Политико-правовое учение Дж.Локка
Заказать уникальный реферат- 31 31 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 29.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Общая характеристика жизни и идей Дж. Локка. Сенсуализм как источник становления философской и политической системы Дж. Локка 5
1.1.Биография Дж Локка. Исторический контекст 5
1.2. Основные идеи и труды Локка 6
Глава 2.«Два трактата о правлении»: взгляд на социально-политическое устройство через призму концепции сенсуализма. Сопоставительный анализ идей Локка с концепциями Гоббса и Монтескье 11
2.1.Характеристика трактата 11
2.2.Проблема государства, общественного устройства и разделения властей 12
Заключение 28
Список литературы 30
Человек, будучи существом социальным, имеет два вида прав. Первыми и основными являются естественные права, к которым следует отнести право на жизнь, интеллектуальные права, право добиваться благоденствия и счастья. Вторые права являются гражданскими, принадлежащими человеку как члену общества и касающихся в первую очередь его безопасности и защиты его естественных прав. В государствах, в которых существуют демократические традиции, функция защиты прав и свобод реализуется судами, в частности, речь идет о конституционном, административном уполномоченных по правам человека (омбудсменах). Для полного обеспечения государственной защиты прав личности есть необходимость в создании институтов, способствующие достижению данных прав и свобод. У государственной защиты прав и свобод человека и гражданина должны быть юридические гарантии, их обеспечивают законодательные акты.Нельзя не отметить, что права человека – это есть обшечеловеческая ценность. Если мы обратимся к истории развития общества, то станет очевиден факт огромной зависимости государственного могущества от состояния развития гражданских прав и свобод, степени их реализации. Если государство уважает честь и достоинство граждан, то происходит рост гражданской инициативы, идет процесс формирования гражданского общества. Без разделения властей невозможно также выстроить гражданское общество.Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и является выражением преимущественно интересов граждан, их надежд, свободы, запросов и потребностей, а не воли правящей элиты, власти, государства. Государство – это скорее слуга общества, его доверенный представитель. Государство должно существовать для общества, но никак не наоборот. Однако и об антагонизме между обществом и государством в гражданском общества речи быть не может. Гражданское общество является не государственно-политической, а главным образом экономической и личной, частной сферой жизнедеятельности людей, реально складывающимися отношениями между ними. Гражданское общество всегда должно начинаться с гражданина и его свободы. Гражданское общество является открытым, демократическим, антитоталитарным, саморазвивающимся, в нем центральное место принадлежит человеку, гражданину, личности. Все политические и правовые отношения в таком обществе выстраиваются ради обеспечения прав и свобод личности, гражданина, общества в целом.Кроме того, без разделения властей не может быть выстроено правовое государство. Правовое государство является тем государством, которое обслуживает потребности гражданского общества, правовой экономики, его назначение заключается в обеспечении свободы и благосостояния. Гражданское общество непосредственно контролирует такое государство, кроме того, здесь действует принцип эквивалентности обмениваемых благ, фактического соотношения общественного спроса и предложения, ответственности за правопорядок, который является гарантией для всех граждан свободы и безопасности, поскольку духовный фундамент – это признание прав человека. Правовое государство является демократическим государством, в котором достигается обеспечение господства права, верховенства закона, равенства всех перед законом, независимости суда, где осуществляется признание и гарантия прав и свобод человека и где основой организации государственной власти выступает принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.Таким образом, современное правовое государство является государством с демократической формой правления, где народ участвует в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это связано с обязательным наличием высокого уровня правовой и политической культуры, развитого гражданского общества. В правовом государстве всегда предусмотрена возможность законным путем высказывать и отстаивать свои взгляды, например, это выражается в принципе свободного формирования и функционирования таких субъектов политической жизни, как политические партии, общественные объединения, иными словами, правовое государство не может существовать без политического плюрализма, свободы СМИ и т.д. Соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти является не пассивным, а весьма активным процессом. Речь идет о двустороннем процессе их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из них в зависимости от сложившихся обстоятельств обладает определяющей или определяемой ролью. Исторический опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в мире отсутствует общая модель, некий шаблон или образец взаимоотношений двух ветвей власти.А основная цель и задача формирования взаимодействия законодательной и исполнительной всегда представлена возможностью установления оптимального сочетания двух ветвей власти, самостоятельных и независимых в реализации своих полномочий с возможностью взаимного сдерживания и контроля друг друга и образования единого государственного механизма. Кроме того, Дж. Локк уделил внимание проблеме гражданского общества.В работах Локка, по сути, был обоснован идеал зарождающегося гражданского общества.Что же представляет собой гражданское общество согласно этим представлениям? Прежде всего, Локк говорит о возникновении гражданского общества из естественного состояния. Человек, в предшествующем общественному состоянии, осознает свою слабость и заботится лишь о сохранении своего бытия. Чувство страха принижает его, и он с трудом доходит до мысли о равенстве его с другими людьми. Поэтому «мир является первым естественным законом человека». Идею власти Локк отчасти считает сложной и производной от других идей, и в силу этого несвойственной естественному состоянию. Для естественного состояния человека характерны мирная жизнь в семье и отсутствие вражды. Семьи увеличивались и превращались в общество. Об этом процессе возникновения естественным путем человеческих обществ он говорил, что если бы люди не создали общества, если бы они избегали друг друга и рассеивались в разные стороны, тогда следовало бы спросить о причине такого явления и искать причину отчужденности.