Географические особенности транспортной системы Уральского Федерального округа и применение материалов в школьном курсе географии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: География
  • 67 67 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 24.02.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 7
1.1. Понятия и категории географии транспорта 7
1.2. Показатели исследования работы транспортной системы 14
1.3. Факторы формирования транспортной системы региона 17
ГЛАВА 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 21
2.1. Краткая характеристика Уральского Федерального округа и его экономико-географическое положения 21
2.2. История формирования транспортной системы региона 23
2.3. Современное состояние транспортной системы региона 27
2.4. Проблемы и перспективы работы транспортной системы Уральского Федерального округа 32
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ШКОЛЕ 43
3.1. Возможности использования материала в школьном курсе географии 43
3.2. Возможности использования материала во внеурочной деятельности в школе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Фрагмент для ознакомления

Среди компетенций обучающихся, которые развиваются в ходе реализации проектной деятельности, можно выделить следующие: - развитие творческих способностейшкольника;- развитие коммуникативных способностей, и умения работать в команде; - активизация навыков эмоционального общения с членами семьи; - умение собирать и анализировать информацию из разных источников, выделять из нее необходимые факты; Проектная деятельность включает следующие этапы: - разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий); - оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности) [13].Примерный список тем для проектной деятельности, направленной на расширение знаний и транспортной структуре УрФО представлен в приложении 6. Возвращаясь к теме кружков, одной из самых популярных, видов учебной деятельности, используемых во время внеурочных занятий, является игра. Этот вид деятельности может быть мощным стимулом в обучении, и сильной мотивацией к изучению школьных дисциплин. Анисимова и др. (2007) указывает, что плюс игры заключается в том, что посредством игры гораздо активнее и быстрее формируется интерес к предмету, а игра во во время внеурочных занятий гораздо свободнее, чем игра, реализуемая в повседневной учебной деятельности, кроме того игра дает возможность привлечь даже самых пассивных участников. Кроме того, уже на первых занятиях выделяются именно те люди, которые интересуются предметом и готовы углубляться в темы. С очки зрения психологии во время игры активизируются психические процессы участников такие как внимание, воображение, память, умение сопоставлять и делать выводы. Во время коллективных игр участники имеют возможность спорить, соревноваться, проявлять свои амбиции, импровизировать и перевоплощаться. Уникальность игровой формы, особенно при изучении географии, в том, что школьник может вообразить то, что он видел только в Интернете или по телевизору, представить себя в той обстановке, в которой он не был, применить жизненный опыт к уникальной ситуации, в которой возможно он никогда не будет в жизни. Также возвращаясь к проектной деятельности, внеурочные занятия по географии являются хорошей базой для выполнения проектно-исследовательских работ учащимися. Таким образом, нами предложена структура использования материала в школьном курсе географии, данная структура основана на проектной деятельности и включает в себя внеклассное мероприятие, в ходе которого готовится материал для проектной работыТаким образом, представлена структура использования материала на уроках в общеобразовательном учреждении, в ходе работы нами были предложены следующие возможности по включению материала по теме географические особенности транспортной системыУрФО, а именново время уроков использование нестандартных и неординарных подходов к обучению. Главной цель таких заданий является оживление учебного процесса, это могут быть деловые игры, Внеурочная деятельность строится на основе проектной и кружковой деятельности. Такой подход к проблеме позволяет решить основные задачи обучения: формирование и развитие познавательного интереса к истории развития УрФО; развитие патриотического отношения к родному краю, через понимание его важности в географическом разделении труда в стране; расширение и углубление знаний, обучающихся о территориях федерального округа, транспортной инфраструктуре Урала; сформировать представления школьников о специфике транспортных потоков УрФО и их связи с культурой, историей и пр.ЗАКЛЮЧЕНИЕУрФО имеет статус особенного географического, историко-культурного и экономического региона. Еще с петровских времен Урал является одним из ведущих промышленных регионов, имеющих судьбоносное значение для России и ее развития. Для Урала всегда было характерно сочетание высокого уровня промышленного производства и динамичного развития транспортной инфраструктуры, и здесь как нигде больше, транспортно-дорожная проблема ощущалась и ощущается особенно остро. Прежде чем проводить анализ транспортной системы региона необходимо определиться с понятием транспортная система, факторами ее формирование и методами исследования. Транспортная система, является основной категорией географии транспорта. Данная система состоит из большого числа компонентов, работа которых направлена на увеличение транспортной доступности при максимальном снижении издержек. Исследование показателей транспортной системы можно вести двумя способами - метод «последовательных приближений», или исходя из общих принципов, дополняя их частными, или исходя из частных вопросов прийти к общему анализу – метод эмпирического исследования. В данной работе используются оба метода, так как для сравнения транспортных систем региона, необходимо изучить и структуру транспортных систем в целом, и общее направление их развития. Так и вопросы касающиеся конкретно воздушного, автомобильного и т.д. видов транспорта. Факторами развития транспортной системы любого региона является сложная совокупность экономических потребностей и исторических особенностей территории, а также влияние таких основных факторов, как геополитический, демографический, ресурсный и географический. Транспортная система УрФО, сложилась по большей части исходя из географического и ресурсного фактора. Исторически развитие транспортных систем на Урале можно считать с момента строительства железной дороги, так как именно сеть железнодорожных станций затем была связана автомобильными дорогами и воздушным сообщением.