Античная культура: духовные и эстетические принципы
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 25.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Духовные особенности античной культуры (на примере мифологии и философии, системы воспитания): рационализм, космоцентризм и антропоцентризм и гражданская этика, принцип состязательности 4
2.Эстетические принципы античной культуры: красота телесности, антропоцентризм, равновесие 19
Заключение 22
Список литературы 23
Иными словами, можно сказать, что стоики вырабатывали полную осознанность, повышенный самоконтроль. Также особую роль играет упражнение медитации, позволяющее добиться контролем над внутренней речью. Несомненно, такое самообладание является нужным качеством для человека. Мне представляется, что стоическая этика является достаточно подходящей для современного мира, поскольку эти упражнения направлены на формирование умения сознательно и свободно жить. То есть, раскрывать свою индивидуальность, учиться самообладанию, но вместе с тем, отказываться от желания изменить то, что изменить нельзя, не испытывая по данному поводу страданий.Кроме того, духовная культура античности была проникнута принципом состязательности. Именно в Греции зарождаются Олимпийские игры. Идеал античного воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала имел право только свободный и имущий гражданин.Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.Античная забота о себе являлась открытием благ души и тела, именно поэтому воспитание и образование носили энциклопедический характер, то есть с ранних лет античные греки занимались философией, спортом, медициной, иными науками. Это отражение стремление греков к тому, чтобы стать полноценно развитой и гармоничной личностью.Одной из основных для античного человека была потребность в получении знания. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались в этом отношении воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость самосовершенствования и разностороннего образования. Среди основных предметов выделялись гимнастика и музыка, так как именно они способствовали формированию прекрасного начала в человеке. Для реализации потребности в знаниях в Древней Греции существовала развитая система школьного образования. Школьное образование было разрешено детям свободных и достаточно обеспеченных граждан. Что же касается учителей, то чаще всего они имели низкий социальный статус. Позднее к обучению стали привлекать известных философов. Задачи воспитательной и учебной работы сводились к тому, чтобы войти в общество полноправных свободнорожденных граждан. Соответственно, школьное образование было направлено на то, чтобы получить необходимые навыки для занятия интеллектуальной деятельностью, развивать культуру тела, приобщаться к нравственным ценностям, быть готовым стать воином. Разрешение указанных задач на первых годах обучения брали на себя раздельно частные мусические и гимнастические школы. 2.Эстетические принципы античной культуры: красота телесности, антропоцентризм, равновесиеГлавный эстетический принцип античной культуры – это прославление творческого духа и красоты человека. Древнегреческой скульптуре принадлежит особое место в шедеврах античного наследия. Эти произведения искусства были направлены на прославление посредством художественных средств красоты человеческого тела, его идеала. Эти скульптурные произведения отличаются плавностью линий, изяществом, однако мастерство древнегреческих скульпторов было столь велико, что они могли посредством холодного камня передавать все оттенки эмоций и чувств, придавать фигурам особенный смысл, они словно бы оживали, были наполнены внутренней динамикой.В каждой древнегреческой скульптуре есть особая загадочность, притягивающая нас и поныне. Творения великих мастеров не могут оставить кого-то равнодушными. Ярким примером является творение Мирона «Дискобол». Статуя «Дискобол» является изображением атлета, мастер выбирает самый напряженный момент. Что касается направленности ритма, линий, то все это Мирон дает приблизительно. Атлет держит диск перед собой, напрягает все физические силы, нагибается, откидывая назад правую руку с диском, поворачивает голову в сторону диска (речь идет о метании на расстояние). Что касается диска, то он как маятник доходит до мертвой точки, в следующее мгновение дает движение в обратную сторону, что позволяет представить себе процесс превращения всей скрытой энергии и динамики в живую, кажется, что вот сейчас фигура атлета станет прямой, чтобы движение диска усилилось максимально.Данный момент, избранный Мироном, является репрезентацией подготовительного этапа, с этим и связана специфика ритма и динамики скульптуры, ее формы. Ритм и динамика заданы тут скрытой напряженной энергией. Мирон выбирает самые простые формы, что приводит к усилению эффекта динамического напряжения. Принцип масштабности и классической красоты воплотился также и в архитектуре. Самое прославленное творение эпохи Перикла – это храм Парфенон, главное здание Афин, которое возвели архитекторы Иктин и Каллистрат. Руководил строительными работами, скульптурной отделкой величайший скульптор античности Фидий (середина V в. до н. э.). В частности, Фидий создал храмовую статую Афины в Акрополе, которая дошла до нас в виде нескольких копий. Перед нами – богиня, излучающая молодость, ее вьющиеся волосы перевязаны скромной лентой, в одной руке шлем, в другой – копье. Также нужно сказать о существовании 12-метрового изображения Афины, выполненного Фидием из золота и слоновой кости, статуя находилась внутри самого храма Парфенон. Богиня является олицетворением верховной власти Афин.