Выявление церковной позиции Священноисповедника Афанасия (Сахарова) и значение его литургических сысканий
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 29.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Житие святителя Афанасия Сахарова 6
Глава 2.Характеристика литургических изысканий свт. Афанасия Сахарова и его церковной позиции 17
Заключение 30
Список литературы 31
Этот же принцип был актуален для владыки, когда он указывал верующим на необходимость приближения собственной домашней молитвы к церковной. Афанасий Сахаров полагал, что миряне должны использовать церковные молитвы в домашней практике, имея в виду, в первую очередь, «требы».«… надо пожалеть, что у нас позабыты многие чинопоследования и молитвы на разные потребы, которых много было и в греческих, и в древнерусских потребниках …В обилии молитв на разные потребы, бывших в старорусских потребниках, я вижу не «модернизацию» богослужения, а заботу русских людей о возможной христианизации, если можно так выразиться, об оцерковлении всех сторон мирской жизни, домашней обстановки, семейного быта. И подобно тому, как русские люди старались уподобить свои домы Домам Божиим (обилие икон, лампад), так и свою домашнюю молитву, свои прошения на разные случаи жизни и домашнего обихода они стремились слагать так, чтобы эти их моления насколько возможно, походили на молитвы, возносимые в храмах во время богослужения, чтобы «чины на разные потребы», насколько возможно, походили на чины церковные....Слова молитвы нужны для молящегося. А для православного естественно желание свою домашнюю молитву, хотя бы и о самых житейских вещах, насколько возможно приблизить даже и со стороны словесной формы к формам молитвы церковной... К сожалению, в наше время, кажется, нельзя и думать о возможности восстановить употребление хотя бы некоторых из древних молитв на различные потребы. Говорю: «к сожалению», ибо забвение этих молитв не считаю полезным отрезвлением от модернизации, а, наоборот, печальным свидетельством отхождения от Церкви, обмирщения, расцерковления...».Также свт. Афанасий Сахаров не считал, что нужно совершать огромное число поклонов в ходе молитвы. Его труд «О поклонах» не дошел до нас, но все же, в иных трудах свт. Афанасий не раз упоминает о том, что большое количество поклонов противоречит самому духу молитвы. Молитва является делом любви сыновней к своему Отцу, тогда как коленопреклонение не находится в соответствии с таким молитвенным настроением в ходе молитвы. Свт. Афанасию Сахарову принадлежит огромноегимнографическое и молитвенное наследие. Также Свт Афанасий много времени посвятил работе над сборником «Святая Русь», который является месяцесловом с тропарями и кондаками. Данный сборник дополнялся тропарями и кондаками примерно на 300 церковных памятных дат. В частности, речь идет о песнопениях русским, сербским, болгарским, румынским, грузинским, греческим и афонским святым, а также песнопениях в честь икон Божией Матери. Свт. Афанасием Сахаровым были самолично составлены песнопения на 13 памятных дат.Отношение свт. Афанасия к вновь написанным тропарям, кондакам и акафистам было достаточно критическим. В частности, он считал, что не следует вводить новые акафисты в состав Уставного богослужения, выражая солидарность с мнениемсвт. Филарета (Дроздова), что «большинство новых акафистов «не произведения Духа», а только произведения «литературы» и читающих «не возводят к созерцанию», а по, большей части, только «осыпают градом хвалебных слов, с напряженным усилием собранных».Свт. Афанасий Сахаров придавал огромное значение совместному служению евхаристии и частому причащению. Он исследовал вопросы совершения евхаристии в древней церкви, в том числе упоминал о совершении агапической трапезы.Заметим, что подобного рода практику приветствовал свт. Афанасий (Сахаров), который писал:«В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств». Для свт. Афанасия Сахарова были важны следующие аспекты Евхаристии:древние христиане понимали, какое счастье им дано в таинстве причащения, они каждый день приступали к Святой Чаше;вспоминал о правиле святых отцов, в котором предписывалось, что человек три воскресения не побывавший у литургии, лишается христианского погребения;литургию во время гонений совершали в катакомбах, не было у древних установленных молитв и обрядов;молитвы произносились не по молитвослову, а из сердца;обращает внимание на целование мира;разъясняет все части Божественной литургии, в том числе евхаристический канон.Свт. Афанасий также придавал значение условиям совершения Таинств. В Условия суть таковы: наличие освящённого храма от архиерея, либо наличие освящённого антиминса, чтобы совершить освящение храма по чину священническому; сам священник; облачения священнослужителей. А так же требования необходимые для совершения Таинства Евхаристии: просфоры и виноградное вино, к которым так же есть определённые требования. Также свт. Афанасий Сахаров акцентирует внимание на том, что священник, а также миряне, должны понимать различие между Таинством и обрядом.