Провинциальный музей как предмет культурологического осмысления
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 09.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Краткая история возникновения феномена провинциальных музеев 5
Особенности провинциальных музеев России 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Особо интересна по отношению к провинциальным музеям идея «культурного гнезда», которую высказывает К.В. Алякина. В ее понимании провинциальный музей как инновационный центр культурного развития, выработки, актуализации и трансляции культурного наследия обладает универсальностью и способностью к взаимодействию с представителями регионального сообщества музейных деятелей; может формировать музейную общность с приоритетом творческого взаимодействия и создавать музейные экспозиции как произведения культуры, укорененные в местном культурном пространстве; а также находится в культурном диалоге с местным сообществом, влияя на ход процесса самоопределения региона и формирование регионального самосознания.Провинциальный музей независимо от профиля (краеведческий, художественный, литературный) становится не просто «визитной карточкой» региона, он помогает самоопределению человека в пространстве истории и культуры в целом.ЗаключениеК началу ХХ века в регионахсформировался тип музейного учреждения, посвященного истории, экономике, природе локальной территории. Положение провинциального музея в обществе и отношение общества к нему менялосьна протяжении столетия. Сейчас его можно рассматривать как феномен культуры, а не просто как центр получения знаний об истории своего края.Музей выступает как коммуникационный канал, связывающий человека и пространство культуры; как уникальное диалоговое пространство, призванное решать широкие задачи культурной адаптации. В современном мире онвыступает для человека островком надежности, материальным воплощением социальной памяти, источником психологической опоры и стабильности человека, который в связи с их отсутствием остро ощущает свою незащищенность и потерянность в мире.Именно музей может стать доступным местом для экзистенциальной поддержки человека поскольку способен накапливать и раскрывать разнообразные переживания, размышления, ассоциации. Музейные экспозиции и музейные программы представляют собой особые новые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация. При соприкосновении с музейными предметами, открывается не только внутренний мир другого человека, эстетика определенной эпохи или страны, но и познание собственных чувств, эмоций и ощущений, их интерпретация, и как результат пробуждение новых потенциальных творческих и жизненных возможностей.Независимо от профиля провинциальный музей становится лицом региона, помогая одновременно и человеку сохранить свое лицо.Список использованной литературыАлякина К.В. Провинциальный музей как "культурное гнездо": Автореф. на соиск. ст. канд. культ. – Самара, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.dissercat.com/content/provintsialnyi-muzei-kak-kulturnoe-gnezdoГрицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII – начала ХХ века / В.П. Грицкевич. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. –336 с.К.Ф. Каткова. Социокультурная миссия регионального музея в эпоху глобализации (на материалах ленинградской области): Дисс. на соиск. ст. канд. культ. – СПб., 2017. –254 с.Королева Н.С. Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города / Н.С. Королева // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки). – С.274-277Ланкова Н. М. Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции «20 век: Ставрополь – Тольятти» тольяттинского краеведческого музея // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С.77-81Мастеница Е.Н. Регионалистика и проблемы содержания провинциальных музеев / Е.Н. Мастеница // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам круглого стола, сост. 18 мая 2001 в г. Орле. – М.: ГИМ, 2002. – С.52-58Музей // Словарь актуальных музейных терминов. – 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?40Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества /Н.В. Нагорский. – СПб., 2004. –432 с.Салова Ю.Г. Провинциальный музей в эпохи реформирования общества: изменение задач и функций / Ю.Г. Салова // Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного: Сб.ст, под ред. Н.И. Сергеевой, Е.Н. Мастеницы. – СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2012. – С.15-19Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д., 1997. –512 с.Сундиева А.А. Краеведческие музеи на пороге нового века / А.А. Сундиева // Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 10-11 декабря 1998 г. в Москве / Отв. ред. С.О. Шмидт. – М., 1999. –С. 89-94Филатова А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции: Автореф. на соиск. ст. канд.культ. – Саранск, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://cheloveknauka.com/muzey-kak-fenomen-sotsiokulturnogo-prostranstva-rossiyskoy-provintsii#ixzz6ATa0fypFФролова С.В. Формирование чувства идентичности и способность самовыражения в «диалоге культур» // Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования: межвузовский сб. науч. трудов. Вып.4. – Изд. Саратовского Университета, 2001. –С.47–49Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела / Ф.И. Шмит. –Харьков, 1919. – С.90 Щербинина Ю.В. Формирование музейных коллекций и их влияние на культурную жизнь провинции в 20-40-х гг. ХХ в. (на материалах Тамбовской губернии и Тамбовской области): Автореф. на соиск. ст. канд. ист.наук. – Тамбов, 2016. –21 с.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический Проект, 2003. –560 с.
1. Алякина К.В. Провинциальный музей как "культурное гнездо": Автореф. на соиск. ст. канд. культ. – Самара, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.dissercat.com/content/provintsialnyi-muzei-kak-kulturnoe-gnezdo
2. Грицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII – начала ХХ века / В.П. Грицкевич. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. –336 с.
3. К.Ф. Каткова. Социокультурная миссия регионального музея в эпоху глобализации (на материалах ленинградской области): Дисс. на соиск. ст. канд. культ. – СПб., 2017. – 254 с.
4. Королева Н.С. Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города / Н.С. Королева // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки). – С.274-277
5. Ланкова Н. М. Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции «20 век: Ставрополь – Тольятти» тольяттинского краеведческого музея // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С.77-81
6. Мастеница Е.Н. Регионалистика и проблемы содержания провинциальных музеев / Е.Н. Мастеница // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам круглого стола, сост. 18 мая 2001 в г. Орле. – М.: ГИМ, 2002. – С.52-58
7. Музей // Словарь актуальных музейных терминов. – 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?40
8. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества /Н.В. Нагорский. – СПб., 2004. –432 с.