В каждом из субъектов входящих в состав федерального округа железная дорога осталась основным перевозчиком грузов. Свердловская, Курганская и Челябинская области имеют выгодное экономико-географическое положение, за счет протяженной границы с Казахстаном. Проблемы, и перспективы развития транспортных систем, Урала выстраиваются в основном на изношенности фондов, недостаточной пропускной способности существующих транспортных путей. Износ основных фондов, и подвижного состава, исчерпанная пропускная способность, высокие тарифы на перевозки, являются основными причинами, тормозящими развитие транспортной системы региона, и интеграцию их в международное инвестиционное, транспортное и торговое пространство.Для развития транспортной системы УрФО необходимо финансировать строительство новых дорог и проводить работы по модернизации старых путей сообщения, в том числе модернизировать инфраструктуру, вкладывать деньги в подвижной состав. Одним из путей развития является полномасштабная реализация проекта «ЕвроАзиатский международный транспортно-логистический центр», который позволит данным регионам интегрироваться в мировые транспортные потоки и привлечь инвесторов как из соседних областей, так и международных. Вся информация, полученная в рамках данной работы достаточно, полно характеризует транспортную систему УрФО, но к сожалению, из-за своей объемности, конечно не может быть дана ученикам во время учебных занятий. В лекционном материале будет использована лишь малая часть, которая помогает наиболее полно характеризовать процессы, происходящие в отрасли, в остальном лучше использовать ее во время проведения нестандартных занятий, это могут быть тренинги, деловые игры, ток-шоу, и т.д. иными словами те занятия, когда дети имеют возможность не только получить новые знания, но и осмыслить их в процессе дискуссии. Отмечается возможность включения в образовательный процесс проектной деятельности, которая с одной стороны является внеурочной, так как проект пишется детьми во время свободное от школьных заданий и самостоятельно или в группах, а с другой стороны процесс защиты проекта проходит во время уроков. В процессе презентации проекта ребенок учиться держаться перед публикой, отстаивать свое мнение и т.д. Вкупе со знаниями, полученными при работе над проектном это составляет положительный опыт, кроме того побуждает интерес к научно-исследовательской деятельности.Однако максимально полученные данные можно использовать при построении работы географических кружков, особенно имеющих краеведческий уклон, здесь теме, которая интересна детям можно посвятить большее время, нежели оно отведено программой, что позволяет лучше понять причинно-следственные связи развития рассматриваемой отрасли экономики. В заключение отметим, что основная задача современного учителя заключается в том, чтобы каждый ученик воспринимал каждый учебный предмет как лично значимый для него, и был максимально полно погружен в учебную деятельность.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения: 05.12.2019).Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120672/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения6 08.12.2019).Акулова А.А. Организация процессов утилизации автомобилей в Уральском регионе: дис. на соиск. уч. степ. к.т.н. (05.02.22)/ Анастасия Александровна Акулова. Екб.: ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». 2017. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55418/1/urfu1767_d.pdf (30.11.2019).Альметова З.В., Ларин О.Н. Развитие транзитного потенциала Уральского региона // СПТКР. 2012. №2. С. 69-78.Анисимова А. А., Петрова Е. Ю., Яковенко В. Н. Формирование познавательного интереса к изучению географии во внеклассной деятельности // Материалы Ι Всерос. учеб.-метод. конф. «Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ». 19 апреля 2007 г. Томск: ТГПУ, 2007. С. 53–56.Бартенева Ю.А. Возможности использования интерактивных методов обучения в школьном курсе географии 9 класса на примере Дальнего Востока. URL: https://multiurok.ru/files/vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieraktivnykh-mietod.html (дата обращения 09.12.2019).Бочков П.В. Пути совершенствования железнодорожного транспорта и его влияние на развитие экономики Уральского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №3. С. 34-42.Виниченко В.А., Суслов С.А. Lean- менеджмент на транспорте // АНИ: экономика и управление. 2018. №1 (22). С. 243-245.Гайсин И.Т., Гайсин Р.И., Власова Е.И. Особенности изучения географии транспортного комплекса Приволжского федерального округа в курсе экономической географии России // MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2016. №5. С. 94-98.Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Логистические основы управления транспортной системой: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2015. – 136с.Галай И.П. Методика обучения географии Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.Гимади, И. Э., Нестерова, Н. Н. Формирование транспортно-логистического комплекса Урала в системе торгово-экономических связей с Европейским союзом. // Россия и Европейский союз: стратегия взаимодействия: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 17-19 апреля 2002 г. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького; Урал. межрегион. ин-т обществ. наук. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. — С. 243-251. — (Уральский межрегиональный институт общественных наук [Вып.] 6).Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов- руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана.-Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-176 с.Дмитриева Т.В. История развития транспорта. Методическое пособие к специальному курсу для студентов ускоренной формы обучения и студентов 6 лет обучения заочного факультета. – Екб: УрГУПС; 2005. – 21 с.Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на совещании в Уральском Федеральном округе 16-17 мая 2005 года по теме: «Перспективы развития транспортной системы Уральского Федерального округа». URL: https://www.mintrans.ru/press-center/interviews/232 (дата обращения: 03.12.2019).Дороги России-2009. Инфраструктура Информационно-аналитический каталог Издание второе, подготовлено к IХ Международной выставке-форуму «Дороги России ХХI века» и Дню работников дорожного хозяйства. URL: http://www.dorrus.ru/images/DorRusInfra2009_201-306.pdf (дата обращения 04.12.2019).Дронов В.П., Таможняя Е.А., Лопатников Д.Л. Методика изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «география России» в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 07.12.2019).Единая транспортная система. Часть 1.: Учебное пособие по дисциплине «Единая транспортная система и география транспорта» - М.: МГТУ ГА, 2007.- 94 с.Ершова Т.В., Петрова Е.Ю. Реализация внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Ped.Rev.. 2017. №3 (17). С. 162-169.Зиппа С.А., Антюфеева Т.В. Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе (на примере МБОУ «Гимназия № 40» и МБОУ «Гимназия № 45», Барнаул) // Известия АО РГО. 2014. №1 (35). С. 22-25.