Законодательный процесс в РФ: понятие и стадии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 27.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие и значение законодательного процесса в РФ и ее субъектах 6
1.2. Стадии и правовые основы законодательного процесса 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 15
2.1. Проблемы современного законодательного процесса 15
2.2. Одобрение принятых государственной думой законов в совете федерации, подписание и опубликование законов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

В-третьих, в качестве следствием законодательной инициативы является необходимость для органа законодательной власти осуществить рассмотрение внесенного законопроекта (законодательного предложения) согласно установленному конституцией (уставом) порядку, приняв по нему одно из решений. В-четвертых, внесение законопроектов (законодательных предложений) субъектами права законодательной инициативы следует отличать от предложений, которые вносятся не субъектами этого права. Если законодательная инициатива проявлена управомоченным субъектом, то это является обязанностью для органа законодательной власти. В случае, когда она исходит от органов или лиц, не имеющих специальных полномочий, она не влечет для органа законодательной власти обязанности по рассмотрению. Действующее законодательство разделяет понятие правотворческой и законодательной инициативы.Так, в ст. 104 Конституции РФ указано, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. В то же время ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено положение, согласно которому с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, которая обладает избирательным правом. При этом, минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что правом законодательной инициативы в региональном законодательном (представительном) органе обладают депутаты, высшее должностное лицо субъекта РФ, представительные органы местного самоуправления. Конституция (устав) субъекта РФ может предоставлять право законодательной инициативы иным субъектам, таким как члены 53 Совета Федерации от региона, органы, общественные объединения, граждане, проживающие в данном субъекте РФ.Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель, разделяя категории «законодательной инициативы» и «правотворческой инициативы» делает упор на разделении категорий «законотворчество» и «правотворчество», поскольку в строгом смысле слова население как неопределенная категория не может быть законотворцем, о чем было сказано выше на примере референдума.В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о принятии федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону.Совет Федерации как конституционно-правовой институт играет ключевую роль в процессе государственного управления, однако имеет ряд особенностей и проблемных моментов при реализации своих полномочий. Во-первых, это вопросы формирования и состава «верхней» палаты парламента. Поправки, уставленные в Конституции Российской Федерации, вызвали ряд недовольства среди исследователей в области парламентского права. Решить их возможно только путем народного голосования. Во-вторых, нами был рассмотрен вопрос определения правового статуса и требований, предъявляемых к кандидатам в члены Совета Федерации. В-третьих, определяя полномочия Совета Федерации в законодательном процессе, необходимо установить конкретные рамки для высказывания Советом Федерации замечаний и предложений по законопроектам, которые рассматриваются в Государственной Думе во втором чтении. По сути дела, это не запрещено и сейчас, однако Совет Федерации детально этим вопросом не занимался. Такой порядок необходим для того, чтобы другие участники законодательного процесса, в частности Совет Федерации, успевали выражать свою позицию по обсуждаемым законопроектам и вносить свои поправки. Формально закрепить данный процесс позволит внесение поправок в Регламент Совета Федерации.Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.После того, как обсуждение принятого Государственной Думой федерального закона состоялось, Совет Федерации принимает одно из следующих решений: 1) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон; 2) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон. Постановление об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, федерального конституционного закона большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации. Вывод ко второй главеПринятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение теоретических источников, действующих нормативно- правовых актов, практики позволяют сделать следующие выводы: 1. Следует отметить, что становление законодательного процесса в РФ, его развитие является успешным и результативным. Вслед за формированием законодательного процесса, а в ряде случаев и одновременно с ним, происходило становление законодательного процесса в субъектах РФ. Региональный законодательный процесс в современных условиях значимой составляющей функционирования правовой системы в целом. 