В целом, для православия характерно более углубленное сакральное восприятие Таинств. Более того, в католичестве можно видеть явление отождествления Таинства и обряда, тогда как в православии это является неправильным. Рассмотрим этот аспект более подробно. Что касается соотношения Таинства и обряда в русском религиозном сознании, то обряд выполняет функцию «дополнения» Таинства, его внешнего «выражения», которое помогает человеку осознать всю глубину совершаемого церковного Таинства. При всем многообразии составляющих черт русской религиозности можно выделить основные моменты, на которых останавливались исследователи религиозного поля русской души. Здесь речь идет о стремлении к единению, общинности вмиру и соборности в храме, преобладании обрядоверия, консерватизма, уверенности в существовании «более спасительного пути» за пределами обыденной жизни, эсхатологизме, смирении, представлении о необходимости страдания как знаке богоизбранности, обращенности религиозного сознания к будущему. Такая черта, как преобладание обрядоверия, стало причиной постепенного отождествления Таинства и обряда в русском религиозном сознании. Эта тенденция особенно стала усиливаться в 20 веке, что связано с процессом изменения религиозности, религиозного сознания русского народа. Эти изменения связаны с социальными и политическими потрясениями, постигшими Россию. Нельзя не сказать о влиянии индивидуализма, самосознания, рационализма, прагматизма на вышеназванный процесс. Эти черты стали постепенно проникать в русское религиозное сознание, вызывать в нем трансформации. В самом слове «обряд», если вслушаться в его звучание, можно услышать «обожествлённый ряд» или «божественный ряд». В обожествленном или божественном подразумевается то, что установлено или дано свыше. Ряд является определенной последовательностью, порядком действия. На основании этого можно сделать вывод о том, что обряд является установленным свыше порядком действий для того, чтобы достичь определенной цели в процессе религиозного служения. Раз этот порядок установлен свыше, то, следовательно, каждое действие, каждое движение в обряде должно обладать собственным смыслом, целью. Каждое действие и каждый предмет, слово, звучание, одежды, жесты, любое движение в обряде являются символ, обладающим глубоким духовным смыслом, определенной целью. Таинство в русском религиозном сознании означает принятие человеком Благодати. Благодать является своего рода Божественным Потоком, нисходящим к человеку из Высшего Мира. По сути, таинство является приближением к Божественному. Сфера Божественного является тайной. Соприкосновение с Высшим Миром и рассматривается как таинство. Когда в религиозной системе наблюдается преобладание формального подхода, а не живого и действенного, то и таинство сводится к неким формальным действиям, обязательным для прохождения группой людей - крещение, помазание. Обряд в качестве порядка внешних вспомогательных действий, может выполнять функцию сопровождения таинства. Таинство может выступать в качестве цели обряда, однако это не является обязательным. Для таинства не нужны какие-либо внешние действия. Что касается обряда, то его цели могут быть иными, отличными от только лишь получения таинства. Если обряд является порядком действий, данным свыше, то все в обряде должно носить осмысленный характер, каждое движение и действие обладают сакральным значением. К сожалению, на сегодняшний день многие знания относительно истинного смысла и цели действий в обряде утрачены. Когда обряд не обладает внутренним глубоким содержанием, когда утрачиваются знания, представляющие собой суть данного обряда, тогда обряд перестает выполнять задачу помощи человеку. Обряд утрачивает духовный смысл, низводится до уровня формальности, такой обряд не может привести к духовному перерождению или возрождению. К сожалению, на современном этапе мы можем наблюдать все эти негативные явления.Обряды участвуют в создании необходимой атмосферы, необходимого настроя, торжественности. Обряд выполняет задачу подготовки человеческой души и сознания к Таинству, к совершению духовного подвига.Свт. Афанасий Сахаров и сам старался показывать личный пример своим последователям.Он справедливо считал, что священник – это личный пример, пример для подражания остальных членов Церкви. Это предполагает безупречность морального облика пастырей. В своем 21-м слове архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов, указывая на недостойных священнослужителей, говорит, что есть «произведение человеческой милости, а не дело благодати Духа». ЗаключениеСвятитель Афанасий Сахаров прославился своим смирением, терпением и незлобием, а также и иными христианскими добродетелями. В любых жизненных испытаниях, тяготах и скорбях он не допускал уныния и недоверия к Богу, все тяготы он принимал как полезные и необходимые для обретения смирения. Даже по отношению к своим мучителям святитель Афанасий проявлял доброту, всегда боролся с ожесточением, не давал себе возможности впустить в свое сердце жестокость.