Зырянова О.Б. Краеведческие материалы как средство формирования активной жизненной позиции обучающихся // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskie-materialy-kak-sredstvo-formirovaniya-aktivnoy-zhiznennoy-pozitsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 09.12.2019).Карабашева М.Р. Методы системного анализа в исследовании транспортных систем // Вестник Евразийской науки. 2018. № 6. Т. 10. С. 1-8.Климов И.П. Развитие транспорта на Урале: октябрь 1917-июнь 1941 гг.: автореф. дис. на соиск. уч. степ. д.и.н. (07.00.02) / Иван Петрович Климов, Тюмень: 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-transporta-na-urale-oktyabr-1917-iyun-1941-gg#ixzz5ihrKkXa0 (дата обращения 29.11.2019).Козелкова Е.Н., Васикова А.Ф. Применение метода проектов на уроках географии в современной школе // Perspectiveinnovationsinscience, education, productionandtransport. 2014. URL: https://www.sworld.com.ua/konfer37/14.pdf (дата обращения: 06.12.2019).Конов А.А. Электрификация железнодорожного транспорта в Поволжье и на Урале в 1956-1991 гг // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. №4. С. 26-34.Коновалов Н.А. Влияние гидрографических характеристик реки Белой на развитие судоходства во второй половине XIX – начале XX в. // Проблемы востоковедения. 2019. №3 (85). С. 86-91., с. 86.Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики Симферополь: НАТА, 2009. — 230 с.Маренков Г.В. Транспортная инфраструктура Свердловской области – связующее звено между Европой и Азией. URL: http://federalbook.ru/files/Infrastruktura/Soderjaniye/III/Marenkov.pdf (дата обращения 30.11.2019).Миллер А.Л. Задания на развитие речи как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии // Символ науки. 2019. №9. С. 82-86.Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://www.mintrans.ru/transport_of_russian/6 (дата обращения: 07.12.2019). Необходимо вернуться к проработке проекта желдороги Полуночная - Обская – «Корпорация развития» URL: http://www.interfax-russia.ru/Ural/news.asp?id=652248&sec=1679 (дата обращения: 09.12.2019).Новая железнодорожная линия Полуночное — Обская — Салехард. URL: https://lgt.ru/projects/zhd-linii-obshchego-polzovaniya/novaya-zheleznodorozhnaya-liniya-polunochnoe-obskaya (дата обращения: 09.12.2019).Орешкин Е.О. Развитие железнодорожного транспорта на Урале: историко-правовые аспекты // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009355 (дата обращения 29.11.2019).Основные факторы, оказывающие влияние на формирование единого транспортного пространства России. Аналитический обзор. М.: 2015. URL: https://extech.ru/files/anr_2015/anr_6.pdf (дата обращения: 05.12.2019).Пак М.В. Северный широтный ход как основа транспортной обеспеченности России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4. С. 269-273.Панферова Д.Н. Анализ транспортных потоков по территории Челябинской области// Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 12-1. С. 198-201.Передерий М.В., Романенко В.Е Единая транспортная система: учебное пособие/ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. – 96 с.Понятие транспортной географии. Объект исследования. URL: https://studopedia.su/9_55286_ponyatie-transportnoy-geografii-ob-ekt-issledovaniya.html (дата обращения 28.11.2019).Порт Сабетта стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов РФ. URL: https://www.znak.com/2018-01-12/port_sabetta_stal_absolyutnym_liderom_po_rostu_gruzooborota_sredi_morskih_portov_rf (дата обращения: 08.12.2019).Проектная компания завершает изыскания на объектах Северного широтного хода. URL: https://sever-press.ru/2019/08/27/proektnaja-kompanija-zavershaet-izyskanija-na-obektah-severnogo-shirotnogo-hoda/ (дата обращения: 08.12.2019).Протяженность автомобильных дорог в Уральском федеральном округе. URL: https://expert.ru/ratings/table_72141/ (дата обращения 07.12.2019).Репринцева Ю.С. Формы организации познавательной деятельности обучающихся в условиях ценностного обучения (на примере школьной географии) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1. С. 20-23.Северный широтный ход. URL: http://uralfo.gov.ru/projects/sshh/ (дата обращения: 08.12.2019).Семенова К.В. Игровые технологии на уроках географии // География и экология в школе XXI века. 2005. № 5. С. 42–51.Спирин А. М., Чачин Д. А., Смирнов А. А. Круглогодичная навигация на порт Сабетта // Арктика: экология и экономика. 2015. № 3 (19). С. 88-95.Стадник М.Е. Негативное воздействие компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды // Научный диалог. 2013. №12 (24). С. 38-47.Суслов В. Г. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий // География и экология в школе XXI века. 2005. № 7. С. 45–48Татаркин А.И., Гимади И.Э. Тенденции и перспективы развития транспортной системы Уральского федерального округа // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 4. С. 54-57.Тлегенов Б.Н. Анализ методов оценки и показателей качества системы городского пассажирского транспорта // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6121 (дата обращения: 06.12.2019).Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. -М., 2018. - 101 с.Транспортная система. Общая характеристика транспорта. URL: https://studfile.net/preview/2016069/ (дата обращения: 06.11.2019).Турлаев Р.С. Развитие единой региональной транспортно-логистической информационной системы Челябинской области // Интернет-журнал Науковедение. 2016. №4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-edinoy-regionalnoy-transportno-logisticheskoy-informatsionnoy-sistemy-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 01.12.2019). Улезько А.В. Развитие системы транспортного обеспечения интегрированных агропромышленных формирований [Текст]: монография / А.В. Улезько, А.С. Наумов, А.А. Казанцев – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2015. – 173 с.: ил.Уральский федеральный округ. URL: http://xn----8sbanercnjfnpns8bzb7hyb.xn--p1ai/index.php?title=%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3&mobileaction=toggle_view_desktop (дата обращения: 27.11.2019).Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник СамГУ. 2011. №90. С. 58-62., с. 58. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.11.2019). Францев Г.В. Уникальные конкурентные преимущества, ранги и место системы железнодорожного сообщения Свердловской области в масштабе национального транспортного комплекса России // Экономика и социум. 2016. № 3(22). С. 1-7.URL: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_22/Francev%20G.V.%20RZhD%20statya%201.pdf (дата обращения 25.11.2019).Фрейдман О.А. Оценка потенциала транспортной системы как основа формирования транспортно-логистического кластера // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2014. №3. С. 109-117.