Дидактическая игра как средство формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 93 93 страницы
  • 87 + 87 источников
  • Добавлена 23.02.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада средствами дидактической игры 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
дошкольного возраста 9
1.2. Виды дидактических игр 16
1.3. Структура дидактической игры 20
1.4. Воспитание: понятие, виды воспитания 28
1.5. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у младших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 35
1.6. Методика организации дидактической игры 42
1.7. Методы, пути и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у младших дошкольников в группе детского сада 46
1.8. Дидактическая игра в формировании доброжелательного отношения у младших дошкольников 48
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа в воспитании детей доброжелательного отношения к сверстникам младшего дошкольного возраста в группе детского сада МБДОУ Детский сад 59 город Санкт – Петербург 53
2.1. Выявление уровня развития у детей младшего дошкольного возраста… 53
2.2. Диагностика уровня сформированности доброжелательного отношения к сверстникам у младших дошкольников 54
2.3. Методика воспитания доброжелательного отношения у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 60
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 63
Выводы по второй главе 81
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложение 94

Фрагмент для ознакомления

Общее количество таких детей составляла чуть более 2%.В результате мною были разработаны три уровня сформированности детских взаимоотношений:1 уровень – дети легко и свободно присоединяются к совместной деятельности.Они сами проявляют в этом инициативу, у них широкий круг общения, есть постоянные друзья.Такие дети редко вступают в конфликты, умеют самостоятельно регулировать отношения, делятся игрушками, готовы помочь.2уровень – дети положительно проявляют себя во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.Они готовы играть с другом, но выполнение правил поведения в совместной деятельности неустойчиво.Нередко по их вине возникают конфликты в общей игре.3уровень – дети редко участвуют в играх.Они не умеют подчинять свое поведение общепринятым правилам и нормам, часто мешают играть другим, не делятся игрушками.Нередко вповедении со сверстниками грубые.Проведя анализ данных взаимоотношений детейв экспериментальных группе: до I–уровня (высшего) ни одного ребенка не было отнесено, во II уровне отнесены 54% детей, в III – 46%.Так же был проведен анализ данных взаимоотношений детей в контрольной группе: до I–уровня (высшего) так же, как и вэкспериментальнойгруппе ни одного ребенка не было отнесено, во II уровне отнесены 49% детей, в III – 51%.Значительное количество детей не умеет устанавливать и поддерживать позитивные отношения с товарищами группы. Для их контактов присуща кратковременность и неустойчивость.Стремление совместных игр, эта естественная социальная потребность, не получила еще должного развития.Результаты наблюдений показали, что однообразные, несодержательные, кратковременные игры не соответствовали своим воспитательным функциям.2.3. Методика воспитания доброжелательного отношения у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыНа формирующем этапе с детьми проводились игры, которые предложили авторы коррекционной программы Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.. [27,с.47-54.].Как и рекомендует программа, работа включала 7 этапов, а каждый этап представлен соответствующими играми. Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Хотя к середине дошкольного возраста уже складываются основные качества личности ребенка, но индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными. Основной особенностью этого формирования является снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому и чувства сопричастности. Такая работа предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной деятельности и игрушек на первых этапах работах.этап. «Общение без слов»Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению. Что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждую игру введен свой язык «условных сигналов» – физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов. На данном этапе проводятся такие игровые задания как «Жизнь в лесу».этап. «Внимание друг к другу»Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и перенимать элементы поведения. Задачей данного этапа является отвлечение детей от сосредоточенности на собственном «Я» и сосредоточенности на себя, отношенияхровесников, обращения их внимания,отношения со сверстниками, вне контекста их взаимоотношений. В процессе игр, ребенок должен максимально сосредоточится на другом. На этом этапе используются игровые задания: «Общий круг», «Разговор через стекло» (см. Приложение 1.).этап. «Согласованность движений»Основная задача этого этапа состоит в том, чтобы научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.