Состояние представлений об окружающем мире у умственно отсталых обучающихся (на примере учебного предмета)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 31 31 страница
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 29.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения состояния представлений об окружающем мире у умственно отсталых обучающихся 6
1.1 Признаки, виды и степени умственной отсталости 6
1.2 Общие закономерности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников в норме. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью 17
1.4 Особенности формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых обучающихся 21
Заключение 26
Литература 28
Фрагмент для ознакомления

Они зачастую не могут правильно рассказать о составе своей семьи, о трудовой деятельности родителей. Также, дети не в силах ответить на вопросы, касающиеся их самих. Например, назвать свой возраст, день рождения, сообщить свой адрес и т. п. Они значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники, ориентируются в назначении, названии, расположении общественных и бытовых предприятий, находящихся около их дома. В своих ответах многие дети с умственной отсталостью психического развития используют неверные и неточные словесные обозначения (например, там, тут, далеко, около и т. п.) [11]. Сравнивая детей в нормальном развитии и с умственной отсталостью, можно обнаружить их несоответствие при анализе их представлений о явлениях природы. Младшие школьники с умственной отсталостью, как правило, смешивают понятия время года и месяц, не умеют рассказывать об отличительных признаках времен года [16]. Рассматривая картины с иллюстрациями разных времён года, дети с умственной отсталостью почти безошибочно определяют зиму и лето, но при это опираются лишь на два, три отличительных признака. В то же время ученики с нормальным развитием различают пять — семь признаков, характеризующих состояние животных, деревьев, погоду, одежду людей зимой и летом. Дети с умственной отсталостью часто путают осень и весну, потому что конкретные сезоны имеют ряд сходных явлений, таких как: дождь и туманы; цунами и смерч и т.п. Им легче разграничивать такие явления, как противоположного характера, как: холод и жара; замирание природы и её бурый рассвет и т.д. Различия между нормально развивающимися детьми и детьми имеющими умственную отсталость, наблюдается большое количество ошибочных ответов при назывании изображений отдельных предметов, что касается только определенных групп, это птицы, цветы, деревья, рыбы, грибы, насекомые. Не зная наименования предмета, дети зачастую дают его фрагментарное описание. Например, перечисляя известных ему насекомых, ребёнок говорит: «Ещё такая, тоже летает… и крылышки тоненькие… вот так и ещё так (показывает форму крыльев). Я её знаю, только забыл, как называется». Увидев описанную,но не названную им стрекозу на картинке, этот ученик поясняет: «Это бабочка, только немножко другая. Её как-то по-другому называют. . или так. . не знаю». На данном примере можно увидеть плохо развивающуюся высшую психическую функцию как память. Наблюдается и обратное явление, когда ребёнок с умственной отсталостью называет кита, лося, моржа, но не сопоставляет их с изображениями на картинках. Стоит отметить, что даже правильно называя зверей и птиц, дети с умственной отсталостью не могут рассказать о тех признаках, опираясь на которые они их узнали на изображении. Не имея точных представлений о существенных признаках предметов, они часто расширяют значение слов, например, цветком под названием ««Мак» ребёнок может назвать и розу, и ромашку, и георгин, и астру. Также, дети не смогут отличить картинку, на которой изображено животное, от того же животного, которого узреют в реальном окружающем мире. Поэтому, чтобы ребёнок запомнил и смог дать правильное название любого животного, когда увидит в жизни, главная задача педагога, показать натуральные изображения животных, полностью передающие его суть. С первого класса дети встречаются с заданиями, когда нужно описать отдельные предметы или рассказать о каком-то событии, явлении или последовательности событий. Чтобы составить полный, последовательный рассказ, ребёнок должен отчётливо представлять себе объект, его существенные свойства. Такие задания вызывают большие трудности у детей с умственной отсталостью [13]. При самостоятельном описании объекта дети с умственной отсталостью осуществляют анализ, в основном, в трёх направлениях: называют цвет, размер отдельных деталей и дают эмоциональную оценку. В некоторых случаях дети указывают один-два оценочных признака, а затем перечисляют части анализируемого объекта. Например, дается такое описание игрушечного клоуна: «Это клоун. На голове Петрушка (имеется в виду высокий конусообразный колпак). Руки… Головка… Ноги. Туловище». Если же ребёнок называет признаки отдельных частей объекта, то ссылка на них часто повторяется: «Рубашка красивая. Штанишки красивые. Ботинки красивые» или «Ботинки большие, рот большой, нос большой». С помощью побуждающих вопросов учителя — дефектолога, дети в состоянии вычленить большее количество признаков объекта. Многие младшие школьники с умственной отсталостью, не дифференцируют основные и промежуточные цвета. Так, они смешивают оранжевый цвет с красным или жёлтым, фиолетовый