Хегай Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России // Теория и практика общественного развития. 2014. №4. С. 205-207.Якимов М.Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография / М.Р. Якимов. – М.: Логос, 2013. – 188 с. Яндекс. Карты. URL: https://yandex.ru/maps (дата обращения: 05.12.2019)ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рисунок. Показатели транспортной системы [51] Приложение 2Таблица 1Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей общего пользования в Уральском федеральном округе [56]Наименование регионаЭксплуатационная длина железнодорожных путей, тыс. кмГустота железнодорожных путей общего пользования, км на 1000 км 2 территорииКурганская область747104Свердловская область3547183Челябинская область1796203Тюменская область с АО244817Ханты-Мансийский АО108420Ямало-Ненецкий АО4816Всего УрФО853647Таблица 2 Протяженность автомобильных дорог в Уральском федеральном округе, км [41]Наименование регионаОбщая протяженностьПо подчиненностиПо типам покрытияФедеральныеТерриториальныеС твердым покрытиемГрунтовыеКурганская область8 710,0757,07 953,06 393,02 317,0Свердловская область11 014,0690,010 324,010 375,0639,0Челябинская область8 151,0663,07 488,08 137,014,0Тюменская область9 575,01 026,08 549,06 471,23 103,8Ханты-Мансийский АО1 657,0487,01 170,01 530,0127,0Ямало-Ненецкий АО852,021,0831,0852,0-Всего УрФО39 959,03 644,036 315,033 758,26 200,8Таблица 3Густота сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Уральском федеральном округе, км дорог на 1000 км2 территории [56]Наименование региона19952000200120022003200420052006Курганская область8590909192929294Свердловская область5054545555565657Тюменская область АО56,56,877,17,27,48,1Ханты-Мансийский АО23,33,63,94,14,24,15,2Ямало-Ненецкий АО0,51,11,11,31,31,31,41,4Челябинская область909299100101102101101Всего УрФО1719202020202121Приложение 3Таблица SWOT-анализ текущего состояния транспортной системы Уральского Федерального округа Сильные стороныСлабые стороны1. Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.2. Приграничное положение, позволяет совершать международные перевозки3. Прохождение по территории области железнодорожных, воздушных и автомобильных путей сообщения4. Достаточно развитая транспортная инфраструктура региона, наличие крупных транспортных узлов5. Относительно слабая конкурентная среда для железнодорожного транспорта6. Широкая сеть региональных дорог1. Высокая степень износа основных производственных фондов, изношенный парк большинства транспортных средств (всех видов транспорта). 2. Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов. 3. Отсутствие единой транспортно-логистической системы. 4. Наличие значительного количества мест концентрации ДТП5. Аэропорты, расположенные на территории области, имеют низкий уровень технического оснащения, не соответствует современным требованиям состояние взлетно-посадочных полос и иных объектов наземной инфраструктуры, за счет чего происходит малое их использование для целей грузоперевозки6. Высокие тарифы на перевозку грузов по железной дороге7. Низкое качество покрытия на региональных дорогах8. Нерациональная конфигурация существующей железнодорожной и автодорожной сетей приводит к избыточным издержкам грузоотправителей9. Отсутствуют обходы крупных городов, что является причиной снижения скорости потока, значительным потерям времени для пассажиров, повышению аварийности, ухудшению состояния окружающей среды10. Недостаточная вовлеченность в транспортные потоки внутренних водных путей сообщения, сочетающаяся с высокой степенью износа основных производственных фондов11. Неразвитость транспортной системы в Ямало-Ненецком и ханты-Мансийском автономном округахВозможностиУгрозы1.Увеличение спроса на услуги пассажирского транспорта.2. Увеличение транзита грузов, в том числе международных и азиатского региона3. Привлечение инвестиций в том числе иностранных4. Создание мультимодальных логистических комплексов6. Частичное устранение диспропорций в развитии дорожной инфраструктуры за счет строительства автообходов, и дополнительных магистралей, развития внутренних водных путей сообщения7. Строительство порта в акватории Северного Ледовитого океана1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики. 2. В связи с убытками транспортных предприятий дальнейшее ухудшение финансового положения предприятий-перевозчиков вплоть до банкротства. 3. Снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов пассажирского транспорта. 4. Снижение инвестиционной активности транспортных предприятий вплоть до ухода с рынка в связи со снижением рентабельности перевозок и отсутствием компенсаций. 5. Рост автомобилизации ведет к повышению конкуренции, и снижению спроса на услуги, прежде всего в сфере пассажирских перевозок6. Значительная часть участков железной дороги работает с повышенной нагрузкой, при продолжающемся росте грузоперевозок, пропускные способности этих участков в ближайшее время будут практически исчерпаны7. Приход в регион иностранных логистических операторов или операторов из других регионов8. Потенциальный рост стоимости трудовых ресурсов, при снижении стоимости услугПриложение 4Задание «Моральный смысл» на примере урока в школьном курсе «Экономическая и социальная география России».Цель задания: ознакомление обучающихся с ситуациями морального выбора и схемой ценностно-ориентационной деятельности нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения. Форма выполнения задания: групповая работа с последующим обсуждением в аудитории. Описание задания: школьникам предлагается к уроку по теме «Транспортная система УрФО» найти в публикациях в средствах массовой информации или в книгах по истории региона или страны в целом, описание такого события, которое можно рассмотреть с точки зрения моральной дилеммы. В случае невозможности поиска таких фактов педагог может сформулировать ситуацию самостоятельно. Работы должны быть оформлены в письменном виде и по ним должны быть подготовлены презентации.Все работы оцениваются учителем, а на занятии обсуждают самые интересные. Процесс обсуждения проходи в виде организованной групповой дискуссии. Инструкция: Моральная дилемма — это проблемная ситуация, выход из которой возможен лишь двумя взаимоисключающими решениями. В то же время особенностью этих решений является тот факт, что оба они не являются безупречными с моральной точки зрения. То есть моральная дилемма должна касаться сферы взаимоотношений и иметь альтернативные решения в зависимости от интересов участников. Найденный и представленный в работе факт должен сопровождаться описанием содержания моральной дилеммы, ее участников, их намерений и действий. Для анализа дилеммы необходимо использовать уже знакомую схему анализа ситуаций морального выбора. Обсуждаются возможные варианты решения проблемы и выбор решения со стороны школьников, их действия если бы они могли повлиять на ситуацию и т.