Правила игр этого этапа задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.этап. «Общие переживания»На этом этапе специально создается общность переживаний. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.этап. «Взаимопомощь в игре»На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сострадания. Для того чтобы дети действительно хотели помочь другому, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.этап. «Добрые слова и пожелания»Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать и положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляет ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.этап. «Помощь в совместной деятельности»На данном, заключительном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы социального поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать ему в процессе совместной деятельности. На этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.Занятия, построенные на основе этих и других игр, подробно рассматриваются в приложении 1.2.4. Анализ результатов формирующего экспериментаЦель контрольного эксперимента: определить уровень детских взаимоотношений после проведенной с ними работы, направленной на формирование взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.Задача контрольного эксперимента:Выявить способность к позитивному общению со сверстниками.Определить уровни детских взаимоотношений, после проведенной с ними работы.Составить таблицу 4, с результатами контрольного эксперимента.В конце целенаправленной работы с детьминескольких групп, можно было наблюдать сдвиги в характере игровой деятельности и детских взаимоотношениях.Подъем уровня игры существенно сказалось и на уровне детских взаимоотношений.Изменения в уровнях детских отношений отражается в таблице 3.Таблица 3группаИИИИИИвсего детейэкспериментальная группа58013контрольная группа19313Благодаря опыту, приобретенному в играх, для большинства детей стали присущими общительность, взаимопомощь, стремление тщательного выполнения правил поведения.Конечно, это не вызывает детских конфликтов, но важно то, что большинство детей стремится нормализовать свои отношения самостоятельно.Итак, из таблицы 4 видно изменения в отношениях детейэкспериментальной группы, их уровень взаимоотношений изменился в лучшую сторону. Так в I уровне (высшего) относятся 5 детей, ко II уровню–8, как и к проведению исследования, но изменился состав этих детей: из III уровня перешли во II уровень.В третьем уровне осталось 0 детей.Таблица 4№Уровне взаимоотношенийэкспериментальной группыФ.И.О.РебенкаИИИИИИСоблюдение простых правил общенияИграют преимущественно в пареУмеют объединяться в игровую группу (до 3-4) и трудовую паруОбщаются друг с другом приветливоУмеют организовывать игру в пареУмеют организовывать игру в группеВыбирают самостоятельно себе рольНе ссорятся из-за игрушекумеют просить1.Анисов Константин++2.Бевз Ольга++3.Ерош Вадим++4.Иващенко Инна+++5.Кате Максим+++6.Коруб Виталина++7.Кутузова Ангелина++8.Орищенко Кристина+++9.Полушвайко Даниил+++10.Полушвайко Илья+++11.Рудская Полина++12.Сусликов Вадим++13.Снитко Дмитрий++Таблица 5№Уровне взаимоотношенийэкспериментальнойгруппыФ.И.О.ребенкаИИИИИИСоблюдение простых правил общенияИграют преимущественно в пареУмеют объединяться в игровую группу (до 3-4) и трудовую паруОбщаются друг с другом приветливоУмеют организовывать игру в пареУмеют организовывать игру в группеВыбирают самостоятельно себе рольНе ссорятся из-за игрушекумеют просить1.Атонюк Давид++2.Бичкивска Дарья++3.БичкивскаМаря++4.Божнко Анастасия++5.Волошин Лев+++6.Вапнична Ева++7.Зайковский Даниил++8.Карпович Анастасия+++9.Клюшечкивна Диана+++10.Коваль Назар+++11.король Маргарита++12.Чернов Тимур++13.Ястребинский,Илья++В таблице 5 мы видим изменения в отношениях детей контрольной группы, их уровень взаимоотношений изменился в лучшую сторону. Так в I уровня (высшего) относиться 1 ребенок, ко II уровня – 9 , как и до проведения исследования, но изменился состав этих детей: дети III уровня перешли ко II в. В III уровне осталось 3 детей.Выводы по второй главеМною было организовано и проведено исследование по выявлению доброжелательности у младших дошкольников.Участие в эксперименте приняли 26 детей (тринадцать в контрольной группе, тринадцатьв экспериментальной).В исследовании были учтены следующие показатели: стремление совместной деятельности, причины возникновения и урегулирования детских конфликтов, готовность пригласить других к игре и оказать им помощь, вежливость в обращении с взрослыми и своими товарищами. В качестве критериев устойчивости детских взаимоотношений было взято продолжительность совместных игр, количество участников в одной игре, количество ролей и содержательность игры.Основной метод, который применялся, во время исследований, заключался в систематическом и целенаправленном наблюдении за поведением детей в совместных и индивидуальных играх.Мною выявлено, что игровые занятия помогут сформировать у дошкольников: – Коммуникативные способности и качества.– Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.– Позитивное отношение к другим людям, даже если они совсем другие.– Умение сопереживать–радоваться чужим радостям и огорчаться из–за чужих огорчений.–Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; умение взаимодействовать и сотрудничать.ЗаключениеДоброжелательность – это забота о потребности, запросы и желания людей, внимание к их проблемам, общих интересов, сочувствие к окружающим, готовность прийти на помощь. Доброжелательные отношения между сверстниками формируются в деятельности по делам и поступкам, а не наследуется от родителей и не передаются с помощью вербальных средств.Они начинаются с ощущения и понимания психологического состояния другого человека, оказывается в эмпатийности, тактичности и искренней помощи.Дружелюбные отношения между сверстниками является составной частью культуры поведения, и выступают регулятором общественных отношений.Дидактическая игра  – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.Отсюда и трактую, что важная роль в формировании доброжелательности дошкольников принадлежит игровой деятельности, как ведущей, особенно дидактической.Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для развития доброжелательных отношений мной были предложены экспериментальные игры, которые позволили получить позитивную динамику в развитии доброжелательности у детей.Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой мы предполагаем, что процесс воспитания доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если будет применена обоснованная система дидактических игр в ходе воспитательного процесса в ДОУ, на основании экспериментальных данных была подтверждена.Список использованной литературыАбраменкова В. В. (Москва) Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года: Т.1. - СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун- та,2003.Авдулова Т. П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2011. 336 c.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младшихшкольников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. 2005.11. С.-68 71.Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений. — М. Издательствово МГУ, 1983. — 144 с.Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля. - Барнаул.:АлтГПА, 2012. - 381 с.Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку Речь, Сфера, 2008. - 288 с.Алимова ЛенараУмеровна, КефиловаСевиеИслямовна Экспериментальное исследование по формированию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста // Научные исследования. 2019. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-dobrozhelatelnyh-otnosheniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.01.2020).Бабаева Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Т.Н Бабаева. Л., 1973. 23 с.Бабаева, Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения Л., 1973. —23с.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.Белоусова З.И., Мищик Л.И. Психолого-педагогические проблемы личности. Запорожье: Запорожский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. Учебное пособие.- 86 с.Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.- 176 с.Бикузина Т. С., Савинова С. В. Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 13–18. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770804.htmв дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996.3. - С. 5.Василькина Ю. Что делать, если ребенку трудно общаться со сверстниками М.: Эксмо, 2013. — 35 с.Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 4 / Под ред. М. Ю. Кондратьева. Часть II. М.: МГППУ, 2006. –С. 4.Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 c.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте СПб.: Питер, 2008. – 272 с.Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: ПО России, 2009. 512 c.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 172 с.Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника:подходы и диагностика [Текст]: учебное пособие / Т.П. Грибоедова. Новокузнецк: ИПК, 2001.64 с.Давыдов В. В. Курс лекций по общей психологии. М.: Academia, 2015. 176 с.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009. - 24 с.Даренская Л. С. Воспитание культуры общения // Ребенок вдетском саду—20021. С. 33-40Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с OHP. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. //Дошкольное образование-2005 10- 35.Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009.Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» //Народное образование. 2013.9-10.Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф... канд.пед. наук / Т.И. Ерофеева. Екатеринбург, 2001. 21 с.Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/642/ (дата обращения: 05.01.2020).Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003.3. С. 9-12.Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011. 220 с.Калинина А.В.Ориентация младших школьников нанравственные ценности // Начальная школа. — 2011. —1. —С. 46—50.Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. 71 с.Квасовка В.Т. (сост.) Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2009- 95 с.Кириллов И.Л., Девятых С.Ю. (ред). Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с.Коджаспирова Г. М. Педагогика: Академический курс. М.: Юрайт, 2016. 720 с.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.Кочкина Н. А. Социально-педагогическая сущность понятия «воспитание» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. № 6. С.108-121.Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420 с.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2011. 154 с. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2008. - 80 с.Малова В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос,2010. – 360 с.Мещерякова С. Ю. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 284 с.Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социальнонравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. Москва: Айрис- пресс, 2009. - 208 с.Миронов А. В. Актуальные вопросы воспитания дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2013. №11. С.3-8.Молодой ученый. Проблемы и перспективы развития образования (II) 2012 05 май Пермь: Меркурий, 2012. — 190 с.Моральное и нравственное развитие дошкольников.- М. педагогический университет «Первое сентября», 2010.Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социальнонравственному воспитанию детей дошкольного возраста. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 80с.Мухина В. Возрастная психология: учебник. М.: 2013. 340 с.Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научнопрактической конференции (заочной) с международным участием: 2021 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГУ, 2012. - 606 с.Николаева Н.Ю., Андреева Л.Д. Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017040557Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2011 г. 6Москва ТЦ « Сфера». С. 45-56.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО Люберцы: Юрайт, 2016. 460 c.Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика : материалы Всероссийской научно–практической конференции, 19 мая 2016 года. – Киров :Изд–во ООО «Радуга–ПРЕСС», 2016. – С. 155 – 157.Основная образовательная программа МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО Тула, 2014. — 127 с.Пидкасистый П. И. Педагогика: Учебник и практикум для бакалавров. М.: Юрайт, 2016. 420 с.Подласый И. П. Педагогика: учебник М.: Издательство Юрайт,2011. 574 с.Понасенко К. Формы и методы работы в ДОУ по воспитанию //Дошкольное образование. 2014. №7. С.98-99.Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Головей Л.А., Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.: ил. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. Учебное пособие. – М.: Владос, 2010. — 245 с.Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. г. Псков, 17–18 ноября 2011 г. Псковский государственный университет, 2011 г. - 368 с.Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика: Учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 134 с.Рожков М. И. Теория и методика воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. 224 с.Смирнова Е. О. Детская психология: учебник. М.: Кнорус, 2013. 280 с.Смирнова Е. О. Психология детства: учебные материалы для студентов ВУЗов. СПб.: Питер, 2009. 304 с.Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстникуСмирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 158 с.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 2008. - 70 с.Солодова Г.Г., Зуева С.П., Филатова Е.В., Галаганова Л.Е., Патрина В.В. Возрастные особенности развития и воспитания личности. Учебное пособие. - Часть. 3. - Кемерово: Изд-во "Кузбассвузиздат", 2002. - 120 с.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.- М .: Просвещение, 1969.-244с. – стр. 37 Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. — 272 с.Урунтаева Г. А. Детская практическая психология. Учебник. М.: Academia, 2015. 256 c.Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 367 c.Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил.Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011. 210 с.Ягупов В. В. Педагогика: Учебное пособие. Киев: Лебедь, 2012. 560 сЯкобсон, С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М.: 1976. – 89 с.ПРИЛОЖЕНИЕ: Это не дидактические игры!!!!Игры по коррекционной программе Е.О. Смирновой,В.М.ХолмогоровойГлавным методом Программы является игра, в которой дети могут пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии. Как и рекомендует программа, работа включала 7 этапов. В игру приглашались только желающие дети.Приложение 1–этап. Общение без слов«Жизнь в лесу»Всем детям было предложено сесть на пол вместе с педагогом. Все девочки и Егор сразу откликнулись. Дима и Глеб сделали скучные лица и отвернулись, Артем сел рисовать. Мы предложили: «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, трёмся друг о друга носами (показала, как это делать), когда хотим спросить как дела, хлопаем своей ладонью по ладони другого (показала), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — трёмся об него головой (показала). