- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ .
1.1 Сущность понятия “патриотизм”.................................................................. 5
1.2 Сущность понятия “патриотическая культура”........................................... 7
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Возрастные особенности у детей дошкольного возраста.......................... 12
2.2 Воспитание патриотической культуры у детей.......................................... 16
3 ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
3.1.Занятие для детей подготовительной группы............................................. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................26
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... 27 .
Фрагмент для ознакомления
Предварительная работа: экскурсии, беседы, целевые прогулки,рассматривание фотографий.Методические приёмы:Словесные‒ рассказ педагога, беседаНаглядные‒ показ иллюстраций, показ способов действий (во время проведения динамической паузы)Игровые: организация речевых игрХод занятия:Организационный момент Вводная беседаВоспитатель: Всем доброе утро! Как у нас настроение?Дети: ХорошееИгра‒приветствие «Колокольчик»(Дети и воспитатель стоят в кругу)Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Называя имя соседа в ласковой форме, передавайте друг другу колокольчик. Например:Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.(Дети приветствуют друг друга)Воспитатель: Какие у нас всех красивые имена! Ребята, а вы знаете тему нашего занятия?Дети: Да. Наш городВоспитатель: Хорошо, а как же как называется город, в котором мы живём? Дети: КалининградВоспитатель: Кто живёт внашем городе? Дети: Люди, жители, горожанеВоспитатель: Где они живут? Дети: Вдомах Воспитатель: Какие бывают дома? Дети: жилые, высотные, кирпичные,многоэтажныеВоспитатель: Как вы думаете, почему в нашем городе есть маленькиеодноэтажные и высотные дома? Дети: кто‒то любит выращивать овощи на своей земле, а кому‒то удобней жить в квартире; бывают маленькие и большие семьи, маленькие живут в высотных домах, а большие в одноэтажных.Воспитатель: Где их в городе можно увидеть?Дети: Высотные дома в центре города, а одноэтажные на окраине.Основная частьРассказ педагога. БеседаВоспитатель: Наш город строился постепенно. И стройка продолжается до сих пор. Вцентре города находится старая часть. Эту часть, или по-другому, называютЦентральной. В этой части находится улица Советская, с неё начинался нашгород. Долгое время главной улицей была Советская, сейчас ее называют проспектом Советский. Это самая красивая улица города. На ней много деревьев,зеленых газонов. Центром города сегодня является Ленинский проспект (показиллюстраций, фотографий). Особая гордость нашего города – центральнаяплощадь.Воспитатель: Какие дома мы там встретим? Дети: Красивые, старинныеВоспитатель: Что ещенаходится на Ленинском проспекте?Дети: Магазины, торговые центры, паркиВоспитатель: Есть в нашем городе Московский район?Дети: ДаВоспитатель: Какие еще районы нашего города вы знаете?Дети: Ленинградский, ЦентральныйВоспитатель: Да уж, много приложилисил строители, чтобы в нашем городе появилось много высотных домов.Динамическая пауза «Строим дом»(Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его движениями)Строим, строим новый дом,Молоточком мы стучимСправа – тук! (дети стучат кулачками справа)И слева – тук! (дети стучат кулачками слева)Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками впереди)Мы построим новый дом.Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)Двери вставим (дети показывают руками воображаемые двери)Посчитаем этажи. (дети считают до 10, подтягиваясь на носочках)Воспитатель: Ребята, а наш детский сад находится в центре или на окраине города? Дети: В центреВоспитатель: А как вы это поняли?Дети: Вокруг много машин, недалеко большой красивый паркВоспитатель: А на какой улице находится зоопарк?Дети: На улице ГорькогоВоспитатель: А как вы думаете, хорошо ли бы нам жилось отдельно, независимо отдругих частей города? Дети: Наверное нетВоспитатель: Почему? Дети: у нас не было бы конфет, мы не смогли быпопасть в музей…Игра «Целое – часть»Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Целое‒часть». Отвечаем на скорость, но не выкрикиваем, перебивая друг друга, а хлопаем в ладоши один раз. Кто даст больше всех правильных ответов, получит небольшой сувенир. Итак, начнем.