Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения раннего возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 12.02.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИ ЗРЕНИЯ 4
1.1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения 9
посредством пальчиковых игр 9
1.3 Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 18
2.1 Методики обследования уровня развития осязания и мелкой моторики у детей 3—5 лет с нарушениями зрения 18
2.2 Методика определения уровня развития осязания и мелкой моторики у детей 4—5-летнего возраста с нарушением зрения 22
2.3 Задачи, содержание, выводы констатирующего этапа исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение 1 39

Фрагмент для ознакомления

Упражнение повторяется 3-4 раза.22. Показ упражнений на модели. Упражнение «Улитка - потушить рога - дать тебе пирог».Учитель тянет большой палец и мизинец вперед, указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и прижимаются к ладони. Поднимите и опустите вытянутые пальцы попеременно. Учитель демонстрирует упражнение; ребенок выполняет упражнение после его показа.Обследование щепоти руки Щепка (большой палец, указательный и средний пальцы связаны вместе) направляющей руки проверяется: для правшей - для правой руки, для левшей - для левой руки. Экзамен представлен тремя образцами: - захват карандаша; - упражнение «посолить суп»; - катить мяч [14, c. 322].2.3 Задачи, содержание, выводы констатирующего этапа исследованияОпытно-экспериментальная работа, направленная на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством лепки, была проведена в «МДОУ № 60 комбинированного вида» г. Ухты. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент содержал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие старшей группы в количестве 10 человек. Средний возраст детей – 3 л. 4 м.Констатирующий этап осуществлялся в начале учебного 2019 – 2020 года в период с 9 декабря по 12 январь. Целью данного этапа явилось выявление исходного уровня развития навыков лепки у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать или разработать диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики. 2. Подобрать наглядные пособия для проведения диагностических заданий. 3. Повести диагностику по выявлению уровня развития мелкой моторики. 4. Проанализировать предметно-развивающую среду в группе и в ДОУ.5. Провести беседу с воспитателями.6.Проанализировать календарный план воспитательно-образовательной работы в группе.Методы исследования были следующими: диагностика, беседа, анализ среды развития субъекта.Первым и основным методом этапа проверки исследования была диагностика. Целью диагностики является определение начального уровня развития навыков моделирования у старших дошкольников с нарушением зрения.Знание ребенка началось с изучения документации (записи, сделанные специалистами, которые отправили ребенка в учреждение, общая медицинская и офтальмологическая документация). Из этих документов была получена информация о психическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, существующих заболеваниях, диагностике и степени выраженности зрительной патологии. Это позволило развить предварительное представление о ребенке, подготовить общение с ним и его родителями.Подготовка ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации нарушений зрения были определены нами во время обследования. Большое значение имело выявление способности ребенка использовать его нарушения зрения и уровень развития безопасных анализаторов.Во время обследования у нас была возможность увидеть трудности, мешающие ребенку овладеть познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым задачам, его выполнение. Все эти данные позволили нам понять, на что можно положиться в коррекционном образовании, определить степень и характер помощи, в которой нуждается ребенок, и наметить основные задачи обучения.Мы использовали методики, разработанные для изучения дошкольников с патологией зрения. Например, это «Схема осмотра дошкольника с нарушениями зрения» (Санкт-Петербург, 1995). Она включает в себя анкету для родителей и анкету для ребенка. Анкета для родителей отражает общую информацию о ребенке и его семье, анамнезе, особенностях психологического развития ребенка. Анкета для ребенка состоит из вопросов и заданий, позволяющих выявить его ориентацию в окружающем его мире, особенно его познавательную активность и общение, вторичные отклонения в развитии.Техника экзамена представляет собой серию игровых заданий, которые определяют уровень мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.Мы использовали методы опроса, которые были разработаны командой детского сада на основе методических рекомендаций для программы Л.И. Плаксина для старшей группы. Программа была создана на основе общих дидактических и тифлопедагогических принципов, которые обеспечивают всестороннее развитие ребенка с нарушениями зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Программа предназначена для работников образовательных комплексов (дошкольная начальная школа) для детей с нарушением зрения.