9. Салова Ю.Г. Провинциальный музей в эпохи реформирования общества: изменение задач и функций / Ю.Г. Салова // Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного: Сб.ст, под ред. Н.И. Сергеевой, Е.Н. Мастеницы. – СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2012. – С.15-19
10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д., 1997. – 512 с.
11. Сундиева А.А. Краеведческие музеи на пороге нового века / А.А. Сундиева // Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 10-11 декабря 1998 г. в Москве / Отв. ред. С.О. Шмидт. – М., 1999. – С. 89-94
12. Филатова А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции: Автореф. на соиск. ст. канд.культ. – Саранск, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://cheloveknauka.com/muzey-kak-fenomen-sotsiokulturnogo-prostranstva-rossiyskoy-provintsii#ixzz6ATa0fypF
13. Фролова С.В. Формирование чувства идентичности и способность самовыражения в «диалоге культур» // Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования: межвузовский сб. науч. трудов. Вып.4. – Изд. Саратовского Университета, 2001. – С.47–49
14. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела / Ф.И. Шмит. – Харьков, 1919. – С.90
15. Щербинина Ю.В. Формирование музейных коллекций и их влияние на культурную жизнь провинции в 20-40-х гг. ХХ в. (на материалах Тамбовской губернии и Тамбовской области): Автореф. на соиск. ст. канд. ист.наук. – Тамбов, 2016. – 21 с.
16. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический
Вопрос-ответ:
Какие есть особенности провинциальных музеев?
Особенности провинциальных музеев включают их небольшой размер, ориентацию на местную историю и культуру, ограниченные финансовые ресурсы, а также более интимную и домашнюю атмосферу в сравнении с крупными городскими музеями.
Что представляет собой идея культурного гнезда в контексте провинциальных музеев?
Идея культурного гнезда, высказанная К.В. Алякиной, подразумевает, что провинциальный музей может стать инновационным центром культурного развития, где активно вырабатывается, актуализируется и передается культурное наследие. Он обладает универсальностью и способностью к взаимодействию с другими культурными институтами.
Какова история возникновения провинциальных музеев?
Возникновение провинциальных музеев связано с развитием музейного дела в России. В XIX веке появилось стремление сохранить и экспонировать историческое и культурное наследие регионов. Сначала это были учебные коллекции, затем превратились в народные музеи и музеи краеведения.
Какие функции выполняют провинциальные музеи?
Провинциальные музеи выполняют функции хранения и изучения истории, культуры и природы своих регионов, формирования национальной идентичности, образования и просвещения, развлечения и досуга.
Почему провинциальные музеи обладают особой атмосферой?
Провинциальные музеи обладают особой атмосферой из-за своего небольшого размера и интимности. Они часто находятся в старых зданиях, которые сами по себе имеют свою историю. Также провинциальные музеи меньше посещены туристами, что создает более спокойную и домашнюю обстановку.
В чем заключается особенность провинциальных музеев в России?
Особенность провинциальных музеев в России заключается в их способности вырабатывать, актуализировать и транслировать культурное наследие региона, а также в их роли инновационных центров культурного развития.
Какая идея культурного гнезда высказывается относительно провинциальных музеев?
Идея культурного гнезда в отношении провинциальных музеев заключается в том, что такие музеи являются универсальными и способными к взаимодействию инновационными центрами культурного развития, выработки, актуализации и трансляции культурного наследия региона.
Какова краткая история возникновения феномена провинциальных музеев?
Краткая история возникновения феномена провинциальных музеев начинается с развития музейного дела в России в XIX веке, когда провинциальные города начали создавать свои музеи для сохранения и популяризации истории и культуры региона. Затем в Советском Союзе формирование провинциальных музеев было активно поддерживаемо и регулируемо государством. В послесоветское время провинциальные музеи стали испытывать финансовые трудности, однако они продолжают играть важную роль в культурном развитии регионов России.
Что делает провинциальные музеи инновационными центрами культурного развития?
Провинциальные музеи становятся инновационными центрами культурного развития благодаря своей способности вырабатывать новые идеи и проекты, актуализировать и транслировать культурное наследие региона, а также популяризировать и развивать культурные практики в своей местности. Они часто проводят выставки, мастер-классы, лекции и другие мероприятия, направленные на привлечение и вовлечение местных жителей и туристов в культурную жизнь региона.
Какова история возникновения провинциальных музеев?
История возникновения провинциальных музеев уходит корнями в прошлое, когда в разных уголках мира люди начали собирать и хранить предметы и артефакты, связанные с их историей, культурой и традициями. В России провинциальные музеи появились еще в XIX веке и развивались вместе с развитием региональной культуры и образования.
Чем отличаются провинциальные музеи России?
Провинциальные музеи России отличаются от крупных городских музеев своей спецификой и особенностями. Они чаще расположены в небольших городах и поселениях, имеют более скромные экспозиции и бюджеты. Однако именно эта провинциальность делает их уникальными, так как они позволяют познакомиться с историей, культурой и традициями малоизвестных и удаленных от центра регионов России.
Что такое культурное гнездо и как оно связано с провинциальными музеями?
Идея культурного гнезда, высказанная К.В. Алякиной, подразумевает, что провинциальный музей является инновационным центром культурного развития региона. Он вырабатывает, актуализирует и транслирует культурное наследие региона, способствуя его сохранению и изучению. Провинциальные музеи обладают универсальностью и способностью к взаимодействию, создавая своего рода культурную связь и сотрудничество между разными регионами и городами.