2. Рассмотренные в работе подходы к понятию законодательного процесса позволяют судить об имеющихся в научной литературе спорах к понимаю данного явления.3. Несмотря на то, что основные проблемы несоответствия источников двух уровней уже преодолены, остаются определенные проблемы. Такими проблемами законодательного процесса в субъектах РФ можно считать: недостаточность регламентации законодательного процесса; переписывание федеральных законов на региональном уровне; дублирование норм без учета специфики самого субъекта Российской Федерации; снижение темпов принятия новых законов субъектов Российской Федерации. В юридической науке в настоящее время, не сложилось единого мнения касательно законов субъектов Российской Федерации воспроизведенных из федерального законодательства, эта проблема в настоящий момент еще детально не исследована.Тем не менее, следует констатировать, что региональные нормативные акты более совершенны, чем федеральные. Это выражается в попытке регулирования вопросов, нерешенных на федеральном уровне, региональными законодателями, как, например, принятие законов о нормативных актах, о народной законодательной инициативе и другое.В целях оптимизации законодательного процесса в Российской Федерации на любых его уровнях следует прийти к единому пониманию дефиниций, связанных с ним, как то: что такое законодательный процесс, законодательная процедура, законотворческий процесс, законопроектный процесс, законодательная деятельность, правотворческий процесс, конструирование закона. Понятие законодательного процесса в субъектах Российской Федерации определяется в диссертации как деятельность указанных законодательством Российской Федерации, региональным законодательством субъектов связанная с реализацией права законодательной инициативы, обсуждением, в том числе с привлечением общественности, принятием, подписанием и официальным опубликованием, изменением и отменой законов субъектов Российской Федерации. Осуществление законодательного процесса должно опираться на современные принципы, одним из которых является принцип эффективности законодательного процесса. Его закрепление с указанием критериев эффективности в регламентах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а возможно и в регламентах палат федерального парламента, послужит основой для оценки качества деятельности этих органов населением и самими этими органами, а значит, будет способствовать повышению качества законодательных актов, ими принимаемых.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. –2014. – N 31. – Ст. 4398. Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант плюсСудебная практикаПостановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 1996Научная и учебная литератураАвакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. – М.: Юристь. – 2015. – 96 сАндреева, Л.А. К вопросу о законодательном процессе в субъекте федерации // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-46.Арзамасов, Ю.Г., Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / Ю.Г. Арзамасов – М.; 2017. - С. 36Ашимова, Я.С., Некишев, В.Л. Законодательный процесс: проблемы теории и практики // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 4 (13). С. 53-56.Белоусов, С.А. Правотворчество и законодательный дисбаланс: диалектика взаимосвязи / С.А. Белоусов // Вестник ВГУ. Сер. «Право». – 2015. – № 1. – С. 19-23Бондарь, Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. – 224 с.Борисов, А.С. Некоторые проблемы современного правотворчества в России /А.С. Борисов // Социум и власть. – 2015. – № 3 (53). – С. 20-27.Бошно С. В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и перспективы // Право и современные государства. 2015. № 2. С. 8‒21Власенко, Н.А. Конкретизация и толкование права как творческое содержание судебной практики / Н.А. Власенко // Журнал российского права. – 2016. – № 8. – С. 43-57Гневко, А.В. Бездействие в правотворчестве и законодательном процессе: общетеоретический аспект // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 3. - С. 36Горохов, Д.Б. Проблемы правотворчества и соблазн сомнительной легитимизации: когда охота пуще неволи / Д.Б. Горохов // Адвокат. – 2016. – № 2. – С. 24-30.Ким, А.В. Концепция законопроекта «О правовой экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации» / А.В. Ким // Административное право и процесс. – 2017. – № 11. – С.30-35.Кожевников, В.В. Делегированное законотворчество: отечественный и зарубежный опыт / В.В. Кожевников // Современное право. – 2016. – № 10. – С.5-7Кравцова, Е.А. Планирование законодательного процесса как часть законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 1. - С. 46Новикова В. И. Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: особенности и ключевые проблемы // Огарёв-Online. –2016. –№8 (73). –С. 4.Ужахов, Р.К. Основные вопросы организации и деятельности законодательных (представительных) органов субъектов российской федерации и особенности их законодательного процесса // В сборнике: Современные наукоёмкие инновационные технологии сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 156-161.Филатов, С.В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы / С.В. Филатов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 34Ходукин, Д.В. Функциональная роль юридических предписаний в механизме правового регулирования общественных отношений/ Д.В.Ходукин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 10. – С. 59-64.Шульга Н. Е. Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 128-131.