Воспитатель: Что является частью города? Дети: Заводы, школы, Центральная частьВоспитатель: Частью Центральной части города? Дети: музеи, улицы, домаВоспитатель: Частью дома? Дети: стены, крыши, дверьВоспитатель: Дом является частью чего? Дети: микрорайонаВоспитатель: А микрорайон? Дети: частью городаВоспитатель: Город? Дети: частью страныВоспитатель: Страна? Дети: частью планета ЗемляВоспитатель: А планета Земля Дети: частью ВселеннойДидактическая игра «Доскажи словечко»:На площади находятся…..В детском городке есть….В магазинах продают….В детском саду….Моя мама работает…..Мой любимый уголок в городе, это….Итог занятияРефлексия (Дети садятся в круг вместе с воспитателем).Воспитатель: Сейчас предлагаю каждому желающему оставить свое маленькое пожелание нашему городу. Говорим по очереди слева направо.Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что город состоит из улиц, микрорайонов. Что еще интересного вы смогли узнать? Что вам запомнилось?Калининградская наша земля – это часть России, это та часть, без которой нет целого. Поэтому, ребята, нам нужно беречь каждый уголок своего города, своего микрорайона, об этом нас просит каждое дерево, каждый ручеёк, в котором отражается небо.Домашнее задание: нарисовать с родителями схему движения в детский сад,указать через какие улицы, микрорайон проходит путь.ЗаключениеПатриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в любви к своей семье, своему городу. То есть ко всему тому, что понятно и доступно восприятию ребенка. Ребенок живо, активно проявляет познавательный интерес, любознательность, сопереживание характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Система работы по формированию патриотической культуры детей дошкольного возраста заключается в формировании эмоционального отклика на изменения, события, происходящие на его Родине. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Формирование патриотической культуры- это поэтапный, длительный, целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.Список литературыАлександроваЕ.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ:планирование, педагогические проекты, разработкитематическихзанятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007 143 с.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦТЛ, 2005 256 с.Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм всовременной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. 2017. №48. С. 296-299.Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007. 192 с.Гарбуза, Л. Г.Приобщение детей к русской народной культуре через разные формы образовательной деятельности // Дошкольная педагогика. 2015. № 3. С. 34-44Горбачева Е. В. Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры // Молодой ученый. 2018. №44. С. 266-268. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://government.ru/ дата обращения 18.12.2019Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: Детство-Пресс, Изд-воРГПУ им. А.И. Герцена, 2014Ёлкин С.М., Косова А.А.О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1. С. 14‒16Ефименко Нина АлексеевнаПатриотическая культура в системе общероссийских ценностей // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилиефальсификаторов истории. Полководцы // Роман-газета.1994.№ 18Зацепина М.Б., Халезова Н.А. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 18‒25Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М.: Скрипторий 2003, 2008Иванова Е. К., Николова А. С., Маюрова Л. В. Патриотизм ‒ национальная идея России // Юный ученый. 2017. №1. С. 5-14Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. пед. наук, Екатеринбург, 2000. 56с.Козакова И.С. Особенности Патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003 №6. С.8-12.Кондрыкинская Л.А.Взаимодействие методических служб разного уровня в процессе оптимизации патриотического воспитания дошкольников. Автореф.,дисс.насоиск.уч.степени кпн.М.:2001-9,15-е.Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? : Опытработы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. :Сфера, 2005.160 с.Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду // Дошкольное воспитание. 2018. № 3. С. 80-86Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-4. С. 778-782;Матюшевская, И.С. Патриотическое воспитание в детском саду // Дошкольная педагогика. 2012. № 4. С. 32-37Павлишина Д.С. Патриотическая культура как философская, культурологическая и прикладная категории гражданского воспитания // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. № 1‒2. С. 237‒242Патриотизм как идеология возрождения России : сб. и ст. и докл. /отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. М: РИСИ, 2014. 260 с.Писарева А. Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание вДОУ: метод, пособие. М. : Сфера, 2007. 128 с.Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». М. : Владос, 2005. 136 с.Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщениедетей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. JI. Князевой. М. : Сфера, 2004. 86 с.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон;Науч. рук. Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2010Ружа В.А.Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал). 2012. №6. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № .4‒2. с.94‒101Сакавичене О.Патриотическое воспитание дошкольников //Ребёнок в детском саду. -2006 № 3 С. 10-15.Сергеева В.В. Компоненты патриотической культуры и их содержание // Вестник КАСУ. 2009. № 1. С. 23‒30Современное образование: инновации и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Красноярск, 24-25 апреля 2015 г.) / М-во образования и науки Краснояр. края, Ун-т Рос. акад. образования, Краснояр. фил. [и др.]. Красноярск : УРАО Красноярский филиал, 2015. 279с. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедическогословаря Брокгауза и Ефрона) //Новый Вавилон. 1994 № 1Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html [АрхивировановWebSite] (датаобращения: 18.12.2019).Улановская К.А., Ершова И.Н. Интернет-технологии в формировании патриотическойкультуры подростков // Электронный научно‒образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 3ФедеральныйГосударственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство Образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2013Хохлова А.В.К вопросу о феномене патриотизма в современнойРоссии // Электронный научный журнал «ГосРег». 2017 № 3. Шаламова Е. Патриотическое воспитание // Ребёнок в детском саду. 2009 № 6 С. 8-11.
Список литературы
1. АлександроваЕ.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ:планирование, педагогические проекты, разработкитематическихзанятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007 143 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦТЛ, 2005 256 с.
3. Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм всовременной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. 2017. №48. С. 296-299.
4. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007. 192 с.
5. Гарбуза, Л. Г.Приобщение детей к русской народной культуре через разные формы образовательной деятельности // Дошкольная педагогика. 2015. № 3. С. 34-44
6. Горбачева Е. В. Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры // Молодой ученый. 2018. №44. С. 266-268.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://government.ru/ дата обращения 18.12.2019
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: Детство-Пресс, Изд-воРГПУ им. А.И. Герцена, 2014
9. Ёлкин С.М., Косова А.А.О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1. С. 14‒16
10. Ефименко Нина АлексеевнаПатриотическая культура в системе общероссийских ценностей // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2.
11. Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилиефальсификаторов истории. Полководцы // Роман-газета.1994.№ 18
12. Зацепина М.Б., Халезова Н.А. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 18‒25
13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М.: Скрипторий 2003, 2008
14. Иванова Е. К., Николова А. С., Маюрова Л. В. Патриотизм ‒ национальная идея России // Юный ученый. 2017. №1. С. 5-14
15. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. пед. наук, Екатеринбург, 2000. 56с.
16. Козакова И.С. Особенности Патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003 №6. С.8-12.
17. Кондрыкинская Л.А.Взаимодействие методических служб разного уровня в процессе оптимизации патриотического воспитания дошкольников. Автореф.,дисс.насоиск.уч.степени кпн.М.:2001-9,15-е.
18. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? : Опытработы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. :Сфера, 2005.160 с.
19. Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду // Дошкольное воспитание. 2018. № 3. С. 80-86
20. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-4. С. 778-782;
21. Матюшевская, И.С. Патриотическое воспитание в детском саду // Дошкольная педагогика. 2012. № 4. С. 32-37
22. Павлишина Д.С. Патриотическая культура как философская, культурологическая и прикладная категории гражданского воспитания // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. № 1‒2. С. 237‒242
23. Патриотизм как идеология возрождения России : сб. и ст. и докл. /отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. М: РИСИ, 2014. 260 с.
24. Писарева А. Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание вДОУ: метод, пособие. М. : Сфера, 2007. 128 с.
25. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». М. : Владос, 2005. 136 с.
26. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщениедетей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. JI. Князевой. М. : Сфера, 2004. 86 с.
27. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон;Науч. рук. Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2010
28. Ружа В.А.Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал). 2012. №6.
29. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № .4‒2. с.94‒101
30. Сакавичене О.Патриотическое воспитание дошкольников //Ребёнок в детском саду. -2006 № 3 С. 10-15.
31. Сергеева В.В. Компоненты патриотической культуры и их содержание // Вестник КАСУ. 2009. № 1. С. 23‒30
32. Современное образование: инновации и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Красноярск, 24-25 апреля 2015 г.) / М-во образования и науки Краснояр. края, Ун-т Рос. акад. образования, Краснояр. фил. [и др.]. Красноярск : УРАО Красноярский филиал, 2015. 279с.
33. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедическогословаря Брокгауза и Ефрона) //Новый Вавилон. 1994 № 1
34. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html [АрхивировановWebSite] (датаобращения: 18.12.2019).
35. Улановская К.А., Ершова И.Н. Интернет-технологии в формировании патриотическойкультуры подростков // Электронный научно‒образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 3
36. ФедеральныйГосударственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство Образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2013
37. Хохлова А.В.К вопросу о феномене патриотизма в современнойРоссии // Электронный научный журнал «ГосРег». 2017 № 3.
38. Шаламова Е. Патриотическое воспитание // Ребёнок в детском саду. 2009 № 6 С. 8-11.
Вопрос-ответ:
Что такое патриотизм?
Патриотизм - это чувство привязанности и преданности своей Родине. Это любовь к своему государству, его истории, культуре, традициям и языку. Патриотизм включает в себя гордость за свою страну и желание делать ее лучше.
Что такое патриотическая культура?
Патриотическая культура - это совокупность ценностей, норм, знаний, умений и опыта, которые способствуют формированию патриотического сознания и чувства ответственности перед своей страной. Патриотическая культура помогает детям понять и полюбить свою Родину, а также уважать и беречь ее историю, традиции и культурное наследие.
Как формируется патриотическая культура у детей дошкольного возраста?
Формирование патриотической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется через разнообразные методы и приемы, такие как обучение истории и культуре своей страны, знакомство со символами государства, участие в праздниках и традиционных мероприятиях, посещение музеев и выставок, чтение и обсуждение литературы и просмотр фильмов о Родине, а также через игры, рисование и другие виды творчества.
Почему важно формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста?
Формирование патриотической культуры у детей дошкольного возраста имеет важное значение для их полноценного развития и социализации. Патриотическое воспитание помогает детям формировать позитивное отношение к своей стране, развивает чувство принадлежности и ответственности, способствует формированию патриотического сознания, толерантности и уважения к другим культурам. Кроме того, патриотическая культура способствует формированию яркой личности и позитивного имиджа Родины.
Что такое патриотическая культура?
Патриотическая культура - это совокупность ценностей, знаний, норм, традиций и обычаев, связанных с любовью к своей Родине, уважением к истории и культуре своей страны, духом гордости за свою нацию и стремлением к ее благополучию.
Почему важно формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста?
Формирование патриотической культуры у детей дошкольного возраста важно для их полноценного развития и становления как граждан Родины. Это помогает формированию чувства принадлежности к своей стране, пониманию и уважению культурного наследия, развитию патриотических чувств и нравственных ценностей.
Какие методы и приёмы помогают формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста?
Формирование патриотической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется через разнообразные методы и приемы, такие как рассказы о истории своей страны, знакомство с национальными традициями и праздниками, ознакомление с символами государства, посещение музеев и экскурсии, патриотические игры и конкурсы, коллективные мероприятия и праздники.
Какие особенности формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста можно выделить?
Особенности формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста заключаются в использовании игровых форм и методов обучения, ориентации на эмоциональный аспект, поэтапности и системности подхода, учете возрастных особенностей, активном участии родителей и педагогов, создании эмоционально-позитивной обстановки.