Зарубежный опыт государственного и муниципального управления двух стран
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 30.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
II. СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ
III. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в, то, же время имеет определённое влияние на формирование нового кабинета после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях;
- законодательная власть в Нидерландах представлена монархом (номинально) и Генеральными Штатами, состоящими из первой и второй палат. Исполнительная - сосредоточена в руках неформального органа — кабинета Нидерландов, состоящего из министров и госсекретарей. Судебная власть включает в себя Верховный суд, апелляционными и окружными судами;
- Королевство Нидерландов состоит из собственно исторической части Нидерландов, Нидерландских Антильских островов и острова Аруба. Нидерланды являются федеративным государством, причем каждая из трех ее частей (перечислены выше), имеет свою конституцию. Территориям Нидерландов в Карибском море была предоставлена значительная свобода в формировании ветвей власти. При номинальном главе государства – монархе Нидерландов, представленном губернатором, исполнительная власть осуществляется Консультативными советами и Советом министров;
- согласно административному делению, Нидерланды делятся на 12 провинций, провинции в свою очередь, делятся на городские и сельские общины. Провинции имеют выборный орган самоуправления — Провинциальные Штаты, избираемые на четыре года. Во главе Провинциальных Штатов стоит королевский комиссар. Жители общин избирают на четыре года Совет. Эти органы и являются основой муниципальной власти в Нидерландах.
III. Сравнение систем государственного и муниципального управления Великобритании и Нидерландов
Теперь, на основании полученных теоретических данных, проведем сравнении систем государственного и муниципального управления, сложившихся в Великобритании и Нидерландах.
Как уже неоднократно отмечалось и в Великобритании и в Нидерландах, сложилась конституционно-монархическая форма правления. Согласно национальному законодательству обоих государств, монарх выделен в определенную юридическую категорию, согласно которой имеет определенные права и обязанности. В обоих государствах монарх относится к законодательной власти, однако функции его скорее номинальные, а значение его определяется традициями и общественным авторитетом.
Отметим, что и Голландии и Великобритании любой законодательный акт, подписанный королевой, вступает в законную силу лишь после утверждения его премьер-министром.
Кроме того, как в Голландии, так и в Нидерландах действует так называемая кастильская система наследования, согласно которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей — старшей дочери, в соответствии с которой и правят действующие королевы Елизавета II и Беатрикс.
Таким образом, можно заключить, что институт монархии сохраняется в Великобритании и Нидерландах как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии.
В обоих рассматриваемых государствах предусмотрены три ветви власти. Законодательная власть и в том и другом случае представлена монархом (номинально) и избираемым парламентом, состоящим из двух палат.
Исполнительная власть представлена кабинетом министров и премьер-министром. Отметим, однако, что в Голландии кабинет министров – это скорее неформальный орган.
Судебная власть, включает в себя суды различных инстанции, судьи которых номинально назначаются монархом.
Основные органы государственной власти Нидерландов и Великобритании сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Ветви власти в Нидерландах и Великобритании
Исполнительная власть Законодательная власть Судебная власть Нидерланды Неформальный орган – «Кабинет Нидерландов» (министры, госсекретари, премьер-министр) Двухпалатный парламент – Генеральные штаты. Монарх Высшая инстанция: Суд Короны, Апелляционный суд, высокий суд.
Средняя инстанция: суды графств.
Низшая инстанция: помощники судей графств на местах Великобритания Правительство Великобритании, Премьер-министр Двухпалатный парламент (Палата Общин, Палата Лордов). Монарх. Высшая инстанция: Верховный суд.
Средняя инстанция: Апелляционные суды.
Низшая инстанция: окружные суда
Основные различия в государственном устройстве рассматриваемых стран заключаются в форме государственного устройства. В Великобритании сложилось унитарное государство, с определенной автономией исторических регионов, в Нидерландах – федеративная, которая регулируется определенным документом (хартией Королевства Нидерландов), который по значению выше, чем Конституция Нидерландов. Члены Федерации имеют значительную внутреннюю автономию, которая выражается в самостоятельном формировании системы законодательной и исполнительной власти.
Из различий также можно отметить, что в Великобритании отсутствует, как отдельный документ, Конституция. Ее роль выполняют различные нормативные документы, в том числе имеющие характер прецедентов и традиций. В Нидерландах, напротив, имеется четкая Конституция. Это различие, однако, чисто формально, так как и в том и другом случае, разницы можно заметить лишь в форме самого документа.
