Формирование математических представлений у детей первой младшей группы средствами игр и упражнений

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 54 54 страницы
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 22.02.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов на формирование математических представлений детей дошкольного возраста 6
1.2. Структура, особенности и развивающий потенциал дидактических игр и упражнений 13
1.3. Специфика использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТАВМИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 28
2.1. План и содержание экспериментальной работы 28
2.2. Обоснование диагностических показателей и инструментария экспериментальной работы 28
2.3. Констатирующий этап эксперимента 30
2.4. Формирующий этап эксперимента 33
2.4. Контрольный этап эксперимента 38
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложение 54
Фрагмент для ознакомления

Материал соответственноподбирается соответственнотаким образом, чтобы дети соответственнопонимали необходимость соответственносопоставления: угостить соответственнокаждого зайца одной соответственноморковкой, посадить соответственнобабочек на цветы, надеть на кукол платья и т.д. Организуя игры соответственнои упражнения, педагог соответственнообращает внимание соответственнодетей на соотношение соответственно«один к одному», на соответственнонеобходимость последовательного соответственнораскладывания предметов соответственноправой рукой в соответственнонаправлении слева соответственнонаправо, на отражение соответственнов речи процесса и соответственнорезультата действия. Овладение детьми соответственноспособом наложения соответственносоздает основу для соответственнообучения способу соответственноприложения. Первоначально соответственнопредлагается осуществлять соответственноприложение в действиях соответственнос игрушками соответственно(раздать миски собакам, соответственнопоставить грибы около елочек), а затем соответственноиспользуются карточки соответственнос двумя полосками, соответственнона которых предметы изображены лишь соответственнона верхней полосе. Детям, соответственноиспытывающим затруднения, соответственнопедагог предлагает соответственносначала наложить предметы соответственнона изображения, а затем, отметив соответственносоответствие, последовательно соответственносдвигать вниз каждый соответственноиз них, подкладывая соответственнопод изображение. Можно использовать соответственнои специальные карточки, соответственнона которых нижняя соответственнополоса расчерчена на соответственноквадраты, что помогает соответственнодетям при раскладывании соответственнопредметов соблюдать соответственнонеобходимые интервалы. Третий блок соответственноплана включает дидактические игры и соответственноупражнения, решающие следующие соответственнозадачи: упражнять в сравнении соответственноколичества элементов двух множеств, соответственноиспользуя наложение и приложение, соответственнопонимать и употреблять выражения, соответственноотражающие количественные соответственноотношения: «больше», «меньше», «поровну»; соответственноучить отражать в речи соответственновзаимообратные отношения; соответственноупражнять в обозначении соответственнорезультатов сравнения соответственнопри изменении количества соответственноэлементов одного из множеств. Первоначально сравниваемые соответственномножества должны отличаться соответственнотолько одним элементом. Дети соответственноучатся соотносить с соответственнокаждым предметом соответственнопервой группы только соответственноодин предмет второй соответственногруппы и такимсоответственносоответственнопутем выяснять, соответственнов какой из сравниваемых соответственногрупп предметов больше, соответственнов какой – меньше. Для осмысленного соответственнопонимания детьми несоответствия соответственновозможно использование в соответственноречи слов «не хватает» (например, стула для куклы),соответственносоответственно«лишний». Это делает соответственнопонятными для детей соответственновыражения типа «кукол больше (меньше), соответственночем стульев» и дает им соответственновозможность обосновать соответственносвой ответ. От сравнения неравных соответственномножеств необходимо соответственнопереходить к сравнению соответственноравночисленных и наоборот, предлагая соответственнодетям самостоятельно соответственноизменять количество соответственноэлементов: «Убери лишнее соответственноблюдце. Что теперь можно соответственносказать о количестве чашек и соответственноблюдец? Положи еще соответственноодного жука. Больше или соответственноменьше жуков, соответственночем листьев?» При проведении дидактических игр и соответственноупражнений педагог задает соответственнодетям вопросы, требующие словесного соответственнообозначения процесса и соответственнорезультата сравнения,соответственно следит за согласованием слов, соответственнопостроением предложений. При необходимости взрослый соответственнозадает различные вопросы, соответственнопомогающие ребенку соответственноосмыслить свои действия и соответственноотразить их в речи.