Психология детства. Изучение особенностей развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический анализ особенностей памяти у младших дошкольников 5
1.1 Обзор понятия «память» в трудах отечественных и зарубежных исследователей 5
1.2 Возрастные особенности памяти детей младшего дошкольного возраста 9
1.3 Способы развития памяти у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Экспериментальное изучение памяти детей младшего дошкольного возраста 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Результаты исследования 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27
ВысокийАртем Г.СреднийВова У.СреднийГриша К.Выше среднегоДарина П.Выше среднегоЖанна Р.Выше среднегоЗахар О.СреднийКирилл Б.Ниже среднегоЛариса К.Выше среднегоМаруся А.Выше среднегоНазар Ж.Выше среднегоПолина Д.СреднийСоня Г.Ниже среднегоТамара И.СреднийТимофей А.СреднийЮля Н.Ниже среднегоЯша Р.СреднийПредставим результаты в виде диаграммы (Рис. 2).Рисунок 2 –Результаты исследования непроизвольного запоминанияТаким образом, из рисунка 2 видно, что один ребенок имеет высокий уровень развития непроизвольной памяти (6%), уровень выше среднего обнаружен у 6 детей (35%), средний уровень 7 детей (41%), ниже среднего 3 ребенка (18%).Дети, плохо запомнившие картинки по первой и второй серии эксперимента отнесены к уровню развития непроизвольного запоминания ниже среднего. В эксперименте плохо справились с сериями картинок, направленных на изучение непроизвольного запоминания следующие дошкольники: Кирилл Б., Соня Г., Юля И. Третья серия была направлена на изучение произвольной памяти. Здесь нам удалось получить следующие результаты (См. Таблицу 3).Таблица 3 – Результаты исследования произвольного запоминанияРебенокУровень произвольного запоминанияАлина С.выше среднегоАртем Г.выше среднегоВова У.ниже среднегоГриша К.среднийДарина П.выше среднегоЖанна Р.высокийЗахар О.среднийКирилл Б.выше среднегоЛариса К.среднийМаруся А.выше среднегоНазар Ж.ниже среднегоПолина Д.выше среднегоСоня Г.среднийТамара И.ниже среднегоТимофей А.ниже среднегоЮля Н.ниже среднегоЯша Р.ниже среднего Представим полученные результаты в виде диаграммы (Рис. 3).Рисунок 3 – Результаты исследования произвольного запоминания, %Итак, из рисунка 3 видно, что высокий уровень произвольного запоминания был выявлен у одного ребенка (Жанна Р) – 6 %, уровень выше среднего – 35 % детей, средний уровень – 24 % детей, ниже среднего – 35 % детей.Дети с уровнем ниже среднего справились с заданием с поддержкой педагога, они часто отвлекались, не всегда понимали, что необходимо сделать.Результаты по трем сериям сопоставлены и представлены в таблице 4.Таблица 4 –Сводная таблицаИспытуемыеМетодика изучения непроизвольного пассивного и активного запоминанияМетодикаизучения произвольногозапоминанияУровеньразвития непроизвольнойпамятиУровеньразвития произвольнойпамятиАлина С.высокийвыше среднегоАртем Г.среднийвыше среднегоВова У.среднийниже среднегоГриша К.выше среднегосреднийДарина П.выше среднеговыше среднегоЖанна Р.выше среднеговысокийЗахар О.среднийсреднийКирилл Б.ниже среднеговыше среднегоЛариса К.выше среднегосреднийМаруся А.выше среднеговыше среднегоНазар Ж.выше среднегониже среднегоПолина Д.среднийвыше среднегоСоня Г.ниже среднегосреднийТамара И.среднийниже среднегоТимофей А.среднийниже среднегоЮля Н.ниже среднегониже среднегоЯша Р.среднийниже среднегоРезультаты изучения соотношения непроизвольной и произвольной памяти у детей младшего дошкольного возраста представлены на рисунке 4. Результат соотношения непроизвольной и произвольной памяти на каждого ребенка представлен в Приложении 2.Рисунок 4 – Соотношение непроизвольной и произвольной памяти у детей младшего дошкольного возрастаПрежде всего, зрительная память детей сыграла роль в этом эксперименте, так как картинки были предложены для запоминания на основе зрительного запоминания. Следует также учитывать, что исследование проводилось в дружеской эмоциональной обстановке, что позволило повысить производительность запоминания и воспроизведения в трех сериях.Таким образом, опыт показал, что тип непроизвольной памяти более продуктивен, чем произвольный, потому что у детей младшего дошкольного возраста произвольная память только начинает развиваться. Некоторые дети помнят картинки, связанные с недавними групповыми занятиями (например, лепили из пластилина рыбку).Также мы отметили, что мальчики запоминают лучше те изображения, на которых они узнают свои любимые игрушки (машины, лодка, дом), девочки (кролик, бабочка, петух). Во второй серии дети, которые пытались сгруппировать изображения для запоминания, показали хорошие результаты. В целом дети с удовольствием участвовали в эксперименте и показали хорошие результаты.