Определенные отличия, также можно заметить и в системе муниципальной власти. Так в Великобритании роль муниципалитетов заметно ниже, чем в Голландии и они гораздо больше подчинены контролю (в том числе и финансовому) со стороны государства. Однако на местах, муниципалитеты формируются в целом одинаково – на основе выборности и всеобщего избирательно права. Характер решаемых ими вопросов также скорее схож.
Подведем основные итоги нашего сравнения:
- и в Великобритании и в Нидерландах, сложилась конституционно-монархическая форма правления. Согласно национальному законодательству обоих государств, монарх выделен в определенную юридическую категорию, согласно которой имеет определенные права и обязанности, которые скорее номинальные;
- В обоих рассматриваемых государствах предусмотрены три ветви власти. Законодательная власть и в том и другом случае представлена монархом (номинально) и избираемым парламентом, состоящим из двух палат. Исполнительная власть представлена кабинетом министров и премьер-министром. Отметим, однако, что в Голландии кабинет министров – это скорее неформальный орган. Судебная власть, включает в себя суды различных инстанции, судьи которых номинально назначаются монархом;
- основные различия в системе государственного управления в рассматриваемых странах можно увидеть в форме государственного устройства – В Великобритании это унитарное государство, в Нидерландах – федеративное;
- различия на муниципальном уровне власти можно увидеть в том, что в Великобритании роль муниципалитетов заметно ниже, чем в Голландии, и они гораздо больше подчинены контролю со стороны государства. Однако принцип формирования муниципалитетов и задачи ими решаемые, в целом довольно схожи.
Таким образом, можно заключить, что система государственного и муниципального устройства Великобритании и Нидерландов имеет больше схожих черт и различий. Что обусловлено одинаковой формой правления и схожей правовой системой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем основные выводы нашей работы.
Первое государство, которое мы рассматривали – это Великобритания. Основные наши выводы таковы:
- - в сфере государственного управления в Великобритании сложилась система, которая в настоящее время считается классическим примером конституционной монархии;
- совокупность конституционных нормативных актов Великобритании, предусматривает традиционные ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную, а также особо прописывает роль монарха;
- институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность;
- Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской неписаной конституции парламент — триединое учреждение: юридическое понятие парламента включает главу государства (монарха), Палату лордов и Палату общин;
- исполнительная власть состоит из Правительства и Премьер министра. Важно заметить, что в Великобритании роль последнего очень велика;
- судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению (последний раз в 2004 г.), но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной, даже запутанной (по существу действуют разные системы в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях), но работают суды эффективно;
- система местного самоуправления, действующая в Великобритании, предусматривает значительный контроль центра над ним. В целом, территория Великобритании делится на графства, которые в свою очередь делятся на округа, те - на приходы и общины. На местах предусмотрены мэры и советы, которые решают насущные местные вопросы.
Рассмотрев в дальнейшем особенности государственного и муниципального управления в Нидерландах, мы пришли к следующим выводам:
- - Нидерланды, как и Великобритания, является конституционной монархией. Традиции конституционной монархии в этой стране, также имеют длительную историю;
- в Нидерландах предусмотрено три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, однако права монарха, также выделяются в определенную юридическую категорию;
- монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в, то, же время имеет определённое влияние на формирование нового кабинета после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях;
- законодательная власть в Нидерландах представлена монархом (номинально) и Генеральными Штатами, состоящими из первой и второй палат. Исполнительная - сосредоточена в руках неформального органа — кабинета Нидерландов, состоящего из министров и госсекретарей. Судебная власть включает в себя Верховный суд, апелляционными и окружными судами;
- Королевство Нидерландов состоит из собственно исторической части Нидерландов, Нидерландских Антильских островов и острова Аруба. Нидерланды являются федеративным государством, причем каждая из трех ее частей (перечислены выше), имеет свою конституцию. Территориям Нидерландов в Карибском море была предоставлена значительная свобода в формировании ветвей власти. При номинальном главе государства – монархе Нидерландов, представленном губернатором, исполнительная власть осуществляется Консультативными советами и Советом министров;
- согласно административному делению, Нидерланды делятся на 12 провинций, провинции в свою очередь, делятся на городские и сельские общины. Провинции имеют выборный орган самоуправления — Провинциальные Штаты, избираемые на четыре года. Во главе Провинциальных Штатов стоит королевский комиссар. Жители общин избирают на четыре года Совет. Эти органы и являются основой муниципальной власти в Нидерландах.
