Кластер, как прием организации самостоятельной работы с теоретическим материалом по русскому языку (на примере изучения раздела «Лексика»)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 24.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Принципы и приемы организации самостоятельной работы с теоретическим материалом на занятиях по русскому языку 6
1.1 Психолого-педагогические основы самостоятельности школьников 6
1.2 Способы и средства организации самостоятельной работы школьников на уроке русского языка 13
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Способы создания кластера и приемы работы с ним 23
2.1 Кластер как способ графической организации материала 23
2.2 Общие принципы работы с кластером как приемом технологии «развития критического мышления» 26
Выводы по 2 главе 33
Заключение 35
Список литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Лексика (курс лекций)» [21].Взяв за основу принцип всестороннего изучения языка, провозглашённый Ф. И. Буслаевым, и продолжая традиции В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, Е.М. Галкиной-Федорук, М.Т. Баранов в 1970 году доказал, что системное изучение лексики и фразеологии, исследование слова как структурного элемента языка сможет дать многое в изучении смысловой стороны языка в целом. Кроме этого, изучение лексики и фразеологии, по убеждению М.Т. Баранова, будет способствовать развитию мышления, процессу воспитания у школьников любви к родному языку, формированию у детей стремления овладеть словарным богатством русского языка.М.Т. Баранов предложил включить «Лексику» и «Фразеологию» в школьную программу в качестве самостоятельных разделов и детально разработал методику преподавания, издав ряд научных трудов, среди которых: «Методика лексики // Основы методики русского языка в IV-VIII классах [4, с 38-51] и «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя» [5].В пособиях рассматриваются важнейшие методические проблемы, связанные с изучением лексики и фразеологии в школе. В дополнение к упражнениям учебника был предложен дидактический материал, образцы уроков и упражнения разных типов.М.Т. Баранов в своих трудах обосновал и местоположение разделов «Лексика» и «Фразеология»: после изучения раздела «Фонетика» и перед «Словообразованием» и «Морфологией». Включение в школьную программу данных разделов позволило продемонстрировать учащимся существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка, что явилось основой для лексико-семантического подхода к слову, когда учитывается взаимодействие лексического и грамматического, формального и сущностного, системного и нормативного, создаваемого и воспроизводимого, языкового и экстралингвистического.Необходимо заметить, что под словом «лексика» М.Т. Баранов понимает школьный курс, который включает и фразеологию: «В школьный курс лексики входят также фразеологические понятия: «фразеология», «фразеологизм» [5, с.17].М.Т. Барановым были разработаны и этапы изучения лексики: пропедевтический; систематический; аспектное изучение грамматики; функционально-стилистический.Работая над новым разделом методики русского языка, учёный спешит разграничить объект и цели методики обогащения словарного запаса учащихся и методики лексики. Целью методики обогащения словарного запаса учащихся является количественное увеличение детского словаря и качественное его совершенствование в речи учащихся. Целью методики лексики является усвоение учащимися лексикологических понятий и осознание ими системного характера лексики языка, её связи с другими разделами языка» [4, с.38-51].На основе экспериментальных данных М.Т. Баранов определил содержание работы по лексике, разработал принципы отбора лексикологических понятий для школьного курса русского языка (системный, функционально-стилистический, исторический, межпредметный), определил объём сведений о каждом из лексикологических понятий (лексика, толковый словарь, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова), дал понятие о лексическом умении.М.Т. Баранов неоднократно указывал на необходимость сопоставлять лексическое значение слова и грамматическое значение (словообразовательное и морфологическое) с целью формирования у учащихся лексико-семантического взгляда на слово и обеспечения осознания ими слова как единицы лексической системы языка. Для решения этой задачи он предложил серию упражнений, среди которых особое место занимают упражнения по обучению школьников умению пользоваться толковым словарём. Осуществлению этого умения М.Т. Баранов придавал огромное общекультурное значение, поскольку оно необходимо учащимся не только в процессе обучения в школе, но и в жизни по окончании школы. Он наметил три этапа по обучению школьников умению работать со словарями и разработал конкретные задания для воспитания потребности у обучаемых пользоваться толковыми словарями.По мнению М.Т. Баранова, работа по лексике должна быть продолжена на протяжении изучения всего школьного курса русского языка: при обучении грамматике, в работе по орфографии, над стилистическими свойствами слова и в связи с развитием связной речи учащихся (работа над лексикой предстоящих изложений и сочинений).Знакомство с фразеологией даст возможность учащемуся глубже понять историю народа, его отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, особенность мировоззрения, а также поможет в формировании ясности и образности мысли, придаст речи точность и выразительность.Методические традиции обучения лексике и фразеологии в средней школе, заложенные М.Т. Барановым, были развиты с учётом реализации культуроведческого подхода в исследованиях учёных его школы (Т.Н. Волковой, А.Д. Дейкиной, А.