На основании соответственновышеизложенного были соответственноподобраны, частично модифицированы и соответственноупорядочены дидактические игры и соответственноупражнения, направленные на соответственноформирование математических соответственнопредставлений у детей младшего соответственнодошкольного возраста. Перспективный план соответственнопроведения дидактических игр и соответственноупражнений представлен в Приложении 2.Прогнозируемые результаты: - после проведения дидактических игр и соответственноупражнений первого блока дети овладеют соответственноумением выделять отдельные соответственноэлементы множества и составлять целого из соответственноэлементов, обозначая соответственнорезультаты в речи соответственнословами «один», «много», - после проведения дидактических игр и соответственноупражнений второго блока соответственнодети овладеют умением соответственноустанавливать взаимно однозначное соответственносоответствие элементов двух соответственномножеств, используя способы соответственноналожения и приложения, соответственнонаучаться понимать выражение соответственно«столько же, сколько», - после проведения дидактических игр и соответственноупражнений третьего блока дети соответственноовладеют умением сравнивать соответственноколичество элементов двух соответственномножеств посредством наложения и соответственноприложения, выражать результаты соответственносравнения в речи, соответственноиспользуя слова «больше», соответственно«меньше», «поровну». 2.4. Контрольный этап экспериментаЦель: выявление изменений в сформированности у детей первой младшей группы математических представлений после проведения формирующего этапа эксперимента. Эффективность реализации формирующего этапа эксперимента была доказана путем проведения повторной диагностики с использованием диагностического инструментария, применяемого на констатирующем этапе.Результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе эксперимента фиксировались в рабочих таблицах (Таблицы 6, 7), основываясь на которые были составлены сводные таблицы для экспериментальной (таблица 8) и контрольной групп (таблица 9).Таблица 6Рабочая таблица «Контрольный этап. Диагностика математических представлений в экспериментальной группе»№Ф.И. ребенкаМетодика 1 этапМетодика 2 этапМетодика 3 этапМетодика 4 этап1.Элина А.3 высокий2 средний3 высокий3 высокий2.Артем Б.2 средний2 средний2 средний2 средний3.Никита Б.2 средний3 высокий2 средний2 средний4.Софья Б.2 средний2 средний2 средний2 средний5.Дарья Б.3 высокий3 высокий3 высокий3 высокий6.Кирилл М.3 высокий2 средний2 средний3 высокий7.Артем М.2 средний3 высокий3 высокий2 средний8.Дарья Г.3 высокий2 средний2 средний3 высокий9.Дарина А.2 средний3 высокий3 высокий2 средний10.Арина П.2 средний3 высокий2 средний2 среднийТаблица 7Рабочая таблица «Контрольный этап. Диагностика математических представлений в контрольной группе»№Ф.И. ребенкаМетодика 1 этапМетодика 2 этапМетодика 3 этапМетодика 4 этап1.Злата Д.2 средний2 средний3 высокий2 средний2.Матвей А.2 средний2 средний2 средний2 средний3.Алиса Р.2 низкий1 низкий1 низкий2 средний4.Максим З.2 средний2 средний2 средний2 средний5.Николай Д.2 средний2 средний2 средний2 средний6.Мария К.2 средний2 средний2 средний2 средний7.София С.2 средний2 средний2 средний2 средний8.Александр В.2 средний2 средний2 средний2 средний9.Полина Е.2 средний2 средний2 средний2 средний10.Ульяна П.2 средний2 средний2 средний2 среднийТаблица 8Результаты диагностики сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возрастана контрольном этапе в экспериментальной группеУровни/методикиМетодика 1 этапМетодика 2 этапМетодика 3 этапМетодика 4 этапНизкий уровень----Средний уровень6 (60%)5 (50%)6 (60%)6 (60%)Высокий уровень4 (40%)5 (50%)4 (40%)4 (40%)Таблица 9Результаты диагностики сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возрастана контрольном этапе в контрольной группеУровни/методикиМетодика 1 этапМетодика 2 этапМетодика 3 этапМетодика 4 этапНизкий уровень-1 (10%)1 (10%)-Средний уровень10 (100%)9 (90%)8 (80%)10 (100%)Высокий уровень--1 (10%) -По результатам повторной диагностики детей в контрольной и экспериментальной группе, можно утверждать, что уровень сформированности математических представлений у экспериментальной группы значительно повысился, по сравнению с контрольной группой.В экспериментальной группе дети с низким уровнем не были зафиксированы. В контрольной группе низкий уровень сформированности математических представлений показали по 10% испытуемых.В Таблице 10 приведены сравнительные данные по уровню сформированности математических представлений у детей первой младшей группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.