Рассмотрев в третьей главе особенности и различия в системе государственного и муниципального управления Великобритании и Нидерланд, мы пришли к следующим выводам:
- и в Великобритании и в Нидерландах, сложилась конституционно-монархическая форма правления. Согласно национальному законодательству обоих государств, монарх выделен в определенную юридическую категорию, согласно которой имеет определенные права и обязанности, которые скорее номинальные;
- В обоих рассматриваемых государствах предусмотрены три ветви власти. Законодательная власть и в том и другом случае представлена монархом (номинально) и избираемым парламентом, состоящим из двух палат. Исполнительная власть представлена кабинетом министров и премьер-министром. Отметим, однако, что в Голландии кабинет министров – это скорее неформальный орган. Судебная власть, включает в себя суды различных инстанции, судьи которых номинально назначаются монархом;
- основные различия в системе государственного управления в рассматриваемых странах можно увидеть в форме государственного устройства – В Великобритании это унитарное государство, в Нидерландах – федеративное;
- различия на муниципальном уровне власти можно увидеть в том, что в Великобритании роль муниципалитетов заметно ниже, чем в Голландии, и они гораздо больше подчинены контролю со стороны государства. Однако принцип формирования муниципалитетов и задачи ими решаемые, в целом довольно схожи.
Таким образом, можно заключить, что система государственного и муниципального устройства Великобритании и Нидерландов имеет больше схожих черт и различий. Что обусловлено одинаковой формой правления и схожей правовой системой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004. – 346 с.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 488 с.
Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. - 1998. - № 4-5. – С. 34-45.
Генщ К. Нидерланды. – М.: Весь мир, 2007. – 147 с.
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 448 с.
Леонович О.А. Страноведение Англии. – М.: Юнити, 2009. – 285 с.
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2004. – 456 с.
Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие.– М., 2002. – 284 с.
Чиркин В.Е. Государствоведение.- М.: Юристъ, 2007. – 400 с.
Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Юристъ, 2003. –320 с.
Леонович О.А. Страноведение Англии. – М.: Юнити, 2009. С. 26.
Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. - 1998. - № 4-5. – С. 36.
Леонович О.А. Страноведение Англии. – М.: Юнити, 2009. С. 56.
Там же, стр. 58.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2003. С. 86.
Леонович О.А. Страноведение Англии. – М.: Юнити, 2009. С. 72.
Подробнее см.: Леонович О.А. Страноведение Англии. – М.: Юнити, 2009. – 285 с.
Приводится по: Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. - 1998. - № 4-5. – С. 34-45.
Приводится по: Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2004. – 456 с.
Приводится по: Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2004. – 456 с.
Приводится по: Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие.– М., 2002. – 284 с.
Подробнее см: Генщ К. Нидерланды. – М.: Весь мир, 2007. – 147 с.
Там же, стр. 145.
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2004. С. 165.
Подробнее см.: Генщ К. Нидерланды. – М.: Весь мир, 2007. – 147 с.
Приводится по: Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2004. С. 165.
Там же.
Там же.
Приводится по: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 488 с.
Подробнее см: Генщ К. Нидерланды. – М.: Весь мир, 2007. – 147 с.
2
2.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 488 с.
3.Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. - 1998. - № 4-5. – С. 34-45.
4.Генщ К. Нидерланды. – М.: Весь мир, 2007. – 147 с.
5.Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 448 с.
6.Леонович О.А. Страноведение Англии. – М.: Юнити, 2009. – 285 с.
7.Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2004. – 456 с.
8.Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие.– М., 2002. – 284 с.
9.Чиркин В.Е. Государствоведение.- М.: Юристъ, 2007. – 400 с.
10.Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Юристъ, 2003. –320 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности государственного и муниципального управления существуют в Великобритании?
В Великобритании существует парламентская монархия, в которой монарх почти не вмешивается в политическую жизнь и ограничивается официальными церемониями. Управление осуществляется через две основные структуры: правительство (executive) и парламент (legislative). Государственное управление в Великобритании основывается на принципе палатного парламентаризма, где законодательная власть концентрируется в одной палате – Палате общин. Местное (муниципальное) управление в Великобритании осуществляется через систему советов, которые образуют муниципальные образования и отвечают за решение вопросов жизнеобеспечения граждан.
Какова специфика системы государственного и муниципального управления в Нидерландах?
В Нидерландах существует монархия, но монарх имеет ограниченные полномочия и не вмешивается в политическую жизнь страны. Государственное управление осуществляется через три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Парламент Нидерландов состоит из двух палат: Первая палата (Совет государственного управления) и Вторая палата (Палата представителей). Местное (муниципальное) управление в Нидерландах осуществляется через систему городских советов, которые выбираются на 4 года и отвечают за муниципальные вопросы и предоставление городских услуг.