Парфенон был не только храмом, но и хранилищем государственной казны, монументом в честь победы над персами. Он был построен из мрамора, в отделке колонн присутствуют элементы дорического и коринфского стиля. При этом все объемы, все архитектурные решения Парфенона отмечены редкой гармонией, которая дополнялась изяществом отделки. Фидий собственноручно высек большую часть украшений внутри храма, в частности горельефы, которые запечатлели мифологические сцены торжества человека над стихийными силами природы. Созданиям века Перикла – и всего более Парфенону – которые, по словам Плутарха, «проникнуты дыханием вечной юности, имеют настоящую душу», стремились подражать, воспроизводить их архитектурные решения в церквях, дворцах, банках в разных частях мира. Не всегда это приносило удачные плоды. Парфенон – это творение определенной эпохи. Ее высшее художественное выражение. Он вписан в определенный пейзаж, стоит на холме из известняка, на фоне стены. Его невозможно механически скопировать. Вот каким видится он сегодня, спустя две с половиной тысячи лет после своей постройки согласно меткому описанию Андре Боннара: «Несмотря на обветшалый вид развалин… он чувствителен к свету. Разрушенный храм бывает в зависимости от дневного освещения или от часов дня темно-коричневым, то серым почти черного оттенка. Он становится розовым в вечерней дымке или даже палевым со светлокоричневыми пятнами. Парфенон может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руины и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости, любви к красоте во времена юности его народа».Наряду с Парфеноном в Афинах было создано еще несколько шедевров зодчества. Напротив Парфенона в честь Афины и бога моря Посейдона – Эрехтейя был возведен храм Эрехтейон. В нем, сравнительно небольшом по объему, использовались элементы ионического стиля. Другой знаменитейший памятник Пропилеи был сооружен из мрамора архитектором Мнесиклом. Некоторые мотивы Пропилей были использованы при создании Бранденбургских ворот в Берлине. При Перикле был также сооружен Одеон, крытый театр для музыкальных представлений на склоне Акрополя. Это был древнейший театр в Греции.Совершенно заново был отстроен порт Пирей. Раньше это была скромная гавань, а при Перикле – огромный порт. От Пирея до другой гавани Фалерон выстроили массивные «Длинные стены» – надежную защиту ог нападения с моря.ЗаключениеДуховные принципы античной культуры нашли отражение в греческой мифологии и античной философии. Это принципы космоцентризма и антропоцентризма, рациональности, состязательности, гражданской этики.Греческая мифология содержит многочисленные отголоски древних верований. В частности, речь идет о тотемизме (мифы о Гере, Зевсе, иных божествах), культах Великой богини Матери (период матриархата), культе Быка (очевидная связь с Зевсом, Герой, Гелиосом) и т.д. Мифы о подземном царстве Аида презентуют многие древние представления о загробной жизни (например, о посмертном наказании за неповиновение воле богов). Конечно же, наиболее яркими были следы культа Великой богини – это мифы, посвященные Гере, Афродите, Гее, Артемиде, Деметре и Персефоне. Культ змей, который является весьма древним, репрезентован в греческих мифах о Гере и Гекате, Пифоне и Аполлоне. Древнейший культ быка представлен в мифах, посвященных богу Гелиосу и т.п.Впоследствии идеи, высказанные древнегреческими философами, развивались и трансформировались с учетом требований новых эпох. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость постоянного самосовершенствования.Эстетические принципы нашли свое отражение в искусстве античности. Среди наиболее важных можно выделить следующие: рациональность, сбалансированность, отсутствие лишнего, воспевание красоты телесности и мощи творческого начала. Список литературыАдо П. Духовные упражнения и античная философия.// http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdfАристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. Т. 1 .- М., 1975. Асмус В.Ф. Платон. М., 1979./Электронный ресурс// http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus_platon/index.htmБерзин, Э.О. Почему враждовали боги? / Э.О. Берзин // Атеистические чтения. – № 18. https://ancient-ru.livejournal.com/212077.htmlБородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565-566.Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М.: Прогресс, 1992.Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М.: Учпедгиз, 1957.Рассел Б. История западной философии.// http://socioline.ru/_seminar/library/phil/russel/russel_020.phpСоколов Г.И. Искусство Древней Эллады. http://textfighter.org/raznoe/History/Sokol_2/antichnosti_sokolov_g_iskusstvo_drevnei_ellady.phpТахо-Годи А.А. Греческая мифология . - М.: Искусство, 1989. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.// http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/index.shtml
1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия.// http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdf
2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. Т. 1 .- М., 1975.
