Школьная психологичкская служба.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 22 22 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.01.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Роль и направления работы психологической службы в образовательном процессе 7
1.2 Направления деятельности психолога в образовательном учреждении 10
1.3 Формы организации психологических служб в России и за рубежом 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Фрагмент для ознакомления

В средних школах отвечает один из администраторов, а воспитательную и методическую работу с учащимися и родителями ведет каунслер(специалист-консультант).В Германии четко разграничиваются понятия «школьный педагог– консультант» и «школьный психолог». Педагоги-консультанты выполняют свои профессиональные обязанности непосредственно в школах. Их функции заключаются в обеспечении информацией родителей и детей о возможностях образования и непосредственная консультативная работа в ходе образовательного процесса (при приеме в школу, при выборе типа школы после начального этапа обучения, при выборе предметов и курсов в рамках каждого типа школы, при переходе из одного типа школы в другой, при принятии решения о получении того или иного типа для поступления в училище или вуз и т. п.) .При возникновении «сложных вопросов», связанных с поведенческими или другими проблемами психологического характера, педагог-консультант направляет клиента к психологу в государственный центр.Государственные центры выполняют функции головных консультативных психологических служб в своем округе. Все специалисты работают в центре, но 50 % времени они проводят непосредственно в школах.До сих пор идея психолого-педагогического взаимодействия неполучила, во-первых, обоснования со стороны теоретиков образования, а во-вторых, признания со стороны практических психологов, которые достаточночасто ограничиваются диагностикой и индивидуальным консультированием.Формы организации решения психолого-педагогических проблем могут быть в виде психолого-педагогического консилиума, педагогического совета.Анализируя существующие в современной практике образования, модели работы психологической службы, можно прийти к выводу о многоаспектности подходов к рассмотрению имеющихся моделей. В России сегодня можно выделить несколько основных моделей деятельности психологической службы образования, в рамках которых существенно различаются основное содержание и направленность деятельности психолога учреждений образования. Условно эти модели можно обозначить как «служба поддержки образования», «служба психологического сопровождения», «служба содействия», «служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе» и «служба психологического здоровья».Основное содержание каждой модели, а также основания для построения соответствующего содержания и направленности работы психолога представлены в следующих положениях.Под сопровождением развития понимаетсятакая помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Сопровождение – это мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных имедицинских работников.Таким образом, в результате теоретического исследования, можем сделать следующие выводы: современная российская школьная психологическая служба имеет многоуровневую структуру. В России существует ее законодательно регламентирование как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что позволяет расширить направления деятельности службы в конкретном регионе исходя из его специфики. Однако основная концепция психологической помощи школьникам остается унифицированной по всей стране, что может привести к её стандартизации.Соответственно, главная задача нашего государства – не допустить уменьшения финансирования такой важной образовательной сферы как школьная психологическая служба, как это происходит в США и Германии.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, о том каким необходимо быть школьным психологом: и ловким, и опытным, и компетентным, и креативным, и мобильным, для того, чтобы эффективно выполнять профессиональные обязанности.Акцентируем внимание на основных видах в управленческой деятельности практического психолога в современных школьных условиях, в которых он занимается, кроме диагностики учащихся, организацией факультативной, кружковой работы, внеклассных мероприятий, тренингов, направленных на формирование у школьников необходимых психологических представлений, развитие самосознания, стимуляцию самовоспитания, самосовершенствования, обсуждение проблем психологического характера, которые их волнуют.Психолог должен присутствовать на еженедельных совещаниях администрации по планированию работы на неделю, если психолога не приглашают на такие заседания, то можно просто передавать информацию о тех мерах, которые он планирует провести в течение недели. На совещаниях учителей или совещаниях при директоре педагог-психолог должен представить результаты своей работы, помня при этом о соблюдении «Этического кодекса» психолога. Аналитический отчет исследования может быть представлен в виде рекомендаций для учителей или просто небольшим сообщением на тему, которая изучалась.