала участие в войне в 1700 году. Кроме того, Испания активно возвращалась в Европу после многолетней изоляции и активно участвовала в мировом кризисе 2008-2009 годов.

Какие внешнеполитические проблемы стояли перед Испанией и как она справилась с ними в период с 2002 по 2004 годы?

В период с 2002 по 2004 годы Испания сталкивалась с расстановкой политических сил в Европе и мировым кризисом. Однако, она справилась с этими проблемами, принимая активное участие во всевозможных парламентских выборах и активно возвращаясь в Европу после долгой изоляции.