д..Критерии оценивания: – соответствие содержания описываемых событий и вариантов решения проблемы критерию моральной дилеммы; – умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции, просчитывать возможность смены решения при поступлении новых данных; – соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.Приложение 5Конспект урока для 9 класса «Транспортный комплекс УрФО»Цель: Формирование представления о транспортной системе УрФО.Задачи:Предметные:- давать четкие определения терминов, понятий по тематике урока;- выявлять и называть особенности транспортного комплекса региона;- составлять описание транспортного комплекса;- определять факторы размещения производства исходя из особенностей транспортного комплекса опираясь на ранее полученные знания;- читать тематические карты;- наносить на контурную карту географические объекты.Метапредметные УУД:Познавательные:- находить достоверные сведения в источниках информации, уметь использовать их в своей работе;- выделять главное и обобщать тематический материал;- использовать навыки математических расчетов;- прогнозировать состояние объекта или его развитие исходя из внешних и внутренних факторов;- выявлять особенности объектов.Регулятивные:- определять цель, проблему в учебной деятельности;- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;- планировать учебную деятельность.Коммуникативные:- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;- понимать позицию другого;- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.Личностные:-сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии родного края, собственных мировоззренческих позиций;- развитие чувства гордости з свою малую родину, понимание необходимости существования небольших населенных пунктов и важности их инфраструктурного развития;- понимание особенностей транспортного комплекса УрФО;- использование знаний о транспортном комплексе и процессах на него влияющих в повседневной жизни;- понимание и принятие правил проведения практической работы.Тип урока: Изучение новой темы.Оборудование: карта УрФО, проектор, презентация.Понятия, термины, номенклатура и персоналии: транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортный узел, транспортная магистраль, транспортная сеть, транспортный комплекс.УМК: учебник, атлас, контурная карта.Ход урокаI. Оранизационный момент. Приветствие, подготовка к уроку. Разделение класса на две группы для проведения дискуссии, в формате «Ток-шоу»II. Изучение новой темы.Актуализация.Вспомните, какие существуют сферы народного хозяйства? (предполагаемый ответ) Какие из них являются основополагающими для УрФО? (предполагаемый ответ)Какой фактор влияет на географическое разделение труда? (предполагаемый ответ)К какой сферы производства относится транспорт? (предполагаемые ответы).А вам интересно, еще больше узнать о развитии транспорта УрФО?УрФО имеет важное и основополагающее значение для развития экономики страны, из-за развитого производства и выгодного экономико-географического положения, и создание в нем транспортной системы, основанной на четком взаимодействии элементов между собой, является насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижения научно-технического прогресса и стратегическим интересам России.Для того, чтобы связать Урал с его богатствами и промышленностью с другими регионами, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе существует поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Развивать промышленность, сельское хозяйство и т.д.Откройте тетрадь и запишите тема урока: Транспортный комплекс УрФО.  Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока.Да, сегодня на уроке вы узнаете:1. О значении и особенностях транспортного комплекса УрФО.2. Об отдельных видах транспорта УрФО и их особенностях.3. Об истории развития транспорта УрФО.4. Об проблемах и перспективах развития транспортного комплекса УрФО.Проблемный вопрос:В конце нашего урока, постарайтесь ответить на такие вопросы:1. Почему в УрФО главной причиной неэффективной работы транспортного комплекса является качество дорог и их количество?2. Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики УрФО и РФ в целом.Транспорт- отрасль хозяйства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Если вы заметили, в начале урока мы разделились на две группы. Сейчас я буду задавать каждой группе вопросы, а вы должны аргументированно на них ответить, задача второй группы или поддержать мысль первой группы, или же опротестовать ее. В том и ином случае необходимо оперировать примерами и факторами.Как вы думаете, в чём значение транспорта для развития УрФО?Какой вид транспорта имеет наибольшее значение для экономики региона? Почему?Возможно ли при модернизации транспортного комплекса региона повышение экономической эффективности хозяйства УрФО?что сдерживает развитие транспорта на Урале?Как повлияет строительство Северного широтного хода на развитие экономии региона? На какие еще сферы человеческой деятельности может повлиять данный проект?Какой тип транспорта будет перспективным в будущем на Урале? Почему?В результате дискуссии мы выяснили, что основным видом транспорта на Урале, характеризующимся высокими объемами грузо- и пассажироперевозок является автомобильный и железнодорожный транспорт. В своем развитии они постоянно сталкиваются с рядом проблем. Эти проблемы базируются в основном на изношенности фондов, недостаточной пропускной способности существующих транспортных путей. Пользуясь картой атласа, определите, через какие города УРФО проходит Транссибирская магистраль.Составьте список аэропортов УрФО, нанесите их на контурную карту. На основании выполненного задания сформулируйте вывод о транспортном значении каждого из них. У какого есть перспективы развития?II. Обобщение:1. Что представляет транспортный комплекс УрФО?2. Назовите основные виды транспорта УрФО.3. Что влияет на развитие транспорта УрФО?4. Перспективы развития транспортного комплекса Урала?Ответим на вопросы, которые я задала вам в начале урока. Почему именно качество и количество дорог стало в УрФО сдерживающим фактором развития транспортной отрасли?Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики УрФО в частности и России в целом.IY. Рефлексия.Y. Оценивание.YI.Домашнее задание.Приложение 6Примерный список тем для проектной деятельности в рамках темы «Транспортная система УрФО»Транспортная система Курганской (Челябинской, Тюменской и т.д.) областиПерспективы строительства Северного широтного ходаПерспективы строительства «ЕвроАзиатский международного коридора»Разработать новые маршруты для железнодорожного (автомобильного ит.д.) транспортаТранспортно-логистические комплексы УрФО

1. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения: 05.12.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120672/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения6 08.12.2019).
3. Акулова А.А. Организация процессов утилизации автомобилей в Уральском регионе: дис. на соиск. уч. степ. к.т.н. (05.02.22)/ Анастасия Александровна Акулова. Екб.: ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». 2017. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55418/1/urfu1767_d.pdf (30.11.2019).
4. Альметова З.В., Ларин О.Н. Развитие транзитного потенциала Уральского региона // СПТКР. 2012. №2. С. 69-78.
5. Анисимова А. А., Петрова Е. Ю., Яковенко В. Н. Формирование познавательного интереса к изучению географии во внеклассной деятельности // Материалы Ι Всерос. учеб.-метод. конф. «Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ». 19 апреля 2007 г. Томск: ТГПУ, 2007. С. 53–56.
6. Бартенева Ю.А. Возможности использования интерактивных методов обучения в школьном курсе географии 9 класса на примере Дальнего Востока. URL: https://multiurok.ru/files/vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieraktivnykh-mietod.html (дата обращения 09.12.2019).
7. Бочков П.В. Пути совершенствования железнодорожного транспорта и его влияние на развитие экономики Уральского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №3. С. 34-42.
8. Виниченко В.А., Суслов С.А. Lean- менеджмент на транспорте // АНИ: экономика и управление. 2018. №1 (22). С. 243-245.
9. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И., Власова Е.И. Особенности изучения географии транспортного комплекса Приволжского федерального округа в курсе экономической географии России // MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2016. №5. С. 94-98.
10. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Логистические основы управления транспортной системой: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2015. – 136с.
11. Галай И.П. Методика обучения географии Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.
12. Гимади, И. Э., Нестерова, Н. Н. Формирование транспортно-логистического комплекса Урала в системе торгово-экономических связей с Европейским союзом. // Россия и Европейский союз: стратегия взаимодействия: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 17-19 апреля 2002 г. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького; Урал. межрегион. ин-т обществ. наук. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. — С. 243-251. — (Уральский межрегиональный институт общественных наук [Вып.] 6).
13. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов- руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана.-Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-176 с.
14. Дмитриева Т.В. История развития транспорта. Методическое пособие к специальному курсу для студентов ускоренной формы обучения и студентов 6 лет обучения заочного факультета. – Екб: УрГУПС; 2005. – 21 с.
15. Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на совещании в Уральском Федеральном округе 16-17 мая 2005 года по теме: «Перспективы развития транспортной системы Уральского Федерального округа». URL: https://www.mintrans.ru/press-center/interviews/232 (дата обращения: 03.12.2019).
16. Дороги России-2009. Инфраструктура Информационно-аналитический каталог Издание второе, подготовлено к IХ Международной выставке-форуму «Дороги России ХХI века» и Дню работников дорожного хозяйства. URL: http://www.dorrus.ru/images/DorRusInfra2009_201-306.pdf (дата обращения 04.12.2019).
17. Дронов В.П., Таможняя Е.А., Лопатников Д.Л. Методика изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «география России» в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 07.12.2019).
18. Единая транспортная система. Часть 1.: Учебное пособие по дисциплине «Единая транспортная система и география транспорта» - М.: МГТУ ГА, 2007.- 94 с.
19. Ершова Т.В., Петрова Е.Ю. Реализация внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Ped.Rev.. 2017. №3 (17). С. 162-169.
20. Зиппа С.А., Антюфеева Т.В. Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе (на примере МБОУ «Гимназия № 40» и МБОУ «Гимназия № 45», Барнаул) // Известия АО РГО. 2014. №1 (35). С. 22-25.
21. Зырянова О.Б. Краеведческие материалы как средство формирования активной жизненной позиции обучающихся // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskie-materialy-kak-sredstvo-formirovaniya-aktivnoy-zhiznennoy-pozitsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 09.12.2019).
22. Карабашева М.Р. Методы системного анализа в исследовании транспортных систем // Вестник Евразийской науки. 2018. № 6. Т. 10. С. 1-8.
23. Климов И.П. Развитие транспорта на Урале: октябрь 1917-июнь 1941 гг.: автореф. дис. на соиск. уч. степ. д.и.н. (07.00.02) / Иван Петрович Климов, Тюмень: 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-transporta-na-urale-oktyabr-1917-iyun-1941-gg#ixzz5ihrKkXa0 (дата обращения 29.11.2019).
24. Козелкова Е.Н., Васикова А.Ф. Применение метода проектов на уроках географии в современной школе // Perspectiveinnovationsinscience, education, productionandtransport. 2014. URL: https://www.sworld.com.ua/konfer37/14.pdf (дата обращения: 06.12.2019).
25. Конов А.А. Электрификация железнодорожного транспорта в Поволжье и на Урале в 1956-1991 гг // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. №4. С. 26-34.
26. Коновалов Н.А. Влияние гидрографических характеристик реки Белой на развитие судоходства во второй половине XIX – начале XX в. // Проблемы востоковедения. 2019. №3 (85). С. 86-91., с. 86.
27. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики Симферополь: НАТА, 2009. — 230 с.
