Влияние средств адаптивной физической культуры на социализацию личности детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 46 46 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 05.09.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор литературы по влиянию средств адаптивной физической культуры на социализацию личности детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………5
1.1.Сущность процесса социализации…………………………………….5
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………7
1.3.Основные методы социализации детей с задержкой психического развития………………………………………………………………...10
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………17
2.1. Цель и задачи исследования………………………………………………..17
2.2. Методы исследования………………………………………………………17
2.3. Организация исследования…………………………………………………19
Глава 3. Перспективы развития методики применения средств адаптивной физической культуры для социализации детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………………...20
3.1. Описание предварительной методики……………………………………..20
3.2. Предполагаемое влияние предлагаемой методики применения средств адаптивной физической культуры на социализацию личности детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития…………………….31
Выводы …………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложения……………………………………………………………………...35




Фрагмент для ознакомления

«Бабочка» – бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки«Балерина». И.п. — основная стойка; 1—2 — встать на носки, руки вверх — наружу, потянуться за руками; 3—4 — руки дугами в стороны — вниз, расслабленно скрестить на груди, голову наклонить вниз.«Обними себя».И.п. — основная стойка; 1 — руки в стороны, вдох; 2—3 — крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох; 4 — руки вниз, расслабленно.«Удивились».И.п. — основная стойка; 1 — поднять плечи, вдох; 2 — опустить плечи, выдох; 3 — поднять плечи, развести руки, вдох; 4 — опустить плечи, и.п., выдох. Темп медленный. После 6—8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса.Следует упомянуть и об условиях проведения занятий. Помещение должно быть просторным и светлым. Одним из важнейших требований к оборудованию зала является обеспечение безопасности детей. В нем не должно находиться травмоопасных предметов, а также атрибутов, отвлекающих детей от содержания занятий. Зал должен создавать атмосферу уюта, комфорта, стимулировать творческую активность.Спортивный инвентарь, используемыйдля занятий,должен быть светлого тона, прост и доступен в использовании, сделан из легких и пластичных материалов. В наличии должны быть не только спортивный инвентарь, но и предметы многофункционального характера, способные развивать воображение детей: ленты, воздушные шары, различных размеров кубики и мячи и т.д.Важно учитывать, что у детей с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, на начальных этапах проведения физкультурных занятий каждое движениеследует демонстрировать – дети будут выполнять его по подражанию.Далее– по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе – только по словесной инструкции. Предполагаемое влияние предлагаемой методики применения средств адаптивной физической культуры на социализацию личности детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития.После внедрения экспериментального варианта предлагаемой методикипредполагается достижение определенных результатов, которые можно выявить путем сопоставления исследуемых показателей у детей до эксперимента и посленего. Для этого повторно используется комплекс специальных методик для определения уровня социализации детей, который был применен внедрения предлагаемой программы в целях обеспечения объективнойоценкирезультатовформирующегоэтапаэксперимента и возможностиотслеживаниядинамикиразвитиядетей. Для получения более точной информации об эффективностиразработанной и программы физической реабилитации школьников с задержкой психического развития следует разделить на две группы (контрольную и экспериментальную), аналогичных по возрастно-половому составу. Результаты внедрения программы, как предполагается, будут свидетельствовать об определенных сдвигахкак в контрольной, так и в экспериментальнойгруппах, но в последней группе результаты будут значительно лучшие, чем в контрольной.В результате занятийпрежде всего происходит: – коррекция и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной); – коррекция речи; – коррекция психических нарушений и развитие основных функций (внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, поведение, мотивация); – коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие, дыхание); – коррекция координационных способностей (согласованности движений отдельных частей тела, точности тонкой моторики рук, ориентировка в пространстве, равновесие); – коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках). Эти изменения вполне закономерны, поскольку ритмические движенияположительно влияют на повышение функционального состояния больших полушарий и общее усиление ассоциативной функции мозга. Кроме того, занятиятанцевального характера содействуют воспитанию чувства ритма, музыкальности, умение согласовывать свои движения с музыкой Так, в частности, предполагается увеличение среднего балла по шкальной оценке сформированности социальных форм поведения ребенка, повышения уровня культуры поведения детей, а также уровня развития коммуникативных способностей школьников. Приобретение и совершенствование моторных навыков, улучшение физическогосостояния детей является поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков социальных.Коллективные спортивные игры и танцевальные упражнения в рамках занятий ускоряют положительную динамику развития и коррекцию социально необходимых психических свойств и качеств формирующейся личности ребенка.