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. –2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

Судебная практика
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 1996

Научная и учебная литература
4. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. – М.: Юристь. – 2015. – 96 с
5. Андреева, Л.А. К вопросу о законодательном процессе в субъекте федерации // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-46.
6. Арзамасов, Ю.Г., Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / Ю.Г. Арзамасов – М.; 2017. - С. 36
7. Ашимова, Я.С., Некишев, В.Л. Законодательный процесс: проблемы теории и практики // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 4 (13). С. 53-56.
8. Белоусов, С.А. Правотворчество и законодательный дисбаланс: диалектика взаимосвязи / С.А. Белоусов // Вестник ВГУ. Сер. «Право». – 2015. – № 1. – С. 19-23
9. Бондарь, Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. – 224 с.
10. Борисов, А.С. Некоторые проблемы современного правотворчества в России /А.С. Борисов // Социум и власть. – 2015. – № 3 (53). – С. 20-27.
11. Бошно С. В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и перспективы // Право и современные государства. 2015. № 2. С. 8‒21
12. Власенко, Н.А. Конкретизация и толкование права как творческое содержание судебной практики / Н.А. Власенко // Журнал российского права. – 2016. – № 8. – С. 43-57
13. Гневко, А.В. Бездействие в правотворчестве и законодательном процессе: общетеоретический аспект // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 3. - С. 36
14. Горохов, Д.Б. Проблемы правотворчества и соблазн сомнительной легитимизации: когда охота пуще неволи / Д.Б. Горохов // Адвокат. – 2016. – № 2. – С. 24-30.
15. Ким, А.В. Концепция законопроекта «О правовой экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации» / А.В. Ким // Административное право и процесс. – 2017. – № 11. – С.30-35.
16. Кожевников, В.В. Делегированное законотворчество: отечественный и зарубежный опыт / В.В. Кожевников // Современное право. – 2016. – № 10. – С.5-7
17. Кравцова, Е.А. Планирование законодательного процесса как часть законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 1. - С. 46
18. Новикова В. И. Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: особенности и ключевые проблемы // Огарёв-Online. –2016. –№8 (73). –С. 4.
19. Ужахов, Р.К. Основные вопросы организации и деятельности законодательных (представительных) органов субъектов российской федерации и особенности их законодательного процесса // В сборнике: Современные наукоёмкие инновационные технологии сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 156-161.
20. Филатов, С.В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы / С.В. Филатов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 34
21. Ходукин, Д.В. Функциональная роль юридических предписаний в механизме правового регулирования общественных отношений/ Д.В.Ходукин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 10. – С. 59-64.
22. Шульга Н. Е. Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 128-131.

Вопрос-ответ:

Что такое законодательный процесс в РФ?

Законодательный процесс в РФ - это система процедур и организационных действий, направленных на разработку, принятие, исполнение и изменение законов в Российской Федерации.

Каковы стадии законодательного процесса в РФ?

Законодательный процесс в РФ проходит через несколько стадий: подготовка проекта закона, рассмотрение и принятие проекта закона Государственной Думой и Советом Федерации, подписание Президентом, опубликование и вступление в силу закона.

Чему служит законодательный процесс в РФ и ее субъектах?

Законодательный процесс в РФ и ее субъектах служит регулированию общественных отношений, установлению прав и обязанностей граждан и организаций, созданию и изменению нормативно-правовых актов в соответствии с конституцией и законами Российской Федерации.

Какие проблемы современного законодательного процесса существуют?

Среди проблем современного законодательного процесса можно отметить недостаточную степень обсуждения законопроектов с общественностью, высокую степень централизации и бюрократизации процесса, отсутствие прозрачности и эффективности в принятии некоторых законов.

Как принимаются законы в России?

Проекты законов принимаются Государственной Думой, а затем рассматриваются и одобряются Советом Федерации. После этого закон подписывается Президентом и публикуется, после чего вступает в силу.

Какое значение имеет законодательный процесс в РФ и ее субъектах?

Законодательный процесс в РФ и ее субъектах имеет огромное значение, так как он является основой правовой системы страны. Он позволяет разрабатывать, принимать и внедрять новые законы, регулирующие различные сферы жизни общества. Законодательный процесс способствует установлению порядка и стабильности в обществе, а также защите прав и свобод граждан.

Каковы стадии законодательного процесса в РФ и какие правовые основы ему лежат в основу?

Законодательный процесс в РФ проходит через несколько стадий. Первая стадия - разработка законопроекта, которая осуществляется соответствующими органами власти или гражданами. Затем следует стадия рассмотрения проекта, на которой его обсуждают и вносят поправки. После этого проект проходит голосование и принимается в государственной Думе. Затем законопроект направляется в Совет Федерации, где проходит еще одно голосование. После принятия законопроекта он подписывается президентом и опубликовывается. Все эти стадии законодательного процесса имеют определенные правовые основы, которые направлены на обеспечение демократических принципов и защиту прав граждан.

Какие проблемы современного законодательного процесса в РФ существуют?

В современном законодательном процессе в РФ существуют различные проблемы. Одна из них - сложность процесса разработки и утверждения законопроектов, которая связана с большим количеством участников и инстанций, принимающих решения. Это может приводить к затягиванию процедуры и затруднять принятие необходимых законов. Еще одна проблема - недостаточная прозрачность процесса принятия решений и возможность влияния неконтролируемых сил на законодательный процесс. Кроме того, существуют проблемы с выполнением принятых законов и их адаптацией к реальным условиям.