Коррекция субъективно оценки межличностных отношений у пациентов с онкологией жкт

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 74 74 страницы
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 12.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 7
1. Теоретическое аспекты исследования межличностных отношений у пациентов с новообразованиями ЖКТ 9
1.1. Характеристика межличностных отношений у пациентов с новообразованиями ЖКТ 9
1.2. Психологические особенности пациентов с новообразованиями ЖКТ 12
1.3. Возможности коррекционной работы межличностных отношений у пациентов с новообразоями ЖКТ 17
Выводы по 1 главе 24
2. Эмпирическое исследование личностных особенностей и межличностных отношений у пациентов с новообразоями жкт 26
2.1. Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования 26
2.2. Программа коррекции коммуникативных особенностей лиц с новообразованиями ЖКТ 32
2.3. Оценка эффективности программы коррекции межличностных отношений у пациентов с новообразованиями ЖКТ 34
Выводы по 2 главе 41
Список литературы 45
Приложение 51
Фрагмент для ознакомления

Группа разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
2. Рефлексия
Занятие № 5.
Цель занятия заключается в совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне
1. Упражнение «Техника активного слушания ».
Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.
Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.
Заранее благодарим Вас!
1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?
2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?
3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?
4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?
5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?
6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?
9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?
10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?
11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?
13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?
15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?
16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?
 
Обработка результатов подсчитывается количество ответов

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания
- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.
Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.
- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).
Бланк протокола ответов дается в приложении.
Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа" Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.
Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.
Типичные приемы слушания:
1. Глухое молчание
2. Угу-поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).
3. Эхо - повторение последних слов собеседника.
4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.
5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("ну и...", "ну и что дальше ?", "давай-давай" и т п.).
7. Уточняющие вопросы - вопросы типа "что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".
8. Наводящие вопросы - вопросы типа "что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.
9. Оценки, советы
10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".
11. Эмоции- "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.
12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).
После  ознакомления  со  списком   ведущий   предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

2.Обратная связь
Занятие № 6.
Цель занятия заключается в ознакомлении с различными методами выражения негативных эмоций и правильному поведению в конфликте.
Упражнение «Спор при свидетеле».
Пациенты разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.
По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
• "Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?";
• "Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?";
• "Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".
2. Обратная связь
Занятие № 7.
Цель занятия:. : формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты
1.Упражнение «Карусель».
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и попрощаться .
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

2. рефлексиия
Занятие № 8.
Цель занятия: Управление эмоциями.
1.Упражнение «Цвета и чувства».
Инструкция: сейчас мы предлагаем вам последовать свои эмоции при помощи метафорических карт. Вам нужно будет выбрать 2 карты открытым способом. Первая карта - положительная эмоция, вторая карта - отрицательная.
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите эмоции, которые вызывают у вас эти карты?
2. Чем помогают и чем мешают мне эти эмоции?
3. Какие способы управления эмоциями вы знаете сами и используете в своей жизни?
4.После этого необходимо объединиться в пары (тройки) для обсуждения.
2. Упражнение «Трансформация чувств».
Изобразить на рисунке эмоцию и переделать ее во что-то новое.
Для этого опустить еще не высохший рисунок в воду, достать лист, расправить его и наклеить на чистый лист бумаги. По мокрой бумаге нарисовать новый рисунок. Получилось ли у вас изменить свой рисунок? Какие чувства это вызвало? Поблагодарите себя за эту работу.
3. Обратная связь
С чем вы уходите? Что вы получили сегодня на нашем мастер-классе? Соответствует ли то, что вы получили, вашим ожиданиям?
Занятие № 9.
Цель занятия: Развитие эмоциональной грамотности. Обучение способам эмоциональной разрядки.
Упражнение «Если бы ты был цветом».
Участникам предлагается по кругу рассказать свою фантазию относительно сидящего рядом участника на тему: «Если бы ты был цветом, то ты был бы…, потому что…». Свое мнение нужно обосновать. Например: «Если бы ты бал цветом, то ты был бы желтым, потому что ты всегда освещаешь, даришь тепло, но ты можешь обжечь, если тебе надо себя защитить.