Вывод по второй главе: 1. Исследование показало, что у детей младшего дошкольного возраста тип непроизвольной памяти более продуктивен, чем произвольный.2. Мальчики и девочки запоминают лучше те изображения, на которых они узнают свои любимые игрушки.ЗаключениеИзучая тему: «Изучение особенностей развития памяти у детей младшего дошкольного возраста» перед нами стояли задачи провести теоретический анализ проблемы исследования и провести экспериментальное исследование.В первой теоретической главе нам удалось получить следующие данные. Память – это когнитивный процесс, который в свою очередь состоит из запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта. Памятью располагают не только животные, люди, но и их сообщества, а также технические устройства. Формирование памяти в дошкольном возрасте имеет свои особенности: от отдельных представлений до действия обобщенных изображений; от неясного образа до логически значимового, от слитного статистического образа до динамического отображения; от оперирования некоторыми оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций. Для того, чтобы раскрыть возможности памяти и развить ее необходимо целевое обучение. Во второй главе представлено исследование, целью которого было особенностей непроизвольной и произвольной памяти детей младшего дошкольного возраста. В исследовании мы применяли методику Г.А. Урунтаевой «Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти». Исследование показало, что тип непроизвольной памяти более продуктивен, чем произвольный, потому что у детей младшего дошкольного возраста произвольная память только начинает развиваться. Также в курсовой работе мы подметили, что дети запоминают лучше те изображения, на которых они узнают свои любимые игрушки. Во второй серии дети, которые пытались сгруппировать изображения для запоминания, показали хорошие результаты. В целом дети с удовольствием участвовали в эксперименте и показали хорошие результаты.Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.Список литературыАшихмина, А.Р. Изучение процессов памяти у детей [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 09.01.2020).Бритвина, К. Л. Способы развития памяти [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — № 1 — С. 13-18.Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения [Текст] // Вестн. Тамбов.ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. – 2014. – Т. 19, № 1. – С. 90Бюрхиев Р.М. Особенности памяти у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: psyznaiyka.net › (дата обращения 08.01.2020).Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. – 120 с.Васильева, М.А. [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы IV Междунар. науч. конф., г.Уфа - 2016. - С.59-62.Величковский, Б.Б. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения [Текст] / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский // Интеграл. – 2014. – № 6. – С. 14–17Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2016. –С. 362.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. –С.Долгова, В.И. Инновационные психологопедагогические технологии в работе с дошкольниками: монография[Текст] /В.И. Долгова, Е.В Попова. - М.: Перо, 2015. – 300 с. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2011. –С. 44.Каримов, А.Г. Память: развитие памяти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/memory/ (дата обращения 10.01.2020).Лисковец, Ю.А. Развитие памяти у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cepia.ru/memory/ (дата обращения 08.01.2020).Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций [Текст] / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. – 280 с.Научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.obruch.ru (дата обращения: 11.01.2020).Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер; Пер. с англ. Ф.Б. Березин [и др.]. - М.: Класс, 2012. –С.88.Портал «Psychology.ru» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.psychology.ru (дата обращения: 07.01.2020).Саитгалина, Э. С. Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.. – Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm.(дата обращения 10.01.2020).Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. –250 с.ПриложениеСтимульный материалПриложение 2Результаты соотношения произвольной и непроизвольной памятиРисунок - 2.1 Результаты соотношения видов памяти (Алина С.)