Роль изображения зеркала в искусстве Возраждения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 39 39 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 22.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Значение зеркала в изобразительном искусстве 6
Глава 2. Образ зеркала в живописи эпохи Возрождения 17
2.1. Зеркало, как мотив самопознания души и самолюбования 21
2.2 Зеркало, как аллегория бренности мира, человеческих добродетелей и грехов 27
2.3. Зеркало, как возможность расширения пространства и показа невидимого 33
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение. Альбом иллюстраций 44



Фрагмент для ознакомления

Мотив зеркала на работе И. Босха поддерживается изображением сундучка с украшениями на полу, и к тому же встречается дважды: господин также любуется собой в соседней комнате. В другом произведении И. Босха «Сад наслаждения» представлено Любострастие как композиционная группа из трех персонажей: обнаженной девушки, обнимающей ее зооморфной фигуры и находящимся перед ними «существом» с руками в виде деревьев и выпуклым зеркалом, вместо задней части. [Приложение, ил.28, 29] Любовники, увлеченные плотской негой, оказываются не способными к духовному прозрению, и потому «Дьявольское зеркало» отражает не свет божественной истины, а их лица. В этих изображениях, как и в мотиве «Венера с зеркалом», образ зеркала выступает символом самолюбования.Выше приведенные примеры использования зеркала в пространстве картин как атрибута Благоразумия и Тщеславия имеют моралистический характер, столь характерный для искусства Северного Возрождения. В картинах же религиозной символики зеркало становится атрибутом Девы Марии и ее чистоты.В значении одного из совершенств Девы Марии зеркала встречаются на картинах нидерландских художников. Например, зеркало в руке Младенца Христа в Триптихе Неопалимой Купины Николаса Фромена [Приложение, ил.30, 31]; на левой части двустворчатого Алтаря ВерляРобераКампена; в «Диптихе Мартина ванНьювенхове» ХансаМемлинга [Приложение, ил.32, 33]. В работе ПетрусаКристуса «Святой Элигий» (Илл. 9) [Приложение, ил.34] – это ссылка на непорочность новобрачной. О распространенности данного символического значения зеркала говорит тот факт, что для образованных заказчиков связь зеркала и Девы Марии была очевидна.Интересным фактом можно назвать появление изображения мужского лица в зеркале на картине «Непорочное зачатие» уроженца ФеррарыГарофало. Это может показаться еретическим, однако Д. Арасс трактует это изображение как лик Христа. Он считает, что художник иллюстрирует одну из метафор в тексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского, согласно которому Богоматерь есть «зеркало, в котором сияет Христос – суть образ Бога Отца».Зеркало встречается также в полотнах, посвященных Марии Магдалине, иллюстрируя слова: «Ты слепа, Магдалина, и оттого не видишь примера, глядя в зеркало лишь для того, чтобы развлекать людей и гневить Господа» (в дальнейшем, скорее как скорбь и самопознание, в соединении со свечой как символа веры) и Сусанне. Библейский сюжет Сусанны и старцев пользовался немалой популярностью в эпоху Возрождения, когда жизненная история героини интерпретировалась в духе установлений Контрреформации как аллегория непорочной чистоты церкви. Картина Тинторетто [Приложение, ил.35] содержит нравоучительные сигналы, предупреждающие об опасности увлечения земной красотой (теперь ее жертвой оказались лукавые старцы), которыми уснащены бесчисленные проповеди той эпохи, обличающие коварство куртизанок, заманивающих в сети прельщенных ими обожателей, отчего в образе добродетельной героини начинает незаметно проступать сходство с гетерой. Оно тем ощутимее, что изображение женщины перед зеркалом во второй половине чинквеченто вновь стало прочно ассоциироваться с миром продажной любви.2.3. Зеркало, как возможность расширения пространства и показа невидимогоОбраз зеркала, обращенного из мира картины вовне и открывающего зрителю новое пространство, часто встречается в искусстве Северного Возрождения. Очень часто зеркало обращено из картины во внекартинноепространство, в нем появляется то, чего нет в картине, что находится за ее пределами. Таково зеркало, изображенное на первом плане картины К. Мессиса «Меняла с женой», уже рассматриваемое ранее в аллегорическом