Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 25 25 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.02.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Характеристика общения 6
2. Влияние игровой деятельности на развитие детской личности 10
3. Особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности 16
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с ребятами можно увидеть те же проблемы, что и в игровой деятельности. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником игры-разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется в поведении ребенка: в его взгляде в глаза, в сосредоточенности на словах взрослого, в ответах ребенка на все вопросы и высказывания воспитателя. Отталкиваясь от конкретных историй и перенося их в игру, можно перевести разговор на самые общие человеческие темы. При этом, как в случае формирования познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всей игры. Тему для игры можно удерживать наглядным материалом (картинки, иллюстрации, игрушки, дидактический материал), при этом заранее продумать и приготовить несколько личностных сюжетов для игры, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть творческие игры о качествах сверстников: о доброте, упрямстве, жадности («В гостях», «Идем на день рождения»). Сюжетно-ролевые игры о событиях из жизни ребенка: поход к папе на работу, просмотр фильма и т. д.), о различных профессиях взрослых и о тех качествах и умениях, которые требуют профессии врача, учителя, артиста, например, сюжетно-ролевая игры «Больница», «Магазин», «Семья» [8].Продолжительность такой личностной беседы, происходящей в игре, должен определять сам ребенок. Если вы почувствуете, что ребенок тяготится разговором и не может больше продолжать игру, лучше прекратить такую беседу и перевести данный сюжет игры в другой, добавив персонажей или пригласив поиграть в другую игру, например: «Пойдемте к кукле Маше пить чай, у нее сегодня День рождения».В деятельности педагогов при учете возрастных особенностей воспитуемых, среди которых естественная потребность подражать, стремление общаться в совместной игровой деятельности и относительный низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и т.п., надо акцентировать внимание в большей степени на обучении игре. Для чего применяют игру - занятие, игру - беседу, игру - драматизацию, совместную игру взрослого с воспитанниками вне занятий и в частности совместную игру младших и старших дошкольников. Взрослый, организуя игру с воспитуемыми, берет на себя некую роль, обладает возможностью продемонстрировать игровой процесс, указать в отношении взаимоотношений в будущих играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения воспитанника со взрослыми и другими детьми. Накопление социального опыта в совместной деятельности понимается в качестве необходимого условия, без которого не представить, как развиваются детские взаимоотношения.Взрослый совместно участвуя в игре с воспитуемыми, устанавливая более тесные контакты, способствует сближению, активизации игроков, созданию у воспитанников позитивного эмоционального отношения к деятельности. Дошкольник, совместно участвуя в игре со взрослыми, он хочет, чтобы его достойно похвалили, обратили внимания, позитивно оценили, вследствие чего у него развивается оценка своих умений и достоинств.Обучение игре должно сочетать в себе задачи умственного и нравственного воспитания воспитуемых, формирование общих интересов. Научить воспитанников самим развивать сюжетно-ролевую игру, формировать интереса к совместным играм и умение согласовывать свои действия с действиями других дошкольниковявляется педагогической задачей. Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре понимается в качестве овладения деятельностью по образцу. Естественное подражание воспитанника является главной предпосылкой, от которой зависит как результативно будут сформированы позитивные взаимоотношения.Развитие подражательной деятельности завис от того готовы ли психологически воспитуемые к такому процессу, им нужно интересоваться этой игрой. Кроме того, образец для подражания должен обладать особой силой воздействия, влиять на эмоциональную сферу воспитанников [3].Формируя позитивные взаимоотношения посредством совместной игра, игры-занятия нужно воспитывать нравственные чувства, среди которых, внимательность, сопереживание, забота, взаимопомощь и др. Вместе с этим формировать умения с вежливостью обращаться к другим с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и т.д.Повышение длительности совместных игр является один из существеннейших критериев взаимоотношений ребят. В начале года, когда у них нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, обычно, более длительные в сравнении с совместными.Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы ребят в них более устойчивы.В связи с этим, в образовательном процессе необходимо, в первую очередь, чтобы были обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта ребят, воспитания детской активности и самостоятельности в познании. Для этого применяют игру - беседу в качестве одно из методов, которые позволяли бы уточнить и обобщить конкретные знания и в частности упражнять ребят в использовании данных знаний. В отличие от игры - занятия игра-беседа обладает непосредственным влиянием на действительные отношения.Участие взрослого в игре не должно быть длительным и непрерывным, поскольку ребят могут потерять инициативу, активность, самостоятельность, попасть в определенную зависимость от взрослых. От этого игра может потерять большую часть собственного воспитательного значения.В ходе целенаправленной работы, когда образовательный процесс выстраивается при учете связей между самыми разными видами детской деятельности, прежде всего, между обучением и игрой, увеличивается уровень взаимоотношений дошкольников. Однако иногда отмечаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагогу необходимо учитывать данное обстоятельство и пытаться их объединить в самостоятельных играх [6].ЗаключениеОбщение является сложным процессом взаимодействия людей друг с другом, которая заключается в обмене информацией и в том числе в восприятии и понимании партнерами друг друга. В ходе общения происходит социализация индивида, приобщение его к духовной жизни социума, образование у него духовных и культурных потребностей. В связи с этим, общение является сложной коммуникативной человеческой деятельностью, чьим субъектом и объектом является личность, которая включена в общественные отношения.На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в личностном развитии детей. Направленность личности дошкольника выражается в его потребностях и мотивах. У дошкольника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для младшего дошкольника. У него по-прежнему выражена потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется. Вначале дошкольник вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. В ходе развития игровой деятельности дошкольники переходят от простейших, элементарных и готовых сюжетов к более сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически каждую сферу действительности. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. Игра в старшем дошкольном возрасте рассматривается в качестве однородной деятельности и имеющей единственную форму выражения. а протяжении старшего дошкольного возраста происходят существенные изменения в личностном развитии детей. Игра - это работа детей, но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. Взрослый ребенку друг, помощник, партнер. Игра является наиболее свободной и самостоятельной деятельностью ребенка. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности, и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.В игре дети постигают социальные отношения, учатся понимать другого человека, его чувства, мотивы его поступков, проигрывают неприятные ситуации, выражают собственные реакции на всё то, что особенно затронуло ребёнка, поразило его, заставило размышлять. И когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре. И это не удивительно: ведь воспитатель в саду – это Главный Взрослый для ребёнка. Как и в других видах деятельности, при организации совместной игры не имеет смысла давить на ребёнка или занимать доминирующую позицию. В процессе общения одной из наиболее ранимых потребностей является потребность в равенстве! Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра.Список литературыВолкова А.И. Психология общения. - Феникс, 2007. – 510 с.Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – МОДЭК, 2001. – 384 с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с. Максимова Л.И., Чемезова С.Г. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: Показать больше

