Работа с терминами родства на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 28 28 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 27.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕРМИНЫ РОДСТВА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Понятие и функции терминов родства…………….…………………………6
1.2 Изучение терминов родства в современной школе………………...….…….9
ГЛАВА 2 ОБУЧЕНИЕ ТЕРМИНАМ РОДСТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Выявление степени владеня терминами родства в 6-х классах общеобразовательной школы ……………………………………………………14
2.2 .Практическое занятие для внедрения терминов родства с итоговым тестированием…………………………………. ……………………….….………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………….…………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..25
Приложение 1……………………………………………………………………….27

Фрагмент для ознакомления

Для задания из первого блока были предложены следующие слова к определению: - брат,- невестка,- свекровь,- свояк,- деверь.Второе задание содержало в себе определения таких слов как: - внук,- сын,- зять,- теща,- сноха.В третьем задании нужно было выбрать одно из трех определений для слов:- племянник,- мать,- тетя, - золовка,- шурин. Задания вновь оценивались по одному баллу с максимальным итоговым значением 15.В ходе проверки повторного тестирования, было выявлено большое количество работ с высокими результатами. Самыми низкими результатами были четыре работы по 9 баллов. Одна работа была оценена в 10 баллов, пять работ в 11 баллов, шесть работ в 12 баллов, две работы в 13 баллов, четыре работы в 14 баллов и три работы получили максимальный балл – 15. Средний балл по данному тесту составил 12. Следует заметить, что средний балл предыдущего теста составлял 8.32.Для того чтобы отследить разницу в процентном соотношении, воспользуемся стандартной формулой из предыдущего параграфа. = 80Предыдущий результат был 54.6%, что на более чем 30% ниже последнего. Исходя из последних полученных данных, можно говорить об успешно проведенном обучении терминам родства для учащихся 6 класса. За короткий срок ребята смогли разобраться с новыми терминами. Следует отметить, что под новыми терминами мы подразумеваем лексику, состоящую из 10 слов: тетя, невестка, зять, тетя, теща, свекровь, свояк, шурин, деверь, золовка, сноха. Слова: брат, внук, сын, племянник и мать были прекрасно всем известны, однако участвовали в тестировании, так как были выявлены проблемы с трактовкой даже таких простых и известным детям понятий.Хочется особенно отметить тот факт, что обучение терминам родства не заняло много времени от урока. Считаю, что подобные задания-обсуждения можно внедрять на урок по 10 минут раз в месяц, с целью многократного повторения и постепенного введения новых терминов. Выбранные для работы 15 терминов не являются установленной нормой, однако, представляют особой хорошее начало для первичного предъявления.Подводя итог нашей практической части исследования, хочется отметить факты, которые были определены на начальном тестировании группы: - первичное тестирование показало не большие результаты в знаниях терминологии терминов родства и составило примерно 50% для среднего значения по всей группе;- перед тестированием многие учащиеся были уверенны, что знают названия всех родственников;- группа учащихся являлась средней по показателям успеваемости в школе.После проведенного урока с предъявлением терминов родства, показатели тестирования заметно увеличились. Основные факты по данному занятию проявляются в том что: - учащимся очень понравилось изучать термины родства на уроке, что проявлялось в активности учащихся во время проведения устного задания на обсуждение своих собственных родственников;- домашнее задание на самостоятельное обучение прошло очень хорошо, было выявлено, что подобные задания оказались интересны еще и родителям учащихся;- средний бал после повторного тестирования увеличился на 30%, а так же, было три абсолютно правильно выполненных работы.Данные факты свидетельствуют об удачном обучении и указывают на интерес к ним среди учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе мы исследовали понятие терминов родства и их функции. Терминами родства следует пониматьлексические единицы, указывающие на родственные и социальные связи между людьми.Основной функцией терминов родства является отражение степени родства между людьми, а именно свойство конкретного человека по отношению к говорящему, констатация его места в социальной культуре.Объектом нашей работы выступали сами термины родства, а предметом –лексически единицы родства, изучающиеся в современной российской школе.В ходе экспериментального обучения, нами было выявлено недостаточность материала в школьных типовых учебниках по русскому языку по терминологии родства. Тестирование учащихся 6 класса на знание лексических единиц родства только подтвердило данный недостаток.