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра» (дети трутся носами друг о друга ,некоторые дети не смогли найти пару, мы попросили, что бы дети сначала поздоровались с соседом с право, а потом с соседом с лево). Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела? (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка, некоторые дети стали баловаться). Виталик со Славой наблюдали, но в игру не вступали. «Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка, Вика с Леной повздорили, так как они стукнулись головами и Вика отказалась играть дальше). Виталик со Славой наблюдали, но видно, что они хотели присоединиться к игре. Мы пригласили их принять участие в игре. «Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. «Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо» (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). «Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу» (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С заданием все справились хорошо. «Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу» (дети трутся носами друг о друга). Это задание детям понравилось, и они выполнили его с удовольствием. «Звери взялись за руки, и пошли гулять» (дети взялись за руки, но при этом Слава хотел взять за руку Варю, но та взяла за руку Егора. «Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу» (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Никита улыбнулся и пошёл танцевать со мной. «Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать» (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо. На этом мы игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё, присоединился и Рома, а вот Дима так и продолжал рисовать. Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.Приложение 2–й этап. Внимание друг к другу«Общий круг»Дети стояли вокруг педагога. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (все дети садятся в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми детьми, я дотронулась до плеча сидящего рядом Ромы, предложив ему поздороваться с ребятами. Из всех детей сложно было лишь Вике – ее взгляд блуждал по комнате, а Артем здоровался не со всеми. Остальные дети выполнили задание.«Разговор сквозь стекло»Детям предложено разбиться на пары. Слава встал с Виталиком, а Артем не захотел встать с Настей. Карина взяла инициативу в свои руки – отправила Арсения к девочке, а сама встала рядом с Артемом. «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать – бесполезны: партнер вас все равно не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы поняли друг друга». Во время игры у детей возникла проблема. Многие дети не могли придумать, что же попросить и как это изобразить. И их напарники просили быстрей принять решение и уже начать показывать. Когда дети немного поиграли, мы решили помочь им. Я встала в пару с Виталиком и стала изображать, что нужно купить. Детям помог мой пример и дальше они стали играть самостоятельно меняясь ролями и парами. Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. В процессе игр слабое внимание было у Вики, она сосредоточена на себе. Артем, Слава и Виталик старались выполнить задание, и это им удалось.Приложение 3– й этап. Согласованность движений«Составные фигуры»На прогулке я предложила детям поиграть в новую игру, дети охотно согласились. «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был – видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?». Таким образом, мы выбирали детей, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Помогли детям расположиться в правильном порядке. Впереди – хобот. За ним – голова, по бокам – уши и т.д. Когда слон составлен, предложили ему пройтись: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке были изображены волк, собака. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных. Изобразить слона у детей получилось плохо. Многие отвлекались и не следили за тем, где стоят. В результате получился не слон, а кучка детей стоящих рядом. В дальнейшем волка и собаку удалось изобразить лучше. Но некоторым детям приходилось напоминать где они должны стоять. В игре приняли участие не все дети.Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.Приложение 4– й этап. Общие переживания«Злой дракон»В начале игры предлажила детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Детям предложено 4 домика. Опять проблема с Викой — она не захотела быть в домике с Артемом («Хочу с Арсением»). Мальчик выглядел растерянным. На помощь пришла Карина. Артем улыбнулся, что бывает очень редко, а вот Арсений загрустил, но промолчал и впустил Вику в домик. Когда дети заняли места в домиках – говорю: «В нашей стране – большая беда. Каждую ночь прилетает большой–пребольшой дракон, который уносит гномов в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, гномы прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается быстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и гномы спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Педагог ходит между домиками, изображает дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходим к следующему. В четвертом домике опять проблема – Арсений наотрез отказался обнимать Вику, ему было предложено погладить ее по плечу – согласно кивнул головой и вздохнул. Так же у детей возникла проблема с добрыми словами. В основном они говорили одно и тоже (ты красивый, милый, добрый, клевый). Мы решили сделать драконом одного из детей. Мы вставали в пары с разными детьми, что бы они услышали больше добрых слов. Игра детям безусловно понравилась.