Рисунок - 2.2 Результаты соотношения видов памяти (Артем Г.)Рисунок - 2.3 Результаты соотношения видов памяти (Вова У.)Приложение 2 - продолжениеРисунок - 2.4 Результаты соотношения видов памяти (Гриша К.)Рисунок - 2.5 Результаты соотношения видов памяти (Дарина П.)Рисунок - 2.6 Результаты соотношения видов памяти (Жанна Р.)Рисунок - 2.7 Результаты соотношения видов памяти (Захар О.)Приложение 2 - продолжениеРисунок - 2.8 Результаты соотношения видов памяти (Кирилл Б.)Рисунок - 2.9 Результаты соотношения видов памяти (Лариса К.)Рисунок - 2.10 Результаты соотношения видов памяти (Маруся А.)Рисунок - 2.11 Результаты соотношения видов памяти (Назар Ж.)Приложение 2 - продолжениеРисунок - 2.12 Результаты соотношения видов памяти (Полина Д.)Рисунок - 2.13 Результаты соотношения видов памяти (Соня Г.)Рисунок - 2.14 Результаты соотношения видов памяти (Тамара И.)Приложение 2 - продолжениеРисунок - 2.15 Результаты соотношения видов памяти (Тимофей А.)Рисунок - 2.16 Результаты соотношения видов памяти (Юля Н.)Рисунок - 2.17 Результаты соотношения видов памяти (Яша Р.)
2. Бритвина, К. Л. Способы развития памяти [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — № 1 — С. 13-18.
3. Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения [Текст] // Вестн. Тамбов.ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. – 2014. – Т. 19, № 1. – С. 90
4. Бюрхиев Р.М. Особенности памяти у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: psyznaiyka.net › (дата обращения 08.01.2020).
5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. – 120 с.
6. Васильева, М.А. [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы IV Междунар. науч. конф., г.Уфа - 2016. - С.59-62.
7. Величковский, Б.Б. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения [Текст] / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский // Интеграл. – 2014. – № 6. – С. 14–17
8. Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2016. –С. 362.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. –С.
10. Долгова, В.И. Инновационные психологопедагогические технологии в работе с дошкольниками: монография[Текст] /В.И. Долгова, Е.В Попова. - М.: Перо, 2015. – 300 с.
11. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2011. –С. 44.
12. Каримов, А.Г. Память: развитие памяти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/memory/ (дата обращения 10.01.2020).
13. Лисковец, Ю.А. Развитие памяти у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cepia.ru/memory/ (дата обращения 08.01.2020).
14. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций [Текст] / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. – 280 с.
15. Научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.obruch.ru (дата обращения: 11.01.2020).
16. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер; Пер. с англ. Ф.Б. Березин [и др.]. - М.: Класс, 2012. –С.88.
17. Портал «Psychology.ru» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.psychology.ru (дата обращения: 07.01.2020).
18. Саитгалина, Э. С. Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.. – Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm.(дата обращения 10.01.2020).
19. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.
20. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. –250 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста?
Одной из основных особенностей памяти у детей младшего дошкольного возраста является ограниченность ее объема. Дети в этом возрасте способны запомнить и воспроизвести только ограниченное количество информации. Кроме того, у детей младшего дошкольного возраста наблюдается нестабильность памяти - они могут забывать информацию, которую только что запомнили. Еще одной особенностью является эгосентричность памяти - дети склонны запоминать и воспроизводить только ту информацию, которая является важной для них самих, игнорируя предметы и события, которые им не интересны.
Какие способы развития памяти у детей дошкольного возраста существуют?
Существует несколько способов развития памяти у детей дошкольного возраста. Один из таких способов - использование игр и заданий с элементами повторения. Например, детям можно предложить разукрасить картинку, а затем попросить их вспомнить, какие цвета они использовали. Также полезно проводить тренировки воспроизведения ранее изученной информации - детям можно задавать вопросы на основе уже знакомого им материала. Еще один способ - использование ассоциаций. Например, детям можно показать картинку животного и попросить их вспомнить, как звучит его имя или какие звуки оно издает.