В результате происходит улучшение социализации у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития, что находит объективное отражение при повторном применении тестов. Так, в частности, происходит увеличение среднего балла шкальной оценкисформированности социальных форм поведения ребенка, возрастает уровень культуры поведения ребенка и уровень развития коммуникативных способностей.ВЫВОДЫОсновными особенностями социализации детейс задержкой психического развития является недоразвитие у них межличностных компонентов, значительное ослабление ″социальных возможностей личности″, низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия.Методами коррекции социализации детей с задержкой психического развитияявляются физические упражнения, направленные на коррекцию моторики, психогимнастика, плавание, дыхательная гимнастика, спортивные игры, танцевально-гимнастические упражнения.Основнымисредствами адаптивной физической культуры,влияющими на социализациюдетей среднего школьного возраста задержкой психического развития являются командные спортивные игры и элементы танцевальной терапии.Предлагаемая программа занятийадаптивной физической культурой, благоприятно влияет на социализацию личности детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАктуальные проблемы диагностики ЗПР [Текст] / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 126 с.Артюкова О.И. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации) [Текст] / О.И. Артюкова, Т.В. Теличко. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. – 48с.Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 144 с.Бойко Е.С. Основы здоровьесберегающейжизнедеятельноси [Текст]: Учебное пособие/ Е.С. Бойко, Ю.С. Грачев. – Брянск: БГУ, 2004. – 308 с.Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст]. Серия «Учебники, учебные пособия» / С.Ю. Бородулина – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 168 – 169.Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст]: Учеб.пособ. для студ. высш. учебн. заведений /М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я.Тищенко, Б.Д. Дьяков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова– СПб.: Речь, 2004. – 272 с.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура[Текст]: Учебное пособие/ С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная– М.: Просвещение, 1995. – 345 с.Завражин, С. А. Технологии коррекции вторичных дефектов у умственно отсталых детей с диагнозом имбецильность[Текст] / С. А. Завражин, Л. К. Фортова // Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005. – С. 207-238.Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: Методическое пособие /Н.В. Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М. Калинина– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В.Коломийченко. – Пермь, 2002. – 56 с.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. – 158 с.Литош Н.П. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии [Текст]: Учебное пособие / Н.П. Литош— М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Локтева //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С.27-31Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 94 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник для студ. пед. Вузов/Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2000. – 200 с.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст]: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф.А. Мустаев– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 416 с.Нежкина Н. Н. Психофизическая тренировка – новая технология физического воспитания детей-инвалидов с легкой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. Н. Нежкина // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2006. – N 4. – С. 36-41. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: Программы, методические рекомендации / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажонковой. – Псков, 1999. – 95 с.Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы) [Текст]. Раздел «Физическая культура (1-9 классы). – М.: Просвещение, 1990. – 156 с. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития [Текст] /Сост. и общая ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". – 3-е изд., перераб. и доп. / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. Рубцова Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта [Текст]: Учебное пособие / Н.О. Рубцова. – М.: РГАФК,1995. – 210 с.Самыличев А.С. К методике и организации проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы [Текст] / А.С. Самыличев, Р.И. Гуро-Фролов // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. – Красноярск, 1991. – 243 с.Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. высших.пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И. Белякова и др. – Под. ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд.– М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст]: Учебник.в 2 т. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. – 448 с.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.Фридман Л.М., Социальная ситуация развития [Текст]/ Социальная педагогика. Хрестоматия/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина / Сост. М.Д.Горячев/ Самара: СМУ, 1996. – 246 с.Фролова Ж.Е., «СА-ФИ-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фролова, Е.Т.Сайкина – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 352с.Частные методики адаптивной физической культуры[Текст]: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 сЧистякова М.И. Психогимнастика. [Текст] / Под ред. М.И. Буянова. – М: Просвещение, Владос, 1995. – 114с.Чумаков Б.Н. Валеология [Текст]: Учебное пособие. – 2-е изд. испр. и доп. / Б.Н. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 407 с.Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка[Текст]: Учебно-методическоепособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения)(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)Возраст __________ Группа __________Фамилия, имя ребенка _________________________________________Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми+10_______0_______-10Часто ссориться, играя сдругими детьмиСочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть+10_______0_______-10Внешне не выражает своего сочувствияДоброжелателен по отношению к другим+10_______0_______-10Агрессивен (часто обижает других детей, дерется)Пытается разрешить конфликты сам+10_______0_______-10Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищамиОказывает помощь другому+10_______0_______-10Равнодушен к нуждамдругихСогласовывает свои действия с действиями других+10_______0_______-10Не способен согласовывать свои действия с действиями другихСдерживает свои негативные проявлении+10_______0_______-10Не управляет своими негативными проявлениямиПодчиняет свои интересыинтересам других детей+10_______0_______-10Не учитывает интересыдругихУступает другому+10_______0_______-10Настаивает на своемПринимает социальныенормы и правила поведения и следует им+10_______0_______-10Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует имИнструкция:Учителя и родители, независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствуетуказанным на полюсах каждой из шкал формам.Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам: +10, 0, - 10. Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведениемтакже и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к при-меру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со знаком "+".Интерпретация данных оценок.Сопоставить результаты оцениваниякаждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла покаждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок поположительным формам поведения и по отрицательным.На основании полученных результатов можно определить ряд задачразвития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Программа наблюдения за культурой поведения ребенка(А.М.Щетинина)Проявления поведенияБаллыУмение здороваться1. Здоровается громко:- обращается только к воспитателю- обращается ко всем132. Здоровается тихо:- обращается только к воспитателю- ни с кем конкретно113. Не здоровается04. Лексикон приветствийУмение прощаться:1. Прощается громко:- обращается только к воспитателю- обращается ко всем 13Прощается тихо:- обращается только к воспитателю- ни с кем конкретно 113. Не прощается04. Лексикон прощанийОсобенности и характер обращений:1. Часто обращается к воспитателю и детям с просьбами,предложениями, рассказами- редко обращается к воспитателю и детям с просьбами,предложениями, рассказами312. Говорит четко, внятно, громко - тихо, неуверенно, сбивчиво 313. Тон обращения:- плаксивый, капризный, вопросительно-неуверенный- приказно-повелительный- спокойный, добродушный, доверчивый 123Выражение благодарности- благодарит всегда и всех, глядя в глаза и с готовностью (сам)- благодарит лишь иногда, но сам- благодарит только воспитателя (сам)- благодарит только взрослых и после напоминания- выражает благодарность пантомимой- не благодарит- лексикон благодарности321120Культура диалога1. Не перебивает разговора старших и детей - перебивает разговор старших и детей 312. Разговаривает спокойно - эмоционально возбужденно 313. Умеет слушать другого - не умеет слушать другого, любит говорить только сам - сам не умеет о чем-либо рассказывать другому и не умеетслушать другого- любит приказывать 31014.Легко соглашается с говорящим, не проявляет инициативу - с трудом соглашается с говорящим 115. Если не может убедить собеседника в чем-либо (например, товарища по игре), то:- переходит к аффективно-экспрессивным средствам (кричит, ругается, возмущается, дерется, бросается чем-либо и пр.)- спокойно отходит в сторону- с обидой отходит в сторону- рассерженный, возмущенный (но молча) отходит в сторону0311Умение оказывать помощь- предлагает помощь часто, доброжелательно и с готовность- помогает, но оскорбляет при этом другого (поведением,словами)30Помогает, но по просьбе взрослого:- с желанием- без делания- не помогает 210Умение принимать помощь- с благодарностью принимает помощь от взрослых и детей 3От помощи детей отказывается:- спокойно (уходит) - грубо 10Обработка результатов.Максимальное число баллов - 33. Если ребенок получает 20-3З балла,то это показатель высокого уровня культуры поведения ребенка; если 11-19 баллов - среднего, а 0-10 баллов указывает на низкий уровень овладенияребенком навыками культурного поведения.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Карта наблюдений за проявлениямикоммуникативных способностей у дошкольников(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)ПроявленияРедко1 баллЧаще всего2 баллаВсегда5 баллов1. Коммуникативные качества личности1.1. Эмпатийность:- ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;- идентифицируется с партнером, заражается его чувствами;- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;- выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).1.2. Доброжелательность- ребенок проявляет расположенность слушать партнера;- старается понять и ответить на вопросысобеседника;- выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером);- не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;- проявляет выраженный интерес к тому,что говорит собеседник.1.3. Непосредственность, аутентичность,искренность:- ребенок говорит и действует напрямую,открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам;- искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;- открыто заявляет о своих намерениях("Если ты мне не дашь машинку, то я тебяударю");- не "подхалимничает".1.4. Открытость в общении:- ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);- выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.1.5. Конфронтация:- ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;- доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.1.6. Инициативность:- ребенок сам проявляет инициативу в общении;- понимает и поддерживает инициативу другого.2. Коммуникативные действия и умения2.1. Организационные:- ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;- является лидером в отдельных видах деятельности;- владеет организаторскими навыками.2.2 Перцептивные:- ребенок стремится понять другого, егомысли, чувства ("А чего ты обиделся?");- наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.2.3. Оперативные:- ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);- свободно владеет вербальными средства-ми общения (язык);- увлекает партнера по общению своимидействиями;- умеет продолжительное время поддерживать контакт;- умеет спровоцировать желаемую реакциюпартнера.Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям,дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов -средний, 29-57 баллов - низкий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Актуальные проблемы диагностики ЗПР [Текст] / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 126 с.
2.Артюкова О.И. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации) [Текст] / О.И. Артюкова, Т.В. Теличко. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. – 48с.
3.Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 144 с.
4.Бойко Е.С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельноси [Текст]: Учебное пособие / Е.С. Бойко, Ю.С. Грачев. – Брянск: БГУ, 2004. – 308 с.
5.Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст]. Серия «Учебники, учебные пособия» / С.Ю. Бородулина – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 168 – 169.
6.Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст]: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б.Д. Дьяков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
7.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
8.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
9.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура [Текст]: Учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная – М.: Просвещение, 1995. – 345 с.
11. Завражин, С. А. Технологии коррекции вторичных дефектов у умственно отсталых детей с диагнозом имбецильность [Текст] / С. А. Завражин, Л. К. Фортова // Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005. – С. 207-238.
12. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
13. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 56 с.
14. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. – 158 с.
15. Литош Н.П. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии [Текст]: Учебное по¬собие / Н.П. Литош — М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
16. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 27-31
17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 94 с.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2000. – 200 с.
20.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст]: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф.А. Мустаев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 416 с.
21. Нежкина Н. Н. Психофизическая тренировка – новая технология физического воспитания детей-инвалидов с легкой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. Н. Нежкина // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2006. – N 4. – С. 36-41.
22. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: Программы, методические рекомендации / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажонковой. – Псков, 1999. – 95 с.
23. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы) [Текст]. Раздел «Физическая культура (1-9 классы). – М.: Просвещение, 1990. – 156 с.
24. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития [Текст] / Сост. и общая ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
25. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
26. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". – 3-е изд., перераб. и доп. / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
27. Рубцова Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта [Текст]: Учебное пособие / Н.О. Рубцова. – М.: РГАФК,1995. – 210 с.
28. Самыличев А.С. К методике и организации проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы [Текст] / А.С. Самыличев, Р.И. Гуро-Фролов // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. – Красноярск, 1991. – 243 с.
29. Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. – Под. ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд.– М.: Издательский центр ?Академия?, 2001. – 400 с.
30. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: Учебник. в 2 т. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003.
Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. – 448 с.
31. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
32. Фридман Л.М., Социальная ситуация развития [Текст]/ Социальная педагогика. Хрестоматия / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина / Сост. М.Д.Горячев / Самара: СМУ, 1996. – 246 с.
33. Фролова Ж.Е., «СА-ФИ-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фролова, Е.Т. Сайкина – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 352с.
34. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с
35.Чистякова М.И. Психогимнастика. [Текст] / Под ред. М.И. Буянова. – М: Просвещение, Владос, 1995. – 114с.
36.Чумаков Б.Н. Валеология [Текст]: Учебное пособие. – 2-е изд. испр. и доп. / Б.Н. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 407 с.
37. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет адаптивная физическая культура в социализации детей с задержкой психического развития?