Соединение людей в общество сопровождается утратой ощущения слабости и началом войны. Война также является естественной для общества – это Локк не может не признавать. Войны возникают как между народами, так и между отдельными лицами. С ростом семей и превращением их в общества на первое место в регулировании поведения их членов Локк ставит не власть отца над сыном, а справедливость — присущее обществу как социальному организму всеобщее отношение разумных существ друг с другом. Локк особенно сильно быд занят вопросом о тех конституционных гарантиях, которыми обеспечивается свобода индивида в государстве. Локк пытается понять существующие законодательства в связи с разнообразными условиями действительности. Локк отстаивал принцип равенства людей в обществе и государстве . В благоприятной естественной среде каждый человек в состоянии поступать честно и благородно. Отрицая феодальное право, Локк оценивал многие его положения как произвол и неправо, как нормы, обеспечивающие свободу монарха и его придворных притеснять подданных государства, как нормы, оправдывающие эти притеснения. Локк видел в праве общечеловеческую ценность, находил цель права в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.В конечном счете, Локк приходит к выводу: закон должен стоять на страже свободы и формального равенства всех граждан независимо от их происхождения и религиозной принадлежности, на страже частной собственности и свободной торговли.Согласно Локку, люди в обществе управляются не произвольно, а в соответствии с различными факторами общественного развития. Таким образом, наличие рассматриваемого нами многообразия политических фактов можно истолковать, обращаясь к причинам, обусловливающим частные законы, путем выявления тех принципов и факторов, которые представляют собой промежуточное звено между хаотическим многообразием явлений и идеальным единством. ЗаключениеТаким образом, политическое учение Дж. Локка базируется на концепции сенсуализма. Сенсуализм лежит в основе всей философской системы Дж. Локка.В своей гносеологии Локк осуществляет доказательство и обоснования положения относительно того, что каждое человеческое знание, в том числе и знание, касающееся политики и права, имеет опытное происхождение. Локк был против теории существования врожденных идей. Одобрение идей является результатом и показателем полезности идей, на процесс принятия идей оказывают влияние многие факторы, в частности, речь идет о воспитании, образовании и здравом смысле. Теория Локка базируется на различении внешнего опыта, состоящего из совокупности определений, и внутреннего опыта, который формируется благодаря наблюдениям ума над своей внутренней деятельностью. Источником внешнего является объективный материальный мир, оказывающий воздействие на органы чувств человека и вызывающий ощущения. Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего ума, когда он собственно и перерабатывает приобретенные идеи. Исходя из своей гносеологической концепции, Локк выстраивает политико-правовое учение.Этому вопросу посвящен его труд «Два трактата о государственном правлении». Это сочинение базируется на доктрине относительно возникновения государства из «естественного» общества людей. Как полагал Локк, в начале существования человечество не сталкивалось с войнами, все пребывали в состоянии равенства и «никто не имел больше другого». Однако такое общество было лишено контролирующих органов, которые бы могли устранить разногласия, решать имущественные споры, вершить справедливый суд. Чтобы обеспечить гражданские права, люди приняли решение об образовании политического сообщества – государства. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей – основа для того, чтобы создать полноценный государственный строй. Базовые идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы стояли на защите прав всех людей. Государство может применить силу для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для того, чтобы контролировать соблюдение законности. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью. Одной из самых востребованных современной практикой оказалась теория разделения властей. Как считал Дж. Локк, разделение властей способно обеспечить эффективность государственной системы и защиту собственности. На современном этапе концепция разделения властей реализуется в большинстве демократических государств мира, в том числе и в России. Разделение властей выступает как гарант демократии, защиты прав человека, построения правового государства и гражданского общества.Список литературыАпресян Р.Г. Этическая проблематика в «Опыте о человеческом разумении» Дж. Локка // Историко-философский ежегодник 2006. М.: «Наука», 2006. 419 с.Балашов Л. Е.. Философия: Учебник. — М., 2003.// http://bookucheba.com/obschaya-filosofiya/razdelenie-vlastey-27429.htmlБлаугМ. Локк, Джон // 100 великихэкономистовдоКейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. 600 с.Гольдберг Н.М. Томас Пейн. - М., 2009. Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229Джуринский А. История зарубежной педагогики. М., 1998.//URLhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.phpКонстантинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1988.// URLhttp://www.detskiysad.ru/ped/ped108.htmlЛейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.//URLhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_Index.phpЛокк Дж. Два трактата о правлении.//URLhttp://modernlib.ru/books/lokk_dzhon/dva_traktata_o_pravlenii/readЛокк Дж. Опыт о человеческом разумении.//URLhttps://itexts.net/avtor-dzhon-1-lokk/236503-opyt-o-chelovecheskom-razumenii-dzhon-1-lokk/read/page-1.htmlЛукманова Р. Х. Истина: открытие или творение? // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. № 1. С. 35–43. Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/readРахматуллин Р. Ю. Особенности научного познания // Молодой ученый. 2014. №16. С. 211-213. Рыбин В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж. Локка.//URLhttp://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193919122&archive=1194448667&start_from=&ucat=& Рукавишникова Т.А. Права человека: современные аспекты содержания.//Правопорядок. – 2015. - № 2. . Стретерн П. Джон Локк.//URLhttp://psylib.org.ua/books/stret01/index.htmФилософия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского.//URLhttp://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/
2. Балашов Л. Е.. Философия: Учебник. — М., 2003.// http://bookucheba.com/obschaya-filosofiya/razdelenie-vlastey-27429.html
3. Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. 600 с.