Какие понятия отечественных и зарубежных исследователей о памяти существуют?
Отечественные и зарубежные исследователи выделяют несколько понятий, связанных с памятью. Одним из таких понятий является "кратковременная память" - это способность хранить небольшое количество информации в течение нескольких секунд. Другим понятием является "долговременная память" - способность запоминать и хранить информацию на длительное время. Отечественные исследователи также выделяют понятие "вербальной памяти" - способность запоминать и воспроизводить слова и речь, а также "сенсорной памяти" - способность запоминать и воспроизводить ощущения, связанные с зрением, слухом, обонянием и т. д.
Какие особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста?
У детей младшего дошкольного возраста наблюдается ряд особенностей в развитии памяти. Например, их память еще не структурирована и они не умеют ориентироваться во времени. Кроме того, они имеют ограниченную емкость памяти, что ограничивает их способность запоминать и хранить информацию. Еще одной особенностью памяти младших дошкольников является ее эмоциональная окрашенность, то есть они запоминают информацию, которая вызывает у них эмоциональное волнение, лучше, чем нейтральную информацию.
Что такое память и как она рассматривается в исследованиях?
Память - это способность человека запоминать, хранить и восстанавливать информацию. В исследованиях память рассматривается с различных точек зрения. Некоторые исследователи акцентируют внимание на механизмах запоминания и воспроизведения информации, другие - на различных типах памяти (краткосрочная, долгосрочная и т.д.), третьи - на факторах, влияющих на эффективность памяти (например, эмоциональная окрашенность информации).
Каковы способы развития памяти у детей дошкольного возраста?
Существует несколько способов развития памяти у детей дошкольного возраста. Один из них - это игры, которые требуют запоминания и восстановления последовательности действий или объектов. Другой способ - это повторение информации, например, рассказывание детям сказок или песенок, в которых они могут повторять определенные фразы или слова. Также полезно задавать детям вопросы на понимание и помогать им ассоциировать новую информацию с уже известной.
Как проводилось экспериментальное изучение памяти детей младшего дошкольного возраста?
Экспериментальное изучение памяти детей младшего дошкольного возраста проводилось путем проведения различных тестов и заданий, направленных на оценку их способности запоминать и восстанавливать информацию. Например, детям показывали набор предметов и затем спрашивали, какие предметы они помнят. Также детям предлагали различные по сложности задания на запоминание цветов, слов и т.д. Результаты экспериментов позволили выявить возрастные особенности памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Какие особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста?
У детей младшего дошкольного возраста есть несколько особенностей развития памяти. В этом возрасте они еще не имеют возможности воспользоваться структурированными стратегиями запоминания и репетицией. Они стремятся запомнить информацию в целостности, используя визуальные образы. У них также наблюдается ограниченная емкость рабочей памяти и затруднения в удержании информации в памяти в течение длительного времени.
Какие методы развития памяти используются для детей младшего дошкольного возраста?
Для развития памяти у детей младшего дошкольного возраста используются различные методы. Например, игровые упражнения на запоминание объектов или последовательностей, использование визуальных образов и ассоциаций, развитие внимания и концентрации, тренировка рабочей памяти и увеличение ее емкости.
Что значит "память" с точки зрения исследователей?
С точки зрения исследователей, "память" - это процесс удержания и воспроизведения информации. Она включает в себя несколько компонентов, таких как сенсорная память, короткосрочная память и долгосрочная память. Память также связана с вниманием, концентрацией и обработкой информации в мозге.
Какие методы использовались при экспериментальном изучении памяти у детей младшего дошкольного возраста?
В экспериментальном изучении памяти у детей младшего дошкольного возраста использовались различные методы. Одним из них было проведение игровых заданий на запоминание объектов или последовательностей. Также использовался метод оценки времени удержания информации в памяти, а также метод измерения емкости рабочей памяти.