Упражнение «Радуга чувств».
Материалы: листы А4 по 2 для каждого участника. Наборы фломастеров, карандашей.
«Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком…
Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется – главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства…
А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.
Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.
Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни».
Обсуждение: «Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?
3.Рефлексия
Занятие № 10.
Цель занятия: совершенствование коммуникативной культуры
1. Упражнение «Последняя встреча».
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
2. Подведение итогов
На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.).
Это и получается тот багаж, который забирает с тобой после коррекционых занятий



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест Q- сортировка, методика В.Стефенсона метод q-sort tehnique: 
Диагностика межличностных отношений.
Инструкция к тесту
Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы.
Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.
Тестовый материал
Обычно (1), часто (2), иногда (3), по случаю (4), редко (5), никогда (6)
Стремлюсь быть вместе со всеми.
Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
Становлюсь членом различных групп.
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Стремлюсь задействовать других в своих планах.
Позволяю другим судить о том, что я делаю.
Стараюсь быть среди людей.
Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
Легко подчиняюсь другим.
Стараюсь избегать одиночества.
Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
Относится к: большинству людей (1), многим людям (2), некоторым людям (3), нескольким людям (4), одному-двум людям (5), ни к кому (6)
Стремлюсь относиться к другим приятельски.
Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.
Предоставляю другим руководить ходом событий.
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
Позволяю другим судить о том, что я делаю.
С другими веду себя холодно и безразлично.
Легко подчиняюсь другим.
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Относится к: большинству людей (1), многим людям (2), некоторым людям (3), нескольким людям (4), одному-двум людям (5), ни к кому (6)
Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
Обычно (1), часто (2), иногда (3), по случаю (4), редко (5), никогда (6)
В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
В обществе стараюсь руководить ходом событий.
Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
В обществе руковожу ходом событий.

Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО)
Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем.
У человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:
1) биологические потребности возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и организмом;
2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;
3) хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.
Если у ребенка фрустрировалось удовлетворение межличностных потребностей, то как следствие у него сформировались характерные способы адаптации. Эти способы, формирующиеся в детстве, продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичный способ ориентации индивида в социальной среде.
Потребность включения. Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.
Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:
1) от индивида к другим людям – диапазон от «устанавливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавливает контакты ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».
На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя: 1) интерес субъекта к другим людям; 2) интерес других людей к субъекту. С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.
Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, – другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.
Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.
Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда – доминирование.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.
Потребность контроля. Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»;
2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют».
На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает: 1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей.
На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» – прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» – яркий пример большой необходимости во включении и малой – в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.
В отношении «родитель-ребенок» может быть два экстремума: от сильно ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и, при том подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.
Межличностная потребность в аффекте. Она определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Потребность этого типа касается, прежде всего, парных отношений.
Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям – в диапазоне от «завязывают близкие личные отношения с каждым» до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индивидом».
На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Оно включает: 1) способность любить остальных людей в достаточной степени; 2) понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.
Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.
Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в группах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами группы.
В детстве, если ребенок воспитывается неадекватно в эмоциональном плане, то у него может сформироваться чувство страха, которое впоследствии он может попытаться преодолеть разными способами: либо замыкание в себе, т.е. избеганием близких эмоциональных контактов, либо попыткой вести себя внешне приятельски.
По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается, прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция касаются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение – эмоционально близким или далеким.
Короче говоря, включение можно охарактеризовать словами «внутри-снаружи», контроль – «вверху-внизу», а аффекцию – «близко-далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция – это всегда отношения в паре, включение – это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям.
Предыдущие формулировки подтверждают межличностный характер этих потребностей. Для нормального функционирования индивида необходимо, чтобы существовало равновесие в трех областях межличностных потребностей между ним и окружающими людьми.