П. Мистратовой, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой и др.)Итак, ведущие российские лингвисты доказали необходимость включения в школьную программу лексикологии (в школьной терминологии лексики) и фразеологии как самостоятельных разделов науки о языке. Это позволило внедрить в процесс обучения принцип всестороннего обучения языку, сделать уроки русского языка развивающими интеллектуальные способности школьника, обогащающими его новыми знаниями, воспитывающими интерес и чутьё к родному слову. А родное слово в свою очередь (при правильной расстановке акцентов в процессе обучения языку, а это возможно лишь при учёте культуроведческого аспекта) помогает учащемуся приобщиться к культуре народа.2.3 Кластер как способ графической организации материала на уроках русского языка по изучению лексикиВ первом параграфе настоящей главы мы рассуждали о применении кластера в процессе реализации технологии критического мышления и выявили, что его применение целесообразно на первом и третьем этапе (вызов и рефлексия).На уроках русского языка по темам раздела «Лексика» кластер будет уместен и даже необходим, поскольку, во-первых, стимулирует учащихся на обучение, во-вторых, позволяет термины данного раздела представить в доступном для понимания виде:Так, в начале урока, посвященного синонимам, рекомендуем использовать кластер как стимулирующий материал. Прослушав стихотворение «Родина» Т.Белозерова, педагог предлагает составить кластер, где в пустых ячейках будут записаны похожие по смыслу слова к слову «родина» (рис.7).Рис.7. Кластер 1 на этапе получения знанийПодбирая слова к данному слову учитель позволяет детям выбирать те, которые приходят им в голову. Далее после заполнения кластера происходит анализ слов, выявляется близки ли они по смыслу к слову «родина». Затем предлагается заполнить еще один кластер (рис.8), в котором будет описана Родина (могучая, великая, непобедимая и т.п.). Среди этих слов второго кластера обучающиеся тоже ищут сходные по смыслу слова.Рис.8. Кластер 2 на этапе получения знанийДанные кластер следует заполнять сначала индивидуально в тетради, затем осуществлять выборочную проверку, но с обсуждением всего класса.Полагаем, что кластер как прием развития критического мышления на уроках русского языка возможно использовать и на этапе получения нового знания. Так, например, арт-кластер, повышающий познавательный интерес учащихся, можно применять следующим образом на этапе изучения новой темы. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.):Рис.9 Кластер на этапе изучения новой темыНа этапе рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.Рис.10. Кластер на завершающем этапе урокаТаким образом, кластер является одним из способов подачи материала на уроках русского языка. В частности в разделе «Лексика» есть немало тем, терминологию которых можно оформить графически. Кластер стимулирует к обучению, повышает познавательный интерес, может быть выполнен самостоятельно. Поэтому эффективность его применение как средства развитие критического мышления мы доказали.Выводы по 2 главеРезультаты работы подтверждают необходимость использования схемы-кластера в качестве средства обучения школьников русскому языку. Кластер является интерактивным динамическим средством дидактической инфографики, поэтому мы рекомендуем его использовать как способ организации учебного диалогического пространства и конструирования визуальной среды, создающей условия для развития визуального мышления обучающихся; как форму отражения (представления) результатов проделанной интеллектуальной работы; как метод стимулирования познавательной деятельности обучающихся.Кластер позволяет успешно организовать самостоятельную деятельность учащихся так, как способен вызывать свежие ассоциации у обучающихся, вовлекать в мыслительный процесс новые представления по определенной теме.Кластер при реализации технологии критического мышления следует использовать на первом и третьем этапе (вызов и рефлексия), поскольку он позволяет подготовить учащихся к новому материалу или систематизировать полученные знания в графическом виде.Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. ЗаключениеИзбрав тему курсовой работы «Кластер как прием организации самостоятельной работы с теоретическим материалом по русскому языку (на примере изучения раздела «Лексика»)» и определив ее цель – методические разработка по использованию кластера как приема организации самостоятельной работы с теоретическим материалом по русскому языку, мы пришли к следующим выводам.Основываясь на разных подходах в определении познавательной самостоятельности, выявленных в ходе анализа научно-педагогической литературы, мы рассматриваем познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и способности приобретать знания из различных источников информации, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять эти знания и способы в конкретных учебных ситуациях без непосредственной помощи со стороны, то есть путем собственных волевых усилий.В результате анализа теоретической литературе, посвященной способам и средствам формирования познавательной самостоятельности школьников на уроке русского языка, мы установили, что для развития самостоятельности мышления особенно эффективны методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, включающий и эвристическую беседу, исследовательский.Основным приемом целесообразно выбрать кластер так, как позволяет успешно организовать самостоятельную деятельность учащихся так, как способен вызывать свежие ассоциации у обучающихся, вовлекать в мыслительный процесс новые представления по определенной теме.Список литературыАкмалов А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. – 20 с.