Малое предпринимательство: мировой опыт и российская практика
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 10.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты понятия малого предпринимательства в экономике России и мира 5
2. Анализ малого предпринимательства в России и мире 15
3. Общие закономерности, подходы и тенденции поддержки малого предпринимательства в России и мире 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Эта категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотный капитал. Конечно, таким предпринимателям нужна поддержка при выходе на зарубежные рынки, особенно если Россия вступит в ВТО, когда «барьерные» барьеры рухнут, российский рынок, наконец, заполнен большим количеством дешевых товаров (обувь, одежда, трикотаж, ткани, косметика и т. Д.). .). из разных стран мира, таких как, например, из Италии, Турции, Китая, где преобладают малые и средние предприятия).Кроме того, следует учитывать последствия «взрыва» импорта, а именно: резкое сокращение производства обуви, одежды и других отраслей, в результате чего предприниматели столкнутся с тем, что у них раньше было конкурентное преимущество (дешевая рабочая сила, которая по низким таможенным ставкам для аналогичных продукты просто исчезнут) будут потеряны навсегда.Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своих малых предприятий. Существуют эффективные системы экспортных гарантий в Германии, Австрии, Италии и Финляндии. Создана единая система гарантий Европейского Союза [6, с. 70].Среди мер по поддержке предпринимательства в США, Великобритании и Нидерландах можно выделить следующие основные направления деятельности:- прямая финансовая поддержка бизнеса в форме прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и займах под залог коммерческих банков;- обучение в специализированных центрах и на рабочих местах;- техническая помощь (предоставление и оплата проектных и консультационных услуг);- юридический (при регистрации компаний);- организационные и финансовые (разработка бизнес-плана, поиск потенциальных инвесторов);- ведение инженерных разработок (дизайн продукта и технологии);- маркетинг;- административные услуги (аренда служебных помещений, административная помощь (предоставление персональных компьютеров, копировальной техники));- бухгалтерский учет (открытие банковского счета, помощь в ведении бухгалтерских книг и т. д.).[16, с. 223]В последние годы упор делался на новое перспективное предпринимательство. Одним из наиболее эффективных способов стимулирования роста нового предпринимательства являются бизнес-инкубаторы - специализированное государственное или частное учреждение, которое оказывает многоплановую поддержку новым компаниям. Это многофункциональное здание, в котором компании (предприятия) могут найти приемлемое помещение (офис, склад, мастерская и т. д.) Бесплатно или за умеренную плату. Менеджеры бизнес-инкубатора поддерживают предпринимателей в области управления, а доступ к сети услуг предоставляют профессиональные эксперты-юристы, бухгалтеры и специалисты по маркетингу.Заметный и постоянно растущий акцент делается на поддержку инновационного потенциала бизнеса. В качестве примера можно привести правительственную программу США по содействию инновационным исследованиям в области малого бизнеса, которая предусматривает пожертвования в размере от 50 до 500 долларов на разработку наиболее перспективных идей.[17, с. 25]Опыт США показывает, что наиболее динамичное развитие достигается в регионах, где формируются промышленные или инновационные кластеры - бизнес-комплексы (промышленные компании, исследовательские центры, научные учреждения), государственные органы, основанные на территориальной концентрации специализированных сетей поставщиков, крупные Производители и потребители связаны технологической цепочкой.Большой интерес в Соединенных Штатах вызывает опыт офиса омбудсмена (ответственного за защиту прав предпринимателей). Этот офис ежегодно рассматривает около 400 коммерческих обращений, в том числе через сеть региональных советов, созданных в десяти округах США. Каждая из рассмотренных вышеупомянутых апелляций приводила к изменению правоприменительной практики со стороны административных органов или другим последствиям, имеющим юридическую значимость. Тысячи других жалоб, не связанных с изменениями в правоприменительной практике, также рассматриваются.Посредник утверждается Президентом США. Его авторитет позволяет вам реально влиять на политику федеральных агентств в отношении мелких предпринимателей, офис омбудсмена ежегодно исследует отношение каждого федерального агентства к проблемам малого бизнеса, и каждое агентство получает оценку своего деятельность в этой области по десятибалльной шкале. Критериями оценки являются, с одной стороны, скорость и полнота ответов учреждений на запросы омбудсмена, а с другой стороны, отсутствие преследования со стороны предпринимателей за обращение в Управление омбудсмена и другие правозащитные организации. Традиционно у Министерства обороны США самый низкий балл.Сотрудники офиса омбудсмена и члены региональных советов по малому предпринимательству имеют право выступать в судах в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть выступать стороной в процессе в защиту бизнесменов.