Инструкция. Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Ключ к тесту
Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО). Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в 1 балл, при несовпадении – 0 баллов.
Интерпретация рзультатов теста
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее описание поведения:
Включение:
Ie – низкое; означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать;
Ie – высокое; предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое; предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей;
Iw – высокое; предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним.
Контроль:
Се – низкое; означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се – высокое; означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw – низкое; предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw – высокое; отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
Аффект:
Ае – низкое; означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае – высокое; предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw – низкое; означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw – высокое; типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 – экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер.
2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.
4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета.
Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.
Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)
Включение:
Выраженное поведение. Ie – стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.
Требуемое поведение. Iw – стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
Контроль:
Выраженное поведение. Се – пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.
Требуемое поведение. Сw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
Аффект:
Выраженное поведение. Ae – стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.
Требуемое поведение. Aw – стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.
Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e – W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.












77




45



#

1. Адлейба С.Т., Сидоров А.В., Когония Л.М. Улучшение качества жизни пациентки c гисо на фоне проведения таргетной терапии препаратом - ингибитором рецепторных и нерецепторных тирозикиназ. // Евразийское Научное Объединение. 2018. № 10-2 (44). С. 83-86
2. Андрейчук К.А., Баринов О.В., Берия Н.В., Бисенков Л.Н., Гавриленков В.И., Грицаенко Д.П., Гриценко В.В., Давыденко В.В., Диденко М.В., Дзидзава И.И., Дойников Д.Н., Корнев М.А., Котив Б.Н., Кузнецов И.М., Макаренко Е.П., Плешаков В.Т., Сурков М.В., Синенченко Г.И., Сазонов А.Б., Трофимов В.М. и др. Госпитальная хирургия. Учебник для медицинских вузов: в 2 томах / Под редакцией профессора Б. Н. Котива и профессора Л. Н. Бисенкова. Санкт - Петербург, 2019. Том 1 (2-е издание, переработанное и дополненное)
3. Бутов М.А., Жесткова Т.В., Маслова О.А. Язвенная болезнь и трофологический статус пациентов // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2015. - №1. - С. 84-89
4. Бутов М.А., Жесткова Т.В., Связь трофологического статуса с течением язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2014. - No 9 (109). - С. 44-47
5. Донюш Е.К., Тиганова О.А., Абузин М.Н., Бельмер С.В. Диагностика и лечение гастроэнтерологических осложнений химиотерапии у онкогематологических больных в педиатрической практике. // Лечащий врач. 2017. № 1. С. 27
6. Зайцева А.А., Богданова Т.М. Онкологические аспекты органов желудочно-кишечного тракта // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 6
7. Кащенко В.А., Карачун А.М., Орлова Р.В., Пелипась Ю.В., Петрова В.В., Непомнящая С.Л., Глузман М.И., Бескровный Е.Г. Особенности хирургического подхода в лечении гастроинтестинальных стромальных опухолей. // Вестник хирургии имени И.И. Грекова. 2017;176(2):22-27