Блонский П.И. Избранные психологические произведения. – М.: ОНИКС, 2010. – 498 c.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «МПСИ», 2008. – С.245-272.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2011. – 784 с.Вяткин Л.Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка: Пособие к спецкурсу. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. – 98 с.Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель).– М.: БОНФИ, 2012. – Кн.1. – 453 с.Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. – №2. – С.12-20.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПБ.: Азбука, 2012. – 109 c.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках[Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,0;fs,1/ - дата обращения: 01.12.2019.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учит.общеобразоват. учрежд. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.Захарова Л.В. Использование кластеров на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. –С. 212-213. URL: http:// e-koncept.ru/2017/770558.htm (дата обращения 15.12.2019).Ковтун Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся IV-V классов как подготовка их к самообразованию: дис. ...канд. пед. наук. – Волгоград, 1995. – 227 с.Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: дис. ... канд. пед. наук. – Калининград, 2000. –197 с.Краснова О.Е. Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы[Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL:https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/09/klaster-kak-priyom-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-s (дата обращения: 23.12.2019).Кудряшова Н.В., Соломатова Ю.Д. Кластер как когнитивно-визуальное интерактивное средство наглядности и возможности его использования в методике обучения русскому языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (28). – С.295-310. Кудряшова Н.В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником // Вестник ХГУ. – 2017. – № 21. – С. 134-137.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Красанд, 2014. – 304 с.Лямкина Л.С. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка // Образование. Карьера. Общество. – 2015. - № 1 (44). – С.33-35.Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2004. – 14 с.Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010. – 80 с.Половникова H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. – СПб.: Питер, 2007. – 98 с.Чумбалова Г. М. Опыт использования интерактивных методов на занятиях русского языка (поиск соответствий, кластер, инсерт) // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2014. – № 1. – С. 385-387.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Евразия, 2009. – 208 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Владос, 2007. – 416 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмалов А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. – 20 с.
2. Блонский П.И. Избранные психологические произведения. – М.: ОНИКС, 2010. – 498 c.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «МПСИ», 2008. – С.245-272.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2011. – 784 с.
5. Вяткин Л.Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка: Пособие к спецкурсу. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. – 98 с.
6. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель).– М.: БОНФИ, 2012. – Кн.1. – 453 с.
7. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. – №2. – С.12-20.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПБ.: Азбука, 2012. – 109 c.
9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,0;fs,1/ - дата обращения: 01.12.2019.
10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учит. общеобразоват. учрежд. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
11. Захарова Л.В. Использование кластеров на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. –С. 212-213. URL: http:// e-koncept.ru/2017/770558.htm (дата обращения 15.12.2019).
12. Ковтун Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся IV-V классов как подготовка их к самообразованию: дис. ...канд. пед. наук. – Волгоград, 1995. – 227 с.
13. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: дис. ... канд. пед. наук. – Калининград, 2000. –197 с.
14. Краснова О.Е. Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/09/klaster-kak-priyom-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-s (дата обращения: 23.12.2019).
15. Кудряшова Н.В., Соломатова Ю.Д. Кластер как когнитивно-визуальное интерактивное средство наглядности и возможности его использования в методике обучения русскому языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (28). – С.295-310.
16. Кудряшова Н.В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником // Вестник ХГУ. – 2017. – № 21. – С. 134-137.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Красанд, 2014. – 304 с.
18. Лямкина Л.С. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка // Образование. Карьера. Общество. – 2015. - № 1 (44). – С.33-35.
19. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2004. – 14 с.
20. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010. – 80 с.
21. Половникова H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. – СПб.: Питер, 2007. – 98 с.
22. Чумбалова Г. М. Опыт использования интерактивных методов на занятиях русского языка (поиск соответствий, кластер, инсерт) // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2014. – № 1. – С. 385-387.
23. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Евразия, 2009. – 208 с.
24. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Владос, 2007. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Что такое кластер?