ключе. [Приложение, ил.24] В нем отражается окно с видом городского пейзажа, которого нет в интерьере. Кроме того, мы узнаем о присутствии еще одного человека в красном головном уборе, возможно, самого художника. В зеркале на работе П. Кристуса «Святой Элигий в мастерской» также зеркало показывает городской пейзаж, а мужская и женская фигура вполне может являться еще одним семейным портретом изображенной на переднем плане четы, но уже по прошествии времени. [Приложение, ил.34] Уникальный образ зеркала раскрывается в полотне Яна ванЭйка «Портрет четы Арнольфини» [Приложение, ил.36,37]. По мнению ряда исследователей, эта картина изображает обряд бракосочетания и является своего рода брачным документом, поскольку Джованни Арнольфини и ДжованнаЧенами изображены в момент клятвы, они соединяют руки, а жених подтверждает клятву жестом правой руки. Зеркало занимает видное место на вертикальной оси изображения. Располагаясь непосредственно над соединенными руками мужчины и женщины, зеркало является словно вторым узловым центром картины. Надпись на стене над зеркалом, читающаяся как «Ян ванЭйк был здесь», – это не просто подпись, а свидетельство брачного договора, свидетелем которого, вероятно, и был художник. Мастер изобразил себя в зеркальном отражении, входящим в комнату вместе со вторым свидетелем брака Арнольфини. Изображенный на картине интерьер предстает как символический брачный покой, в котором заключается бракосочетание в вере, и каждый предмет несет в себе скрытую символику, подчиненную общему замыслу полотна.Большинство работ, посвященных анализу этого произведения Яна ванЭйка и определению места в нем зеркала, касаются в первую очередь, символических интерпретаций, а не просто частью интерьера благополучного фламандского дома XV века. Прежде всего, зеркало, отражающее свидетелей обряда, и надпись на стене превращают картину в своеобразный брачный документ, а святость происходящего таинства полагает зеркало символом Всевидящего Божественного Ока. Включаясь в средневековую концепцию символов, где зеркало было, в том числе символом чистоты Девы Марии, зеркало указывает на чистоту новобрачной. Во-вторых оно «раздвигает» пространство, отражая план, предстоящий основному пространству полотна, перпендикулярно уходящий вглубь по законам прямой перспективы. Тем самым оно является связующим звеном двух миров – мира четы Арнольфини и мира свидетелей, художника и зрителей, помогает понять логику построения изображения. Этот прием можно трактовать как художественную функцию изображения зеркала. Это второе изображение, «картина в картине», помогающее нам получить полное представление, насколько возможно, о части изображенного пространства и происходящего в его пределах действия.Зеркало в рассматриваемой картине выступает неким универсальным символом, и уровень его обобщения как символа шире любой другой вещи в картине. Большое конвексное зеркало в деревянной раме украшено десятью медальонами, в которые помещены изображения сцен страстей Христа, начиная с «Моления о Чаше» и заканчивая «Воскресением», и потому зеркало было истолковано как аллюзия на искупление мира через воплощение и смерть Христа. Символика зеркала становится еще более многозначной, если вспомнить о некогда существовавшей картине-крышке к портрету четы. На этой утерянной картине была изображена сцена купания, которая истолковывается исследователями как обряд предсвадебного омовения, сопровождаемые ритуалом любовной магии, в котором зеркало исполняло пророческую, очистительную и охранительную функции. Таким образом, в работе Яна ванЭйка зеркало выступает, во-первых, как символ, отражающий многозначность семантики средневековых зеркал, во-вторых, как художественный прием, позволяющий расширить не только смысловое, но и физическое пространство полотна. Этот художественный прием является новаторством мастеров Возрождения.Еще одной картиной со сложнейшим пересечением разнонаправленных взглядов и перспектив являются «Менины» Д. Веласкеса. [Приложение, ил.38] В ней используется уже знакомый прием: зритель стоит в том самом месте, где должны стоять модели. Пятилетняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты и захотела посмотреть, как создается портрет ее родителей — королевской четы. Сложность сюжета в том, что Д. Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно. Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых изображает живописец, стоящий рядом с холстом. О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника. В нем отражается пара: король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская. В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника. Несмотря на размытость изображения, нетрудно определить, что изображены именно указанные персонажи. Д. Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют, а то, что видят те, кого рисуют, причем нашими глазами, поскольку мы стоим на их месте. Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины и значительно это пространство расширяет. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Фактически Д. Веласкес показывает два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. Внешнее и внутреннее, видимость и суть, игра зеркал, «возвращающая» на полотно все то, что, казалось, могло бы ускользнуть от взгляда, общее впечатление от созерцания всего «ансамбля» и отдельная точка зрения — все это части одного единого пространства, но границы всех этих явлений смещены и накладываются друг на друга, смешиваются, и в результате это полотно способствует разоблачению иллюзорности, обманчивости объективного взгляда, ибо истинность есть удел только божественного взгляда; картина также способствует осознанию истины, суть которой заключается в том, что всякое знание далеко не безупречно. Всякая реальность «удостоверяется» ее отражением, но этим же отражением эта реальность и подвергается изменениям, подобно тому, как личности всех персонажей изобличаются, удостоверяются и изменяются путем преломления их изображений, «проходящих» через взгляды других персонажей. Наиболее подробное описание этой картины делает Мишель Фуко. О зеркале в числе прочего он пишет: «Зеркало же в сильном, мгновенном и внезапном порыве устремляется за пределы картины на поиски невидимого предмета созерцания, с тем чтобы сделать его видимым на грани фиктивной глубины, видимым, но безразличным ко всем взглядам».Портрет живописца за работой появляется и в зеркальной поверхности шара в натюрморте П. Класа. [Приложение, ил.39] В соединении с общей символикой натюрмортов «vanitas» можно говорить о тщеславии, которое подстерегает любого художника.Не менее ярко зеркало в описанной выше функции – дополнения и объяснения основного пространства полотна – «работает» в «Диптихе Мартина ванНьювенхове» ХансаМемлинга. [Приложение, ил.32, 33] На левой створке диптиха изображена Дева Мария с Младенцем, а на правой – донатор, Мартин Ван Ньювенхове. Пространство, в котором размещены фигуры, организовано специфическим образом: на левой створке Дева показана фронтально, сидящей напротив оконной рамы у стены; на правой створке – донатор, изображенный в три четверти, показан коленопреклоненным с руками, сложенными в молитвенном жесте, перед стеной, перпендикулярной стене, которая находится рядом с Марией. Таким образом, две створки диптиха изображают единую картину, но с весьма запутанными пространственными связями. Именно зеркало, в котором Мадонна и донатор отражаются в едином пространстве, здесь служит ключом к пониманию взаиморасположения персонажей относительно друг друга и, таким образом, и общей организации картины. Только с его помощью становится возможным объединить два, казалось бы, самостоятельных произведения в единое законченное целое. По словам Н.В. Перепеловой, два темных силуэта в зеркале словно уравнивают в отраженном мире тех, кто разделен в мире реальном. Подводя итог второй главы можно отметить, что в искусстве эпохи Возрождения зеркало играло две основных роли – аллегорическую, дающую богатство интерпретаций, и художественную, дополняя пространство.ЗаключениеЗеркала в эпоху Возрождения вошли в интерьер, пройдя долгую эволюцию от ручного маленького зеркала до больших зеркальных композиций. В этой динамике важным явилось то обстоятельство, что зеркало не только сочетает в себе множество художественных, функциональных возможностей. Это единственный предмет, который позволяет «удваивать» мир, умножать его, создавая «Зазеркалье», ставший символом целого ряда сторон и составляющих человеческой жизни. Начиная с XVI века о зеркале можно говорить как об элементе художественного решения интерьера, его возможности изменять его, формировать его художественное пространство, определяя восприятие и самочувствие человека в нем. Главная ценность зеркала как элемента интерьера — это отражение явлений, позволяющих создавать иллюзию пространства. Зеркало как декор является элементом композиции интерьера, может быть доминантой, а также подчеркивать другие детали.