Этот этап состоял из игры, направленной на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний – положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга, разрушило отчуждение.Приложение 5– й этап. Взаимопомощь в игре«Живые куклы»На прогулке мы предложили детям поиграть в игру «Живые куклы». Название игры их заинтересовало и большинство детей согласились принять участие в игре. Мы предложили детям разбиться на пары. Это не вызвало у них затруднений, они достаточно быстро нашли себе пару. Некоторым детям удалось уговорить тех кто в начале не пошел играть. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Предлагаю помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать. При этом предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Все дети приняли игровую ситуацию и продолжали играть. Во время игры конфликтов не возникало. Однако просьбы у детей– кукол были однообразны. Я решила вмешаться. Встав в пару с Викой. Дети с интересом наблюдали над моими капризами и хохотали. Вике очень понравилось выполнять мои капризы. Затем дети продолжили игру самостоятельно.Приложение 6– й этап. Добрые слова и пожелания«Добрые волшебники»На прогулке мы предложили детям поиграть в игру. Дети охотно откликнулись. Начали мы игру с рассказа сказки : «В одной стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Предложила детямсамостоятельно выбрать роль. Вика и Артем захотели быть «заколдованными». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, по очереди подходили к «заколдованным» сверстникам и пытались расколдовать, называя их ласковыми именами. Дети по очереди менялись ролями, игра всем понравилась. В группе царила доброжелательная атмосфера.«Конкурс хвастунов»На прогулке мы предложили детям провести конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим другом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего друга! Выберите себе друга. Дети быстро разбились на пары. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалит своего друга, кто найдет в нем больше достоинств». Дети активно вступили в игру, называя достоинства друга (придумывали то, чего и быть не могло). Активны были все. Артем и Виталик прямо «светились» от счастья, когда хвалили их. Победителя выбирали дети, я также высказала свое мнение – им стал Артем. У мальчика огромная фантазия. Дети наградили победителя почетной лентой и вручили сладкий приз. По окончании награждения шумно обсуждали высказывания друг друга, много смеялись.Приложение 7– й этап. Помощь в совместной деятельности«Закончи рисунки»Я предложили детям порисовать. Сказав, что рисовать начнет каждый свою картину сам, а закончат ее другие. Им стало интересно. И все согласились рисовать. Пришлось поставить два стола и разбить их на две группы. Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам. Дети начинают дружно рисовать, затем, по моему хлопку, передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал на каждом общем рисунке. Дети действовали очень дружно, поддерживали и подсказывали друг другу, радовались успеху, смеялись. Арсений, Артем и Карина отметили, что конечный рисунок лучше, чем-то, что они хотели нарисовать. Соревновательный момент ушел на второй план – это была команда. В основном по итогу рисунков при обсуждений все смеялись, над тем, что получилось. Они еще долго обсуждали свой рисунки и по приходу родителей бурно им рассказывали.«Мастер и подмастерья»Я рассказала детям, что в садике объявлен конкурс на самую лучшуюаппликацию. Но аппликацию нужно делать сообща. Кто-то мастер, который руководит работой, а кто-то подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой – искать нужные цвета, третий – намазывать клей и т.д. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги. Для этого нужно разбиться на группы по четыре человека. Дети легко разбились на группы и начали работу. Работа шла бурно, дети общались друг с другом. Артему удалось легко организовать работу, девочки его слушались и помогали ему. Это была самая веселая группа. У Карины тоже не плохо получилось быть мастером. Дети в ее группе помогали друг другу. Они работали спокойно и слаженно. Виталику не сразу удалось объяснить, какую аппликацию он задумал. Поэтому некоторое время дети сидели и ждали его указаний. Лена делая работу мастера забывала давать указания и пыталась сама что-нибудь вырезать