с синим и коричневым, коричневый с серым, розовый с голубым и др. Также, дети не могут определить форму предмета, его величину, материал, из которого он сделан. Они затрудняются дать сравнительную характеристику величин двух предметов даже в том случае, когда правильно указывают размер каждого предмета в отдельности. При сравнении двух объектов дети, как правило, рассказывают только об одном из сравниваемых предметов, выделяя яркие или хорошо знакомые его признаки, а затем переходят к описанию второго предмета. Установление сходных и отличительных признаков сравниваемых предметов или явлений вызывает большие трудности у учащихся даже после тщательного анализа каждого из них. Назвав отличительные признаки изучаемых объектов, дети зачастую не могут рассказать, в чём их сходство, и наоборот, определив у сравниваемых объектов общие признаки, не видят их различий [3]. Распространенная ошибка, характерная для детей с умственной отсталостью, — перенесение признака, принадлежащего части объекта, на весь объект, что свидетельствует о несформированности операции анализа. Незнание, как выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении детьми с умственной отсталостью элементарных общих понятий. Так, предметы мебели они называют словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Даже знание обобщающего слова ещё недостаточно для его правильного использования. Например, такие обобщающие слова посуда, мебель неверно оперируются детьми, они называют словом «мебель»- посуду, интерьер комнаты, отдельные части комнаты, стены, картины, электрическую бытовую технику. Для детей с умственной отсталостью характерна определенная неравномерность (толчкообразность) деятельности. Начиная выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют 3- 4 предмета, затем следует длительная пауза, после которой правильно называются еще 2-3 предмета или перечисляются предметы, не относящиеся к указанному родовому понятию [14]. Обычно в ходе перечисления данная категория детей несколько раз повторяют название одного и того же предмета. Подобных явлений у нормально развивающихся детей этого же возраста не наблюдается. Они более сосредоточенно и целенаправленно вспоминают известные им предметы и достигают большей продуктивности в выполнении заданий. Следует отметить, что у учащихся с умственной отсталостью продолжают долго сохраняться конкурентные отношения между разными видами деятельности, вследствие чего им трудно строить свое высказывание или отвечать на вопросы взрослого в процессе предметно­ — практической или игровой деятельности. Что касается уровня речевого развития детей с умственной отсталостью, то их высказывания в основном состоят из простых предложений. Однако есть дети, которые, испытывая потребность в использовании сложных конструкций, выделяют второе предложение интонационно. Следует отметить, что независимо от 10 используемой учителем формы обращения свой ответ они начинают со слов «потому что». [24].ЗаключениеУмственная отсталость - это задержанное или неполное психическое развитие, влияющая на весь уровень интеллектуальности.По степени выраженности интеллектуальных нарушений умственная отсталость подразделяется на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. По форме – на астеническую, стеническую, атоническую и дисфорическую.Умственно отсталые подростки характеризуются слабостью зрительного восприятия, замедленностью процессов анализа и синтеза. Восприятие у таких детей замедлено и обладает малым объемом, а внимание - рассеянностью и непроизвольностью. У низок уровень запоминания, сохранения и воспроизведения, замедлена мыслительная деятельность.Окружающий людей мир велик и многообразен, включающий в себя природный мир, человеческий мир, предметный мир, который создан руками человека. Ознакомление детей младшего школьного возраста с дефектамиумственного развития с окружающей средой является средствомскладывания в их сознании реалистических знаний о мире, которые основаны на чувственном опыте и воспитании адекватного отношения к нему. Младший школьный возраст определяется в качестве периода высокого интереса к окружающему миру. Как раз в нем и закладывается основа для миропонимания, формирования естественнонаучной картины мира. Знакомство с окружающим миром - это источник первых определенных знаний и тех радостных переживаний, которые нередко запоминаются на всю жизнь.Проблема формирования представлений об окружающем мире у аномальных детей состоит в том, что такие ребята не ощущают потребности в познании. Знания и представления об окружающем мире у данных детей в значительной степени являются ограниченными и примитивными. Дети недостаточно различают объекты окружающего мира, не выделяют их существенные и второстепенные признаки. Подобные дети плохо запоминают и сложно актуализируют информацию. В связи с этим представления их становятся бедными, неточными, искаженными. Наиболее значимы для недостатков представлений об окружающем мире такие особенности, как сложности запоминания названий познаваемых объектов, забывание информации, существенной для их характеристики.ЛитератураБаклагина Г. В., Ташлыкова Е. В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 113-114. Васильева Г.Л. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039285 (дата обращения: 29.12.2019 ).

Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Ж «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2003 - № 3. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3.Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с. Дыбина, О. Игра — путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. - М.: НПО «Образование», 1995. - 400 с:Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь, 2007. – 392 с.Колосова Т.А. Специфика самоидентификации у старших подростков с умственной отсталостью. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2003. - № 8-2 (15). – С. 130-132. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001.Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: дис. ... канд. психол. Наук. -Иркутск, 2006. - 193 с. Кудрина С.В. Окружающий мир (программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.: «ВЛАДОС», 2014. Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2014.Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики - М.: Академия, 2010. - 224 с.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков, 1999. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Academia, 2004. – 160с.Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. / Ред. Шипицына Л.М. – М.: Academia, 2014. – 224 с.Психология лиц с умственной отсталостью. / Сост. Калмыкова Е.А. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.Симкин М.Ф. Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе. // Сибирский психологический журнал, 2007. – С. 204-209. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.Унковская, Е.С. Уровень сформированности социально-бытовых навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2009. № 3.Шевченко, С. Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 23-27.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб.: Речь, 2005. – 480 с. Якобсон С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М., 1977.

1. Баклагина Г. В., Ташлыкова Е. В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 113-114.
2. Васильева Г.Л. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039285 (дата обращения: 29.12.2019 ).


3. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Ж «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2003 - № 3.
4. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3.
5. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.
6. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
7. Дыбина, О. Игра — путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
8. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. - М.: НПО «Образование», 1995. - 400 с:
9. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь, 2007. – 392 с.
10. Колосова Т.А. Специфика самоидентификации у старших подростков с умственной отсталостью. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2003. - № 8-2 (15). – С. 130-132.
11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001.
12. Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: дис. ... канд. психол. Наук. -Иркутск, 2006. - 193 с.
13. Кудрина С.В. Окружающий мир (программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.: «ВЛАДОС», 2014.
14. Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2014.
15. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики - М.: Академия, 2010. - 224 с.
16. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
17. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков, 1999.
18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Academia, 2004. – 160с.
20. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. / Ред. Шипицына Л.М. – М.: Academia, 2014. – 224 с.
21. Психология лиц с умственной отсталостью. / Сост. Калмыкова Е.А. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
23. Симкин М.Ф. Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе. // Сибирский психологический журнал, 2007. – С. 204-209.
24. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
25. Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
26. Унковская, Е.С. Уровень сформированности социально-бытовых навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2009. № 3.
27. Шевченко, С. Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 23-27.
28. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб.: Речь, 2005. – 480 с.
29. Якобсон С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М., 1977.

Вопрос-ответ:

На какие учебные предметы особенно влияет состояние представлений об окружающем мире у умственно отсталых обучающихся?

Состояние представлений об окружающем мире у умственно отсталых обучающихся может особенно сказываться на таких учебных предметах, как биология, география и экология. Эти предметы требуют от учащихся понимания и усвоения информации о мире вокруг нас.