Также свт. Афанасий Сахаров посвятил свою жизнь литургическим изысканиям, познанию подлинной сути церковной жизни, ее толкованию для простых христиан.Основное значение литургии, молитвы свт. Афанасий видит в том, что это есть Таинство, которое обладает глубочайшим духовным значением, ведь Таинства и участие в церковной жизни помогают верующему совершенствоваться, приближаться к Богу.Свт. Афанасий предостерегал от формального и небрежного отношения к богослужению, призывал думать о значении каждого слова, о подлинном смысле молитв, песнопений, настраивающих душу человека на возвышенный лад, заставляя его задумываться о своих грехах, о покаянии. Свт. Афанасий понимал, что в современной религиозности можно говорить о кризисе отношения к Таинствам и богослужению, молитвам. Они подчас низведены в религиозном сознании до уровня обряда – совершения неких действия ради достижения определенных, чаще всего материальных, целей. Афанасий Сахаров полагал, что это приводит к потребительскому отношению к вере, к таинствам. Верующие часто даже не знают подлинной сути и содержания Таинств, рассматривая их просто как церковный обряд – это полностью нивелирует все духовные усилия человека, направленные на процесс нравственного самосовершенствования. Список литературыАвва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии. //http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htmАндроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / науч. ред. прот. В. Цыпин, А. Назаренко. М., 2000. С. 346-371.Апушкина E. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) // Вест.рус. христиан. движения. — 1983. — № 107. — С. 170—211Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной. — М.: Новоспасский монастырь, 1997.Афанасий (Сахаров), свт. О шестопсалмии // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 1. стр. 28.Афанасий (Сахаров), свт. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 1995. № 1. стр. 91-101. Афанасий (Селичев), игумен. Епископ Афанасий (Сахаров) как хранитель церковных традиций в период гонений // Меневские чтения, 2006. — Сергиев Посад, 2007. — С. 60—82.Добротолюбие .Т. 1, изд. 4-е,доп. Гл 5. М., 1905. С. 145-146. Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. - М.: «Отчий дом», 2000. С. 3-21.Избранные письма святителя Афанасия (Сахарова).// http://predanie.ru/lib/book/read/197765/Косик О.В. Вклад святителя Афанасия (Сахарова) в сокровищницу русской культуры // V Валаамские образовательные чтения, посвященные 700-летию Преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в России. Материалы Конференции. Валаам, 2016. С. 108—116.Максим Каскун, свящ. Лекция о смирении.//http://bogovidec.ru/лекция-о-смирении-священник-максим-ка/Молитва всех вас спасёт. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и прим. О. В. Косик. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.Сажнов М., свящ. Незлобие – залог спасения.// http://www.diveevo.ru/2/0/1/3631/ Сахарова А. «Неперемолотый» владыка // Кифа : газета. — № 9 (147). — Июль 2012 года. Святитель Афанасий (Сахаров). «Какое великое утешение – вера наша!». Избранные письма. М.:ПСТГУ, 2012.Святитель Афанасий (Сахаров). Твой есмь аз: Сб. Писем. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец / авт.-сост. инокиня Сергия (Ежикова). — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. — 432 с. С. 78-82Священное Писание о смирении. //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3Серафим, свят. О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ//http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/smirenie.htmlТекст доклада Афанасия Сахарова см.: Священный Собор Православной Российской Церкви: из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме // Богословские труды. М., 1998. Сб. 34. С. 357-361.Христианское Смирение.// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4Шиманский Г. О терпении// http://www.pravoslavie.ru/sm/53548.htmШиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды [Электронный ресурс]. – М., 2003. – Режим доступа: http://www.typikon.ru/books/shimansky.pdfЯблоков И. Н. Религиоведение./И. Н. Яблоков. – М.: Высшая школа, 2005. – 508 с.
2. Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / науч. ред. прот. В. Цыпин, А. Назаренко. М., 2000. С. 346-371.
3. Апушкина E. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) // Вест. рус. христиан. движения. — 1983. — № 107. — С. 170—211
4. Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной. — М.: Новоспасский монастырь, 1997.
5. Афанасий (Сахаров), свт. О шестопсалмии // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 1. стр. 28.
6. Афанасий (Сахаров), свт. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 1995. № 1. стр. 91-101.
7. Афанасий (Селичев), игумен. Епископ Афанасий (Сахаров) как хранитель церковных традиций в период гонений // Меневские чтения, 2006. — Сергиев Посад, 2007. — С. 60—82.
8. Добротолюбие .Т. 1, изд. 4-е,доп. Гл 5. М., 1905. С. 145-146.
9. Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. - М.: «Отчий дом», 2000. С. 3-21.