Кроме того, формы организации решения психолого-педагогических проблем могут быть в виде психолого-педагогический консилиума, педагогического совета.На наш взгляд, школьный педагог-психолог должен быть компетентен, поскольку общение с родителями, учителями и классными руководителями требует тактичности, толерантности и деликатности в освещении некоторых психологических «моментов» подрастающей личности.Школьный педагог-психолог во взаимодействии с педагогическим коллективом:1. Устанавливает доверчивые отношения со всеми учителями.2. Представляет основные функции, задачи, содержание и особенности работы практического психолога. Выясняет пути взаимодействия психолога и педагога.3. Оказывает социально-психологическую помощь учителям в создании ими развивающей среды и благоприятного психологического климата в классах.4. Помогает реализовать методы психолого-педагогического наблюдения для диагностики межличностных отношений, уровня интеллектуального потенциала, наличия собственных проблем школьников.5. Способствует организации дифференцированного обучения и индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.6. Пропагандирует психологические знания. Предоставляет информацию о новых исследованиях в области психологии.7. Изучает запросы учителей всех классов.8. Обеспечивает индивидуальные консультации и психологическое консультирование по личным проблемам на запрос педагогов и учащихся.9. «Разряжает» негативное влияние нервно-психической перегрузки у педагогов путем организации работы комнаты психологической разгрузки, тренингов общения и личностного роста.10. Организует мероприятия психологического толка на запрос администрации школы.Таким образом, практический педагог-психолог в современной школе имеет возможность оценивать содержание и методы обучения и воспитания учащихся, реализуются в различных учебно-воспитательных заведениях, давать практические советы и рекомендации по совершенствованию с учетом научных данных развития личности ребенка разного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПриказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" [Электронный ресурс]//Консультант [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957/ (дата обращения: 16.04.2019)Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. Гончаров, М.А.. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М. А. Гончаров. – 2-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2008. – 475 с.Зеер Э. Ф.Психологияпрофессий:учеб.пособ.длястуд.вузов/Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.Качимская А.Ю. Психологическая служба в образовании: Учебное пособие – ВСГАО, 2010, – 181 с.Малых С.Б., Шапкина А.И. Психологическая служба в системе образования Германии // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 127-140.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб.для студ. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 606с.Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / сост.: Н. В. Афанасьева, Т. В. Загоскина, М. Н. Крутцова; науч. ред. Н. В. Афанасьева. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011. – 112 с.Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга / [И.В. Дубровина, д.психол.н., проф., А.Д. Андреева, к.психол.н., Е.Е. Данилова, к.психол.н. и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер Питер Пресс, 2009 [т.е. 2008]. – 400 с.Психологическая служба школы : Учеб. пособие для студентов / [М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Н.И. Гуткина и др.]; Под ред. И.В. Дубровиной. – М :Междунар. пед. акад., 1995. – 219 с.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.2: Робота психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 477с.Рыблова А.Н. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» / А. Н. Рыблова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный социаль-но-экономический университет», Каф. педагогики и психологии. – Саратов : [Б. и.], 2009. – 166 с.Соловьева О. В., Психологическая служба образования : учебное пособие / Соловьева О. В., Шатохин А. А.; Ставропольский гос. ун-т, Невинномысский ин-т экономики, упр. и права. – Невинномысск : НИЭУП, 2006. – 267 с.Хухлаева О. В., Школьная психологическая служба, Работа с педагогами / О. В. Хухлаева. – Москва : Генезис, 2008. – 190 с.Хухлаева О. В., Школьная психологическая служба, Работа с родителями / О.В. Хухлаева. – Москва : Генезис, 2008. – 153 с.Хухлаева О. В., Школьная психологическая служба, Работа с учащимися / Хухлаева О.В. – Москва : Генезис, 2007. – 204 с.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.Ермолова Т.