Какие признаки, виды и степени умственной отсталости влияют на формирование представлений об окружающем мире?

Влияние признаков, видов и степеней умственной отсталости на формирование представлений об окружающем мире может быть различным. Например, у умственно отсталых обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта формирование представлений может быть затруднено из-за ограниченных возможностей понимания и запоминания информации.

Какая психолого-педагогическая характеристика может быть у обучающихся с умственной отсталостью?

У обучающихся с умственной отсталостью может быть различная психолого-педагогическая характеристика, в зависимости от степени отклонения от нормы и индивидуальных особенностей каждого ученика. Некоторые из них могут иметь ограниченные интеллектуальные возможности, затруднения в усвоении нового материала и слабую память.

Какие особенности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с умственной отсталостью?

У младших школьников с умственной отсталостью могут быть такие особенности формирования представлений об окружающем мире, как затруднения в осознании и адекватной интерпретации информации, недостаточное внимание и понимание общих закономерностей мира, ограниченные возможности коммуникации и проблемы с саморегуляцией поведения.

Почему состояние представлений об окружающем мире важно для умственно отсталых обучающихся?

Состояние представлений об окружающем мире важно для умственно отсталых обучающихся, так как это влияет на их возможности для самостоятельного функционирования в обществе, понимание окружающего мира и социальную адаптацию. Чем более развиты и полноценными являются представления, тем лучше обучающиеся могут ориентироваться в реальном мире и принимать самостоятельные решения.

Какие признаки и степени умственной отсталости у обучающихся существуют?

У обучающихся с умственной отсталостью можно выделить следующие признаки и степени умственного отставания: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость. Признаки отсталости могут включать задержку психического развития, низкую интеллектуальную способность, проблемы с мышлением, речью и усвоением знаний.

Какие общие закономерности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников в норме?

У младших школьников в норме формируются представления об окружающем мире через наблюдение, опыт и активное взаимодействие с окружающей средой. Они начинают осознавать пространственные, временные, количественные и качественные характеристики мира вокруг себя. Знания о природе, людях, технике и других предметах окружающего мира позволяют им лучше ориентироваться и взаимодействовать со своим окружением.

Какая психолого-педагогическая характеристика у обучающихся с умственной отсталостью?

Обучающиеся с умственной отсталостью имеют специфические психолого-педагогические характеристики. Они могут испытывать затруднения в усвоении учебного материала, ограниченные возможности к общению и социализации, замедленное развитие речи и мышления, а также проблемы в саморегуляции поведения. Однако, каждый обучающийся с умственной отсталостью уникален, и его потребности и способности могут отличаться от других.

Какие особенности формирования представлений об окружающем мире у обучающихся с умственной отсталостью?

У обучающихся с умственной отсталостью формирование представлений об окружающем мире может происходить в более медленном темпе и требовать дополнительной поддержки и адаптации учебного материала. Индивидуальный подход к обучению, использование визуальных и конкретных материалов, разнообразные формы обучения и повторение материала могут быть полезны для эффективного формирования представлений у обучающихся с умственной отсталостью.

Какие признаки умственной отсталости у обучающихся?

Умственно отсталые обучающиеся могут проявлять различные признаки, которые связаны с ограничениями их интеллектуальных способностей. Это может быть низкий уровень интеллекта, затруднения в усвоении новой информации и применении знаний в практической деятельности, отставание в развитии речи и коммуникативных навыков, а также нарушения в памяти и внимании. Все эти признаки могут сильно варьировать в зависимости от степени умственной отсталости у обучающегося.

Какая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью?

Обучающиеся с умственной отсталостью обычно нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке и дифференцированных подходах к обучению и воспитанию. Они могут иметь затруднения в усвоении учебного материала и требуют постоянной помощи учителей и специалистов. Также важно помнить, что каждый обучающийся с умственной отсталостью является индивидуальностью и его психолого-педагогическая характеристика должна учитывать его индивидуальные особенности и потребности.