3. Асмус В.Ф. Платон. М., 1979./Электронный ресурс// http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus_platon/index.htm
4. Берзин, Э.О. Почему враждовали боги? / Э.О. Берзин // Атеистические чтения. – № 18. https://ancient-ru.livejournal.com/212077.html
5. Бородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565-566.
6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М.: Прогресс, 1992.
7. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.
8. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М.: Учпедгиз, 1957.
9. Рассел Б. История западной философии.// http://socioline.ru/_seminar/library/phil/russel/russel_020.php
10. Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады. http://textfighter.org/raznoe/History/Sokol_2/antichnosti_sokolov_g_iskusstvo_drevnei_ellady.php
11. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология . - М.: Искусство, 1989.
12. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.// http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/index.shtml
Вопрос-ответ:
Какие духовные особенности присущи античной культуре?
В античной культуре присутствуют такие духовные особенности, как мифология и философия, системы воспитания, рационализм, космоцентризм, антропоцентризм и гражданская этика.
Что такое мифология в античной культуре?
Мифология в античной культуре - это система мифов и легенд, которые объясняют природные явления, происхождение мира, поведение богов и героев. Она играет важную роль в формировании мировоззрения античного человека.
Что такое философия в античной культуре?
Философия в античной культуре - это система понятий и идей, которая стремится понять суть мира и человека. В античности были разработаны различные философские школы, такие как стоицизм, эпикуреизм, платонизм, которые влияли на мышление и поведение античных людей.
Какие принципы воспитания были в античной культуре?
В античной культуре существовала система воспитания, которая включала в себя развитие военных навыков, физическую культуру, музыку и танцы, логику и аргументацию, этику и нравственность. Эта система воспитания способствовала формированию гражданских добродетелей и культуры.
Что такое эстетические принципы античной культуры?
Эстетические принципы античной культуры включают в себя понятия красоты телесности, антропоцентризма и равновесия. Античные художники и скульпторы стремились передать идеалы гармонии и совершенства в своих произведениях.
Какие духовные особенности были присущи античной культуре?
Духовные особенности античной культуры включали мифологию и философию. Мифология была основой верований и представлений древних греков и римлян, а философия предлагала системы воспитания, рационализм, космоцентризм, антропоцентризм и гражданскую этику.
Какие эстетические принципы присутствовали в античной культуре?
В античной культуре существовали эстетические принципы, такие как красота телесности, антропоцентризм и равновесие. Красота телесности была ценностью, важность которой подчеркивали в искусстве и спорте. Антропоцентризм, или гуманизм, придавал центральное значение человеку как мере всех вещей. Равновесие было стремлением к гармонии и пропорции во всех аспектах жизни.
Какие принципы воспитания присутствовали в античной культуре?
В античной культуре существовали принципы воспитания, предложенные философами, такие как стоики. Они призывали к развитию полной осознанности и повышенному самоконтролю. Воспитание включало также тренировку физических способностей и нравственное воспитание.
Что предполагает принцип состязательности в античной культуре?
Принцип состязательности в античной культуре предполагает стремление к постоянному соревнованию и достижению лучших результатов. Это влияло на спорт, политику и другие сферы жизни, где люди старались превзойти друг друга и добиться успеха.