Для достижения цели и задач нашего исследования, нами были разработаны тесты для определения знаний терминов родства для учащихся 6 класса.Первый тест указал на слабое знание лексики. Результат всей группы в процентном соотношении получился 54,6% из 100%. В данном тестировании учащиеся показали хорошие знания терминов кровного родства: брат, внук, сын, племянник, мать.После проведения урока в рамках изучаемого материала с предъявлениями терминов родства, результаты теста значительно повысились и составили уже 80%.Следует так же отметить вовлеченность учащихся в процесс изучения, которая проявлялась активностью на уроке и старательно выполненным домашним заданием.Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что в современной школе термины родства представлены очень скудно и, в большинстве своем, знакомы каждому. Большую часть терминологии учащиеся могут почерпнуть из литературы при самостоятельно ее изучении.Рассмотренные учебники предоставляют очень хорошую грамматическую базу для изучения русского языка и могут быть с легкостью дополнены дидактическим материалом по терминологии родства.Подобный материал следует вводить небольшими частями и проводить повторение. Учащимся 5, 6 и 7 классов вполне хватит ввести от пятнадцати до двадцати пяти терминов родства, с учетом их повторения в течение года.Повторение можно проводить путем контрольных тестирований, практических и творческих заданий. Замечено, что понимание и осознание подобных терминов хорошо проходит при разборе своей собственной семьи.В нашей культуре, не смотря на изменения, которые происходят в обществе сегодня, прослеживается иерархичность членов семью по старшинству, а в обязанности младших родственников входит послушание старшим. Подобный феномен обуславливает значение владением терминами родства при успешном культурном и социальном общении. Все что является частью культуры, будет отражением и в социуме, в который войдут дети после школы и будут там активно и самостоятельно себя реализовывать.В связи с вышеизложенными выводами термины родства являются обязательными к рассмотрению на уроках русского языка в российских школах.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Агости Э.П. Нация и культура. М.: Издательство иностранной литературы. 1963. С.27-29.Баикина А.И. Летопись студенческой научной лаборатории открытого типа «Моя родословная». – Тюмень: Вектор Бук, 2003.Большая советская энциклопедия. – М., 1970 – 1978. – Т. 1 – 30.Бычкова М.Е. «Что значит именно родные». – М.: Богород. печатник, 2000. – 152 с.: ил.Бычкова М.Е., Смирнов М.И. Генеалогия в России: История и перспективы. – М.: Территория, 2004. – 280 с.: ил.Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерус. имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.Вспомогательные исторические дисциплины: Классич. наследие и новые направления: Материалы XVIII науч. конф., Москва, 26 – 28 янв. 2006 г. / Редкол.: В.А. Муравьев (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М.: РГГУ, 2006. – 457 с.Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие / Федер. арх. агентство, ВНИИДАД; Отв. сост. С.Н. Романова; Сост. Н.И Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Завич – М., 2004. – 280 с.Государственные архивы СССР: Справочник / Глав. архив. упр. при Совете министров СССР. – М.: Мысль, 1989. – Ч. 1 – 2.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Фамилии… – М., 1998.Дзибель Г.В. О системном подходе к феномену родства // Алгебра Родства. СПб.: МАЭ РАН. Вып. 7. 1995Кравченко А.И. Социология для экономистов. Учебное пособие для вузов. – М., Юнита-Дана, 2000. – 336 с.Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для студ. вузов / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: ВЛАДОС, 2000.Мартышин В.С. Твоя родословная: Учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: Шк. пресса, 2000. – («Воспитание школьников»: Б-ка журн.; Вып. 12). (Сер.: «Духовно-нравств. основы семьи»).Мартышин В.С. Уроки добротолюбия: Древо рода // Воспитание школьников. – 1998. – № 5.Моисеев А.И. Термины родства в современном русском языке // Филологические науки 1963. № 3 , 120-132 с.Мой род в истории: Учеб. пособие для осн. школы / Авт.-сост. и автор концепции, д.и.н. А.Г. Мосин. – М.: ТИД М 74; – РС, 2006. – 328 с.МердокДж. П.. Социальная структура. М.: ОГИ, 2003. С. 608 Никонов В.А. География фамилий. – М.: Наука, 1988.Николенко О.Ю. Лингвистическое изучение феномена родства // Уральский филологический вестник. №3. 2012. С. 233Рядаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 237 с.Скаляревская Г.Н. Место языковой метафоры в лексико-семантической системе языка. – http//www.nspu.netТелия В.Н. Номинация// Лингвистический энциклопедический словарь/ под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990 – 359 с.Трубачев О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М., 1959 – 209 с.Русский провинциальный некрополь. – СПб., 1914. – Т. 1.Толстая С. М. Категория родства в этнолингвистической перспективе// Категория родства в языке и культуре. – М.: Индрик, 2009. – 22 с.Шанский Н.М. Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.;.-М.:ПРОЗЕРПИНА,1994 г.Приложение 1Тест на определение уровня владения терминами родства среди учащихся 6 класса.Задание 1. Напишите, как вы понимаете следующие термины, по отношению к себе:Брат____________________________________________________________________________________________________________________ Внук ___________________________________________________________________________________________________________________Сын ____________________________________________________________________________________________________________________Племянница______________________________________________________________________________________________________________Мать____________________________________________________________________________________________________________________Задание 2. Соотнесите термины с правильным толкованием:Тетя- муж вашей дочери или ваей сестры.Невестка- мама жены.Зять - мама мужа.Теща- родная сестра вашего папы или вашей мамы.Свекровь - жена брата или жена сына, а также жена одного брата по отношению к жене другого брата.Задание 3. Выберите один правильный ответ:Свояк это –А) отец мужа.Б) муж одной сестры по отношению к мужу другой сестры.В) двоюродный брат.Шурин это –А) двоюродный брат.Б) брат родного дяди.В) брат жены.Деверь это –А) брат мужа.Б) брат жены.В) двоюродный брат.Золовка это –А) мама мужа.Б) сестра мужа.В) мама мужа.Сноха это –А) жена сына по отношению к отцу.Б) сестра мужа.В) бабушка дяди.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агости Э.П. Нация и культура. М.: Издательство иностранной литературы. 1963. С.27-29.
2. Баикина А.И. Летопись студенческой научной лаборатории открытого типа «Моя родословная». – Тюмень: Вектор Бук, 2003.
3. Большая советская энциклопедия. – М., 1970 – 1978. – Т. 1 – 30.
4. Бычкова М.Е. «Что значит именно родные». – М.: Богород. печатник, 2000. – 152 с.: ил.
5. Бычкова М.Е., Смирнов М.И. Генеалогия в России: История и перспективы. – М.: Территория, 2004. – 280 с.: ил.
6. Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерус. имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.
7. Вспомогательные исторические дисциплины: Классич. наследие и новые направления: Материалы XVIII науч. конф., Москва, 26 – 28 янв. 2006 г. / Редкол.: В.А. Муравьев (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М.: РГГУ, 2006. – 457 с.
8. Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие / Федер. арх. агентство, ВНИИДАД; Отв. сост. С.Н. Романова; Сост. Н.И Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Завич – М., 2004. – 280 с.
9. Государственные архивы СССР: Справочник / Глав. архив. упр. при Совете министров СССР. – М.: Мысль, 1989. – Ч. 1 – 2.
10. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Фамилии… – М., 1998.
11. Дзибель Г.В. О системном подходе к феномену родства // Алгебра Родства. СПб.: МАЭ РАН. Вып. 7. 1995
12. Кравченко А.И. Социология для экономистов. Учебное пособие для вузов. – М., Юнита-Дана, 2000. – 336 с.
13. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для студ. вузов / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
14. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: Шк. пресса, 2000. – («Воспитание школьников»: Б-ка журн.; Вып. 12). (Сер.: «Духовно-нравств. основы семьи»).
15. Мартышин В.С. Уроки добротолюбия: Древо рода // Воспитание школьников. – 1998. – № 5.
16. Моисеев А.И. Термины родства в современном русском языке // Филологические науки 1963. № 3 , 120-132 с.
17. Мой род в истории: Учеб. пособие для осн. школы / Авт.-сост. и автор концепции, д.и.н. А.Г. Мосин. – М.: ТИД М 74; – РС, 2006. – 328 с.
18. Мердок Дж. П.. Социальная структура. М.: ОГИ, 2003. С. 608
19. Никонов В.А. География фамилий. – М.: Наука, 1988.
20. Николенко О.Ю. Лингвистическое изучение феномена родства // Уральский филологический вестник. №3. 2012. С. 233
21. Рядаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 237 с.
22. Скаляревская Г.Н. Место языковой метафоры в лексико-семантической системе языка. – http//www.nspu.net
23. Телия В.Н. Номинация// Лингвистический энциклопедический словарь/ под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990 – 359 с.
24. Трубачев О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М., 1959 – 209 с.
25. Русский провинциальный некрополь. – СПб., 1914. – Т. 1.
26. Толстая С. М. Категория родства в этнолингвистической перспективе// Категория родства в языке и культуре. – М.: Индрик, 2009. – 22 с.
27. Шанский Н.М. Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.;.-М.:ПРОЗЕРПИНА, 1994 г.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют термины родства?

Термины родства выполняют несколько функций. Во-первых, они помогают обозначить родственные отношения между людьми. Во-вторых, они служат для определения прав и обязанностей, которые сопутствуют этим отношениям. Наконец, термины родства являются важной частью нашей культуры и традиций.

Как осуществляется изучение терминов родства в современной школе?

В современной школе изучение терминов родства осуществляется с помощью различных методик и заданий. Учащиеся учатся запоминать и различать термины, а также применять их в разнообразных контекстах. Занятия проводятся как в устной, так и в письменной форме, а также с использованием игровых элементов и интерактивных упражнений.

Каким образом выявляется степень владения терминами родства у учащихся 6 классов?

Для выявления степени владения терминами родства у учащихся 6 классов могут применяться различные методы. Например, они могут решать тестовые задания, состоящие из вопросов на определение родственных отношений или заданий на дополнение предложений соответствующими терминами родства. Также учащихся могут попросить составить свое родословное дерево или провести исследование на предмет сбора информации о своих родителях и ближайших родственниках.

Существуют ли специальные практические занятия для внедрения терминов родства? Какие они могут быть?

Да, существуют специальные практические занятия для внедрения терминов родства. Например, учащимся могут предложить провести семейный фотоальбом, где они будут подписывать фотографии своих родственников соответствующими терминами родства. Также они могут играть в игру "Родственные связи", где им нужно будет определить, какие родственные отношения существуют между разными персонажами.

Зачем нужно работать с терминами родства на уроках русского языка?

Работа с терминами родства на уроках русского языка помогает учащимся развивать свои лингвистические навыки, расширять словарный запас и улучшать понимание родственных отношений в реальной жизни.

Какие функции выполняют термины родства?

Термины родства выполняют функцию обозначения родственных отношений между людьми и помогают установить связь между членами семьи.

Как изучаются термины родства в современной школе?

В современной школе термины родства изучаются через различные упражнения и игры, используя разные методики, чтобы сделать процесс обучения интересным и познавательным для учащихся.

Как проверить степень владения терминами родства у учащихся 6 классов?

Степень владения терминами родства у учащихся 6 классов можно проверить с помощью специального тестирования, где могут быть вопросы на определение родственных отношений, соотнесение терминов родства с фамилиями и т.д.

Какое практическое занятие можно провести для внедрения терминов родства?

Для внедрения терминов родства можно провести практическое занятие, где учащиеся будут составлять генеалогические деревья своей семьи, обсуждать своих родственников и описывать их отношения с помощью соответствующих терминов родства.

Какие функции выполняют термины родства?

Термины родства выполняют функцию общения, идентификации, классификации и организации отношений в семье и обществе.