Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка: история и современное состояние проблемы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 25.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общие закономерности психического развития ребенка 4
1.1. Определение понятия «психическое развитие», его основные закономерности 4
1.2. Факторы психического развития ребенка 8
2. Анализ истории изучения роли среды и наследственности в психическом развитии ребенка 11
2.1. Изучение природы психического развития ребенка зарубежными учеными 11
2.2. Исследования отечественных ученых в области биологического и социального факторов воздействия на формирование психики ребенка 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Если родители и среда оказывают правильные воздействия на ребенка, он усваивает положительные формы поведения и становится хорошим членом общества. Психическое развитие, исходя из этого, заключается в накоплении социально приемлемых форм поведения и выработке полезных привычек и навыков.Другое направление основывается на взглядах французского философа XVIII века Жан-Жака Руссо, который уже в новорожденном ребенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы не нарушать естественное созревание этих задатков и не менять врожденную природу ребенка. Психическое развитие рассматривается как созревание природных задатков и их реализация. Таким образом, психическое развитие ребенка зарубежными исследователями трактовалось с разных позиций:- как полностью спонтанный процесс, на который не влияют ни социальные, ни биологические условия, а происходящий по внутренним законам развития (концепции спонтанного психического развития);- как процесс, обусловленный либо только биологической природой человека (биологизаторские концепции) либо исключительно за счет средовых воздействий со стороны социума (социологизаторские концепции);- как результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных факторов на психику человека.Несомненным является то, что ребенок, рождаясь биологическим существом, появляется на свет биологически и социально незрелым. Последующее его развитие протекает в социуме.Исследования отечественных ученых в области биологического и социального факторов воздействия на формирование психики ребенкаВ отечественной психологии вопросом влияния среды и врожденных факторов на психическое развитие занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов и др. Здесь также основным является вопрос о соотношении биологических и социальных факторов.Биологический фактор обусловлен наследственными механизмами. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента: темперамент и задатки способностей.Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется и его специальные способности не разовьются. Способности развиваются в деятельности.Второй фактор — среда. Окружающая социальная среда оказывает влияниена развитие психики ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей.Современные представления о роли среды и наследственности в психическом развитии ребенка, принятые в отечественной психологии, базируются в основном на положениях Л. С. Выготского.Согласно теории Л.С. Выготского, существует единство наследственных и социальных факторов в процессе развития, причем необходимо учитывать, что в процессе онтогенеза удельный вес этих факторов в формировании психики изменяется.Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка.Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.Д.Б. Эльконин определял развитие человека как результат взаимодействия следующих факторов: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования и возрастные кризисы развития.Согласно теории Б.Г. Ананьева, индивидуальность человека проявляется лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.А.Г. Асмолов определял развитие человека как результат взаимосвязанной и взаимодополняющей детерминации трех групп факторов: индивидуальных свойств человека, социально-исторического образа жизни и совместной деятельности..Любой социум вырабатывает и обеспечивает систему нравственных и правовых норм, представленных в данном обществе в форме нормативных требований закона, наставлений, правил, заповедей или табу. Любая из перечисленных форм нормативных требований выступает в качестве границ допустимого поведения, согласующегося с действующей моралью, правом или религией, и является основанием для реализации функции социального контроля.Посредством системы норм общество фактически программирует поведение индивидов, придавая ему определенный вектор направленности. В указанном контексте весьма интересна точка зрения М. И. Еникеева, обратившего внимание на тот факт, что купирование в обществе легальных средств защиты прав и законных интересов граждан немедленно вызывает всплеск девиантности, преступности, маргинальности.Согласно Л.С. Выготскому, существуют следующие законы психического развития:Закон цикличности, согласно которому психическое развитие характеризуется определенным ритмом и темпом, изменяющимися в разные возрастные периоды. Согласно этому закону, циклы интенсивного развития сменяются затишьем, и наоборот, что присуще как развитию отдельных психических функций, так и развитию психики в целом.Закон метаморфозы в развитии, согласно которому развитие психики представляет собой цепь качественных изменений.Закон неравномерности: развитие психики происходит неравномерно, в благоприятный для каждой конкретной функции период развития.Закон сочетания эволюции и инволюции в развитии, согласно которому прогрессивное развитие сопровождается определенными регрессивными процессами в психике.Закон развития высших психических функций: изначально возникая как форма коллективного поведения ребенка, высшие психические функции постепенно становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.Таким образом, психическое развитие ребенка является результатом совокупности действия социальных и биологических факторов. Включение ребенка в непосредственные виды деятельности, прямой контакт с окружением в процессе его развития является решающим в психическом развитии. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.ЗаключениеВ современной психологии существует несколько теорий, объясняющих закономерности психического развития. Ключевым вопросом для всякой психологической теории является вопрос о движущих силах и источниках психического развития, среди которых выделяются природное начало в человеке (или его наследственность) и среда (социальное окружение, методы воспитания, приобретенный опыт).Если исторически последователи теории сенсуализма (определяющее значение в социального научения в развитии психики) и теории преформизма (прерогатива врожденных инстинктов в формировании психических функций) находились на различных полюсах, в настоящее время наблюдается тенденция к формированию комплексного подхода в понимании данного вопроса.Обычно признается и роль наследственности, и роль среды в психическом развитии ребенка. В то же время в различных психологических теориях по-разному расставляются акценты, и на первое место выдвигается или один, или другой фактор, который определяет источник психического развития ребенка.В России главным механизмом психического развития человека признается механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).Список использованной литературыВарданян А. А. Историко-психологический анализ проблемы соотношения наследственности и среды в отечественной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. – С. 19-23.Гонина О. О.Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 465 с.Егорова М. С. Исследование природы индивидуальных различий // Национальный психологический журнал. – 2006. – С. 63-65.Крайг Г.Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. - СПб.,:Питер, 2000. – 992 с.Ноев А.И. Психолого-педагогические аспекты оценки одаренности детей// Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2007. – № 2. – С. 144-149.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. - Владос, 1995. — 291 с.Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.— СПб.: Питер, 2009. — 304 с.Урунтаева Г. А. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. —336 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