Правительство Германии также оказывает помощь своим малым и средним предприятиям в виде кредитов и субсидий. В послевоенной Германии использовалась оригинальная модель кредитных гарантий для малого бизнеса. В 1948 году был создан Банк кредитных гарантий для управления средствами, полученными в соответствии с Планом восстановления MarshallEurope. В то же время были созданы региональные кредитные корпорации. Сейчас Банк кредитных гарантий входит в десятку ведущих банков Германии и объединяет 24 региональных учреждения (5 в бывшей ГДР).Капитал банка полностью принадлежит государству, 80% принадлежит федеральной администрации, а остальные 20% принадлежат земельной администрации. Что касается региональных кредитных организаций, то они находятся в руках частного капитала и принимают форму акционерного общества. Прибыль этих компаний освобождается от налогов из-за важной общественной роли, которую они играют. За время своего существования эта система предоставила малым и средним предпринимателям более 100 тысяч гарантий на общую сумму 10 миллиардов марок, благодаря чему были предоставлены коммерческие кредиты, лизинговые контракты и венчурное финансирование на сумму 14 миллиардов марок.Льготные инвестиционные кредиты из бюджета федерации и земель, в основном в развитие высокотехнологичных производств; кредиты на создание собственных предприятий, а также региональные кредиты в рамках «Программы возрождения Европы».Основной чертой, лежащей в основе государственной поддержки малых и средних фирм в Германии, является стимулирование самореализации экономического потенциала этих предприятий, создание для них равных условий с крупными фирмами, повышение их конкурентоспособности и эффективности. [19, с. 91]Оценивая опыт Нидерландов в разработке и реализации региональной политики, можно наблюдать сочетание стимулирующих и ограничительных мер. Первые предназначены для обеспечения переноса экономической активности в относительно отсталые регионы страны. Последние были применены к районам, насыщенным производством (штрафы за инвестиции в новые предприятия или расширение существующих предприятий, повышение налогов на природопользование).Заметным моментом последних десятилетий является растущая роль региональных властей в реализации программ развития бизнеса. Об этом, в частности, свидетельствует децентрализация сферы действия закона об инвестиционных бонусах. Таким образом, кандидаты на эту цену более 10 миллионов гульденов всегда должны обращаться в Министерство экономики в Гааге, но по решению властей выдается меньшая цена с меньшими инвестициями. провинциальный. В 1993 году премия за создание новых предприятий в обрабатывающей промышленности, туризме и коммерческих услугах составляла 20% от объема инвестиций, а за расширение существующих предприятий - 15% от объема инвестиций в те же отрасли.В заключении, сделаем вывод, что реализация экономического потенциала малых и средних предприятий во многом зависит от разработки и реализации активной государственной политики по его поддержке и развитию. Как показывают мировые и отечественные практики, малые и средние предприятия, учитывая их характеристики, нуждаются в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Сложность процесса государственной поддержки малых и средних предприятий требует адекватной системы управления, которая должна быть гибкой в реагировании на изменяющуюся ситуацию, диверсифицированной с точки зрения используемых инструментов и основанной на механизме обратной связи.В странах с рыночной экономикой создается эффективная институциональная среда для развития малых и средних предприятий: обеспечение экономической независимости и свободы действий в рамках закона, содействие добросовестной конкуренции и ограничение монополизма, консультирование и содействие в получении инвестиций, кредитование и финансирование на выгодных условиях, защита частной собственности.Существуют горизонтальные и вертикальные подходы к регулированию деятельности малых предприятий. Горизонтальный подход связан с защитой интересов в смежных сферах деятельности и усилением позиции малых и средних предприятий в соответствующем виде деятельности, вертикальный - создание условий для экономического и социального развития этого сектора. ЗаключениеВ заключении всего вышесказанного сделаем вывод, что малое предпринимательство играет одну из основных ролей в развитии экономики, так как он характеризуется динамизмом и стремительным реагированием на изменения рыночных обстоятельств и внешней деловой сферы. Малый бизнес содействует формированию экономики и уровня жизни граждан. Это формирует добавочные рабочие места, активизирует разработку и введение инноваций, увеличивает конкурентоспособность, делает лучше качество и ассортимент продуктов и услуг. Государственная налоговая политика считается фактором, стимулирующим формирование малого бизнеса, сущность которого состоит в постепенном снижении максимальных налоговых ставок и уменьшении прогрессивности налогов при широком спектре налоговых льгот. Сокращение ставки налога в зависимости от объема предприятия считается одним из методов налогообложения небольших компаний. Главная концепция формирования и введения специализированных налоговых систем состоит в уменьшении налоговой нагрузки на небольшие компании.Таким образом, малое предпринимательство обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. .Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.Список использованной литературыГражданский кодекс Российской Федерации: первая и вторая часть: от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 16.12.2019) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения 10.01.2020 г.).Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»(Дата обращения 10.01.2020 г.).О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»(Дата обращения 10.01.2020 г.).О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения 10.01.2020 г.).Давыдов, А.Е. Создание региональных программ развития малого инновационного предпринимательства // Интеллектуальный капитал современной организации: сущность, структура и основы управления: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Б.В. Салихова. - Нижнекамск: Нижне-кам. филиал МГЭИ, 2017. - С. 60-64.Зангеева, С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России / С.Б. Зангеева, Е.М. Романова // Финансы и кредит. - 2018. - № 14. - С. 63-71.Крутякова Т.Л. Расходы и налоги (4-е издание, переработанное и дополненное). -М.: АйСи Групп, 2018.-280с.Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. — 2018. — №1. Т.1. — С. 130-135.Морозова Т.В. Предпринимательство. М.: ЗАО Юстицинформ, 2018. – 256с.Панов, А.Б. Некоторые вопросы государственного регулирования предпринимательства // Российская юстиция. - 2016. - № 9. - С. 56-59.Позднякова, Т.А. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - № 9. - С. 85-88.Региональные исследования в Нидерландах. - Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП, 1995. - 125 с.Рисин, И. Е. Государство и малый бизнес / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский; ВМИОН; ВГУ -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2015. - 152 с.Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2019. Росстат. - M., 2019. – 96 с.Субанова, Н.В. Вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности// Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2018. - № 12. С. 43Сунн, В. Экономические и социальные основы предпринимательской деятельности за рубежом// Перспективы науки. - 2016. - № 8. С. 223США: государство, человек, экономика (региональные аспекты) / под ред. д.э.н. Л. Ф. Лебедевой. - М.: Анкил, 2017. - 72 с.Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. - №3. – С. 79Цурелин, А. С. Государственная поддержка малого предпринимательства// Экономист. - 2019. - № 12. - С. 89-93.Шелюбская, И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы// Проблемы теории и практики управления. - 2017. –№ 3. - С. 77-78.Шкребела, Е.В. Малый бизнес в России и за рубежом: проблемы и перспективы решения [Текст] / Е.В. Шкребела; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г., Трунина И.В. – М.: ИЭПП, 2018. – 163 с.Шубина, Н.С. Формирование кластеров: государственное регулирование предпринимательской деятельности // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 4. - С. 98.Как развивается малый бизнес за рубежом? [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/news/913.html (дата обращения: 10.01.2020)Машков, С.А. Специальный режим налогообложения для СМП [Электронный ресурс] / С.А. Машков // Финансовая аналитика. – Режим доступа: http://finanal.ru/003/spetsialnyi-rezhim-nalogooblozheniya-dlya-innovatsionnykh-predpriyatii (дата обращения: 10.01.2020)Официальный сайт Управления развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры // http://www.altsmb.ru (дата обращения: 10.01.2020)
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: первая и вторая часть: от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 16.12.2019) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения 10.01.2020 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения 10.01.2020 г.).
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения 10.01.2020 г.).
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения 10.01.2020 г.).
5. Давыдов, А.Е. Создание региональных программ развития малого инновационного предпринимательства // Интеллектуальный капитал современной организации: сущность, структура и основы управления: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Б.В. Салихова. - Нижнекамск: Нижне-кам. филиал МГЭИ, 2017. - С. 60-64.
6. Зангеева, С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России / С.Б. Зангеева, Е.М. Романова // Финансы и кредит. - 2018. - № 14. - С. 63-71.
7. Крутякова Т.Л. Расходы и налоги (4-е издание, переработанное и дополненное). -М.: АйСи Групп, 2018.-280с.
8. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. — 2018. — №1. Т.1. — С. 130-135.
9. Морозова Т.В. Предпринимательство. М.: ЗАО Юстицинформ, 2018. – 256 с.
10. Панов, А.Б. Некоторые вопросы государственного регулирования предпринимательства // Российская юстиция. - 2016. - № 9. - С. 56-59.
11. Позднякова, Т.А. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - № 9. - С. 85-88.
12. Региональные исследования в Нидерландах. - Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП, 1995. - 125 с.
13. Рисин, И. Е. Государство и малый бизнес / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский; ВМИОН; ВГУ -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2015. - 152 с.
14. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2019. Росстат. - M., 2019. – 96 с.
15. Субанова, Н.В. Вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2018. - № 12. С. 43
16. Сунн, В. Экономические и социальные основы предпринимательской деятельности за рубежом// Перспективы науки. - 2016. - № 8. С. 223
17. США: государство, человек, экономика (региональные аспекты) / под ред. д.э.н. Л. Ф. Лебедевой. - М.: Анкил, 2017. - 72 с.
18. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. - №3. – С. 79
19. Цурелин, А. С. Государственная поддержка малого предпринимательства// Экономист. - 2019. - № 12. - С. 89-93.
20. Шелюбская, И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2017. – № 3. - С. 77-78.
21. Шкребела, Е.В. Малый бизнес в России и за рубежом: проблемы и перспективы решения [Текст] / Е.В. Шкребела; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г., Трунина И.В. – М.: ИЭПП, 2018. – 163 с.
22. Шубина, Н.С. Формирование кластеров: государственное регулирование предпринимательской деятельности // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 4. - С. 98.
23. Как развивается малый бизнес за рубежом? [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/news/913.html (дата обращения: 10.01.2020)
24. Машков, С.А. Специальный режим налогообложения для СМП [Электронный ресурс] / С.А. Машков // Финансовая аналитика. – Режим доступа: http://finanal.ru/003/spetsialnyi-rezhim-nalogooblozheniya-dlya-innovatsionnykh-predpriyatii (дата обращения: 10.01.2020)
25. Официальный сайт Управления развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры // http://www.altsmb.ru (дата обращения: 10.01.2020)
Вопрос-ответ:
Как определяется понятие "малое предпринимательство"?
Понятие "малое предпринимательство" определяется как деятельность малых предприятий, которые обладают ограниченными ресурсами и имеют небольшую численность сотрудников.
Каковы особенности малого предпринимательства в России и мире?
Особенности малого предпринимательства в России и мире заключаются в том, что оно играет важную роль в экономике, способствует созданию рабочих мест, инновационному развитию и обеспечивает гибкость и адаптивность бизнес-структур.
Какие подходы и тенденции существуют в поддержке малого предпринимательства?
В поддержке малого предпринимательства существуют различные подходы и тенденции, такие как предоставление субсидий и льгот, обучение и консультации, создание специальных институтов и программ для развития предпринимательства.
Какими дополнительными кредитами могут воспользоваться малые предприниматели?
Малые предприниматели могут получить дополнительные кредиты под оборотный капитал, что позволяет им осуществлять свою деятельность более эффективно и расширять свой бизнес.
Какую поддержку нуждаются предприниматели при выходе на зарубежный рынок?
Предпринимателям, выходящим на зарубежный рынок, нужна поддержка в форме информационной поддержки, консультаций по международному бизнесу, льготных условий и субсидий для развития экспорта.
Какие теоретические и методологические аспекты связаны с понятием малого предпринимательства?
Понятие малого предпринимательства включает в себя различные теоретические и методологические аспекты. Оно основывается на идеях свободного предпринимательства, малых бизнесов и развития экономики. Малое предпринимательство отличается от крупного предпринимательства масштабом, объемом производства, численностью сотрудников и др.
В чем состоит анализ малого предпринимательства в России и мире?
Анализ малого предпринимательства включает в себя изучение размеров и структуры малых предприятий, их роли в экономике, особенностей предпринимательского климата, причин успешности или неуспешности развития малого бизнеса. Также проводится сравнительный анализ ситуации с малым предпринимательством в других странах.
Какие закономерности и тенденции можно выделить в поддержке малого предпринимательства в России и мире?
Поддержка малого предпринимательства в России и мире основывается на определенных закономерностях и тенденциях. Одна из таких закономерностей - это активное участие государства в развитии малого предпринимательства, создание специальных программ и механизмов поддержки. В мире также наблюдается тенденция к увеличению роли женщин в малом бизнесе.
Какие предприниматели могут получить дополнительные кредиты под оборотный капитал?
Предприниматели, относящиеся к категории малого предпринимательства, могут получить дополнительные кредиты даже под оборотный капитал. Для этого им необходима поддержка при выходе на зарубежные рынки и развитии экспорта. Это позволяет им улучшить свои финансовые показатели и получить дополнительные ресурсы для развития своего бизнеса.
Как происходит поддержка предпринимателей при выходе на зарубежные рынки?
Поддержка предпринимателей при выходе на зарубежные рынки включает различные механизмы. Это может быть финансовая поддержка, консультации и поддержка со стороны специализированных организаций, участие в международных выставках и ярмарках, проведение мастер-классов и обучающих программ. Такие меры позволяют предпринимателям успешно развивать свой бизнес на зарубежных рынках.
Какие теоретические и методологические аспекты понятия малого предпринимательства в экономике России и мира?
Теоретические и методологические аспекты понятия малого предпринимательства в экономике России и мира охватывают такие вопросы, как определение понятия "малое предпринимательство", особенности его деятельности, критерии отнесения предпринимателей к категории "малых", а также методы исследования этой сферы предпринимательства.