Образ зеркала полифункционален, наполнен различными смыслами и аллегориями. Благодаря ему в пространство картины вносится временной аспект. Зеркало стало восприниматься как символ яркой индивидуальности человека и тех образов, которые показывает художник на своем полотне. Кроме того, для итальянского Ренессанса было актуально отношение к зеркалу как к тому предмету, который отражает красоту окружающего мира и человека как венца творения. Однако в искусстве Северного Возрождения образ зеркала становится не просто более значимым, он приобретает глубоко символический смысл, в чем-то даже мистический, неповторимый. Зеркало начинает выступать как символ человеческой души, ее разных сторон – в том числе и темных, показывая и добродетель, и греховность. Художники Северного Возрождения словно бы «играют» с зеркалом, выявляя все новые и новые выразительные возможности этого столь популярного в мировой культуре и искусстве образа. И если для итальянских мастеров была важна задача зеркала как отражения красоты мира, то мастера Северного Возрождения выходят на новый уровень репрезентации зеркала – символический, сакральный, мистический. Образ зеркала встречается вне зависимости от жанра. Оно появляется в портретах и автопортретах, натюрмортах и жанровых сценах, религиозной живописи и книжной миниатюре. О нем можно говорить, как о символе тщетности, призрачности бытия, тщеславии, самолюбовании, но не чужда ему и чистота, непорочность. Идея зеркального отражения может быть основой любого произведения искусства, давая возможность наличиюнесколько сюжетных линий. Это дает возможность усложнения замысла произведения, открытия возможностей для бесконечного числа интерпретаций.Список использованных источников и литературыАльберти Л.-Б. Три книги о живописи / пер. с итал. А.Г. Габричевского // Десять книг о зодчестве: в 2-х томах / Леон-Баттиста Альберти; в переводе В.П. Зубова. Т. II: Материалы и комментарии. О живописи. О статуе. Математические забавы и другие сочинения / комментарии В.П. Зубова при участии: А.И. Венедиктова, А.Г. Габричевского, А.К. Дживелегова. – MCMXXXVII [1937]. – С.25-63Арасс Д. Деталь в живописи / пер. с франц. Г.А. Соловьевой. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 464 с.Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. – М., Наука, 1991. – С. 109-117Брейгель: Альбом / Текст и сост. Т.М. Котельникова. – М.: Олма-Пресс, 2004. – 127 с.Герман М.Ю. ХансМемлинг.– СПб.: Искусство-СПБ, 1994. – 19 с.Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. – М.: Искусство, 1975. – 127 с.Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. – СПб.: Искусство-СПБ, 2005. – 291,[3] с., [16] л. цв. ил.Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен: автореф. дис. … канд. культурологии. – СПб., 2002. – 23 с.Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: визуальное мышление в изобразительном искусстве. – Свердловск, 1991. – 284 с.Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4 томах : Т. 1 / Под общ. ред. Д. Аркина и Б. Терновца. - Москва ; Ленинград: Гос. изд-во изобр. искусств, 1937. – 622 с.Мельшиор-Бонне С. История зеркала / Предисл. Жана Делюмо. Пер. с фр. Ю.М. Розенберг. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.– 456 с.Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины (о системах перспективы). – М.: Сов. художник, 1983. – 375 с.Музей истории искусства. Вена / Альбом. Авт-сост. Т.А. Седова. –М.: Изобразительное искусство, 1986. – не нум.Перепелова Н.В. Изобразительно-символические функции мотива зеркала: на материале живописи: автореф. дисс. … канд. философ. наук. – М., 2007. – 27 с.Правдивцев В.Л. Эти загадочные зеркала... Взаимодействие человека с зеркалами. – М., 2004. – 573 с.Рон М.В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры: автореф. дис. … канд. культурологии. – СПб., 2004. – 24 с.Скорик Е.А., Скорик А.А. Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе // Концепт. – 2013. – № 09 (сентябрь). – С. 31-35Соколов М. Н. Время и место: Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. –317, [2] с., илл.Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. – М., 1999.– С. 244Чулков О.А. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного o6paзa //Akadhemia: Материалы и исследования по истории платонизма. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – С.192 – 214Шуршиков Е.Н. История стеклянных зеркал. – М.: Самиздат, 2018. – 326 с.Яйленко Е. В. "Распусти косы". Сюжет "женщина с зеркалом" в искусстве венецианского Возрождения // Искусствознание: журн. по истории и теории искусства. – 2018. – № 1. – С. 208–241Интернет-ресурсыИ. Босх. Немного об истории греховного зеркала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onaturmorte.ru/istoria-predmetnogo-mira/i-bosx-nemnogo-ob-istorii-grexovnogo-zerkala/ – Заглавие с экранаИстория чувств, рассказанная через искусство. От средневековой фрески до современных инсталляций: как люди относились к классической пятерке чувств в разные эпохи / сост. О. Караськова, М. Пироговская. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/1675 – Заглавие с экранаЛеонардо да Винчи. О науке и искусстве: сборник / Леонардо да Винчи ; [перевод с итальянского А.А. Губера, В.П. Зубова]. - Москва : АСТ, 2019. - 253, [1] с. – [Электронный ресурс. – Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=J0TEDwAAQBAJ&pg . – номера страниц не указаны]Метафора // Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/518/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%90%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%90. – Заглавие с экранаСемиотическая значимость зеркального отображения. Умберто Эко и Владимир Набоков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://umbertoeco.ru/semioticheskaja-znachimost-zerkalnogo-otobrazhenija-umberto-eko-i-vladimir-nabokov/ – Заглавие с экранаФуко М. Слова и вещи. Цит. по: Синкевич В. Феномен зеркала в истории культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/sink/fen_zerk.php– Заглавие с экранаПриложение. Альбом иллюстраций1. Ян Ван Эйк. Мадонна Каноника Ван дер Пале. 14362. Ян Ван Эйк. Мадонна Каноника Ван дер Пале. Фрагмент3. Питер Брейгель Старший. Эльк(Каждый) и Немо (Никто). 15584. Питер Брейгель Старший. Эльк (Каждый) и Немо (Никто). Фрагмент5. ФранческоПармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 15246. ГеоргПенц. Портрет Якоба Хофмана. 15447. Джулио Романо (Пиппи). Дама за туалетом, или Форнарина. 1520-е8. Неизв. Миниатюрист. Портрет Маргариты Ангулемской. 1530-е 9. Неизвестный художник. Копия с картины Яна ванЭйка «Женщина за туалетом». Нач. XVI в.10. ВечеллиоТициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1515 11. Дж. Беллини. Девушка за туалетом. 151512. Джиакомо Франко. Гравюра. 1609 13. Фреска из Палаццо Веккьо во Флоренции14. Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1560 15. ВечеллиоТициан. Венера перед зеркалом. Ок. 155516. Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом. 161517. Паоло Веронезе. Венера с зеркалом. 1580 18. Франс Миерис. Женщина перед зеркалом. 167019.Джованни Беллини. Аллегория Благоразумия. Ок.149020. Питер Брейгель Старший. Серия «Семь добродетелей»: Благоразумие. 1556 21. Питер Брейгель Старший. Серия «Семь добродетелей»: Благоразумие. Фрагмент 22. Лукас Фуртенагель. Портрет Ганса Бургмайера с женой. 152923. Ганс Бальдунг. Три возраста женщины и Смерть.1509-151124. КвинтинМессис. Меняла с женой. 1514 25. Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов. Ок. 148026.Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475-1480 27. Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. Фрагмент28. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 150029. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Ад. Фрагмент30. Николас Фромен. Триптих Неопалимой купины. 147631. Николас Фромен. Триптих Неопалимой купины. Фрагмент32. ХансМемлинг. Диптих Мартина ванНьювенхове. 148733. ХансМемлинг. Диптих Мартина ванНьювенхове. Фрагмент34. ПетрусКристус. Святой Элигий в мастерской. 1449 35. ЯкопоРобусти. (Тинторетто). Сусанна и старцы. 1555-155636. Ян ванЭйк. Портрет четы Арнольфини. 143437. Ян ванЭйк. Портрет четы Арнольфини. Фрагмент38. Диего Веласкес. Менины. 165639. Питер Клас, Натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром. 1628

