Ранние формы религии
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 07.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Происхождение религии 4
2. Первобытные верования: фетишизм, тотемизм и табу, анимизм, магия 6
3.Религия и магия 13
Заключение 14
Список литературы 15
На раннем этапе формирования человеческого общества тотемизм выполнял основные функции религии – речь идет об интегрирующей, регулирующе-контролирующей и даже в определенной степени компенсирующей функциях. Здесь необходимо заметить, что выполнение последней функции было в большей мере присуще другой ранней форме религиозных верований и представлений - анимизму.Тотемизм также можно рассматривать как одну из самых ярких форм проявлений древней культуры. Конечно же, многие народы прошли длительный путь исторического развития, в ходе которого произошла утрата тотемических представлений. Однако в некоторых районах тотемизм сохранился, в частности, речь идет об австралийских аборигенах. Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необходимо обязательно производить учет естественно-природных и социально-культурных факторов.Магическое мышление было связано с анимизмом. Анимизм является верой в то, что существуют душа и духи, верой в факт одушевленности природы. Кстати, анимистические представления наблюдаются почти во всех ранних религиях. Магическое мышление базируется на двух принципах. Первый принцип гласит, что подобное производит подобное или следствие является схожим с причиной. Как гласит второй принцип, вещи, которые хотя бы раз соприкасались друг с другом, продолжают свое взаимодействие даже на расстоянии, при том, что прямой контакт отсутствует. Базисом гомеопатической или имитативной магии являются колдовские приемы закона подобия. Контагиозная магия – это приемы, основанные на законах соприкосновения или заражения (то есть, речь идет о втором принципе). 3.Религия и магияДж. Фрэзер также рассматривает вопрос о соотнесении магии с религией. Религия в этом понимании является умилостивлением и умиротворением тех сил, которые стоят выше, чем человек, это силы, которые направляли ход природных явлений и жизни человека. Религия, соответственно, представлена теоретическим и практическим элементами, а именно, это вера в существование высшей силы, которой нужно обязательно угодить. То есть, речь идет о первостепенной значимости веры. Религия способствует порождению религиозного образа действия. Дж. Фрэзер делает вывод о том, что верховный правитель ведет свое происхождение по прямой линии от древнего мага или знахаря. После того, как обособился класс шаманов, он стал исполнять обязанности, связанные с обеспечением общественной безопасности и общественного благосостояния. Данные люди обладали богатством и властью, а лучшие из них выступали как священные владыки. Наиболее проницательные осознали, что магия есть ложный путь, так постепенно религия начинает вытеснять магию. Иными словами, колдун уступил место жрецу. Жрец начал обращаться к богам для управления природными процессами. Жрец работал только с молитвами и жертвоприношениями. Однако вследствие нечеткости и расплывчатости границ междучеловеческим и божественным создавалась иллюзия того, что через воплощение есть возможность достижения божественности.Несомненно то, что в первобытном обществе колдунам или знахарям принадлежала важная социальная роль. Постепенно те люди, у которых, как считалось, есть магические способности, начинали отделяться от других соплеменников, образовали особый класс. Колдунов и знахарей Фрэзер называет самым древним классов профессионалов в истории общества. ЗаключениеФетишизм, тотетизм, анимизм – это есть ранние формы религиозных верований. Впоследствии именно они стали основой для формирования языческого мировоззрения, появления религии.В рамках религиозного мировоззрения есть различие естественного и противоестественного, уже имеются ограничения. Религиозная картина мира носит более контрастный характер, чем мифологическая, в ней больше красок и нюансов. Она обладает большей критичностью относительно мифологической.Религиозное мировоззрение предполагает, что есть возможность установить контакт между двумя мирами, естественным и сверхъестественным через специфическую культовую систему и обрядность.Большое значение в жизни первобытного общества имела магия. Фрэзер отмечает, что для первобытного колдуна существует именно практическая сторона магии. Он никогда не анализирует мыслительные процессы, на которых основаны его действия, никогда не размышляет над заключенными в них абстрактными принципами. То есть, магию для него – это искусство, а не наука. Его неразвитый ум не знает идею науки. Список литературыАнохина В. В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. [Электронный ресурс]. – М., 2010. Режим доступа: http://bookucheba.com/istoriya-filosofii/vera-kak-oplot-religioznogo-27006.html Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.phpИстория Древнего мира. Тотемизм.//http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture/188.htmlСеменов Ю.И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005. Семенов Ю.И. Основные этапы эволюции первобытной религии // Скепсис. — № 2. — (Зима 2003).// http://scepsis.net/library/id_372.htmТерехова Г.Л., Дробжева Г.М.. Введение в философию. История философских учений: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии.// http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
1. Анохина В. В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. [Электронный ресурс]. – М., 2010. Режим доступа: http://bookucheba.com/istoriya-filosofii/vera-kak-oplot-religioznogo-27006.html
2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php
3. История Древнего мира. Тотемизм.//http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture/188.html
4. Семенов Ю.И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005.
5. Семенов Ю.И. Основные этапы эволюции первобытной религии // Скепсис. — № 2. — (Зима 2003).// http://scepsis.net/library/id_372.htm
6. Терехова Г.Л., Дробжева Г.М.. Введение в философию. История философских учений: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
7. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии.// http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
Вопрос-ответ:
Какие формы религии существовали на раннем этапе формирования человеческого общества?
На раннем этапе формирования человеческого общества существовали такие формы религии как фетишизм, тотемизм, табу, анимизм и магия.
Какую функцию выполнял тотемизм на раннем этапе формирования человеческого общества?
Тотемизм выполнял основные функции религии на раннем этапе формирования человеческого общества, включая интегрирующую, регулирующую, контролирующую и компенсирующую функции.
Какие формы верований были присущи тотемизму?
Тотемизм был связан с верованиями в тотемные животные или растения, которые считались священными и родственными данному племени или клану.
Какие функции выполняла магия на раннем этапе развития религии?
Магия выполняла функции предсказания будущего, обрядов целения, контроля над окружающей природой и силами сверхъестественного.
Были ли религия и магия связаны на раннем этапе развития религии?
Да, религия и магия были тесно связаны на раннем этапе развития религии. Магия помогала людям контролировать окружающую природу и достичь своих целей.
Какая функция выполняла ранняя форма религии - тотемизм?
На раннем этапе формирования человеческого общества тотемизм выполнял основные функции религии: интегрирующую, регулирующую, контролирующую и даже в определенной степени компенсирующую функции.
Какие формы религии существовали в ранние времена?
В ранние времена существовали различные формы религии, такие как тотемизм, фетишизм, табу, анимизм и магия.
Какие функции выполняла ранняя форма религии - тотемизм?
Ранняя форма религии - тотемизм выполняла интегрирующую, регулирующую, контролирующую и компенсирующую функции в раннем обществе.
Какие верования существовали в раннем обществе?
В раннем обществе существовали верования в фетишизм, тотемизм, табу, анимизм и магию.
Каким образом тотемизм выполнял функции религии?
Тотемизм в раннем обществе выполнял функции религии путем интеграции людей, регулирования и контроля общественных отношений, а также в некоторой степени компенсации.
Какие основные функции выполнял тотемизм на раннем этапе формирования человеческого общества?
Тотемизм выполнял основные функции религии, такие как интегрирующая, регулирующая, контролирующая и компенсирующая функции.
Какая функция была особенно присуща ранней форме религии?
Большее присутствие компенсирующей функции было значимо для ранней формы религии.