Чтобы провести положительный эксперимент, мы выбрали следующие методы исследования. Ребятам было предложено 3 задания в определенной последовательности. Рассмотрим методологию представления каждого вида деятельности. 1-ое задание – умение лепить предметы из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания. («В лес за грибами»). 2-ое задание – умение детьми лепить предметы из отдельных частей, (задание «Помоги Федоре вернуть посуду»). 3-ее задание – умение детей лепить предметы из нескольких частей, владение приемами оттягивания (клюва), прижимание деталей, замазывания мест, скрепления и т.д. (задание «Вылепи друга утенку»).Подробное описание диагностических методик предлагается в приложении № 3. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. При проведении диагностики мы придерживались следующих правил: 1. Выбирали время, когда ребенок был в хорошем настроении. 2. Каждое задание давали в соответствии с инструкцией. 3. Диагностика проводилась таким образом, чтобы ответы ребенка не слышали другие дети. 4. Результаты диагностики сразу же вносились в протоколы (протоколы обследования в приложении). 5. Продолжительность индивидуального обследования не превышала 10– 15 мин. Результаты диагностики мы выразили в таблице (см. таблицу 1).Таблица 1Обозначения: 0 – не справился с заданием. 1 – справился с помощью экспериментатора с наводящими вопросами 2 – справился с заданием сам. Уровни развития мелкой моторики определены в соответствии с критериями. Первый этап - высокий уровень развития мелкой моторики; ребенок четко выполняет все задачи; согласовывает язык с движениями.Второй уровень - средний уровень развития мелкой моторики. Ребенок частично ладит, совершает небольшие ошибки, хорошо использует помощь.Третий уровень - низкий уровень развития мелкой моторики; Ребенок с трудом выполняет задания при переходе от одного движения к другому. У ребенка плохая координация, неуклюжие движения. Сложно сочетать речь с движением. Задания выполняются только с помощью учителя.Проанализировав таблицу «по горизонтали», мы определили процентное выражение. Результаты анализа мы также выразим наглядно в виде графика (см. рис.1)Рисунок 1 – Процентное восприятие эталонов, как видно на графике, наиболее успешно дети справились с задание № 1, в котором выявлялось умение лепить предметы из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания. Второе задание было направлено на выявление способности детей лепить предметы из отдельных частей.В третьем задании была исправлена ​​возможность лепить объекты из различных частей, овладевать методами вытягивания (насадка), прессования деталей, накрытия, крепления и т. д.Проанализировав таблицу «по вертикали», мы определили уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения. Выразим в процентном содержании. Низкий уровень – 2 ребенка – 20 % Средний уровень – 7 детей – 70 % Высокий уровень – 1 ребенок – 10 % Результаты анализа мы также выразим наглядно в виде графика (см. рис.2)Рисунок 2 – Уровень развития мелкой моторики у младших дошкольников с нарушением зрения.Как видно из графика, большинство детей 7 человек (70 %) показали средний уровень развития мелкой моторики. 2 ребенка (20 %) - низкий уровень. И лишь 1 ребенок (10 %) показал высокий уровень.У большинства детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с пластилином; сгибать пополам; не умеют держать правильно предметы лепки. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе нашего исследования мы обнаружили, что мелкая моторика - это сочетание скоординированных действий нервной, мышечной и скелетной систем, часто в сочетании с зрительной системой, для выполнения точных и движений рук, пальцев рук и ног [18, c. 200]. Слаженная работа систем необходима для правильного выполнения движений: - кинетической; - кинестетической; - зрительно-пространственной афферентации [11, c. 192]. Также нами была рассмотрена деятельность человека, требующего определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Обычно выделяют пять качеств мелкой моторики: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста [15, c. 160].Нами были рассмотрены наиболее подробные показатели развития мелкой моторики к концу младшего дошкольного возраста и указаны в литературном источнике автора Л.Б. Осиповой. К ним относятся: -знание расположения, названия и назначения пальцев руки; -умение выполнять элементарные приемы массажа рук и пальцев руки; -умение использовать соответствующий захват предметов с учетом их формы, величины; -умение выполнять движения рукой, кистью руки в различных направлениях, вытягивание, сгибание, сжатие руки. Также формообразующие движения всей рукой в различных направлениях и плоскостях (волнистая линия, прямая линия - вверх, вниз, вправо, влево, от себя, к себе, со сменой направления движения); -рисование линий в разных направлениях, копирование элементарных фигур. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством лепки, была проведена в «МДОУ № 60 комбинированного вида» г. Ухты. В эксперименте приняли участие 10 детей младшего дошкольного возраста. Детальный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента говорит о том, что уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения различен. Вторым методом исследования был анализ предметно-развивающей среды в группе. Основной задачей данного метода было выявление условий, созданных в группе и методическом кабинете ДОУ по исследуемой проблеме. Данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, побуждают нас к исследованию, поиску наиболее эффективных методов и приемов работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнаньев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М. : Наука, 2001 — 279 с. Антонов, А. В. Информация: восприятие и понимание / А. В. Антонов. — Киев : Наука, 1998. — 150 с. Брюхова, Е. В. Коррекционные занятие, направленное на развитие мелкой моторики и других психических функций / Е. В. Брюхова. — // Начальная школа. — № 5. — 1998. — С. 96—98. Веккер, Л. М. Воспитание и основы его моделирование // Л. М. Веккер. — Л. : ЛГУ, 1964. —106 с. Венгер, Л. А. и др.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М. : Просвещение, 1998. — 205 с. Гаврина, С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е. Гаврина. — Ярославль : Академия развития, 1997. — 192 с. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. — М. : Просвещение, 1985. — 86 с. Гордеева, Н. Д. и другие. Функциональная структура действий / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. — М. : МГУ, 1982. — 208 с. Григорьева, Г. Г. и др. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — М. : Просвещение, 2003. — 80 с. 94 -95Григорьева, Л. П. и др. Развитие воспитания ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе /Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. — М. : Школа-Пресс, 2001. — 96 с.Гризик, Т. И. и другие. Развитие речи детей 4—5 лет. Книга для воспитателей работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М., 1997. — 192 с. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков. — М. : Просвещение, 1990. — 223 с. Забрамная, С. Д. От диагности к развитию / С. Д. Забрамная. — М. : Новая школа, 1998. — 144 с. Запорожец, А. В. и другие. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко,А. Г. Рузская. — М. : Просвещение, 1967. — 322 с. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. — М. : Просвещение, 1980. — 160 с. Каиров, И. А. и другие. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. — М.: Сов.энциклопедия, 1996. — Т. 3. Козлова, С. А. и другие. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М. : Академия, 2000. — 416 с.Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. — М. : Академия, 2002. — 200 с. Лубовский, В. И и другие. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. — М. : Академия, 2005. — 230 с. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. — М. : Просвещение, 1971. — 415 с. Моурлот, Л. И. и другие. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремизова. — Самара : СГПУ, 2007. — 122 с. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. — М. : Город, 1998. — 261 с. Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 202 с. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л. И. Плаксиной / М. : Экзамен, 2003. — 256 с. Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохоров. — М. : Сов.энциклопедия, 1974. — Т. 18. Ремезова, Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения / Л. А. Ремезова. — Самара : Изд-во ООО «НТЦ», 2002. — 136 с. Сековец, Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л. С. Сековец. — Н. Новгород : Издатель Ю. А. Николаев, 2001. — 168 с. Сеченов, И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению / И. М. Сеченов. — М., 1947. — С. 551—556. Солнцева, Л. И. и другие. Воспитание слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. — М. : Экзамен, 2004. — 128 с. Стребелева, Е. А. и другие. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. — М. : Академия, 2001. — 245 с. Цузуми, Й. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями / Й. Цузуми. — М. : Анфас, 1991.Приложение 11. Задание № 1 «В лес за грибами»» 2. Цель задания – выявить выяснить умения детей лепить предметы из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания. 3. Содержание задания: Читаем загадку о грибах, затем белка приносит корзину с грибами (муляжи грибов), предлагаем игровое задание. Возьмем корзинки и отправимся в лес за грибами (лепка грибов из пластилина). Прежде чем дети приступят к выполнению задания, попросим детей показать движения рук при лепке шара для шляпки и ножки гриба. В ходе выполнения детьми задания, выявляем умение детей лепить предметы из нескольких частей, степень освоения приемов скатывания шара круговыми движениями, расплющивание его, защипывание краев, скатывание пластилина прямыми движениями (ножка), соединения частей предмета, умение анализировать образец. 4. Материал для задания: загадка о грибах; корзинка, пластилин Задание № 2 1. Задание № 2 «Помоги Федоре вернуть посуду» (лепка посуды). 2. Цель задания – выявляется умение детьми лепить предметы из отдельных частей. 3. Содержание задания: Перед выполнением задания, у детей спрашивают, как получить полую форму у чашки (вдавливание), сделать ручку (примазать пластилиновый валик). Ребенку предлагают вылепить посуду. Владение приемами вдавливания, примазывания, прижимания деталей, смазывания мест скреплений, умение при помощи стеки наносить рельефный рисунок. 4. Материал для задания: пластилин, образцы посуды. Задание №31. Задание № 3 «Вылепи друга утенку» 2. Цель задания – выявить умение детей лепить предметы из нескольких частей, владение приемами оттягивания (клюва), прижимание деталей, замазывания мест, скрепления и т.д. 3. Содержание задания: Перед выполнением задания, спрашиваем детей о порядке выполнения задания (разделить кусок пластилина пополам, из одной части вылепить туловище, из другой голову и подставку); уточняем приемы лепки. 4. Материал для задания: пластилин, игрушка «утенок»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М. : Наука, 2001 — 279 с.
2. Антонов, А. В. Информация: восприятие и понимание / А. В. Антонов. — Киев : Наука, 1998. — 150 с.
3. Брюхова, Е. В. Коррекционные занятие, направленное на развитие мелкой моторики и других психических функций / Е. В. Брюхова. — // Начальная школа. — № 5. — 1998. — С. 96—98.
4. Веккер, Л. М. Воспитание и основы его моделирование // Л. М. Веккер. — Л. : ЛГУ, 1964. —106 с.
5. Венгер, Л. А. и др.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М. : Просвещение, 1998. — 205 с.
6. Гаврина, С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е. Гаврина. — Ярославль : Академия развития, 1997. — 192 с.
7. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. — М. : Просвещение, 1985. — 86 с.
8. Гордеева, Н. Д. и другие. Функциональная структура действий / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. — М. : МГУ, 1982. — 208 с.
9. Григорьева, Г. Г. и др. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — М. : Просвещение, 2003. — 80 с. 94 -95
10. Григорьева, Л. П. и др. Развитие воспитания ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе /Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. — М. : Школа-Пресс, 2001. — 96 с.
11. Гризик, Т. И. и другие. Развитие речи детей 4—5 лет. Книга для воспитателей работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М., 1997. — 192 с.
12. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков. — М. : Просвещение, 1990. — 223 с.
13. Забрамная, С. Д. От диагности к развитию / С. Д. Забрамная. — М. : Новая школа, 1998. — 144 с.
14. Запорожец, А. В. и другие. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко,А. Г. Рузская. — М. : Просвещение, 1967. — 322 с.
15. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. — М. : Просвещение, 1980. — 160 с.
16. Каиров, И. А. и другие. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. — М.: Сов. энциклопедия, 1996. — Т. 3.
17. Козлова, С. А. и другие. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М. : Академия, 2000. — 416 с.
18. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. — М. : Академия, 2002. — 200 с.
19. Лубовский, В. И и другие. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. — М. : Академия, 2005. — 230 с.
20. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. — М. : Просвещение, 1971. — 415 с.
21. Моурлот, Л. И. и другие. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремизова. — Самара : СГПУ, 2007. — 122 с.
22. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. — М. : Город, 1998. — 261 с.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 202 с.
24. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л. И. Плаксиной / М. : Экзамен, 2003. — 256 с.
25. Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохоров. — М. : Сов. энциклопедия, 1974. — Т. 18.
26. Ремезова, Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения / Л. А. Ремезова. — Самара : Изд-во ООО «НТЦ», 2002. — 136 с.
27. Сековец, Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л. С. Сековец. — Н. Новгород : Издатель Ю. А. Николаев, 2001. — 168 с.
28. Сеченов, И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению / И. М. Сеченов. — М., 1947. — С. 551—556.
29. Солнцева, Л. И. и другие. Воспитание слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. — М. : Экзамен, 2004. — 128 с.
30. Стребелева, Е. А. и другие. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. — М. : Академия, 2001. — 245 с.
31. Цузуми, Й. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями / Й. Цузуми. — М. : Анфас, 1991.