Кластер - это один из приемов организации самостоятельной работы с теоретическим материалом по русскому языку. Он представляет собой совокупность связанных понятий или терминов, которые группируются вокруг центрального слова или понятия. Кластер позволяет систематизировать и углубить знания по определенной теме, развивает ассоциативное мышление и позволяет лучше усвоить изучаемый материал.

Какими способами можно организовать самостоятельную работу школьников через кластер?

Существует несколько способов организации самостоятельной работы через кластер. Один из них - это предложение ребятам составить свой собственный кластер по заданной теме, используя свои знания и ассоциации. Другой способ - это предоставление готового кластера, который ученики должны расширить, добавив новые слова или понятия. Также можно предложить школьникам создать кластер с помощью различных средств визуализации, таких как мозговые карты или диаграммы.

Какие преимущества имеет использование кластеров в работе с теоретическим материалом по русскому языку?

Использование кластеров в работе с теоретическим материалом по русскому языку имеет несколько преимуществ. Во-первых, кластер помогает систематизировать знания и связать их между собой, что способствует более глубокому и полному усвоению материала. Во-вторых, кластер развивает ассоциативное мышление и способствует формированию у школьников логической связности и грамотности мышления. Кроме того, кластер может стать отличным инструментом для самопроверки знаний учениками.

Какие средства визуализации можно использовать при создании кластеров?

При создании кластеров можно использовать различные средства визуализации, которые помогут наглядно представить связь между понятиями. Одним из таких средств являются мозговые карты или mind maps, которые позволяют структурировать информацию и выразить ее в виде ветвей и подветвей. Также можно использовать диаграммы, схемы и таблицы. Важно выбрать подходящий инструмент визуализации в зависимости от конкретной задачи и возможностей учеников.

Что такое кластер?

Кластер - это прием организации самостоятельной работы с теоретическим материалом по русскому языку. Он представляет собой группу слов, связанных с общей темой или концепцией, которые учащиеся должны изучить и использовать в своей работе. Кластер помогает структурировать информацию и улучшает понимание и запоминание материала.

Какими способами можно организовать самостоятельную работу школьников с кластером?

Существует несколько способов и средств организации самостоятельной работы с кластером. Например, учащиеся могут составлять предложения или тексты, используя слова из кластера. Они также могут создавать понятийные карты или схемы, чтобы визуализировать связи между словами. Другой вариант - проводить дискуссии или игры, где учащимся нужно использовать слова из кластера. Важно, чтобы работа была интересной и активной, чтобы школьники могли проявить свои знания и навыки.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе самостоятельности школьников при работе с кластером?

Самостоятельность школьников при работе с кластером основана на принципах развивающего обучения. Она способствует активному усвоению знаний учащимися, развитию их творческих способностей, умению самостоятельно решать задачи и проблемы. Кроме того, самостоятельная работа способствует формированию у школьников навыков самоконтроля и самооценки, что важно для их личностного развития.

Каким образом можно создать кластер и провести работу с ним на уроке русского языка?

Создание кластера и работа с ним на уроке русского языка может осуществляться различными способами. Например, учитель может предложить учащимся список слов или терминов, связанных с определенной темой, и попросить их организовать эти слова в кластер. Другой вариант - использовать интерактивные доски или специальные программы для создания визуальных кластеров. Ученики могут работать с кластером самостоятельно или в парах, обсуждая и объясняя связи между словами.