Таблица 10Сравнительные данные уровня сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возрастана этапе констатирующего и контрольного экспериментовМетодики Уровни Экспериментальная группа, %Контрольная группа, %Констатирующий экспериментКонтрольный экспериментКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментМетодика 1 этапВысокийСреднийНизкий08020406000901001000Методика 2 этапВысокийСреднийНизкий09010505000703009010Методика 3 этапВысокийСреднийНизкий080204060008020108010Методика 4 этапВысокийСреднийНизкий08020406000901001000Более наглядно результаты диагностики сформированности математических представлений у детей первой младшей группына констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной группе представлены в виде диаграммы (рис. 1)Рис. 1 Результаты диагностики сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возрастана констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной группеИсходя из полученных данных, мы видим, что уровень сформированности математических представлений в экспериментальной группе значительно повысился и стал высоким и средним. После проведения дидактических игр и соответственноупражнений дети овладели соответственноумением выделять отдельные соответственноэлементы множества и соответственносоставлять целого из элементов, соответственнообозначая результаты в речи соответственнословами «один», «много», соответственноовладели умением устанавливать соответственновзаимно однозначное соответствие соответственноэлементов двух множеств, соответственноиспользуя способы наложения и соответственноприложения, научаться соответственнопонимать выражение «столько же, сколько», соответственноовладели умением сравнивать соответственноколичество элементов двух множеств соответственнопосредством наложения и соответственноприложения, соответственновыражать результаты сравнения в соответственноречи, используя слова соответственно«больше», «меньше», «поровну». В контрольной группе соответственноуровень математических представлений соответственнодетей улучшились менее значительно. Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что проведенная коррекционно-развивающая работа была успешной.Выводы по второй главеФормирование математических особеннопредставлений у детей младшего дошкольного особенно возраста имеет этапный особенно характер. Представленный диагностический инструментарий особенно позволяет оценивать, особенно на каком из этапов находится особенно тот или иной ребенок, особенно и на этой основе предлагать особенно ему разнообразные дидактические игры и упражнения, особенно способствующие овладению новыми особенно для него представлениями и особенно способами действия. В результате экспериментальной работы по формированию математических представлений у детей первой младшей группы средствами игр и упражнений было выявлено: 1. В ходе констатирующего этапа эксперимента выяснилось, что большинство детей находится на низком и среднем уровне сформированности математических представлений, что подтвердило необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование математических представлений у детей первой младшей группы.2. Формирующий этап эксперимент особенно направлен на повышение особенно уровня сформированности математических особенно представлений у детей первой младшей группы средствами особенно дидактических игр и упражнений. Был разработан план проведения особенно дидактических игр и упражнений. Определены основные задачи:- формировать у детей особенно умение выделять отдельные особенно элементы множества и составлять целого из элементов, особенно обозначая результаты в особенно речи словами «один», «много», - формировать особенно у детей умение устанавливать особенно взаимно однозначное соответствие особенно элементов двух множеств (владение способами наложения и приложения, особенно понимание выражения «столько же, сколько»), - формировать особенно у детей умение сравнивать количество особенно элементов двух множеств особенно посредством наложения и приложения, особенно выражать результаты сравнения в речи, особенно используя слова «больше», «меньше», «поровну». 3. В ходе контрольного этапа особенно эксперимента, было установлено, особенно что произошли существенные особенно изменения в сформированности математических представлений у особенно детей первой младшей группы. Уровень сформированности особенно математических представлений в особенно экспериментальной группе значительно повысился особенно и стал высоким и средним. В контрольной группе особенно уровень математических особенно представлений детей улучшились особенно менее значительно. На основании полученных данных особенно можно утверждать, что использование в особенно системе дидактических игр и упражнений особенно повлияло на повышение уровня сформированности особенно математических представлений у детей первой младшей группы ЗаключениеПроведенное исследование соответственноспособствует решению особенноодной из актуальных проблем происходящего в особенносовременный период реформирования соответственнодошкольного образования, касающейся соответственноизменения места и статуса особенноигровой деятельности воспитанников в педагогическом процессе соответственнодетского сада.