Вопрос-ответ:

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это способность координировать движения мелких мышц, таких как пальцы, руки, предплечья. Она играет важную роль в развитии навыков письма, рисования, работы с мелкими предметами и других деятельностей, требующих точности и мастерства.

Как развивается мелкая моторика у детей с нарушениями зрения?

У детей с нарушениями зрения развитие мелкой моторики может быть замедлено или нарушено из-за ограничений в визуальном восприятии и координации движений. Однако, благодаря специализированным пальчиковым играм и коррекционным методикам, дети могут развивать свои навыки мелкой моторики и достигать успехов.

Какие игры помогают развивать мелкую моторику у детей с нарушениями зрения?

Пальчиковые игры являются эффективным инструментом для развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения. Это игры, которые требуют использования пальцев, рук и предплечий для выполнения различных движений. Например, игра с пластилином, насовывание пуговиц на нитку, составление мозаики и т.д.

В чем особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста мелкая моторика только начинает развиваться и требует особого внимания. Дети в этом возрасте могут испытывать трудности с координацией движений и точностью. Поэтому, важно предоставить детям разнообразные игры и занятия, которые помогут развивать их мелкую моторику.

Какая коррекционная работа помогает развивать мелкую моторику у детей с нарушениями зрения?

Коррекционная работа включает в себя использование различных методик и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения. Например, это может быть использование специализированных игр и игрушек, массаж и гимнастика для рук, упражнения на улучшение координации движений и т.д.

Какие основные проблемы возникают в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями зрения раннего возраста?

Основные проблемы в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями зрения включают ограниченную возможность наблюдения и восприятия окружающей среды, нарушение координации движений и затруднение в развитии манипулятивных навыков.

Что такое мелкая моторика и как она описывается в психолого-педагогической литературе?

Мелкая моторика - это способность выполнять точные и сложные движения малыми мышцами, такими как пальцы, руки и запястья. В психолого-педагогической литературе она описывается как основа для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

Каким образом можно помочь в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения?

Одним из способов помочь в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения являются пальчиковые игры. Они помогают развить тактильные навыки, координацию движений и усилить моторную активность рук.

В чем особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения?

У детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения особенности развития мелкой моторики связаны с задержкой в развитии двигательных навыков и затруднением в получении тактильной информации о предметах и окружающей среде. Необходима коррекционная работа с акцентом на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Какая коррекционная работа может быть проведена для развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения?

Для развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения может быть проведена коррекционная работа, включающая пальчиковые игры, развитие тактильного восприятия, тренировку координации движений и использование специальных инструментов и материалов для развития мелкой моторики.

Какие проблемы могут возникнуть с развитием мелкой моторики у детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения могут испытывать трудности с развитием мелкой моторики, так как они имеют ограниченный доступ к визуальным стимулам и информации. Они могут испытывать затруднения в выполнении точных движений рук, координации глаз и рук, а также в осуществлении активных и мелких движений, таких как захват предметов или использование кисти для рисования и письма.