8. Колесников Е.Н., Базаев А.Л., Златник Е.Ю., Новикова И.А., Ульянова Е.П., Шульгина О.Г., Попович О.А., Трифанов В.С., Кожушко М.А., Санамянц С.В., Харин Л.В., Кациева Т.Б., Мезенцев С.С. Экспрессия некоторых молекулярно-биологических маркеров при раке пищевода в зависимости от стадий заболевания и степени дифференцировки. // Медицинский вестник Юга России. 2018. Т. 9. № 1. С. 63-69
9. Коханенко Н.Ю., Моргошия Т.Ш. Нейроэндокринные опухоли поджелудочной железы. // Санкт-Петербург, 2017. Сер. Библиотека педиатрического университета
10. Коханенко Н.Ю., Моргошия Т.Ш. Нейроэндокринные опухоли поджелудочной железы. // Учебное пособие / Санкт-Петербургский Государственный Педиатрический Медицинский Университет. Санкт-Петербург, 2017
11. Литвинова Е.С., Горяинова Г.Н. Клинико-морфологический анализ онкопатологии печени и поджелудочной железы. // Региональный вестник. 2019. № 24 (39). С. 7-9
12. Лукманов И.Р. Патоморфология и некоторые аспекты морфогенеза гастроинтестинальных стромальных опухолей ЖКТ у сирийских хомяков на фоне суперинвазионного описторхоза. // Научный медицинский вестник Югры. 2015. № 1-2 (7-8). С. 312-314
13. Мирончев А.О., Каган И.И., Мирончев О.В., Самойлов П.В Морфологические изменения пищевода при аденокарциноме и плоскоклеточном раке. // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2014. - №11 (111). - С. 61-64
14. Орлова Р. В. Коррекция желудочно-кишечных осложнений у онкологических больных. Практическая онкология: избранные лекции. СПб, 2016. С. 44-48
15. Осипова А.С., Саитова Ю.К., Стяжкина С.Н. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и её осложнения - 2017. Ижевск 68 С
16. ПатюткоЮ.И., ПодлужныйД.В., СоловьёваО.Н., ГорбуноваВ.А., МатвеевВ.Б., ДелекторскаяВ.В., КозловН.А., СяодунД. Клинический случай: нейроэндокринная опухоль тонкой кишки - метастазы в печени, поджелудочной железе и почке.редкость наблюдения. // Российский онкологический журнал. 2018. Т. 23. № 1. С. 20-23
17. Пахомова И.Г., Апэрече Б.С. Перспективы использования оксид азота-ассоциированного нестероидного противовоспалительного препарата - амтолметингуацила. // ConsiliumMedicum. 2014. Т. 16. № 9. С. 89-94
18. Пономарева Т.В., Романович И.К., Бисениекс Э.А., Вартанян Л.П., Ершов Э.Б., Меркушев Г.Н. Дигидропиридины в лечении и профилактике лучевых поражений. // Санкт-Петербург, 2018. Том Книга II Антиканцерогенные, стресспротективные свойства и радиосенсибилизирующее действие 1,4-дигидропиридинов и 1,4-дигидроинденопиридинов. Экспериментальные исследования
19. Рубенштейн Э.Б., Петерсон Д.Е., Шуберт М., Кифи Д., МакГир Д., Эпштайн Д., Элтинг Л.С., Фокс Ф.С., Кукслей К., Сонис Ш.Т. Практическое клиническое руководство по профилактике и лечению орального мукозита и мукозита желудочно-кишечного тракта после противоопухолевой раковой терапии. // Современная стоматология. 2014. № 3 (72). С. 119.
20. Рубенштейн Э.Б., Петерсон Д.Е., Шуберт М., Кифи Д., МакГир Д., Эпштайн Д., Элтинг Л.С., Фокс Ф.С., Кукслей К., Сонис Ш.Т. Практическое клиническое руководство по профилактике и лечению орального мукозита и мукозита желудочно-кишечного тракта после противоопухолевой раковой терапии. // Современная стоматология. 2014. № 2 (71). С. 114
21. Саржевский В. О., Смирнова Е. Г., Мельниченко В. Я. Изменения желудочно-кишечного тракта при высокодозной химиотерапии и аутологичной трансплантации костного мозга у пациентов с онкогематологическими заболеваниями // Клиническая онкогематология. 2014; 7 (3): 43-353
22. Солопова Г.Г., Рачков В.Е., Ускова Н.Г., Оганесян Р.С., Коновалов Д.М., Новичкова Г.А. Мукормикоз гастроинтестинальной локализации у пациента с острым миелобластным лейкозом. // Вопросы гематологии/онкологии и иммунопатологии в педиатрии. 2014. Т. 13. № 4. С. 69-74
23. Спичак И.И., Копытова Е.В. Применение полиионного раствора реамберина в медицине и опыт его использования в детской онкологии. // Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2018. Т. 7. № 5. С. 47-55