Как соответственнопоказал анализ психолого-педагогических источников, соответственнона протяжении многих лет в отечественной науке игра признается не только соответственноведущим видом деятельности детей соответственнодошкольного возраста, но и приоритетным средством их воспитания и соответственнообучения. При этом среди широкого видового разнообразия игр особо соответственновыделяются дидактические игры и соответственноупражнения, которые рассматриваются исследователями соответственнокак специфический вид детской деятельности, соответственнокак форма организации педагогического процесса, соответственнокак средство и как метод воспитания и обучения. Однако, несмотря на высокий развивающий потенциал дидактических игр, они соответственнов настоящее время остаются соответственнонедостаточно востребованными в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, соответственночто и актуализировало необходимость проведения данного исследования. Анализ работ, соответственнопосвященных проблемам развития соответственноматематических представлений у детей первых лет жизни, позволил установить, что в младшем дошкольном возрасте соответственноскладываются представления о множестве как целостном структурном единстве, соответственноформируются умения сравнивать количество элементов двух множеств соответственнонепосредственным образом, что рассматривается многими учеными как дочисловой период обучения. Выявление этапностисоответственноформирования у детей математических представлений (соответственноэтап восприятия неопределенной множественности, соответственноэтап восприятия границ множества, соответственноэтап выделения отдельных элементов множества, соответственноэтап практического установления взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств) позволило определить спектр диагностических показателей, соответственнофиксирующих последовательность появления качественных изменений в процессе формирования соответственноматематических представлений на протяжении раннего и младшего дошкольного возраста, и соответственноразработать диагностические процедуры, позволяющие установить наличие (отсутствие) данных новообразований в поведении ребенка. В ходе констатирующего этапа эксперимента соответственновыяснилось, что большинство детей находится на низком и среднем уровне соответственносформированности математических представлений, что соответственноподтвердило необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающей работы, соответственнонаправленной на формирование математических представлений у детей первой младшей группы.В соответствии с вышеназванными этапами, на основе изучения научно-методической литературы был разработан комплекс игр и соответственноупражнений по формированию у детей младшего дошкольного возраста соответственноматематических представлений средствами дидактических игр и соответственноупражнений. Комплекс состоит из трех последовательных блоков, первый из которых соответственноориентирован на обучение детей выделению отдельных элементов соответственномножества и составлению целого из элементов, второй – соответственнона обучение детей установлению взаимно однозначного соответствия соответственноэлементов двух множеств, третий – на соответственнообучение детей сравнению количества элементов двух множеств соответственнопосредством наложения и приложения. В ходе контрольного этапа эксперимента, было соответственноустановлено, что произошли существенные изменения в сформированности математических соответственнопредставлений у детей первой младшей группы. Уровень сформированности соответственноматематических представлений в экспериментальной группе соответственнозначительно повысился и стал высоким и средним. После проведения дидактических игр и соответственноупражнений дети овладели умением выделять соответственноотдельные элементы множества и составлять соответственноцелого из элементов, обозначая результаты в речи словами соответственно«один», «много», овладели умением устанавливать взаимно однозначное соответствие элементов двух множеств, соответственноиспользуя способы наложения и приложения, соответственнонаучаться понимать выражение «столько же, сколько», соответственноовладели умением сравнивать количество соответственноэлементов двух множеств посредством наложения и приложения, выражать результаты сравнения в речи, соответственноиспользуя слова «больше», «меньше», «поровну». В контрольной группе соответственноуровень математических представлений детей улучшились менее значительно. На основании полученных данных можно утверждать, что использование в системе дидактических игр и упражнений повлияло на повышение уровня сформированности математических представлений у детей первой младшей группы Таким образом, проведенная исследовательская работа дала положительные результаты, выраженные в сформированности у большинства детей первой младшей группы математических представлений, что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что систематическое использование игр и упражнений будет способствовать формированию математических представлений у детей первой младшей группы.Вышесказанное позволяет считать поставленную цель работы достигнутой, а задачи – выполненными. Список использованной литературыАндрианова Е. В. Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/08/11/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-u-dete.... – Дата обращения: 08.01.2020.Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» / Л.Б. Баряева. – СПб.:Каро, 2017. – 279 с.Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография / А.В. Белошистая. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 234 с. Белошистая А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях: методич. пособие / А.В. Белошистая. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 319 с.Белошистая А.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста: учебник для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / А. В. Белошистая. – М.: Академия, 2017. – 271 с.Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Электронный ресурс] / Т.С. Будько. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0257. – Дата обращения: 20.01.2020.Валова В. Ю. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск, 2014. – С. 28-30.Васильченко А. И. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/23/problema-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u.... – Дата обращения: 08.01.2020.Вернигорова Н. В. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умений оперировать свойствами и отношениями объектов через использование дидактических игр с математическим содержанием // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сб. науч. ст. и материалов III Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2016. – С.194-201.Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.Грин Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 2015. – 192 с. Гороховцева Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста // Концепт: электрон. журн. – 2017. – Т. 13. – С. 127-132.Данилова В.В. Количественные представления / В.В. Данилова // Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / под ред. Г.М. Ляминой. – Режим доступа:. https://sheba.spb.ru/za/vospit-det-1976.htm. – Дата обращения: 08.01.2020.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. садов [Электронный ресурс] / под ред. С.Л. Новоселовой. – Режим доступа:.http://pedlib.ru/Books/5/0187/5-0187-1.shtml. – Дата обращения: 08.01.2020.Ефимова Ю. Н. Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности // Образование и наука в России и за рубежом. – 2017. – № 4 (33). – С. 41-42.Жексимбаева Д. М. Формирование элементарных математических представлений младшего дошкольника // Вопр. допол. проф. образования педагога. – 2017. – Т. 1, № 1(7). – С. 7. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова [и др.]; под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с. Касицына М.А. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей / М.А. Касицына, В.Д. Смирнова. – М.: Гном-Пресс, 2015. – 96 с. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М: Академия, 2015. – 268 с. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Козлова. – М., 2003. – 47 с. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. – 416 с. Концепциядошкольноговоспитания [Электронныйресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Дата обращения: 08.01.2020.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронныйресурс] / А. Леушина. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0311. – Дата обращения: 20.01.2020Масляева Н. В. Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/03/18/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-mladshego. – Дата обращения: 20.01.2020Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – 93 с. Менчинская Н.А. Диалектика возникновения числовых представлений [Электронный ресурс] / Н.А. Менчинская. – Режим доступа: http://www.library.omsu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe. – Дата обращения: 20.01.2020Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Электронный ресурс] / Л.С. Метлина. – Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=1347004. – Дата обращения: 20.01.2020Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – Режим доступа: http://disus.ru/knigi/422731-1-3-mihaylova-d-nosova-a-stolyar-n-polyakova-m-verbenec-teorii-tehnologii-matematicheskogo-razvitiya-detey-doshk.php. – Дата обращения: 20.01.2020Мониторинг в детском саду: научно-метод. пособие / под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 592 с. Мчелидзе Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада / Н.Б. Мчелидзе // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – С. 151-164. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 104 с.Павлова Л.И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова. – М.: МПГУ, 2017. – 106 с.Педагогика онлайн: журнал / учредитель и издатель: Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр дополнительного профессионального образования «АНЭКС». – Санкт-Петербург: АНЭКС, 2018. – 182 с.Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод. рекомендации: ч. 1 и 2 / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, 2015. – 223 с.Редько З.Б. О формировании математических представлений у дошкольников // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2015. – №3. – С. 52-56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2015. – 105 с.Серикбаева Г. Дидактическая игра как средство формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста / Г. Серикбаева, Е.Д. Ли // Научное сообщество студентов ХХI столетия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5878-2013-01-19-06-05-36. – Дата обращения: 20.01.2020Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2015. – 304 с. Султанова М.Н. Путешествие в страну математики. Дидактические игры для детей 3-4 лет / М.Н. Султанова. – СПб.:Вентана-Граф, 2012. – 76 с. Тюкалова Н.Г. Малыши дружат с математикой / Н.Г. Тюкалова, Т.Г. Усатова, О.А. Мухина // Ребенок в дет. саду. – 2009. – № 5. – С. 12-15.Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – С. 398-399.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с. Приложение