4. Гольдберг Н.М. Томас Пейн. - М., 2009.
5. Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229
6. Джуринский А. История зарубежной педагогики. М., 1998.//URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1988.// URL http://www.detskiysad.ru/ped/ped108.html
8. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.//URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_Index.php
9. Локк Дж. Два трактата о правлении.//URL http://modernlib.ru/books/lokk_dzhon/dva_traktata_o_pravlenii/read
10. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении.//URL https://itexts.net/avtor-dzhon-1-lokk/236503-opyt-o-chelovecheskom-razumenii-dzhon-1-lokk/read/page-1.html
11. Лукманова Р. Х. Истина: открытие или творение? // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. № 1. С. 35–43.
12. Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read
13. Рахматуллин Р. Ю. Особенности научного познания // Молодой ученый. 2014. №16. С. 211-213.
14. Рыбин В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж. Локка.//URL http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193919122&archive=1194448667&start_from=&ucat=&
15. Рукавишникова Т.А. Права человека: современные аспекты содержания.//Правопорядок. – 2015. - № 2. .
16. Стретерн П. Джон Локк.//URL http://psylib.org.ua/books/stret01/index.htm
17. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского.//URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи и работы Джон Локк?
Основные идеи Джона Локка связаны с его политико-правовым учением, согласно которому правительство должно быть ограниченным и основываться на согласии населения. Он выдвигал идею народовластия, считая, что источник власти – народ, который передает ее правительству. Он также обсуждал права и свободы личности, отмечая, что все люди рождаются свободными и равными. Важными его работами являются "Два трактата о правлении", "Письмо о толерантности" и "Эссе о государстве".
В чем заключается сенсуализм как источник становления философской и политической системы Джона Локка?
Сенсуализм, как источник становления философской и политической системы Джона Локка, заключается в утверждении, что все наши идеи и знания происходят от наших ощущений и восприятий. Локк считал, что человек рождается белой доской и все его понятия формируются через восприятие внешнего мира. Эта концепция важна в его политико-правовых учениях, где он доказывал, что все люди равны, так как все они имеют одинаковый доступ к знаниям через свое восприятие окружающей среды.
В чем заключается исторический контекст жизни Джона Локка?
Исторический контекст жизни Джона Локка связан с эпохой Просвещения, которая охватывала XVII и XVIII века в Европе. В этот период происходили крупные политические и социальные изменения, а идеи просветителей, таких как Локк, внесли существенный вклад в формирование политических систем и общественного мышления. Локк жил в Англии, где происходили религиозные и политические конфликты, что повлияло на формирование его убеждений и идей о правлении и государстве.
Какие основные идеи и работы связаны с политико-правовым учением Джона Локка?
Основные идеи Джона Локка связаны с концепцией сенсуализма, который является источником его философской и политической системы. Его работы "Два трактата о правлении" и "Письма о толерантности" считаются ключевыми в его учении.
Какие особенности жизни и идей Джона Локка можно выделить?
Джон Локк жил в период Великой английской революции и имел близкие отношения с политическими деятелями того времени, такими как Эшли Купер и Уильям Кавендиш. Его идеи основывались на сенсуализме и отвергали понятие божественного права короля.
Какую роль в развитии философии и политических идей Джона Локка играл сенсуализм?
Сенсуализм считается одним из основных источников становления философской и политической системы Джона Локка. Он полагал, что все идеи и познания исходят из опыта, полученного органами чувств.
Каким образом идеи Джона Локка отличаются от концепций Гоббса и Монтескье?
Идеи Джона Локка отличаются от концепций Гоббса и Монтескье в том, что он отвергал концепцию естественного права и божественного происхождения власти. Вместо этого, Локк считал, что власть происходит от согласия народа.
Какие проблемы государства рассматривает Джон Локк в своих трактатах?
В своих трактатах Джон Локк рассматривает проблемы государства, такие как природа и происхождение политической власти, обязательность законов и справедливость правления. Он также подробно описывает роль и обязанности граждан в социально-политической системе.