В., Иволина Т.В. Школьная психология в США: изменение статуса профессии и круга решаемых ею задач за последние 30 лет//Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. – С. 98-111.Павлова Т.С., Банников Г.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды (опыт США)//Психологическая наука и образование. 2012. № 2. – С. 76-85.Шамионов А. Д. Ожидания педагогов и администрации школ о процессе и результате деятельности школьных психологов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. №3-4 – С.48-51.Шаповалова В.С. История развития школьной психологической службы в Германии и России//Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). – С. 121-127.Fagan T.K., Wise P.S. School psychology: past, present, and future. 2nd ed. Bethesda, MD: National Association of School Psychologists, 2000.– 539 p.Гайденс [Электронный ресурс] // Национальная педагогическая энциклопедия[сайт]. URL::http://didacts.ru/termin/gaidens.html (дата обращения: 12.04.2019)American Psychological Association [Электронныйресурс] .URL:http://www.apa.org (дата обращения: 16.04.2019)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" [Электронный ресурс]//Консультант [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957/ (дата обращения: 16.04.2019)
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
3. Гончаров, М.А.. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М. А. Гончаров. – 2-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2008. – 475 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособ. для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
5. Качимская А.Ю. Психологическая служба в образовании: Учебное пособие – ВСГАО, 2010, – 181 с.
6. Малых С.Б., Шапкина А.И. Психологическая служба в системе образования Германии // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 127-140.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб.для студ. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 606с.
8. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
9. Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / сост.: Н. В. Афанасьева, Т. В. Загоскина, М. Н. Крутцова; науч. ред. Н. В. Афанасьева. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011. – 112 с.
10. Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга / [И.В. Дубровина, д.психол.н., проф., А.Д. Андреева, к.психол.н., Е.Е. Данилова, к.психол.н. и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер Питер Пресс, 2009 [т.е. 2008]. – 400 с.
11. Психологическая служба школы : Учеб. пособие для студентов / [М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Н.И. Гуткина и др.]; Под ред. И.В. Дубровиной. – М : Междунар. пед. акад., 1995. – 219 с.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.2: Робота психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 477с.
13. Рыблова А.Н. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» / А. Н. Рыблова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный социаль-но-экономический университет», Каф. педагогики и психологии. – Саратов : [Б. и.], 2009. – 166 с.
14. Соловьева О. В., Психологическая служба образования : учебное пособие / Соловьева О. В., Шатохин А. А.; Ставропольский гос. ун-т, Невинномысский ин-т экономики, упр. и права. – Невинномысск : НИЭУП, 2006. – 267 с.
15. Хухлаева О. В., Школьная психологическая служба, Работа с педагогами / О. В. Хухлаева. – Москва : Генезис, 2008. – 190 с.
16. Хухлаева О. В., Школьная психологическая служба, Работа с родителями / О.В. Хухлаева. – Москва : Генезис, 2008. – 153 с.
17. Хухлаева О. В., Школьная психологическая служба, Работа с учащимися / Хухлаева О.В. – Москва : Генезис, 2007. – 204 с.
18. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
19. Ермолова Т.В., Иволина Т.В. Школьная психология в США: изменение статуса профессии и круга решаемых ею задач за последние 30 лет//Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. – С. 98-111.
20. Павлова Т.С., Банников Г.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды (опыт США)//Психологическая наука и образование. 2012. № 2. – С. 76-85.
21. Шамионов А. Д. Ожидания педагогов и администрации школ о процессе и результате деятельности школьных психологов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. №3-4 – С.48-51.
22. Шаповалова В.С. История развития школьной психологической службы в Германии и России//Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). – С. 121-127.
23. Fagan T.K., Wise P.S. School psychology: past, present, and future. 2nd ed. Bethesda, MD: National Association of School Psychologists, 2000.– 539 p.
24. Гайденс [Электронный ресурс] // Национальная педагогическая энциклопедия [сайт]. URL:: http://didacts.ru/termin/gaidens.html (дата обращения: 12.04.2019)
25. American Psychological Association [Электронный ресурс] . URL: http://www.apa.org (дата обращения: 16.04.2019)