Список использованных источников и литературы

1. Альберти Л.-Б. Три книги о живописи / пер. с итал. А.Г. Габричевского // Десять книг о зодчестве: в 2-х томах / Леон-Баттиста Альберти; в переводе В.П. Зубова. Т. II: Материалы и комментарии. О живописи. О статуе. Математические забавы и другие сочинения / комментарии В.П. Зубова при участии: А.И. Венедиктова, А.Г. Габричевского, А.К. Дживелегова. – MCMXXXVII [1937]. – С.25-63
2. Арасс Д. Деталь в живописи / пер. с франц. Г.А. Соловьевой. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 464 с.
3. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. – М., Наука, 1991. – С. 109-117
4. Брейгель: Альбом / Текст и сост. Т.М. Котельникова. – М.: Олма-Пресс, 2004. – 127 с.
5. Герман М.Ю. ХансМемлинг.– СПб.: Искусство-СПБ, 1994. – 19 с.
6. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. – М.: Искусство, 1975. – 127 с.
7. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. – СПб.: Искусство-СПБ, 2005. – 291,[3] с., [16] л. цв. ил.
8. Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен: автореф. дис. … канд. культурологии. – СПб., 2002. – 23 с.
9. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: визуальное мышление в изобразительном искусстве. – Свердловск, 1991. – 284 с.
10. Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4 томах : Т. 1 / Под общ. ред. Д. Аркина и Б. Терновца. - Москва ; Ленинград: Гос. изд-во изобр. искусств, 1937. – 622 с.
11. Мельшиор-Бонне С. История зеркала / Предисл. Жана Делюмо. Пер. с фр. Ю.М. Розенберг. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.– 456 с.
12. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины (о системах перспективы). – М.: Сов. художник, 1983. – 375 с.
13. Музей истории искусства. Вена / Альбом. Авт-сост. Т.А. Седова. –М.: Изобразительное искусство, 1986. – не нум.
14. Перепелова Н.В. Изобразительно-символические функции мотива зеркала: на материале живописи: автореф. дисс. … канд. философ. наук. – М., 2007. – 27 с.
15. Правдивцев В.Л. Эти загадочные зеркала... Взаимодействие человека с зеркалами. – М., 2004. – 573 с.
16. Рон М.В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры: автореф. дис. … канд. культурологии. – СПб., 2004. – 24 с.
17. Скорик Е.А., Скорик А.А. Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе // Концепт. – 2013. – № 09 (сентябрь). – С. 31-35
18. Соколов М. Н. Время и место: Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. –317, [2] с., илл.
19. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. – М., 1999.– С. 244
20. Чулков О.А. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного o6paзa //Akadhemia: Материалы и исследования по истории платонизма. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – С.192 – 214
21. Шуршиков Е.Н. История стеклянных зеркал. – М.: Самиздат, 2018. – 326 с.
22. Яйленко Е. В. "Распусти косы". Сюжет "женщина с зеркалом" в искусстве венецианского Возрождения // Искусствознание: журн. по истории и теории искусства. – 2018. – № 1. – С. 208–241