Адаптивная физическая культура играет важную роль в социализации детей с задержкой психического развития. Она помогает им развивать свои физические и социальные навыки, улучшает их самооценку и самоанализ, а также способствует взаимодействию со сверстниками и общению в коллективе.

Какие особенности социализации личности детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности в социализации. Они часто испытывают затруднения в установлении контакта со сверстниками, могут испытывать проблемы в общении и адаптации к новым условиям. Однако через занятия адаптивной физической культурой они могут развивать свои социальные навыки и становиться более самостоятельными и уверенными в себе.

Какие психолого-педагогические характеристики имеют дети с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития могут иметь разные психолого-педагогические характеристики, такие как низкая уверенность в себе, трудности в общении, ограниченные способности к самостоятельности и адаптации. Однако они также могут обладать позитивными качествами, такими как внимательность, трудолюбие и желание развиваться.

Как адаптивная физическая культура помогает развивать социальные навыки у детей с задержкой психического развития?

Адаптивная физическая культура помогает детям с задержкой психического развития развивать социальные навыки через взаимодействие со своими товарищами по тренировкам. Они учатся работать в коллективе, соблюдать правила и управлять своими эмоциями. Такие занятия также помогают им улучшить свою самооценку и самоанализ, что способствует более успешной социализации.

Какие средства адаптивной физической культуры оказывают влияние на социализацию детей с задержкой психического развития?

Влияние на социализацию детей с задержкой психического развития оказывают такие средства адаптивной физической культуры, как специальные игры и упражнения, групповые занятия, командные виды спорта и другие активности, которые способствуют развитию социальных навыков, коммуникации, сотрудничества и адаптации к коллективным условиям.

Каким образом средства адаптивной физической культуры влияют на социализацию детей с задержкой психического развития?

Средства адаптивной физической культуры способствуют развитию социальной компетентности детей с задержкой психического развития. Игры и упражнения, проводимые в командной форме или в группе, позволяют детям научиться взаимодействовать с другими, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, а также привыкать к коллективным условиям обучения и тренировок. В результате дети становятся более общительными, активно взаимодействуют с окружающими и легче адаптируются к социальным ситуациям.

В чем сущность процесса социализации?

Социализация - это процесс, в ходе которого личность приспосабливается и интегрируется в общество. Он включает в себя формирование социальных навыков, ценностей, норм и ролей, а также развитие коммуникативных умений и способности к сотрудничеству. Социализация позволяет личности стать полноценным членом общества и успешно функционировать в социальной среде.

Как психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития влияет на их социализацию?

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития представляет собой описание особенностей их психологического и педагогического состояния. Она позволяет определить индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка и разработать адаптивные подходы к обучению и воспитанию. Посредством такой характеристики специалисты могут определить оптимальные средства адаптивной физической культуры, которые помогут детям с задержкой психического развития сформировать социальные навыки и успешно социализироваться.