Список использованной литературы
1. Андрианова Е. В. Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/08/11/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-u-dete.... – Дата обращения: 08.01.2020.
2. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» / Л.Б. Баряева. – СПб.: Каро, 2017. – 279 с.
3. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография / А.В. Белошистая. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 234 с.
4. Белошистая А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях: методич. пособие / А.В. Белошистая. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 319 с.
5. Белошистая А.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста: учебник для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / А. В. Белошистая. – М.: Академия, 2017. – 271 с.
6. Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
7. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Электронный ресурс] / Т.С. Будько. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0257. – Дата обращения: 20.01.2020.
8. Валова В. Ю. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск, 2014. – С. 28-30.
9. Васильченко А. И. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/23/problema-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u.... – Дата обращения: 08.01.2020.
10. Вернигорова Н. В. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умений оперировать свойствами и отношениями объектов через использование дидактических игр с математическим содержанием // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сб. науч. ст. и материалов III Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2016. – С.194-201.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
12. Грин Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 2015. – 192 с.
13. Гороховцева Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста // Концепт: электрон. журн. – 2017. – Т. 13. – С. 127-132.
14. Данилова В.В. Количественные представления / В.В. Данилова // Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / под ред. Г.М. Ляминой. – Режим доступа:. https://sheba.spb.ru/za/vospit-det-1976.htm. – Дата обращения: 08.01.2020.
15. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. садов [Электронный ресурс] / под ред. С.Л. Новоселовой. – Режим доступа:. http://pedlib.ru/Books/5/0187/5-0187-1.shtml. – Дата обращения: 08.01.2020.
16. Ефимова Ю. Н. Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности // Образование и наука в России и за рубежом. – 2017. – № 4 (33). – С. 41-42.
17. Жексимбаева Д. М. Формирование элементарных математических представлений младшего дошкольника // Вопр. допол. проф. образования педагога. – 2017. – Т. 1, № 1(7). – С. 7.
18. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова [и др.]; под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с.
19. Касицына М.А. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей / М.А. Касицына, В.Д. Смирнова. – М.: Гном-Пресс, 2015. – 96 с.
20. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М: Академия, 2015. – 268 с.
21. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Козлова. – М., 2003. – 47 с.
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
23. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Дата обращения: 08.01.2020.
24. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. Леушина. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0311. – Дата обращения: 20.01.2020
25. Масляева Н. В. Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/03/18/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-mladshego. – Дата обращения: 20.01.2020
26. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – 93 с.
27. Менчинская Н.А. Диалектика возникновения числовых представлений [Электронный ресурс] / Н.А. Менчинская. – Режим доступа: http://www.library.omsu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe. – Дата обращения: 20.01.2020
28. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Электронный ресурс] / Л.С. Метлина. – Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=1347004. – Дата обращения: 20.01.2020
29. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – Режим доступа: http://disus.ru/knigi/422731-1-3-mihaylova-d-nosova-a-stolyar-n-polyakova-m-verbenec-teorii-tehnologii-matematicheskogo-razvitiya-detey-doshk.php. – Дата обращения: 20.01.2020
30. Мониторинг в детском саду: научно-метод. пособие / под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 592 с.
31. Мчелидзе Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада / Н.Б. Мчелидзе // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – С. 151-164.
32. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 104 с.
33. Павлова Л.И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова. – М.: МПГУ, 2017. – 106 с.
34. Педагогика онлайн: журнал / учредитель и издатель: Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр дополнительного профессионального образования «АНЭКС». – Санкт-Петербург: АНЭКС, 2018. – 182 с.
35. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод. рекомендации: ч. 1 и 2 / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, 2015. – 223 с.
36. Редько З.Б. О формировании математических представлений у дошкольников // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2015. – №3. – С. 52-56.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2015. – 105 с.
38. Серикбаева Г. Дидактическая игра как средство формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста / Г. Серикбаева, Е.Д. Ли // Научное сообщество студентов ХХI столетия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5878-2013-01-19-06-05-36. – Дата обращения: 20.01.2020
39. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
40. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2015. – 304 с.
41. Султанова М.Н. Путешествие в страну математики. Дидактические игры для детей 3-4 лет / М.Н. Султанова. – СПб.: Вентана-Граф, 2012. – 76 с.
42. Тюкалова Н.Г. Малыши дружат с математикой / Н.Г. Тюкалова, Т.Г. Усатова, О.А. Мухина // Ребенок в дет. саду. – 2009. – № 5. – С. 12-15.
43. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
45. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – С. 398-399.
46. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.