24. Спичак И.И., Наумов П.В., Волосников Д.К. Опыт применения препарата «Реамберин» в детской онкологической практике. Педиатрический вестник Южного Урала. 2014;1-2:74-78
25. Тер-Ованесов М.Д., Левицкий А.В. Достижения в клинической онкологии опухолей ЖКТ в 2010 году: шаги вперед или реминисценции прошлого? // Практическая онкология. - 2011. - Т.12. - №1. - С.17-25
26. Третьякович А.Г., Пищинский И.А., Хотайт А.Х. Проявления в полости рта токсичности химиотерапевтических препаратов у пациентов с онкологическими заболеваниями ЖКТ. // Медицинский журнал. 2013. № 3 (45). С. 26-30
27. Улитина Н.Н., Кашкова М.Д. Особенности изменений показателей белкового и ферментного обмена при некоторых патологий желудочно-кишечного тракта. // В сборнике: Естественные науки и медицина: теория и практика. Сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. 2019. С. 14-20
28. Черенков В.Г., Петров А.Б., Шпенкова А.А., Васильева Т.М. Применение реамбеирина для снижения опухолевой интоксикации при циторедуктивнойполихимиотерапии рака яичников III-IV стадии. Вопросы онкологии. 2012;1:110-114
29. Шерстнев Д.Г., Шелехова Т.В., Богова В.С. Эпидемиологические данные заболеваемости иммунной тромбоцитопенией у детей в Саратовской области за 10-летний период. // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2019. Т. 6. № S1. С. 44-45
30. Bruix J, Merle P, Granito A, et al. 18-th World Congress on Gastrointestinal Cancer. Abstract number LBA-03. Presented 30 June 2016
31. ESMO/European Sarcoma Network Working Group. Gastrointestinal stromal tumours: ESMO clinical practice guidelines for diagnosis, treatment and follow-up. Ann. Oncol. 2014. Vol. 25. Suppl. 3. pp. 321-326
32. Johnson D.M., Heijman J., Bode E.F., Greensmith D.J., van der Linde H., Abi-Gerges N., Eisner D.A., Trafford A.W., Volders P.G. Diastolic spontaneous calcium release from the sarcoplasmic reticulum increases beat - to - beat variability of repolarization in canine ventricular myocytes after β-adrenergic stimulation // Circ Res. 2017. Vol.112. 2Р. 46-56
33. Kim H.Y. The methionine sulfoxide reduction system: selenium utilization and methionine sulfoxidereductase enzymes and their functions // Antioxid Redox Signal. 2018 Jan 22.
34. Kim SJ, Rha SY, Song SK, Namkoong K, Chung HC, Yoon SH, Kim GM, Kim KR. Prevalence and associated factors of psychological distress among Korean cancer patients. Gen Hosp Psychiatry. 2018;33(3):246–52.
35. Lenart A, Pawłowski K. Intersection of selenoproteins and kinase signaling // BiochimBiophysActa. 2018. Vol.1834. Р. 1279-1284
36. Liu J., Li F., Rozovsky S. The intrinsically disordered membrane protein selenoprotein S is a reductase in vitro // Biochemistry. 2013. Vol.52. Р. 3051-3061
37. Misra S., Boylan M., Selvam A., Spallholz J. E., Björnstedt M. Redox - active selenium compounds - From toxicity and cell death to cancer treatment // Nutrients, 2018, Vol.7, №5, Р. 3536-3556
38. Spitaleri G., Biffi R., Barberis M. et al. Inactivity of imatinib in gastrointestinal stromal tumors (GISTs) harboring a KIT activation-loop domain mutation (exon 17 mutation pN822K). OncoTargetsTher. 2015. Vol. 8. pp. 1997-2003
39. Suzuki S., Pitchakarn P., Ogawa K., Naiki-Ito A., Chewonarin T., Punfa W., Asamoto M., Shirai T., Takahashi S. Expression of glutathione peroxidase 2 is associated with not only early hepatocarcinogenesis but also late stage metastasis //Toxicology. 2015 Jul 15. pii: S0300- 483X(13)00174-1
40. Wang L., Yu X., Li J., Zhang Z., Hou J., Li F. Prognostic significance of p53 expression in patients with esophageal Cancer: a meta-analysis BMC. // Cancer. - 2016. - №16. - С. 373
41. Wei W., Wang Y., Yu X., Ye L., Jiang Y., Cheng Y. Expression of TP53, BCL-2, and VEGFA Genes in Esophagus Carcinoma and its Biological Significance. // Med SciMonit. - 2015. - №21. - С. 3016-3022