Интернет-ресурсы

23. И. Босх. Немного об истории греховного зеркала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onaturmorte.ru/istoria-predmetnogo-mira/i-bosx-nemnogo-ob-istorii-grexovnogo-zerkala/ – Заглавие с экрана
24. История чувств, рассказанная через искусство. От средневековой фрески до современных инсталляций: как люди относились к классической пятерке чувств в разные эпохи / сост. О. Караськова, М. Пироговская. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/1675 – Заглавие с экрана
25. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве: сборник / Леонардо да Винчи ; [перевод с итальянского А.А. Губера, В.П. Зубова]. - Москва : АСТ, 2019. - 253, [1] с. – [Электронный ресурс. – Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=J0TEDwAAQBAJ&pg . – номера страниц не указаны]
26. Метафора // Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/518/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%90%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%90. – Заглавие с экрана
27. Семиотическая значимость зеркального отображения. Умберто Эко и Владимир Набоков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://umbertoeco.ru/semioticheskaja-znachimost-zerkalnogo-otobrazhenija-umberto-eko-i-vladimir-nabokov/ – Заглавие с экрана
28. Фуко М. Слова и вещи. Цит. по: Синкевич В. Феномен зеркала в истории культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/sink/fen_zerk.php– Заглавие с экрана

Вопрос-ответ:

Какую роль играют зеркала в изобразительном искусстве эпохи Возрождения?

Зеркала в искусстве Возраждения выполняли несколько функций. Они использовались как мотив самопознания души и самолюбования, а также как аллегория бренности мира человеческих добродетелей и грехов. Кроме того, зеркала позволяли расширить пространство произведения и показать невидимое.

Почему зеркало в живописи Возрождения было использовано как мотив самопознания?

Зеркало в живописи эпохи Возрождения символизировало возможность увидеть свое истинное "Я". Оно представляло собой средство для отражения и анализа собственного облика и внутреннего мира художника или персонажа.

Как зеркало использовалось в живописи Возрождения для аллегории бренности мира добродетелей и грехов?

Зеркало в живописи Возрождения служило символом мимолетности и временности земного мира. Оно отражало красоту и прекрасное, но одновременно напоминало о скоротечности жизни и преходящем характере земных благ. Через отражение в зеркале художник предупреждал о тленности человеческой природы и обратной стороне добродетелей.

Какое значение приобретало зеркало в живописи Возрождения для расширения пространства произведения?

Зеркало в живописи Возрождения создавало эффект невидимости и позволяло расширить пространство произведения. Оно обеспечивало глубину и перспективу, позволяя художнику создать ощущение глубины и пространственности. Таким образом, зеркало помогало создать более реалистичное изображение.

Можете ли привести примеры произведений искусства Возраждения, в которых использован мотив зеркала?

Да, конечно! В одном из произведений эпохи Возрождения, картина "Венера с зеркалом" Тициана, зеркало играет центральную роль, отражая обнаженное тело Венеры. В другом произведении, "Прочтение старика" Титиана, зеркало на столе перед стариком символизирует осознание собственного старения и моральной тления.

Какую роль играет изображение зеркала в искусстве Возрождения?

Изображение зеркала в искусстве Возрождения имеет множество значений и символическую силу. Оно может быть использовано для отражения различных аспектов человеческой психологии, аллегории бренности мира или для создания эффекта глубины и показа невидимого.

Каким образом зеркало было представлено в живописи эпохи Возрождения?

В живописи эпохи Возрождения зеркало часто использовалось как мотив самопознания души и самолюбования. Оно могло также служить аллегорией бренности мира человеческих добродетелей и грехов, а также использоваться для создания эффекта пространственной глубины и показа невидимых объектов.

Какой символический смысл несет изображение зеркала в искусстве Возрождения?

Изображение зеркала в искусстве Возрождения может символизировать самопознание души и самолюбование, бренность мира человеческих добродетелей и грехов, а также служить средством расширения пространства и показа невидимого. Этот символический смысл помогает художникам передать сложные эмоциональные и философские идеи.

Какие примеры изображения зеркала можно найти в живописи эпохи Возрождения?

В живописи эпохи Возрождения можно найти множество примеров изображения зеркала. Например, некоторые художники изображали портреты людей, смотрящих в зеркало, что символизировало их интерес к самопознанию. Другие использовали зеркало для создания иллюзии пространственной глубины и показа невидимых объектов.

Какие источники использовались при написании статьи о роли зеркала в искусстве Возрождения?

Для написания статьи о роли зеркала в искусстве Возрождения были использованы различные источники и литература, включая работы искусствоведов, историков и исследователей данной темы. Список использованных источников и литературы можно найти в конце статьи.