Агрессивность в обществе как социально педагогическая проблема
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 04.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие агрессивности 6
2. Причины формирования агрессивного поведения подростков 11
3. Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения: 15
понятие, принципы, формы, направления, методы 15
Заключение 19
Список литературы 21
С данными эмоциями подростки не могут справиться. За агрессивным поведением, чаще всего, скрывается разочарование, неудовлетворенность, отверженность. Без позитивного внимания и принятия личности подростка со стороны социального педагога и психолога вся работа по социально-педагогической коррекции будет обречена на неудачу, поскольку он, наверняка, потеряет доверие к социальному педагогу и психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Ля того, чтобы провести успешную социально-педагогическую коррекцию агрессивного поведения выделяют следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагогических работников, социального педагога и психолога с несовершеннолетним в процессе совместной работы: Контакт с подростком; уважительное отношение к его личности. Позитивное внимание к внутреннему миру подстрока. Безоценочное восприятие личности подростка, принятие его в целом. Сотрудничество с подростком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки способов саморегуляции и контроля [13]. В. И. Долгова выделила наиболее результативные, как она считает, методы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков: Групповая дискуссия, строящаяся посредством обсуждения участниками конкретных ситуаций либо позиций, рассмотрение их с различных точек зрения. Вследствие групповой дискуссии первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и приобретают характер единого, разделяемого усредненного мнения – групповой нормализации. Анализ ситуаций, которые предлагаются в игровой форме и моделируют жизненные ситуации детей: дает возможность детямпроанализировать собственное поведение, исходя из проигрываемых ситуаций, мнений, поведения иных участников. Игра как активность личности, которая направлена на условное моделирование некоей развернутой деятельности, как форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах реализации действий предметных, в предметах науки и культуры. Ролевая игра в качестве элемента психодрамы, исполнение ее участниками самых разных ролей, значимых для них в действительной жизни; символическая игра – вид игры, в которой действительность воспроизводится в виде символов либо знаков, а действия игровые выполняются в абстрактной символической форме. Работа в парах, тройках, микрoгруппах применяется при отработке умений либо на любой другойстадии занятий [15]. Голоухова Г.Н. предполагает, что социально-педагогическая коррекция включает в себя широкий арсенал методов, главные, из которых: коррекция путем творческого самовыражения; путем сублимирования агрессии в социально одобряемую деятельность (к примеру, спорт); путем участия в тренинговой группе; коррекция посредством поведенческих методов [12]. Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте обладает особым значением по следующим причинам: если агрессивное поведение не подвергается коррекции, то оно закрепляется и развивается; подростковая агрессивность тесно связана с серьезными проблемами во взрослой жизни; агрессивность родителей ведет к агрессивному поведению детей и умножению его в последующем поколении; за проявления агрессивности расплачиваются как жертва и агрессор, так и социум (затраты, лечение, содержание, обучение) [17]. Н.В. Самоукина считает, что важным представляются общие рекомендации, для ведущего социально-педагогической коррекции: четко сформулировать цель и тему занятий; установить время дискуссии и процедуру обсуждения; добиваться однозначного понимания проблемы всеми участниками беседы либо дискуссии; создать доброжелательную атмосферу в группе; создать условия, которые бы активизировали всех участников дискуссии; держать группу в рамках поставленной проблемы; добиться лаконичности высказываний и ясности аргументаций;рассмотреть все аспекты проблемы – собрать все предложения; обобщить и сгруппировать все мнения – четко ясно подвести итоги; сопоставить итоги с целью, выяснить дополнительные предложения [18]. Таким образом, социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения представляет собой систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков поведения человека посредством специальных социально-педагогических средств и методов воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и пр. ЗаключениеВ качестве перспективы можно определить такие направления исследования, как: 1) обоснование педагогических условий привлечения родителей в качестве социальных партнеров во все мероприятия Программы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков; 2) разработка комплексной программы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков с определением конкретного механизма работы по данной проблеме со стороны психолога, социального педагога и классного руководителя и др.Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы: 1) необходимо установить контакт с подростком; 2) безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности; 3) положительно относиться к его внутреннему миру.Направления коррекционной работы включают: 1) обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом); 2) обучение понижения уровня тревожности; 3) формирование понимания личностных эмоций, развитие эмпатии; 4) развитие положительной самооценки.При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором. Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать. Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным.Список литературыБандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 510 с.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2009. – 97 стр. Воробьеʙа, К. А. Профилактика агрессиʙности ʙ подросткоʙой среде / К. А. Воробьеʙа // Воспитание школьникоʙ. — № 6. - 2012. — С. 55–61.Гуляева К.Ю. Агрессивное поведение подростков и его коррекция. // Омский научный вестник. - №, 2007. – С. 107-110.Данилова М. В., Волгина Т. Г. Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 451-454. Захаренко Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 783-786. Истрофилова О.И.И Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014. – 244 с.Любякин, А. А. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек / А. А. Любякин, Н. А. Позднякова // Психология. - 2011. - № 4. - С. 7-14.Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито, 2009. - 181 с.Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – Спб.: Питер, 2007. – 736 с.Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. — М: Форум, 2012. — 160 с. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Н. М. Платонова. - СПб. : Речь, 2004. - 336 с.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2012. – С. 216-251. Силаева Я.В. Психологические причины возникновения агрессивного поведения у подростков и условия его коррекции. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - №, 2009. – С. 215-222. Сторожук С.И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков. // Преподаватель ХХI век. - №, 2010. – С. 173-177.Сурова Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 154-157. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 2014. – 447 с. Фурманов,И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - М.: Наука, 2002. - 192 с.Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского гос. ун-та. — 2010. — № 1. — С. 49–53. Шунчева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. // Инновационная наука. - №, 2. – С. 198-200.
1. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 510 с.
3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2009. – 97 стр.
4. Воробьеʙа, К. А. Профилактика агрессиʙности ʙ подросткоʙой среде / К. А. Воробьеʙа // Воспитание школьникоʙ. — № 6. - 2012. — С. 55–61.
5. Гуляева К.Ю. Агрессивное поведение подростков и его коррекция. // Омский научный вестник. - №, 2007. – С. 107-110.
6. Данилова М. В., Волгина Т. Г. Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 451-454.
7. Захаренко Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 783-786.
8. Истрофилова О.И.И Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014. – 244 с.
9. Любякин, А. А. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек / А. А. Любякин, Н. А. Позднякова // Психология. - 2011. - № 4. - С. 7-14.
10. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито, 2009. - 181 с.
11. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – Спб.: Питер, 2007. – 736 с.
12. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. — М: Форум, 2012. — 160 с.
13. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Н. М. Платонова. - СПб. : Речь, 2004. - 336 с.
14. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.
15. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2012. – С. 216-251.
16. Силаева Я.В. Психологические причины возникновения агрессивного поведения у подростков и условия его коррекции. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - №, 2009. – С. 215-222.
17. Сторожук С.И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков. // Преподаватель ХХI век. - №, 2010. – С. 173-177.
18. Сурова Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 154-157.
19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 2014. – 447 с.
20. Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - М.: Наука, 2002. - 192 с.
21. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.
22. Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского гос. ун-та. — 2010. — № 1. — С. 49–53.
23. Шунчева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. // Инновационная наука. - №, 2. – С. 198-200.
Вопрос-ответ:
Почему агрессивное поведение становится проблемой для общества?
Агрессивное поведение становится проблемой для общества, так как оно приводит к нарушению общественной гармонии, создает опасность для окружающих, разрушает социальные связи и влияет на психологическое состояние людей.
Какие причины способствуют формированию агрессивного поведения у подростков?
Формированию агрессивного поведения у подростков способствуют различные причины. Некоторыми из них являются отсутствие позитивного внимания и принятия со стороны окружающих, разочарование, неудовлетворенность, ощущение отверженности и неполноценности.
Какие принципы рекомендуется соблюдать при социально педагогической коррекции агрессивного поведения?
При социально педагогической коррекции агрессивного поведения рекомендуется соблюдать принципы индивидуальности, комплексного подхода, постоянного контроля и оценки результатов, сотрудничества с родителями и другими специалистами.
Какие методы можно использовать при социально педагогической коррекции агрессивного поведения подростков?
Для социально педагогической коррекции агрессивного поведения подростков можно использовать такие методы, как тренинги по развитию социальных навыков, психотерапевтические беседы, игровые техники, работа с источниками негативного влияния, формирование позитивной мотивации и др.
Чему могут помочь подросткам, которые не могут справиться с агрессивными эмоциями?
Подросткам, которые не могут справиться с агрессивными эмоциями, может помочь позитивное внимание и принятие со стороны окружающих, развитие социальных навыков, работа над самооценкой, психологическая поддержка и консультирование, участие в спортивных и художественных кружках, а также другие методы и подходы социальной педагогики.
Какая роль агрессивности в обществе?
Агрессивность в обществе играет роль социально-педагогической проблемы, так как негативно влияет на межличностные отношения, формирование личности, и может привести к насилию и конфликтам.
От чего зависит формирование агрессивного поведения подростков?
Формирование агрессивного поведения подростков зависит от множества факторов, включая семейное воспитание, обучение, окружающую среду, психологический климат в обществе и другие.
Какими методами можно корректировать агрессивное поведение?
Агрессивное поведение можно корректировать через социально-педагогическую коррекцию. Это включает в себя принципы формы направления и методы, которые помогают подросткам управлять своими эмоциями и развивать конструктивные способы взаимодействия.
Какие причины скрываются за агрессивностью подростков?
За агрессивностью подростков чаще всего скрываются разочарование, неудовлетворенность и отверженность. Подростки часто испытывают дефицит позитивного внимания и принятия, что может привести к проявлению агрессии.
Какие последствия может иметь агрессивное поведение в обществе?
Агрессивное поведение в обществе может иметь серьезные последствия, такие как насилие, конфликты, психологические проблемы, снижение качества жизни и разрушение межличностных отношений.