Становление социологии как науки.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 21 21 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 22.04.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Характеристика и взаимосвязь основных понятий социологии: общество, социальная структура, социальный порядок, социальные институты, социальная деятельность
2. Основные этапы предыстории социологии
3. Начальный этап становления социологии. Г. Спенсер. Понятие «прогресса» в социологии Г. Спенсера
4. Развитие классических идей в социологии
4.1. Закономерности исторического процесса по К. Марксу. Понятия труда и капитала, отчуждения труда, классовой борьбы
4.2. Социология М. Вебера. Типы социального действия и различные типы обществ. «Рационализация», этика протестантизма и «дух капитализма»
4.3. Социология Э. Дюркгейма. Типы социальной солидарности и типы обществ. Аномия
5. Развитие социологии в 20 веке: основные парадигмы
5.1. Принципы структурного функционализма Т. Парсонса. Определение социальной системы и ее элементы
5.2. Основные принципы символического интеракционизма и его значение для психологии
5.3. Общие проблемы критической социологии и специфика взглядов Т. Адорно
5.4. Трактовка исторического процесса Э. Фромма. Проблема мировоззрения человека XX века
5.5. Понятие «одномерный человек» Г. Маркузе и его политические взгляды. Идеологическая программа «новых левых»
5.6. Суть конфликтной парадигмы Р. Дарендорфа и теоретические установки Л. Козера. Возможные позитивные последствия социальных конфликтов
6. Специфика социологических стратегий: «объяснять», «понимать», «изменять». Субъективистские и объективистские традиции в изучении общества
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Идеологическая программа «новых левых»


Понятие «одномерного человека» Г. Маркузе выдвинул на основе изучения современного общества. «Одномерность» человека означает:
подчинение всех людей одинаковым желаниям
каждый человек контролируется одинаковыми ценностями общества потребления
люди – рабы своих потребностей, навязанных им извне
Преодоление одномерности возможно через «великий отказ», если человек отбросит ложные потребности общества потребления в пользу единения с природой и гармонии с ней.
Подобный шаг Маркузе ассоциирует с революцией. Разрушение устоев «позднекапиталистического» общества позволит преодолеть одномерную структуру человеческих влечений. Способными на такой радикальный шаг Маркузе считает молодых людей, чья психика еще не закостенела.
В политической сфере роль вождей революции отводится политическим партиям. В международном плане – бедным странам третьего мира, которые противопоставляются развитым капиталистическим государствам.
«Новые левые» взяли социальную философию Г. Маркузе за основу своих программ. Новые левые противопоставили себя так называемым «старым левым» - коммунистам и социал-демократам. Новые левые отрицали превалирующее значение социально-экономических преобразований и настаивали на главенствующей роли личной свободы индивида. Труд должен быть упразднен, а обобществленные средства производства станут использоваться на благо свободного развития каждого индивида.


5.6. Суть конфликтной парадигмы Р. Дарендорфа и теоретические установки Л. Козера. Возможные позитивные последствия социальных конфликтов


Конфликт – это «структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп». Р. Дарендорф определяет конфликт как противоположность интересов нескольких сторон. Следовательно, чтобы понять природу конфликтов следует выявить как можно более подробно сущность интересов.
Интересы бывают следующего характера:
явные или очевидные
неявные или скрытые (латентные)

Конфликт возникает в любой управленческой системе, какой бы совершенной она ни была. И его функция заключается в том, чтобы стабилизировать социально-экономические процессы.
Суть различий теоретических установок Дарендрва и Козера заключается в том, что Дарендорф развивает диалектический подход к конфликту в традиции Марксизма, а Козер является сторонником конфликтного функционализма, основанного на идеях Зиммеля.
Возможные позитивные последствия социальных конфликтов:
социальные конфликты обнажают возникшие проблемы и общественные разногласия,
социальные конфликты разрешают накопившиеся в обществе противоречия,
социальные конфликты стимулируют прогресс и необходимые общественные перемены,
социальные конфликты способствуют сплоченности внутри конфликтующих групп,
социальные конфликты позволяют продемонстрировать расстановку сил между группами,
социальный конфликт – один из способов снятия социально-психологической напряженности,
социальные конфликты – также способ коммуникации между социальными группами,
8. социальные конфликты представляют собой инструмент восстановления социальной справедливости.

6. Специфика социологических стратегий: «объяснять», «понимать», «изменять». Субъективистские и объективистские традиции в изучении общества


Все существующие социологические подходы и теории можно отнести к одному из трех видов на основании их отношения к социальной реальности:
стратегия объяснения стремится выявить формально-логические закономерности функционирования социума,
стратегия понимания утверждает принцип безоценочного восприятия существующей социальной действительности,
стратегия изменения основана на попытках позитивного преобразования социальной действительности.
Различие объективистских субъективистских традиций в изучении общества заключаются в локусе рассмотрения человека и его места в обществе. Объективистские концепции рассматривают человека и окружающий его мир исходя из этого мира как объекта, определяющей и самого человека, и окружающие его сущности, законы и принципы реальности. Социально-исторические закономерности видятся фаталистически.
К объективистской традиции относятся такие направления в философии, социологии и психологии как:
структурализм
социобиология
физикализм
Субъективистские традиции напротив исходят из необходимости рассмотрения человека и окружающего его мира из психологической реальности индивидов. К субъективистским учениям относятся:
персоналстские концепции
прагматическая антропология.
Заключение