1. Варданян А. А. Историко-психологический анализ проблемы соотношения наследственности и среды в отечественной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. – С. 19-23.
2. Гонина О. О.Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 465 с.
3. Егорова М. С. Исследование природы индивидуальных различий // Национальный психологический журнал. – 2006. – С. 63-65.
4. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. - СПб.,: Питер, 2000. – 992 с.
5. Ноев А.И. Психолого-педагогические аспекты оценки одаренности детей// Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2007. – № 2. – С. 144-149.
6. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. - Владос, 1995. — 291 с.
7. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.— СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
8. Урунтаева Г. А. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. —336 с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на психическое развитие ребенка?

На психическое развитие ребенка влияют как наследственные, так и внешние факторы. Наследственность определяет генетическую предрасположенность к развитию особых психических способностей или наличию наследственных болезней. Внешние факторы, такие как среда обитания, семейная обстановка, образование и воспитание, также оказывают сильное влияние на психическое развитие ребенка.

Какие исследования проводились зарубежными учеными в области психического развития ребенка?

Зарубежные ученые проводили множество исследований, чтобы изучить роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка. Одно из таких исследований было направлено на выяснение влияния генетических факторов на интеллектуальное развитие ребенка. Ученые обнаружили, что генетические предрасположенности могут оказывать сильное влияние на уровень интеллекта ребенка. Другое исследование было посвящено изучению влияния воспитания на эмоциональное развитие ребенка и показало, что качество семейных отношений имеет большое значение для формирования эмоциональной стабильности у ребенка.

Какие факторы влияют на психическое развитие ребенка?

На психическое развитие ребенка влияют как наследственность, так и среда, в которой ребенок вырастает. Эти два фактора взаимодействуют и влияют на формирование личности ребенка.

Что можно сказать о понятии психическое развитие и его основные закономерности?

Психическое развитие - это процесс постепенного формирования психики и личности ребенка. Оно происходит по определенным закономерностям, таким как прогрессия, индивидуализация и социализация.

Какие исследования проводились зарубежными учеными для изучения природы психического развития ребенка?

Зарубежные ученые проводили много исследований, чтобы понять, как происходит психическое развитие ребенка. Они изучали такие аспекты, как роль генетики, влияние среды, стадии развития и взаимодействие с окружающим миром.

Какие исследования в области роли среды и наследственности в психическом развитии ребенка проводили отечественные ученые?

Отечественные ученые также проводили много исследований по данной теме. Они изучали влияние семьи, школы, сверстников, а также генетические факторы на психическое развитие ребенка. В их работах были выявлены особенности психического развития в российской среде.

Какие общие закономерности можно выделить в психическом развитии ребенка?

В психическом развитии ребенка можно выделить несколько общих закономерностей. Одна из них - это постепенное увеличение сложности и разнообразия психических функций. Другая закономерность - это последовательное прохождение ребенком определенных стадий развития.

Какие факторы влияют на психическое развитие ребенка?

На психическое развитие ребенка влияют различные факторы, такие как генетическая наследственность, среда обитания, воспитание и образование, социальная среда и культурные особенности. Эти факторы взаимодействуют между собой и влияют на формирование интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков у ребенка.

Какие основные закономерности психического развития ребенка?

Основными закономерностями психического развития ребенка являются постепенность и последовательность развития различных сторон личности. Ребенок проходит определенные стадии развития, такие как новорожденность, грудной возраст, ранний детский возраст, подростковый возраст и т.д. На каждой стадии ребенок овладевает новыми способностями и умениями, что позволяет ему адаптироваться к окружающей среде.