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты исследуют межличностные отношения у пациентов с онкологией ЖКТ?

Теоретические аспекты исследования межличностных отношений у пациентов с онкологией ЖКТ включают изучение особенностей этих отношений, влияние онкологического заболевания на межличностную сферу пациентов, а также возможные психологические проблемы, которые могут возникать в рамках отношений с близкими, врачами и другими людьми.

Каковы характеристики межличностных отношений у пациентов с онкологией ЖКТ?

Межличностные отношения у пациентов с онкологией ЖКТ могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей каждого пациента. Однако, в целом, такие отношения могут быть напряженными, изменившимися после установления диагноза, потерей уверенности, страхом перед будущим и другими эмоциональными трудностями.

Какие психологические особенности имеют пациенты с онкологией ЖКТ?

Пациенты с онкологией ЖКТ могут испытывать широкий спектр психологических особенностей. К ним относятся страх, тревога, депрессия, снижение самооценки, изменение психологического и эмоционального состояния, а также сложности во взаимодействии с окружающими.

Какую коррекционную работу можно проводить с межличностными отношениями у пациентов с онкологией ЖКТ?

Коррекционная работа с межличностными отношениями у пациентов с онкологией ЖКТ может включать психологическую поддержку, консультирование по вопросам коммуникации и эмоциональной поддержки, тренинги по развитию навыков общения, семейную терапию и другие методы психологической помощи, направленные на улучшение отношений с окружающими.

Какие особенности характеризуют межличностные отношения у пациентов с онкологией ЖКТ?

У пациентов с онкологией ЖКТ часто наблюдаются проблемы в межличностных отношениях, такие как социальная изоляция, страх отвержения, чувство вины и неполноценности. Они могут испытывать трудности в установлении и поддержании близких контактов с другими людьми. Кроме того, пациенты могут испытывать эмоциональные и психологические изменения, которые также влияют на их межличностные отношения.

Какие психологические особенности характерны для пациентов с онкологией ЖКТ?

Пациенты с онкологией ЖКТ могут испытывать различные психологические особенности, такие как депрессия, тревога, страх перед смертью, низкое самооценка. Они часто сталкиваются с неопределенностью будущего, сомнениями и страхом перед последствиями болезни. Эти факторы могут оказывать негативное влияние на их межличностные отношения.

Как можно корректировать межличностные отношения у пациентов с онкологией ЖКТ?

Для коррекции межличностных отношений у пациентов с онкологией ЖКТ могут применяться различные методы и подходы. Важно предоставить пациентам психологическую поддержку, помочь им справиться с эмоциональным стрессом и развить навыки коммуникации. Также важно создать доверительные отношения между пациентом и медицинским персоналом, что поможет улучшить качество медицинской помощи и уменьшить страх и тревогу

Какие выводы можно сделать по исследованию межличностных отношений у пациентов с онкологией ЖКТ?

Исследование межличностных отношений у пациентов с онкологией ЖКТ выявило, что эти пациенты испытывают значительные трудности в установлении близких и поддерживающих отношений с другими людьми. Они также испытывают психологические и эмоциональные проблемы, которые затрудняют их межличностные отношения. Однако, с помощью коррекционной работы и психологической поддержки, эти проблемы могут быть сняты, что поможет пациентам справиться с болезнью и улучшить их качество жизни.

Какие аспекты исследования межличностных отношений у пациентов с онкологией ЖКТ были рассмотрены?

В статье были рассмотрены теоретические аспекты исследования межличностных отношений у пациентов с новообразованиями ЖКТ.