XIX век стал определяющим для социологии, так как именно в то время она выделилась как самостоятельная наука. Тысячелетиями до этого социологические знания представляли собой разрозненные факты.
Начиная с О. Конта, и далее его учениками, последователями стали разрабатываться масштабные теоретические концепции, всесторонне объясняющие и выявляющие закономерности общественного функционирования, особенности социальной структуру, принципы объяснения социальных фактов и закономерностей.
Свой вклад в становление социологической науки внесли многие мыслители XIX века: Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер и Э. Дюркгейм и др. Именно они сформулировали предмет и основные социологические понятия, над которыми современные ученые работают и сейчас.
Рассмотренные социологические парадигмы лишь на первый взгляд кажутся различными или даже совершенно противоположными. Но это впечатление быстро рассеивается, если вспомнить, что их объединяет общее социально-экономический и культурный хронотоп, в котором родились все эти идеи. В совокупности они представляют собой пускай и противоречивую, но довольно полную картину восприятия общества его выдающимися мыслителями.
Многие концепции внесли огромный вклад не только в развитие социологической науки, но и в философию, политологию, психологию, породив множество частных практических методов, которые успешно и эффективно используются в практике специалистов различных областей и поныне.

Литература


Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. – М., 2000.
Бачинин, В.А., Сандулов, Ю.А. История западной социологии / В.А. Бачинин. – СПб, 2002.
Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1994.
Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология / Ю.Г. Волков. – М., 2002.
Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М., 2000.
Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб., 1998.
Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. – М., 1995.
Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – Ростов-на-Дону, 1992.
Зборовский, Г.Е. История социологии / Г.Е. Зборовский. – М., 2004.
Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М., 1995.
Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.
Маркузе, Г. Разум и революция / Г. Маркузе. – М., 2000.
Осипов, Г.В., Кабыща, А.В., Тульчинский, М.Р. и др. Социология для высших учебных заведений / Г.В. Осипов. – М., 1995.
Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб., 2002.
Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм. – Минск, 1998.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992.
Харчева, В. Основы социологии / В. Харчева. – М., 1997.

Осипов, Г.В., Кабыща, А.В., Тульчинский, М.Р. и др. Социология для высших учебных заведений / Г.В. Осипов. – М.,1995.
Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
Харчева В. Основы социологии. – М.,1997.
Зборовский, Г.Е. История социологии / Г.Е. Збровский. – М., 2004.
Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология / Ю.Г. Волков. – М., 2002.
Бачинин, В.А., Сандулов, Ю.А. История западной социологии / В.А. Бачинин. – СПб, 2002.
Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1994.
Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. – М., 1995.
Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб., 1998.
Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб., 2002.
Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология / Ю.Г. Волков. – М.,2002.

Бачинин, В.А., Сандулов, Ю.А. История западной социологии / В.А. Бачинин. – СПб, 2002.
Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М., 2000.
Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адоно. – М.,2000.
Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм. – Минск, 1998.

Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992.
Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.
Маркузе, Г. Разум и революция / Г. Маркузе. – М., 2000.
Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – Ростов-на-Дону, 1992.
Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.,1995.
Харчева, В. Основы социологии / В. Харчева. – М.,1997.
Смелзер, Н. Социология./ Н. Смелзер. – М.,1994.












2

Литература


1.Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. – М., 2000.
2.Бачинин, В.А., Сандулов, Ю.А. История западной социологии / В.А. Бачинин. – СПб, 2002.
3.Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1994.
4.Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология / Ю.Г. Волков. – М., 2002.
5.Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М., 2000.
6.Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб., 1998.
7.Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. – М., 1995.
8.Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – Ростов-на-Дону, 1992.
9.Зборовский, Г.Е. История социологии / Г.Е. Зборовский. – М., 2004.
10.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М., 1995.
11.Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.
12.Маркузе, Г. Разум и революция / Г. Маркузе. – М., 2000.
13.Осипов, Г.В., Кабыща, А.В., Тульчинский, М.Р. и др. Социология для высших учебных заведений / Г.В. Осипов. – М., 1995.
14.Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб., 2002.
15.Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
16.Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм. – Минск, 1998.
17.Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992.
18.Харчева, В. Основы социологии / В. Харчева. – М., 1997.

Вопрос-ответ:

Что такое социология?

Социология - это наука, которая изучает социальные явления и процессы, а также их взаимосвязь и влияние на общество.

Что такое общество?

Общество - это совокупность людей, объединенных общими ценностями, нормами и институтами, которые регулируют их взаимодействие и социальные отношения.

Что такое социальная структура?

Социальная структура - это упорядоченная система социальных категорий, групп и институтов, которые определяют статусы и роли людей в обществе и регулируют их взаимодействие.

Что такое социальный порядок?

Социальный порядок - это набор норм и правил, которые обеспечивают стабильность и функционирование общества, регулируют поведение его членов и делают возможным их сотрудничество и взаимодействие.

Что такое социальные институты?

Социальные институты - это устойчивые системы норм, правил и практик, которые регулируют определенные аспекты общественной жизни, такие как семья, образование, экономика, политика и т. д.

Что такое социология?

Социология - это наука, изучающая общество, социальные структуры, социальные порядки, социальные институты и социальную деятельность.

Какие основные понятия связаны социологией?

Основными понятиями связанными с социологией являются: общество, социальная структура, социальный порядок, социальные институты и социальная деятельность.

Какие этапы предыстории социологии можно выделить?

В предыстории социологии можно выделить такие этапы: начальный этап становления социологии и развитие классических идей в социологии.

Что известно о начальном этапе становления социологии и понятии прогресса в социологии по Г. Спенсеру?

На начальном этапе становления социологии Г. Спенсер разработал концепцию прогресса, которая считала, что общество развивается, пройдя через несколько стадий эволюции. Однако, позже эта концепция была отвергнута, так как невозможно сформулировать однозначное понимание прогресса в социологии.

Какие идеи развивались в классической социологии по К. Марксу?

В классической социологии по К. Марксу развивались такие идеи, как закономерности исторического процесса, понятия труда и капитала, отчуждение труда и классовая борьба.