1. Абраменкова В. В. (Москва) Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года: Т.1. - СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун- та,2003.
2. Авдулова Т. П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2011. 336 c.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младшихшкольников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. 2005. 11. С.-68 71.
4. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений. — М. Издательствово МГУ, 1983. — 144 с.
5. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля. - Барнаул.:АлтГПА, 2012. - 381 с.
6. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку Речь, Сфера, 2008. - 288 с.
7. Алимова ЛенараУмеровна, КефиловаСевиеИслямовна Экспериментальное исследование по формированию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста // Научные исследования. 2019. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-dobrozhelatelnyh-otnosheniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.01.2020).
8. Бабаева Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Т.Н Бабаева. Л., 1973. 23 с.
9. Бабаева, Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения Л., 1973. —23с.
10. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.
11. Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
12. Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.
13. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.
14. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
15. Белоусова З.И., Мищик Л.И. Психолого-педагогические проблемы личности. Запорожье: Запорожский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. Учебное пособие.- 86 с.
16. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.- 176 с.
17. Бикузина Т. С., Савинова С. В. Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 13–18. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770804.htm
в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996. 3. - С. 5.
18. Василькина Ю. Что делать, если ребенку трудно общаться со сверстниками М.: Эксмо, 2013. — 35 с.
19. Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 4 / Под ред. М. Ю. Кондратьева. Часть II. М.: МГППУ, 2006. –С. 4.
20. Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 c.
21. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
22. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: ПО России, 2009. 512 c.
23. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 172 с.
24. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
25. Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника:подходы и диагностика [Текст]: учебное пособие / Т.П. Грибоедова. Новокузнецк: ИПК, 2001. 64 с.
26. Давыдов В. В. Курс лекций по общей психологии. М.: Academia, 2015. 176 с.
27. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
28. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения // Ребенок вдетском саду—2002 1. С. 33-40
29. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с OHP. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
30. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. //Дошкольное образование-2005 10- 35.
31. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009.
32. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» //Народное образование. 2013. 9-10.
33. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф... канд.пед. наук / Т.И. Ерофеева. Екатеринбург, 2001. 21 с.
34. Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/642/ (дата обращения: 05.01.2020).
35. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. 3. С. 9-12.
36. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011. 220 с.
37. Калинина А.В.Ориентация младших школьников нанравственные ценности // Начальная школа. — 2011. — 1. —С. 46—50.
38. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. 71 с.
39. Квасовка В.Т. (сост.) Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2009- 95 с.
40. Кириллов И.Л., Девятых С.Ю. (ред). Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с.
41. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Академический курс. М.: Юрайт, 2016. 720 с.
42. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
43. Кочкина Н. А. Социально-педагогическая сущность понятия «воспитание» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. № 6. С.108-121.
44. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420 с.
45. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2011. 154 с.
46. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
47. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
48. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2008. - 80 с.
49. Малова В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос,2010. – 360 с.
50. Мещерякова С. Ю. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 284 с.
51. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. Москва: Айрис- пресс, 2009. - 208 с.
52. Миронов А. В. Актуальные вопросы воспитания дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2013. №11. С.3-8.
53. Молодой ученый. Проблемы и перспективы развития образования (II) 2012 05 май Пермь: Меркурий, 2012. — 190 с.
54. Моральное и нравственное развитие дошкольников.- М. педагогический университет «Первое сентября», 2010.
55. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 80с.
56. Мухина В. Возрастная психология: учебник. М.: 2013. 340 с.
57. Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20¬21 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГУ, 2012. - 606 с.
58. Николаева Н.Ю., Андреева Л.Д. Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017040557
59. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2011 г. 6Москва ТЦ « Сфера». С. 45-56.
60. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО Люберцы: Юрайт, 2016. 460 c.
61. Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика : материалы Всероссийской научно–практической конференции, 19 мая 2016 года. – Киров :Изд–во ООО «Радуга–ПРЕСС», 2016. – С. 155 – 157.
62. Основная образовательная программа МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО Тула, 2014. — 127 с.
63. Пидкасистый П. И. Педагогика: Учебник и практикум для бакалавров. М.: Юрайт, 2016. 420 с.
64. Подласый И. П. Педагогика: учебник М.: Издательство Юрайт,2011. 574 с.
65. Понасенко К. Формы и методы работы в ДОУ по воспитанию //Дошкольное образование. 2014. №7. С.98-99.
66. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Головей Л.А., Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.: ил.
67. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. Учебное пособие. – М.: Владос, 2010. — 245 с.
68. Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. г. Псков, 17–18 ноября 2011 г. Псковский государственный университет, 2011 г. - 368 с.
69. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика: Учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 134 с.
70. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. 224 с.
71. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник. М.: Кнорус, 2013. 280 с.
72. Смирнова Е. О. Психология детства: учебные материалы для студентов ВУЗов. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
73. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
74. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику
75. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
76. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 2008. - 70 с.
77. Солодова Г.Г., Зуева С.П., Филатова Е.В., Галаганова Л.Е., Патрина В.В. Возрастные особенности развития и воспитания личности. Учебное пособие. - Часть. 3. - Кемерово: Изд-во "Кузбассвузиздат", 2002. - 120 с.
78. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.- М .: Просвещение, 1969.-244с. – стр. 37
79. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. — 272 с.
80. Урунтаева Г. А. Детская практическая психология. Учебник. М.: Academia, 2015. 256 c.
81. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
82. Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.
83. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 367 c.
84. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил.
85. Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011. 210 с.
86. Ягупов В. В. Педагогика: Учебное пособие. Киев: Лебедь, 2012. 560 с
87. Якобсон, С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М.: 1976. – 89 с.











Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические принципы формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада с помощью дидактической игры?

Основные теоретические принципы формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада с помощью дидактической игры включают в себя создание атмосферы взаимопонимания и уважения, стимулирование эмоционального развития и саморегуляции, обучение социальным навыкам и основам эмпатии, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Какую роль играет дидактическая игра в формировании доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра играет важную роль в формировании доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста. Она позволяет детям развивать социальные навыки, учиться сотрудничать и сопереживать другим, а также осознавать свои эмоции и эмоции окружающих. Дидактическая игра также способствует формированию у детей позитивного отношения к себе и к другим людям.

Какие виды дидактических игр могут быть использованы для формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста могут быть использованы различные виды дидактических игр, такие как ролевые игры, конструктивные игры, игры с элементами сотрудничества, музыкально-ритмические игры и игры на свежем воздухе. Каждый вид игры имеет свои особенности и способствует развитию определенных навыков и качеств детей.

Какие цели ставятся перед дидактической игрой в воспитании доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра в воспитании доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста ставит перед собой следующие цели: помочь развить познавательные способности, развить коммуникативные навыки, способствовать формированию эмоциональной сферы, научить детей сотрудничать и уважать других. Также игра направлена на развитие моторики, воображения и творческого мышления.

Какие виды дидактических игр можно использовать для воспитания доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста?

Для воспитания доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды дидактических игр: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, конструктивные игры, игры с правилами, игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие логики и мышления. Каждый вид игры направлен на формирование определенных навыков и качеств у детей.

Какова структура дидактической игры?

Структура дидактической игры состоит из следующих элементов: введение, объяснение правил игры, сам процесс игры, заключение. Введение служит для привлечения внимания и создания интереса к игре. Объяснение правил помогает детям понять, что от них ожидается и как играть. Сам процесс игры включает в себя выполнение заданий, коммуникацию с другими участниками и развитие различных навыков. Заключение включает в себя обсуждение игры, подведение итогов и похвалу детям за их участие.

Какие виды воспитания можно использовать для формирования доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды воспитания: моделирование, поощрение, объяснение правил и норм, игровое воспитание, образцовое поведение взрослых, составление планов воспитательной работы. Каждый вид воспитания направлен на развитие положительных качеств у детей и формирование доброжелательного отношения к окружающим.

Какие основные теоретические основы воспитания доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста существуют?

Одной из основных теоретических основ воспитания доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста является психолого-педагогическая характеристика детей этого возраста, которая позволяет определить их возможности и потребности. Кроме того, важным аспектом является использование дидактических игр, которые помогают формировать доброжелательные отношения у детей. Важным моментом является также воспитание понятия о доброте и различные виды воспитания, которые направлены на развитие положительных качеств у детей.

Какими видами дидактических игр можно воспользоваться для формирования доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные виды дидактических игр. Например, игры-разминки, которые помогают ребенку развивать координацию движений и вести себя доброжелательно в отношении других детей. Также, игры-эксперименты позволяют детям осознать свои действия и их последствия, что способствует формированию доброжелательности. Игры-ситуации, в которых детям предлагается решать различные конфликтные ситуации, также помогают развивать доброжелательные отношения. Важно подбирать игры, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.

Какова структура дидактической игры, способствующей формированию доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста?

Структура дидактической игры, способствующей формированию доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста, включает в себя несколько составляющих. Вначале игры необходимо представить цель или задачу, которую дети должны достичь. Затем следует объяснить правила игры и дать детям возможность задать вопросы, если что-то непонятно. После этого начинается основная часть игры, в которой дети активно взаимодействуют друг с другом и решают поставленную задачу. В конце игры проводится обсуждение и подведение итогов, чтобы дети могли сделать выводы и усвоить полезные навыки и знания.

Какие основные цели и задачи ставят перед собой педагоги при использовании дидактической игры?

Основной целью педагогов при использовании дидактической игры является формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи включают в себя развитие коммуникативных и социальных навыков, воспитание самоконтроля и саморегуляции, развитие креативного мышления и фантазии, а также развитие познавательных способностей и усвоение новых знаний.