10. Избранные письма святителя Афанасия (Сахарова).// http://predanie.ru/lib/book/read/197765/
11. Косик О.В. Вклад святителя Афанасия (Сахарова) в сокровищницу русской культуры // V Валаамские образовательные чтения, посвященные 700-летию Преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в России. Материалы Конференции. Валаам, 2016. С. 108—116.
12. Максим Каскун, свящ. Лекция о смирении.//http://bogovidec.ru/лекция-о-смирении-священник-максим-ка/
13. Молитва всех вас спасёт. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и прим. О. В. Косик. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
14. Сажнов М., свящ. Незлобие – залог спасения.// http://www.diveevo.ru/2/0/1/3631/
15. Сахарова А. «Неперемолотый» владыка // Кифа : газета. — № 9 (147). — Июль 2012 года.
16. Святитель Афанасий (Сахаров). «Какое великое утешение – вера наша!». Избранные письма. М.:ПСТГУ, 2012.
17. Святитель Афанасий (Сахаров). Твой есмь аз: Сб. Писем. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
18. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец / авт.-сост. инокиня Сергия (Ежикова). — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. — 432 с. С. 78-82
19. Священное Писание о смирении. //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
20. Серафим, свят. О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ//http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/smirenie.html
21. Текст доклада Афанасия Сахарова см.: Священный Собор Православной Российской Церкви: из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме // Богословские труды. М., 1998. Сб. 34. С. 357-361.
22. Христианское Смирение.// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
23. Шиманский Г. О терпении// http://www.pravoslavie.ru/sm/53548.htm
24. Шиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды [Электронный ресурс]. – М., 2003. – Режим доступа: http://www.typikon.ru/books/shimansky.pdf
25. Яблоков И. Н. Религиоведение./И. Н. Яблоков. – М.: Высшая школа, 2005. – 508 с.
Вопрос-ответ:
Какова церковная позиция святителя Афанасия Сахарова?
Церковная позиция святителя Афанасия Сахарова заключается в призыве верующих приближать свою домашнюю молитву к церковной.
Какие сыскания были важны в литургической деятельности святителя Афанасия Сахарова?
Важными в литургической деятельности святителя Афанасия Сахарова были его церковные сыскания, которые он использовал, чтобы указать верующим на важность использования церковных молитв в домашней молитве.
Какие значения имеют литургические сыскания святителя Афанасия Сахарова?
Литургические сыскания святителя Афанасия Сахарова имеют значение в том, что они помогают верующим приблизить свою домашнюю молитву к церковной и позволяют им использовать церковные молитвы в своей повседневной жизни.
Какие указания давал святитель Афанасий Сахаров верующим относительно своей домашней молитвы?
Святитель Афанасий Сахаров указывал верующим на необходимость приближения своей домашней молитвы к церковной и использования церковных молитв в своей повседневной жизни.
Как святитель Афанасий Сахаров относился к использованию церковных молитв в домашней молитве?
Святитель Афанасий Сахаров полагал, что миряне должны использовать церковные молитвы в своей домашней молитве, чтобы она была более близкой к церковной.
Какова церковная позиция святителя Афанасия Сахарова?
Церковная позиция святителя Афанасия Сахарова заключается в призыве приближать домашнюю молитву к церковной и использовать церковные молитвы в домашней практике.
Какие литургические сыскания сделал святитель Афанасий Сахаров?
Литургические сыскания святителя Афанасия Сахарова затрагивают вопросы о приближении домашней молитвы к церковной и использовании церковных молитв в домашней практике.
Какое значение имеют литургические сыскания святителя Афанасия Сахарова?
Литургические сыскания святителя Афанасия Сахарова имеют значение в практике верующих, они направляют на приближение домашней молитвы к церковной и на использование церковных молитв в домашней практике.
Какую роль играет приближение домашней молитвы к церковной по позиции святителя Афанасия Сахарова?
Приближение домашней молитвы к церковной по позиции святителя Афанасия Сахарова играет роль в укреплении веры и духовной практике верующих, создавая единое церковное пространство и обогащая домашнюю молитву церковными молитвами.
Почему святитель Афанасий Сахаров полагал, что миряне должны использовать церковные молитвы в домашней практике?
Святитель Афанасий Сахаров полагал, что использование церковных молитв в домашней практике приближает мирян к церкви и содействует их духовному росту и укреплению веры.
Какую позицию занимал святитель Афанасий Сахаров?
Святитель Афанасий Сахаров занимал позицию приверженца церковных традиций и призывал верующих приближать свою домашнюю молитву к церковной.
Какую роль играли литургические изыскания святителя Афанасия Сахарова?
Литургические изыскания святителя Афанасия Сахарова имели большое значение, так как он считал, что миряне должны использовать церковные молитвы не только в церкви, но и в домашнем обиходе.