Вопрос-ответ:

Какая роль у психологической службы в образовательном процессе?

Психологическая служба играет важную роль в образовательном процессе. Ее задача заключается в оказании помощи учащимся, родителям и педагогам в решении психологических проблем, связанных с обучением и воспитанием. Кроме того, психологическая служба занимается проведением психологических тренингов, консультаций, психологической поддержкой в кризисных ситуациях.

Какие направления деятельности есть у психолога в образовательном учреждении?

Психолог в образовательном учреждении занимается следующими направлениями деятельности: диагностика и коррекция психического состояния учащихся, разработка индивидуальных психологических программ для учеников, проведение психологических тренингов и консультаций, сотрудничество с педагогами и родителями для эффективного взаимодействия.

Как организованы психологические службы в России и за рубежом?

В России психологические службы могут быть организованы по-разному. В некоторых школах ответственность за психологическую работу возлагается на одного из администраторов, в других - на специалиста (консультанта). За рубежом, например, в Германии, четко разграничивается понятие школьного педагога и консультанта, каждый из которых имеет свои обязанности и функции.

Кто занимается воспитательной и методической работой с учащимися и родителями в средних школах?

В средних школах воспитательную и методическую работу с учащимися и родителями обычно ведет каунслер - специалист-консультант. Он оказывает психологическую помощь в разрешении проблем, консультирует учащихся и родителей, работает над развитием социальных навыков учащихся и создает благоприятную атмосферу в школе.

Что такое школьная психологическая служба?

Школьная психологическая служба - это специализированная служба, созданная в образовательных учреждениях для оказания психологической помощи учащимся, родителям и педагогам. Ее задача заключается в поддержке психологического благополучия и успешного развития всех участников образовательного процесса.

Какие направления работы есть у психологической службы в образовательном процессе?

Психологическая служба в образовательном процессе имеет несколько направлений работы. Одно из них - предоставление консультативной помощи в решении психологических проблем учащихся, родителей и педагогов. Другое направление - проведение психологических тренингов и занятий, направленных на развитие личности учащихся и их адаптацию к школьной среде. Также психологическая служба занимается профилактикой и преодолением психологических трудностей учащихся.

Какие формы организации психологических служб существуют в России и за рубежом?

В России и за рубежом существуют различные формы организации психологических служб в школах. В некоторых странах, например, в России, ведущую роль выполняют школьные психологи, которые занимаются как консультированием учащихся и родителей, так и методической работой с педагогами. В других странах, например, в Германии, существует четкое разграничение между школьными педагогами, консультантами и школьными психологами.

Какую роль играет школьная психологическая служба в средних школах?

В средних школах школьная психологическая служба выполняет несколько функций. Она отвечает за психологическую поддержку и консультирование учащихся и их родителей по различным вопросам. Также она осуществляет методическую работу с педагогами в области психологии и педагогики. Однако в отличие от начальных школ, где часто эту работу выполняют учителя, в средних школах психологическую службу обычно ведет специалист-консультант.

Какова роль и направления работы психологической службы в образовательном процессе?

Роль психологической службы в образовательном процессе заключается в поддержке психологического благополучия учеников и создании условий для успешного обучения и развития. Направления работы психолога включают индивидуальную и групповую психологическую помощь учащимся, проведение профилактической работы, консультирование родителей и учителей, а также организацию психологических тренингов и мероприятий, направленных на развитие личности и социальных навыков.

Какие формы организации психологических служб существуют в России и за рубежом?

В России и за рубежом существует несколько форм организации психологических служб в образовательных учреждениях. В некоторых средних школах одним из администраторов отвечает за психологическую службу, в то время как воспитательную и методическую работу с учащимися и родителями ведет каунслер (специалист-консультант). В других странах, например, в Германии, понятия "школьный педагог" и "консультант" четко разграничиваются, и каждому из них присущи определенные обязанности и функции.