28. Маренков Г.В. Транспортная инфраструктура Свердловской области – связующее звено между Европой и Азией. URL: http://federalbook.ru/files/Infrastruktura/Soderjaniye/III/Marenkov.pdf (дата обращения 30.11.2019).
29. Миллер А.Л. Задания на развитие речи как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии // Символ науки. 2019. №9. С. 82-86.
30. Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://www.mintrans.ru/transport_of_russian/6 (дата обращения: 07.12.2019).
31. Необходимо вернуться к проработке проекта желдороги Полуночная - Обская – «Корпорация развития» URL: http://www.interfax-russia.ru/Ural/news.asp?id=652248&sec=1679 (дата обращения: 09.12.2019).
32. Новая железнодорожная линия Полуночное — Обская — Салехард. URL: https://lgt.ru/projects/zhd-linii-obshchego-polzovaniya/novaya-zheleznodorozhnaya-liniya-polunochnoe-obskaya (дата обращения: 09.12.2019).
33. Орешкин Е.О. Развитие железнодорожного транспорта на Урале: историко-правовые аспекты // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009355 (дата обращения 29.11.2019).
34. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование единого транспортного пространства России. Аналитический обзор. М.: 2015. URL: https://extech.ru/files/anr_2015/anr_6.pdf (дата обращения: 05.12.2019).
35. Пак М.В. Северный широтный ход как основа транспортной обеспеченности России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4. С. 269-273.
36. Панферова Д.Н. Анализ транспортных потоков по территории Челябинской области// Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 12-1. С. 198-201.
37. Передерий М.В., Романенко В.Е Единая транспортная система: учебное пособие/ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. – 96 с.
38. Понятие транспортной географии. Объект исследования. URL: https://studopedia.su/9_55286_ponyatie-transportnoy-geografii-ob-ekt-issledovaniya.html (дата обращения 28.11.2019).
39. Порт Сабетта стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов РФ. URL: https://www.znak.com/2018-01-12/port_sabetta_stal_absolyutnym_liderom_po_rostu_gruzooborota_sredi_morskih_portov_rf (дата обращения: 08.12.2019).
40. Проектная компания завершает изыскания на объектах Северного широтного хода. URL: https://sever-press.ru/2019/08/27/proektnaja-kompanija-zavershaet-izyskanija-na-obektah-severnogo-shirotnogo-hoda/ (дата обращения: 08.12.2019).
41. Протяженность автомобильных дорог в Уральском федеральном округе. URL: https://expert.ru/ratings/table_72141/ (дата обращения 07.12.2019).
42. Репринцева Ю.С. Формы организации познавательной деятельности обучающихся в условиях ценностного обучения (на примере школьной географии) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1. С. 20-23.
43. Северный широтный ход. URL: http://uralfo.gov.ru/projects/sshh/ (дата обращения: 08.12.2019).
44. Семенова К.В. Игровые технологии на уроках географии // География и экология в школе XXI века. 2005. № 5. С. 42–51.
45. Спирин А. М., Чачин Д. А., Смирнов А. А. Круглогодичная навигация на порт Сабетта // Арктика: экология и экономика. 2015. № 3 (19). С. 88-95.
46. Стадник М.Е. Негативное воздействие компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды // Научный диалог. 2013. №12 (24). С. 38-47.
47. Суслов В. Г. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий // География и экология в школе XXI века. 2005. № 7. С. 45–48
48. Татаркин А.И., Гимади И.Э. Тенденции и перспективы развития транспортной системы Уральского федерального округа // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 4. С. 54-57.
49. Тлегенов Б.Н. Анализ методов оценки и показателей качества системы городского пассажирского транспорта // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6121 (дата обращения: 06.12.2019).
50. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. -М., 2018. - 101 с.
51. Транспортная система. Общая характеристика транспорта. URL: https://studfile.net/preview/2016069/ (дата обращения: 06.11.2019).
52. Турлаев Р.С. Развитие единой региональной транспортно-логистической информационной системы Челябинской области // Интернет-журнал Науковедение. 2016. №4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-edinoy-regionalnoy-transportno-logisticheskoy-informatsionnoy-sistemy-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 01.12.2019).
53. Улезько А.В. Развитие системы транспортного обеспечения интегрированных агропромышленных формирований [Текст]: монография / А.В. Улезько, А.С. Наумов, А.А. Казанцев – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2015. – 173 с.: ил.
54. Уральский федеральный округ. URL: http://xn----8sbanercnjfnpns8bzb7hyb.xn--p1ai/index.php?title=%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3&mobileaction=toggle_view_desktop (дата обращения: 27.11.2019).
55. Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник СамГУ. 2011. №90. С. 58-62., с. 58.
56. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.11.2019).
57. Францев Г.В. Уникальные конкурентные преимущества, ранги и место системы железнодорожного сообщения Свердловской области в масштабе национального транспортного комплекса России // Экономика и социум. 2016. № 3(22). С. 1-7.URL: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_22/Francev%20G.V.%20RZhD%20statya%201.pdf (дата обращения 25.11.2019).
58. Фрейдман О.А. Оценка потенциала транспортной системы как основа формирования транспортно-логистического кластера // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2014. №3. С. 109-117.
59. Хегай Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России // Теория и практика общественного развития. 2014. №4. С. 205-207.
60. Якимов М.Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография / М.Р. Якимов. – М.: Логос, 2013. – 188 с.
61. Яндекс. Карты. URL: https://yandex.ru/maps (дата обращения: 05.12.2019)