Вопрос-ответ:

Какие взгляды существуют на формирование математических представлений детей дошкольного возраста?

Существуют различные взгляды отечественных и зарубежных педагогов на формирование математических представлений детей дошкольного возраста. В основе этих взглядов лежат различные подходы и методы обучения, которые акцентируют внимание на развитии рационального мышления, логического мышления и математических навыков у детей.

Какова структура особенности и развивающего потенциала дидактических игр и упражнений?

Структура особенности и развивающего потенциала дидактических игр и упражнений включает в себя элементы игры, которые способствуют развитию математических представлений, знаний и навыков у детей. Эти элементы включают в себя задачи, игровые материалы, правила игры и инструкции для выполнения упражнений.

Как используются дидактические игры и упражнения в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста?

Дидактические игры и упражнения используются в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста путем активной интерактивной деятельности. Они помогают детям развивать математическое мышление, логику, воображение и решительность через решение различных математических задач и игр.

Каковы основные принципы формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений?

Основными принципами формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений являются: постепенное и систематическое введение математических понятий, использование игровой формы обучения, активное участие детей в процессе обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку и разнообразие материалов и заданий.

Какие взгляды имеют отечественные и зарубежные педагоги на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста?

Ответ:

Какова структура особенности и развивающего потенциала дидактических игр и упражнений в формировании математических представлений?

Ответ:

Чем отличается специфика использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста?

Ответ:

Каким образом происходит формирование математических представлений у детей первой младшей группы средствами игр и упражнений?

Ответ: