особенности преодолевающего поведения у мужчин и женщин

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психоанализ
  • 37 37 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 29.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследвание особенностей преодолевающего поведения у мужчин и женщин 6
1.1 Анализ феномена преодолевающего поведения в психологии. 6
1.2 Гендерные особенности преодолевающего поведения 12
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных особенностей, обеспечивающих стрессоустойчивость фармацевта 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Результаты исследования и их анализ 22
Заключение 32
Список литературы 34







Фрагмент для ознакомления

Н.), опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Результаты представлены в таблицах 1, 2, 3.Таблица 1. – Результаты по тесту «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).УровеньРазрешение проблемПоиск социальной поддержки Избегание проблемОчень низкий30%15%10%Низкий25%20%10%Средний15%20%30%Высокий10%25%50%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по тесту «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).Таким образом, полученные результаты анализа особенностей стратегий совладания со стрессом у женщин, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по шкале «Избегание проблем». Это свидетельствует о том, что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте не склоны к разрешать свои проблемы и прибегать к социальной поддержке.Рисунок 2. – Результаты по опроснику «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Мельникова Н.Н.).Уровни12345678Низкий75%45%10%25%5%25%5%5%Средний 15%30%30%15%15%30%15%25%Высокий10%15%50%60%70%45%80%70%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ показателей по опроснику «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Мельникова Н.Н.).Таким образом, полученные результаты анализа особенностей стратегий совладения со стрессом женщин, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по шкале «Пассивное выжидание внешних изменений». Это свидетельствует о том, что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте пытаются избегать неприятных воздействий среды, оставаясь в выжидании, когда внешние условия изменятся самостоятельно в более благоприятную для них сторону. При откладывании решения проблемы на более поздний срок, они временно ограничивают собственные контакты со средой, пребывая, если позволяет возможность, незаметными, «замороженными» до появления удовлетворяющих его условий. Подобная стратегия подразумевает надежду на благоприятные изменения среды либо упования на то, что всё разрешится, само собой.Рисунок 3. – Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» Лазаруса.УровеньКонфортацияДистанцированиеСамоконтрольПоиск социальной поддержкиПринятие ответственностиБегство-избеганиеПланирование решения проблемыПоложительная переоценкаНизкий10%10%55%45%55%10%65%75%Средний20%25%25%30%20%30%20%15%Высокий70%65%15%25%25%60%15%10%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ показателей по опроснику «Способы совладающего поведения» Лазаруса.Таким образом, полученные результаты анализа особенностей стратегий совладания стрессом у женщин, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по шкалам «Конфронтация», «Дистанцирование», «Бегство-избегание». Это свидетельствует о том, что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте отличаются недостаточной целенаправленностью и рациональной обоснованностью поведения в проблемной ситуации; вероятностью обесценивания своих переживаний, недооценкой важности и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций; невозможностью разрешения проблемы, вероятность накопления сложностей, краткосрочным эффектом предпринимаемых действий по понижению эмоционального дискомфорта.Далее диагностировались мужчины. Исследование особенностей преодолевающего поведения со стрессом мужчин проводилось при помощи теста «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), опросника «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Мельникова Н.Н.), опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Результаты представлены в таблицах 4, 5, 6.Рисунок 4. – Результаты по тесту «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).УровеньРазрешение проблемПоиск социальной поддержки Избегание проблемОчень низкий10%15%25%Низкий10%20%20%Средний15%20%20%Высокий65%15%15%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 5).Рисунок 4. – Анализ показателей по тесту «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).Таким образом, полученные результаты анализа особенностей к стратегиям совладения со стрессом мужчин, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по шкале «Разрешение проблем». Это свидетельствует о том, что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте склоны самостоятельно разрешать свои проблемы лишь изредка прибегая к социальной поддержке.Рисунок 5. – Результаты по опроснику «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Мельникова Н.Н.).Уровни12345678Низкий5%5%30%45%25%5%75%45%Средний 25%15%20%15%30%15%15%30%Высокий70%80%40%40%45%70%10%15%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 5).Рисунок 5. – Анализ показателей по опроснику «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Мельникова Н.Н.).Таким образом, полученные результаты анализа особенностей стратегий совладения у мужчин, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по шкале «Активное изменение себя». Это свидетельствует о том, что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте пытаются активно изменять себя так, чтобы среда больше не воспринималась в качестве фрустрирующей. Подобный эффект возможно достичь посредством изменения восприятия ситуации, системы потребностей и ценностей, отработки правильных форм поведения и реагирования. Данная стратегия подразумевает в сравнении со стратегией пассивного подчинения именно сознательным и произвольным образом достигнутые изменения в себе. Чаще всего, подобные изменения отличаются устойчивостью и связаны с внутренней перестройкой личности.Рисунок 6. – Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» Лазаруса.УровеньКонфортацияДистанцированиеСамоконтрольПоиск социальной поддержкиПринятие ответственностиБегство-избеганиеПланирование решения проблемыПоложительная переоценкаНизкий70%65%15%45%25%60%15%15%Средний20%25%25%25%20%30%20%15%Высокий10%10%55%30%55%10%65%70%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 6).Рисунок 6. – Анализ показателей по опроснику «Способы совладающего поведения» Лазаруса.Таким образом, полученные результаты анализа особенностей стратегий совладения со стрессом мужчин, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по шкалам «Самоконтроль», «Принятие ответственности», «Планирование решения», «Положительная переоценка». Это свидетельствует о том, что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте отличаются избеганием эмоциогенных импульсивных поступков, преобладанием рационального подхода к проблемным ситуациям; пониманием личной роли в возникновении актуальных сложностей; целенаправленным и планомерным разрешением проблемной ситуации; положительным переосмыслением проблемной ситуации.Далее сравним результаты исследования особенностей преодолевающего поведения мужчин и женщин.Рисунок 7. – Сравнительный анализ показателей по тесту «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).Рисунок 8. – Сравнительный анализ показателей по опроснику «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Мельникова Н.Н.).Рисунок 11. – Сравнительный анализ показателей по опроснику «Способы совладающего поведения» Лазаруса.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что тип преодолевающего поведения зависит от половой принадлежности, подтверждена.ЗаключениеС. Г. Айвазова говорит, что трансформация представлений о роли женщины, которая началась в прошлом веке, в конце концов, привела к изменению занимаемого прежде ею места в обществе на всех социальных уровнях [2].На сегодняшний день женщины возглавляют образовательные заведения, они члены национальных научных академий и занимают высокие должности в научной иерархии. Прежние стратификационные критерии, которые распределяли власть и материальные блага в пользу мужчин кажутся устаревшими, а новая система стратификации, которая выдвигает на первое место критерий образования, более демократична и индифферентна по отношению к гендерному признаку. Благодаря этому женщины в постмодернистском или постиндустриальном социуме обладают реальными возможностями отказаться от прежнего зависимого положения, выйти за границы приватного семейного пространства и реализовать себя в социальной сфере.Н.Ю. Ерофеева пишет, что возросший образовательный уровень женщин, увеличившееся количество работающих женщин, уменьшившееся доля времени, которое они затрачивали на заботу о детях и обо всей семье, привело к усилению участия женщин в политической области жизни социума. Широкое включение женщин в политическую сферу - это с теоретической и практической сторон чрезвычайно важный момент, потому что политическая власть, имея потенциал, монополию на использование силы, на издание законов, занимается организацией и контролем общественной жизни [6].Эволюция общественных ролей мужчин и женщин, которая направлена на расширение женского общественно-профессионального места женщины, их экономической независимости, трансформирует характер взаимоотношений мужчин и женщин в семье друг с другом, когда женщины по-новому оценивают собственные возможности и потребности. Короче говоря, обладая высокой самооценкой, они по-новому оценивают мужчину как своего партнера как потенциального, так и настоящего, тем самым, предъявляя ему все новые требования.Е. И. Гапова и А. Р. Усманова отмечают, что семейное равноправие означает для женщины справедливость в распределении работы по дому и уходу за детьми между женой и мужем и то, что мужчины научаться ухаживать и заботится о других, тем самым, они получат умения вставать на другую точку зрения и, самое главное, они научатся быть справедливыми [3].Х. Аделин говорила, что женственность делится на внешнюю и внутреннюю. В первом случае, женственность относится к внешности женщины и ее манерам. Во втором случае женственность касается женской сущности и ее направленности на исполнение женской роли. И.Е. Герасименко отмечает, что с древности женственность трактуется в качестве дионисийского начала под которым подразумевается материя, пассивность, подчинение, природа, род, чувство, инстинктивность, бессознательное, конкретное мышление, милосердие, а мужское, тем самым, в качестве аполлоновского начала под которым подразумевается форма, идея, инициатива, активность, власть, ответственность, культура, личность, разум, абстрактное понятийное мышление, сознание, справедливость. Известно, что еще Аристотель отождествлял женское, в отличие от мужского – духовного, с телесным и с материей. По мнению философа, мужское начало придает форму и движение материальному (женскому) и вносит в него душу.Список литературыИлюхин А.Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность. // Журнал. Социально-экономические явления и процессы. – № 3-4, 2013. – С. 476-482.Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2017. – 136 с. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции //Вестник ТГПУ, Раздел «Психология». Вып. № 11 (89) 2009. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – с. 144-147.Исаева И.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции. // Журнал. Вестник Томского государственного педагогического университета. – № 1(89), 2017. – С. 147-144.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2016. - 943 с.Кленова М.А. Особенности выбора стратегий преодолевающего поведения мужчинами и женщинами. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - №, 4 (16), 2015. – С. 322-326. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте. // Вектор науки ТГУ. – №, 3(6), 2013. – С. 150-158.Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. – СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2017. – 28 с.Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. – Кострома: «Аванти-тул», 2014. – 117 с. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: свовременное состояние и психологические, социокультурные перспективы. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - № 5, 2013. – С. 184-188.Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг. — М.: Медицина, 2014. — 218 с. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте. // Системная психология и социология. - №,1(9), 2014. – С. 108-118.Онищенко Н.В. Стресс-преодолевающее поведение: гендерный аспект // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». // Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2010. - 288 с. Онуфриева В. В., Константинова А. С. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 701-703. Психология совладающего поведения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2017. – 426 с.Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2017. – 143 с.Сиерральта З. Х. Б. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: Копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект. // дисс. канд. псих. наук. – Спб.:, 2013. – 163 с.Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 474 с.Сунцова Ч.С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - №, 4 (16), 2014. – С. 51-60.Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 13-16. Тучкова Т.В. ПРОБЛЕМА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 3-18.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2017. - 256 с.

Список литературы

1. Илюхин А.Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность. // Журнал. Социально-экономические явления и процессы. – № 3-4, 2013. – С. 476-482.
2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2017. – 136 с.
3. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник ТГПУ, Раздел «Психология». Вып. № 11 (89) 2009. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – с. 144-147.
4. Исаева И.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции. // Журнал. Вестник Томского государственного педагогического университета. – № 1(89), 2017. – С. 147-144.
5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2016. - 943 с.
6. Кленова М.А. Особенности выбора стратегий преодолевающего поведения мужчинами и женщинами. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - №, 4 (16), 2015. – С. 322-326.
7. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте. // Вектор науки ТГУ. – №, 3(6), 2013. – С. 150-158.
8. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. – СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2017. – 28 с.
9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. – Кострома: «Аванти-тул», 2014. – 117 с.
10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: свовременное состояние и психологические, социокультурные перспективы. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - № 5, 2013. – С. 184-188.
11. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг. — М.: Медицина, 2014. — 218 с.
12. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте. // Системная психология и социология. - №,1(9), 2014. – С. 108-118.
13. Онищенко Н.В. Стресс-преодолевающее поведение: гендерный аспект // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». // Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2010. - 288 с.
14. Онуфриева В. В., Константинова А. С. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 701-703.
15. Психология совладающего поведения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2017. – 426 с.
16. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2017. – 143 с.
17. Сиерральта З. Х. Б. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: Копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект. // дисс. канд. псих. наук. – Спб.:, 2013. – 163 с.
18. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 474 с.
19. Сунцова Ч.С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - №, 4 (16), 2014. – С. 51-60.
20. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 13-16.
21. Тучкова Т.В. ПРОБЛЕМА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 3-18.
22. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2017. - 256 с.