Вопрос-ответ:

Какие понятия и категории из географии транспорта используются для исследования транспортной системы региона?

В географии транспорта используются понятия и категории, такие как транспортная система, транспортное пространство, транспортные связи, транспортное развитие, транспортные магистрали и др. Они позволяют анализировать и изучать особенности и работу транспортной системы в конкретном регионе.

Какие показатели используются для исследования работы транспортной системы региона?

Показатели, используемые для исследования работы транспортной системы региона, включают такие аспекты, как пассажиропотоки, грузопотоки, плотность транспортной сети, интенсивность использования транспорта, виды и объемы транспорта, степень его совершенства и эффективности.

Какие факторы формируют транспортную систему региона?

Факторы, формирующие транспортную систему региона, включают географическое положение и особенности местности, наличие природных и искусственных препятствий, населенность и экономическое развитие региона, наличие и развитие промышленности, потребности и возможности транспортных перевозок, доступность и эффективность различных видов транспорта и т.д.

Какие особенности транспортной системы характерны для Уральского Федерального округа?

В Уральском Федеральном округе характерны особенности транспортной системы, обусловленные его географическим положением и природными особенностями. Регион имеет развитые железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие его с другими регионами России. Также важным элементом транспортной системы являются внутренние водные пути, такие как реки и каналы. Это позволяет обеспечивать транспортные перевозки грузов и пассажиров как внутри региона, так и между его субъектами.

Какие понятия и категории входят в географию транспорта?

В географии транспорта изучаются такие понятия и категории, как транспортная система, транспортное пространство, транспортные потоки, транспортные коридоры, транспортные узлы и другие.

Какие показатели исследуются при изучении работы транспортной системы Уральского Федерального округа?

При изучении работы транспортной системы Уральского Федерального округа исследуются различные показатели, такие как объемы перевозок, скорости движения, транспортные сети и маршруты, транспортные узлы и другие.

Какие факторы влияют на формирование транспортной системы Уральского Федерального округа?

На формирование транспортной системы Уральского Федерального округа влияют различные факторы, такие как географическое положение, природные условия, экономическая активность, население, инфраструктура и другие.

Какие географические особенности характерны для транспортной системы Уральского Федерального округа?

Транспортная система Уральского Федерального округа характеризуется наличием разветвленной сети магистральных дорог и железных дорог, связывающих различные регионы округа. Кроме того, особенностью является присутствие горных перевалов и рек, которые требуют особого внимания при планировании транспортных маршрутов.

Какие материалы из данной статьи можно применить в школьном курсе географии?

Из данной статьи можно использовать материалы о понятиях и категориях географии транспорта для объяснения основных принципов функционирования транспортной системы. Также можно использовать информацию о географических особенностях транспортной системы Уральского Федерального округа для демонстрации примеров из реальной практики.

Какие понятия и категории географии транспорта рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются понятия и категории, связанные с географией транспорта региона, такие как транспортная система, транспортный комплекс, транспортные магистрали, транспортное развитие, транспортные коридоры и др.

Какие показатели исследуются в работе транспортной системы?

В работе транспортной системы исследуются такие показатели, как объемы перевозок, пассажиропотоки, плотность транспортной сети, качество дорожного покрытия, пропускная способность транспортных магистралей и другие показатели.

Какие факторы влияют на формирование транспортной системы региона?

На формирование транспортной системы региона влияют такие факторы, как географическое положение, рельеф местности, климатические условия, население и его потребности в транспорте, экономическая активность региона, социально-экономический развитие и другие факторы.