Административное принуждение в органах внутренних дел
Заказать уникальную дипломную работу- 93 93 страницы
- 60 + 60 источников
- Добавлена 22.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты административного принуждения в деятельности органов внутренних дел 6
1.1. Понятие административного принуждения 6
1.2. Классификация мер принуждения, применяемых в органах внутренних дел 13
2. Особенности административного принуждения в деятельности органов внутренних дел 20
2.1. Специфика применения административного принуждения в деятельности органов внутренних дел 20
2.2. Реализация отдельных мер принуждения в административной деятельности полиции 25
3. Проблемные аспекты и перспективы развития административного принуждения в деятельности органов внутренних дел 32
3.1. Проблемы применения полицией мер административного принуждения 32
3.2. Пути совершенствования административного принуждения в деятельности органов внутренних дел 37
Заключение 48
Список использованных источников 50
Административное принуждение служит для пресечения и предупреждения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности, которое осуществляется компетентными субъектами управления. В основном меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.Система общих мер принуждения, используемая в деятельности органов внутренних дел, имеет широкий перечень, а также диапазон применения в деятельности государственных органов исполнительной власти. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения административно-правовых норм, которые составляют общеобязательные правила поведения в государственно-управленческой сфере и которые не имеют ведомственных границ.Одной из первоочередных задач по совершенствованию административного законодательства Российской Федерации является кодификация и систематизация мер административного принуждения, а также разрешение актуальных проблем применения мер административного принуждения органами исполнительной власти и сотрудниками правоохранительных органов.На сегодняшний день органы внутренних дел имеют большой спектр полномочий по использованию мер принуждения в целях осуществления административной деятельности. Данные меры направлены на пресечение противоправных действий физических и юридических лиц, на защиту общественной и личной безопасности, на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Однако с момента введения в действие Федерального закона «О полиции» правоприменительной практикой было выявлено значительное количество проблем в реализации отдельных положений названного закона. Реализация рассмотренных проблем правового регулирования применения мер принуждения сотрудниками полиции будет служить не только интересам представителей законотворческой сферы, но и правоприменительной практики в административной деятельности органов внутренних дел.Доклад окончен, спасибо за внимание!
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Ведомости Федерального Собрания РФ. 01.01.2002, N 1, ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, N 7, ст. 900.
6. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
7. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995, N 50, ст. 4873.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
9. Приказ МВД России от 01.07.2017 N 450 "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
10. Приказ МВД России от 15.06.2011 N 636 (ред. от 28.03.2018) "Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте" // СПС КонсультантПлюс
11. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями от 12.02.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 июля 2008 г. N 27.
Политико-правовые акты
12. Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева (г. Москва, 28 февраля 2019 г.). // СПС КонсультантПлюс
Международные правовые акты
13. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001, N 2, ст. 163.
Акты советского периода
14. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1984, N 27, ст. 909.
15. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (приняты ВС СССР 23.10.1980 N 3145-X) (утратили силу) // Ведомости ВС СССР. 1980, N 44, ст. 909.
16. Устав патрульно-постовой службы советской милиции: приказ МВД СССР от 20 июля 1974 г. № 200. М., 1974.
Судебная практика
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" // СПС КонсультантПлюс
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" // СПС КонсультантПлюс
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"// СПС КонсультантПлюс
20. Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-4281/2017 от 28 июня 2017 г. о компенсации морального вреда в связи с незаконным личным досмотром. URL: http://sud-praktika.ru/precedent/
Монографическая и учебная литература
21. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Каплунова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России; «Р-КОПИ», 2017. С. 188.
22. Алехин А. П. Административное право России. Часть 1. М.: Зеркало-М, 2017. С. 23.
23. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: Зерцало, 2017. С. 278.
24. Жеребцов А.Н., Махина С.Н., Помогалова Ю.В. Комментарий к главе 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
25. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Комментарий к последним изменениями / Ред. Касьянова Г.Ю. М.: Издательство: АБАК, 2019. С. 164.
26. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю. М. Козлова; М.: Юристъ, 2015. С. 1229.
27. Краснов А. С., Административная ответственность. Учебно-методический комплекс. Сборник административно-процессуальных документов. М.: Проспект, 2017. С. 69.
28. Красноглазов А. Ю. Обеспечение законности в применении административно-процессуальных мер на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. М., 2015. С. 44-45.
29. Максимов И.В. Убеждение и принуждение как методы управленческой деятельности // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России. М.: ВНИИ МВД России, 2018. С. 50–55.
30. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов [и др.]; под ред. А. Н. Кокотова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 322.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2015. 944 с.
32. Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для СПО. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 112.
33. Решетник Ю.Ф. Нормативно-правовое регулирование административного задержания в современных условиях//Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы. М., 2016. С.253-260.
34. Российское полицейское (административное) право. Конец XIX – начало XX века: хрестоматия / Ю.Н. Старилов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2015. С. 177–179.
35. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. С. 17.
36. Суслонов П.Е. Философские аспекты проблемы правового принуждения (теоретико-мировоззренческие аспекты проблемы наказания). Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2015. С. 51.
37. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай и др. М.: ИНФРА-М, 2015. С.338-342.
38. Шарапов, Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2015. С. 13.
39. Шарова Н.Г. Убеждение и принуждение на досудебных стадиях уголовного процесса // Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминологические аспекты предварительного расследования. Челябинск: Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2016. С. 112–116.
40. Шевелева С.В. Убеждение и принуждение как основные методы государственного воздействия // уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2016. С. 119–123.
Научные статьи
41. Адмиралова И.А. Административно-юрисдикционная деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2015. № 8. С. 798-805
42. Адмиралова И.А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 20-29.
43. Амеличкин А.В. Особенности и проблемы административно-правового статуса пешеходов на современном этапе развития дорожного движения // NB: Административное право и практика администрирования. 2018. № 3. С. 15.
44. Андреев П.Г. Административное принуждение как метод государственного управления в сфере безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 6‒8.
45. Аскерова Л.А. Убеждение и принуждение в механизме правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2015. № 2 (74). С. 12–15.
46. Афонин В.В. Концепции повышения эффективности деятельности сотрудников подразделений пропаганды дорожного движения по предупреждению детского травматизма на дорогах // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1 (1). С. 38‒44.
47. Бабин С.В. К вопросу о законности применения полицией наружного досмотра // NOVAUM.RU. 2018. №15. С. 247-251.
48. Бабкин Л.М. Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. №3. С.35-40
49. Барбин В.В., Громова О.Н., Терехина А.С. Место и роль МВД России в законотворческом процессе: учебное пособие. М., 2018. 92 с.
50. Безгачев Ф.В., Крупин В.А. Актуальные проблемы проведения личного и наружного досмотра сотрудниками органов внутренних дел // Novaum. 2017. № 10. С. 204-208.
51. Буторина Л. С. Принудительные меры административного предупреждения, применяемые к несовершеннолетним: их виды и место в системе административного принуждения // Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 54–56.
52. Былинин И.А. Некоторые проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения, возникающие при проведении досмотра и осмотра транспортного средства, пути их решения // Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства (к 100-летию уголовного розыска России): Всероссийская научно-практическая конференция. Орел, 2018. С. 56‒58.
53. Газизов Д.А., Мягков А.В., Радько С.Ф. Процедура применения досмотра // Полицейское право. 2015. № 3. С. 61-67.
54. Гапонов О.Н. Личный досмотр, досмотр вещей как мера административного принуждения и средство предотвращения террористической угрозы // Юридическая наука. 2017. № 4. С. 155.
55. Головко В.В. О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 4-13
56. Жбанова С.А. Современные подходы к формированию государственной политики в области безопасности дорожного движения // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика. 2018. № 1 (1). С. 50‒57.
57. Зейналов Ф.Н., Калюжный Ю.Н. К вопросу о совершенствовании нормативного правового закрепления полномочий сотрудников органов внутренних дел на примере деятельности дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб полиции // Административное право и практика администрирования. 2018. № 4. С. 9‒23.
58. Зубкова О.Ю. Личный досмотр как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Научные открытия – 2018: материалы XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 243-244.
59. Калюжный Ю.Н. Содержательная характеристика основных элементов системы обеспечения безопасности дорожного движения // Право и политика. 2018. № 7. С. 36‒46.
60. Косых А.А. Убеждение и принуждение в правовом регулировании общественных отношений: понятие и соотношение // Человек: преступление и наказание. 2015. № 4 (75). С. 115–118.
61. Лебедев Н.Ю. Убеждение, принуждение и санкция в сфере разрешения уголовно-процессуальных конфликтов // Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае. Вып. 5. 2015. С. 94–96.
62. Лобачев Д.А. Закон «О полиции» «вторгся» в уголовно-процессуальную сферу // Уголовное судопроизводство. 2015. № 3. С. 8.
63. Мамедов Э. Х. К вопросу об объективных причинах нарушения законности полицией мер административного принуждения (материально-правовой аспект) // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 8 декабря 2017 года / сост. Д. В. Попов. С. 233–238.
64. Мамедов Э. Х. Некоторые проблемы гражданского и административного процессуального законодательства в сфере обеспечения законности применения полицией мер административного принуждения // Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию университета. Краснодар, 2017. С. 391–395.
65. Мамедов Э. Х. О нарушениях законности при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Современная наука. 2016. № 2. С. 7-10.
66. Осинцев Д.В. Убеждение и принуждение в системе государственного управления: корректна ли классификация? // Полицейское право. 2018. № 1. С. 9–12.
67. Пивоваров Д.В. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. №1(60). С.24-27.
68. Равнюшкин А.В. Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудника полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3(41). С. 139-142.
69. Разгильдиева М.Б. Убеждение и психологическое принуждение в праве: подходы к разграничению // Вектор науки Тольяттинского государственного Университета. Специальный выпуск «Правоведение». № 2 (2). 2018. С. 152–158.
70. Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. 2015. №11. С.50-54.