В чем отличия системы государственного и муниципального управления Великобритании и Нидерландов?
Основное отличие заключается в форме правления: Великобритания является парламентской монархией, где монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, а Нидерланды имеют парламентскую монархию, где монарх имеет ограниченные полномочия. В Великобритании законодательная власть концентрируется в Палате общин, а в Нидерландах есть две палаты: Совет государственного управления и Палата представителей. Кроме того, в Великобритании местное управление осуществляется через систему советов, а в Нидерландах через систему городских советов.
Какие особенности государственного и муниципального управления существуют в Великобритании?
В Великобритании государственное и муниципальное управление отличаются некоторыми особенностями. Например, в стране действует конституционная монархия, где монарх почти не вмешивается в политическую жизнь и ограничивается официальными церемониями. Государственное управление осуществляется через парламентскую систему, в которой важную роль играют партии. Муниципальное управление в Великобритании децентрализовано и осуществляется через систему муниципальных советов.
Какая специфика системы государственного и муниципального управления существует в Нидерландах?
В Нидерландах также существуют свои особенности в государственном и муниципальном управлении. Страна имеет конституционную монархию, где монарх также имеет определенное влияние, но только в рамках своих официальных обязанностей. Государственное управление осуществляется через парламентскую систему и коалиционное правительство. Важную роль играют также региональные и местные органы власти, которые осуществляют муниципальное управление.
Какие различия можно наблюдать в системах государственного и муниципального управления между Великобританией и Нидерландами?
Сравнивая системы государственного и муниципального управления Великобритании и Нидерландов, можно выделить несколько различий. В Великобритании монархия имеет более символическое значение, а государственное управление основывается на парламентской системе и роли партий. В Нидерландах монарх также имеет некоторое влияние, а государственное управление осуществляется через парламентскую систему и коалиционное правительство. Также стоит отметить различия в муниципальном управлении, где каждая страна имеет свою систему муниципальных органов власти.
Какие особенности государственного и муниципального управления существуют в Великобритании?
В Великобритании существует смешанная система государственного и муниципального управления. Одной из особенностей является то, что монарх практически не вмешивается в политическую жизнь и ограничивается официальными церемониями. Управление осуществляется через Палату общин и Палату лордов, а также через муниципальные органы в различных регионах страны.
Каковы специфика и особенности системы государственного и муниципального управления в Нидерландах?
В Нидерландах система государственного и муниципального управления также является смешанной. Однако, в отличие от Великобритании, в Нидерландах монарх имеет определенное влияние на политическую жизнь. Государственное управление осуществляется через парламент, а муниципальное - через муниципальные советы. Особенностью нидерландской системы является также высокая степень децентрализации и самоуправления муниципалитетов.
В чем заключается сравнение систем государственного и муниципального управления Великобритании и Нидерландов?
В сравнении систем государственного и муниципального управления Великобритании и Нидерландов можно выделить несколько основных различий. Во-первых, в Великобритании монарх практически не вмешивается в политическую жизнь, в то время как в Нидерландах монарх имеет определенное влияние. Во-вторых, в Великобритании управление осуществляется через Палату общин и Палату лордов, а в Нидерландах - через парламент и муниципальные советы. Также существует разница в степени децентрализации и самоуправления муниципалитетов.
Как можно охарактеризовать роль монарха в системе государственного и муниципального управления в Великобритании и Нидерландах?
В Великобритании монарх почти не вмешивается в политическую жизнь и ограничивается официальными церемониями. В Нидерландах же монарх имеет определенное влияние на политическую жизнь. В обоих странах монархия играет больше символическую роль, нежели политическую, но различия в их роли существуют.
Какие особенности государственного и муниципального управления есть в Великобритании?
В Великобритании особенностью государственного и муниципального управления является то, что оно базируется на парламентской системе. Власть в стране делится между парламентом и правительством, при этом муниципальное управление организуется на местном уровне. Важной особенностью также является независимость местного управления от центрального правительства, что позволяет муниципалитетам принимать решения и реализовывать программы на своей территории.
Чем отличается система государственного и муниципального управления в Нидерландах от системы в Великобритании?
Система государственного и муниципального управления в Нидерландах отличается от системы в Великобритании в нескольких аспектах. В Нидерландах власть также разделена между центральным правительством и муниципалитетами, но при этом муниципалитеты имеют большую степень автономии и больше ответственности за свое местное управление. Кроме того, в Нидерландах применяется принцип "партнерства" между центральным правительством, муниципалитетами и обществом, который направлен на совместную разработку и реализацию стратегий и программ развития.