1. Волкова А.И. Психология общения. - Феникс, 2007. – 510 с.
2. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.
3. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.
5. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – МОДЭК, 2001. – 384 с.
7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.
8. Максимова Л.И., Чемезова С.Г. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:

Вопрос-ответ:

Что такое игровая деятельность детей?

Игровая деятельность детей - это процесс игры, в котором дети через взаимодействие с игрушками, другими детьми и взрослыми развивают свои навыки, учатся коммуникативным стратегиям и осваивают социальные нормы.

Какова роль взрослых в общении с детьми в процессе игровой деятельности?

Взрослые играют важную роль в общении с детьми во время игры. Они должны показать детям, что игровая деятельность является частью их реальной жизни и отношений с другими людьми. Взрослые должны не только задавать вопросы детям, но и быть активными участниками игры, чтобы научить детей коммуникативным навыкам и социальной адаптации.

Каково влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка?

Игровая деятельность имеет значительное влияние на развитие детской личности. Через игру дети учатся самоанализу, самоопределению, саморегуляции и самовыражению. Они развивают такие навыки, как коммуникативные способности, творческое мышление, пространственное восприятие, воображение и эмоциональную интеллектуальность.

Какие особенности общения детей со взрослыми имеют место в процессе игровой деятельности?

В процессе игровой деятельности дети взаимодействуют с взрослыми по-особому. Они учатся принимать решения, сотрудничать, решать конфликты и делиться. Взрослые, в свою очередь, стимулируют детей к воображению, поддерживают их идеи, задают вопросы, помогают оценивать процесс игры и делиться эмоциями.

Какова цель общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности?

Целью общения детей со взрослыми в процессе игры - научиться эффективно общаться, развить навыки социальной адаптации и коммуникации, а также повысить самооценку и эмоциональную интеллектуальность. Взрослые играют роль наставников и помощников, которые поддерживают детей и формируют социально-познавательные навыки.

Какова характеристика общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности?

В процессе игровой деятельности дети активно взаимодействуют с взрослыми. Они общаются, задают вопросы, высказывают свои мысли, делятся эмоциями и ищут поддержку взрослых. Общение с взрослыми в игре помогает детям развивать навыки коммуникации и общения, а также укреплять взаимоотношения с окружающими.

Как влияет игровая деятельность на развитие детской личности?

Игровая деятельность имеет огромное значение для развития детской личности. В процессе игры дети осваивают навыки саморегуляции, развивают фантазию, творческое мышление и социальные навыки. Они учатся решать проблемы, работать в команде, соблюдать правила и принимать ответственность за свои действия. Игра также способствует развитию эмоционального интеллекта и самовыражения, помогает детям понимать и управлять своими эмоциями.

Какие особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности?

В процессе игровой деятельности дети активно взаимодействуют с взрослыми. Они спрашивают взрослого о правилах и целях игры, обсуждают игровые ситуации, делятся своими мыслями и эмоциями. Взрослый в игре должен быть активным, поддерживать и направлять игровой процесс, создавая комфортную атмосферу для общения и развития детей.

Каким образом взрослый должен показать ребенку, что в его отношениях с ребятами можно увидеть те же проблемы, что и в игровой деятельности?

Взрослый должен активно включаться в общение детей и показывать, что игровые ситуации могут быть подобными ситуациям, возникающим в реальной жизни. Он должен стимулировать ребенка задавать вопросы, высказывать свои мысли и эмоции, а также учить детей анализировать и решать возникающие проблемы. Взрослый должен быть примером для детей и помогать им развивать навыки коммуникации и конструктивного взаимодействия.

Какое влияние оказывает игровая деятельность на развитие детской личности?

Игровая деятельность имеет огромное влияние на развитие детской личности. В процессе игры ребенок развивает свою фантазию, креативность, логическое мышление, а также учится общаться и распределять роли. Игра помогает развивать социально-эмоциональные навыки, осознание себя и других людей. Она также способствует физическому развитию, улучшает координацию движений и грубую моторику. Игровая деятельность является важным элементом в развитии детей и помогает им стать уверенными и самостоятельными личностями.

Какие особенности есть в общении детей со взрослыми в процессе игровой деятельности?

В общении детей со взрослыми в процессе игровой деятельности есть несколько особенностей. Во-первых, взрослый должен быть активным участником игры и показывать ребенку, что взрослый понимает и уважает его интересы. Взрослый должен задавать вопросы ребенку и выражать интерес к его мыслям и идеям. Во-вторых, взрослый должен помогать ребенку развивать коммуникативные навыки и учить его эмоциональной выразительности. В-третьих, взрослый должен создавать атмосферу взаимного доверия и уважения, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно в выражении своих мыслей и чувств.