71. Сергеев М.В., Дизер О.А. Вопросы регламентации досмотровых и осмотровых мероприятий, осуществляемых сотрудниками полиции в отношении физических лиц // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 3(45). С. 39-44.
72. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А. В. Шевцов и др. М.: «Onebook.ru», 2019. С. 54.
73. Соколов А.Ю. Развитие законодательства о досмотре как мере административного принуждения в советский период // История государства и права. 2015. № 21. С. 10-13.
74. Соловей Ю. П. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции физической силы // Административное право и процесс. 2016. № 7. С. 2–9.
75. Сошин А.А., Желтобрюх А.В. О некоторых вопросах применения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сотрудниками полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Иркутск, 2017. Т. 1. С. 136-142.
76. Темников А.Ю. О некоторых вопросах проведения наружного досмотра сотрудниками полиции // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения) / под общ. Ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб., 2018. С. 439.
77. Ткаченко В.В., Никулин А.И. Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2(52). С. 236-239.
78. Труфанов М.Е. Проблемы административно-правового регулирования применения личного досмотра // Актуальные проблемы современной науки: материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. Вып. 3. Т. 1. С. 179-182.
79. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право. 2015. № 7. С. 24-28.
80. Фиалковская И. Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 47–52.
81. Фиалковская И. Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 290–294.
82. Хорьков В.Н. Административное задержание: спорные вопросы законодательного регулирования // Современное право. 2015. № 3. С. 83-86.
83. Черкасова Е.К. Особенности правового регулирования и производства личного досмотра // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 59-64.
84. Шубина Е.В. К вопросу об основаниях и порядке применения административно-предупредительных мер правового принуждения // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 183.
Диссертации и авторефераты диссертаций
85. Ардашкин В. Д., Меры защиты (пресечения) в советском административном праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2008. С.7.
86. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое ОВД (системно-правовой анализ): дис. … д-ра юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 252, 262.
87. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. докт. юрид. наук. М., 2005. С. 12.
88. Латушкин М. А. Обеспечение законности применения мер государственно-правового принуждения (теоретико-правовой аспект): дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2010. С. 150.
89. Лебедева О. О. Правовое регулирование применения принудительных мер административного предупреждения и пресечения: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017.
90. Осинцев В.Д. Методы административно-правового воздействия: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург. 2013. С.54
91. Пучнин А.С. Принуждение и право: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. Тамбов, 1999. 234 с.
92. Сильников А. М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения: 12.00.14: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 37-38.
Интернет-ресурсы
93. Интервью А. Чекалина «Закон — для полиции, полиция — для народа». URL: http://www.ormvd.ru/pubs/103/15165/ (дата обращения 27.12.2019)
Вопрос-ответ:
Что такое административное принуждение в деятельности органов внутренних дел?
Административное принуждение - это комплекс мер, применяемых органами внутренних дел для обеспечения безопасности, правопорядка и общественного порядка в соответствии с законодательством.
Какие меры принуждения используются органами внутренних дел?
Меры принуждения включают ограничение свободы движения, задержание, применение физической силы и специальных средств, принудительную доставку и другие подобные меры в случае нарушения общественного порядка или совершения преступления.
Какие особенности есть у административного принуждения в органах внутренних дел?
Специфика применения административного принуждения заключается в том, что оно осуществляется органами внутренних дел в рамках их полномочий и в соответствии с законодательством. Также важно, что меры принуждения применяются с учетом общественной и правовой ситуации.
Для чего используется административное принуждение в деятельности органов внутренних дел?
Административное принуждение применяется для обеспечения безопасности и соблюдения закона в обществе. Оно направлено на предотвращение и пресечение преступлений, поддержание общественного порядка и защиту прав и свобод граждан.
Какие меры принуждения в органах внутренних дел применяются в отношении нарушителей общественного порядка?
В отношении нарушителей общественного порядка могут применяться такие меры, как административный арест, штрафы, административное выдворение и другие административные наказания, предусмотренные законодательством. Также может быть использовано ограничение свободы движения и другие меры принуждения.
Что такое административное принуждение?
Административное принуждение - это использование специальных мер, направленных на принуждение субъектов к соблюдению административных норм и правил, осуществляемое органами внутренних дел.
Какие существуют классификации мер принуждения, применяемых в органах внутренних дел?
Меры принуждения, применяемые в органах внутренних дел, можно классифицировать по различным признакам, таким как характер нарушения, степень нарушения, срок применения и т.д.
Какие особенности применения административного принуждения в деятельности органов внутренних дел?
В деятельности органов внутренних дел административное принуждение имеет свои особенности, такие как обязательность его применения, возможность применения насильственных мер и специфика использования правоохранительными органами.
Какие меры принуждения преимущественно используются в органах внутренних дел?
В органах внутренних дел преимущественно применяются такие меры принуждения, как административные аресты, штрафы, лишение прав, административное выдворение.
Как реализуются отдельные меры принуждения в деятельности органов внутренних дел?
Отдельные меры принуждения реализуются органами внутренних дел в соответствии с законодательством, путем вынесения постановлений, проведения административных расследований, применения физической силы и других предусмотренных процедур.