Развитие богослужения на Руси с Крещения до наших дней.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 11.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Начальный период истории богослужения на Руси 4
2.Развитие богослужения в 15-16 вв. 9
3.Реформы 17 столетия 13
4.Дальнейшее развитие богослужения 14
Заключение 18
Список литературы 19
При Патриархе Иоасафе I книжную справу проводили уже достаточно широко. Из монастырей стали привозить старинные рукописи, стали искать хороших справщиков. Находившийся в Москве в 1649 г. Патриарх Иерусалимский Паисий I окончательно убедил царя Алексея Михайловича и некоторых русских епископов в том, что необходимо провести в России реформу богослужения для приведения его в соответствие с греческим. На Восток отправили старца Арсения (Суханова), подробно описавшего отличия русского и греческого богослужения в «Проскинитарии».В 1649 г. для нового перевода Библии с греческого на церковнославянский язык в Москву пригласили нескольких киевлян, в т. ч. Епифания (Славинецкого), ставшего при Патриархе Никоне одним из основных деятелей книжной справы. В 1649 г. Патриархом Иосифом был рукоположен в митрополита Новгородского новоспасскийархим. Никон (Минов), буд. Патриарх. Особое внимание необходимо обратить на реформу патриарха Никона и на те изменения, которые произошли в связи с ней в Требнике.Н. Успенский справедливо отмечает, что «кто знаком с греческим православным богослужением, тот не может не заметить расхождения его чинопоследований, связанных с таинствами покаяния и причащения, с теми же чинопоследованиями Русской Церкви.Следует также обратить внимание на то, что были переставлены молитвы в чинах Крещения, Венчания, Елеосвящения и многих других.Наконец, самой большой группой изменений являются синонимические и грамматические изменения в тексте молитв. 4.Дальнейшее развитие богослуженияБогослужение Русской Церкви в ХVIII-ХIХ вв. не подвергалось каким-либо специальным преобразованиям, однако можно сказать о стремлении к унификации. К XX в. богослужение фактически совершалось уже по новому, неписаному уставу.В 20 столетии стали особое внимание уделять литургическим изысканиям, тому, как богослужение должно влиять на сердца и души людей, в частности, следует выделить исследования свт. Афанасия Сахарова. В своих литургических изысканиях свт. Афанасий Сахаров исходил из того, что семейная, общественная жизнь склонна уклоняться от церковной жизни. Как отмечает свт. Афанасий Сахаров, люди ходят в храм по праздникам, они выделяют какое-то время для церковной службы, некоторые даже читают молитвы по утрам и вечерам, однако этим все и ограничивается. Иными словами, сознательное участие в церковной жизни у людей отсутствует, в этом видит святитель основную проблему литургики. То есть, люди должны почувствовать себя членами единого Тела Христова. Вместе с тем, у людей также не наблюдается определенное и правильное представление о Церкви, чаще всего церковь отождествляется со зданием, в котором происходит совершение общественного христианского богослужения. Церковные идеи также оказываются людьми не осмысленными в полной мере, человек не ощущает подлинной потребности в близости к церкви, в живом общении с церковью посредством литургии. Конечно же, выделял свт. Афанасий Сахаров и причины, которые стали фактором развития столь печального явления. Основная причина – люди не прикладывают старания к тому, чтобы сознательно участвовать в богослужении. Святитель Афанасий Сахаров считает, что взаимная молитва является кровью Церкви, славословие Божие – дыханием. Если мы не участвуем в общей церковной молитве (и даже если мы посещаем храм, это не означает, что мы участвуем), мы отождествлены в рукой, отделенной от тела, которая постепенно отсыхает. Посредством задерживания или прекращения правильной циркуляции между человеком и Телом Церкви, происходит постепенное удаление, отделение и отпадение от церковной жизни. Соответственно, возможна и обратная ситуация, при которой через церковную молитву мы начинаем приобщаться к Телу Церкви.Святитель Афанасий Сахаров призывает к сознательной и осмысленной молитве. Кроме того, он подчеркивает значимость подкрепления молитвы истинной верой. Участие христианина в церковной и литургической жизни должно быть осмысленным и наполненным разумом, молитва – это беседа с Богом, соответственно, в ней не должно быть элементов бессмысленности. Однако для достижения этой цели есть необходимость в постижении содержания и смысла церковных молитвословий. Необходимо поэтому более близкое знакомство с составом, порядком и значением нашего богослужения, с самим текстом молитвы, с книгами церковными.К примеру: «Объятия Отчаотверсти ми потщися, блудноиждих мое житие, на богатство неиждиваемоевзираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Неделя блудного сына, седален по 3–й песни канона». Данные слова являются характеристикой настроения, которой Святой Церковью создаются в духе верующих во время всего великопостного богослужения, — речь идет об осознании степени собственной нищеты, недостоинства, окаянства и падения, умиленном вопле о своих согрешениях и вместе надежде на то, что любящий Отец откроет Свои объятия и для блудного сына.Однако святитель Афанасий Сахаров указывает на то, что именно таким должно быть настроение христианина всегда.НО во время поста оно, конечно же, обретает большую интенсивность. Великопостные богослужения были в зоне особого внимания святителя Афанасия Сахарова, поскольку именно в эти дни происходит усиление покаянного настроения, свойственного христианину всегда. В своих литургических работах свт. Афанасий Сахаров подчеркивал, что христианство является постоянным подвигом раскаяния и покаяния. И в богослужении это должно найти отражение, богослужение должно настроить человека именно на покаяние. Также в статье под названием «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» свт. Афанасий отметил многие существенные моменты, связанные с тем, как совершать общественное и домашнее богослужения. Он полагал, что основная проблема заключается в отсутствии истинных знатоков устава, тогда как в допетровской Руси не только духовенство, но и миряне знали устав. Уставное – это то, что в полной мере находится в соответствии с буквой и духом Церковного Устава. Рассматривая конкретный вопрос поминовения усопших родных во время праздничной литургии, свт. Афанасий Сахаров в целом показал приоритет любого богослужения. «Молитва общественная, богослужение церковное не могут построиться и совершаться в угоду настроениям и желаниям отдельных богомольцев». Иначе, как считал владыка, может оказаться так, что усопшие нам более любимы и дороги, чем Господь.Этот же принцип был актуален для владыки, когда он указывал верующим на необходимость приближения собственной домашней молитвы к церковной. ЗаключениеПрактика богослужения стала формироваться на Руси практически сразу же после крещения. Конечно же, на развитие богослужения оказывали влияние византийские традиции. Большие перемены в области богослужения произошли в 17 столетии. Преимущественно, вопрос относительно исправления богослужебных книг в 17 веке был связан с церковным расколом и реформой патриарха Никона, вызвавшей широкий резонанс. Как мы выяснили, самыми первыми литургическими источниками, стали ЕвхологионСарапиона, епископа Тмуитского (Египет, IV в.), а также сборник молитв и служб, которые представлены в 8-й книге «Апостольских постановлений». Реформа патриарха Никона стали причиной церковного раскола, однако в некоторой степени последствия этого раскола удалось постепенно преодолеть.В последующие этапы глубокие реформации богослужения в России не проводились. В 20 веке появились достаточно интересные литургические изыскания, посвященные не только внешней стороне богослужения, но и внутренней. В частности, речь идет о трудах свт. Афанасия Сахарова. Основное значение литургии, молитвы свт. Афанасий видит в том, что это есть Таинство, которое обладает глубочайшим духовным значением, ведь Таинства и участие в церковной жизни помогают верующему совершенствоваться, приближаться к Богу.Свт. Афанасий предостерегал от формального и небрежного отношения к богослужению, призывал думать о значении каждого слова, о подлинном смысле молитв, песнопений, настраивающих душу человека на возвышенный лад, заставляя его задумываться о своих грехах, о покаянии. Свт. Афанасий понимал, что в современной религиозности можно говорить о кризисе отношения к Таинствам и богослужению, молитвам. Они подчас низведены в религиозном сознании до уровня обряда – совершения неких действия ради достижения определенных, чаще всего материальных, целей. Афанасий Сахаров полагал, что это приводит к потребительскому отношению к вере, к таинствам. Верующие часто даже не знают подлинной сути и содержания Таинств, рассматривая их просто как церковный обряд – это полностью нивелирует все духовные усилия человека, направленные на процесс нравственного самосовершенствования.Список литературыАгеева Е.А. Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. - М., 2002.Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной. — М.: Новоспасский монастырь, 1997.Святитель Афанасий(Сахаров). «Какое великое утешение – вера наша!». Избранные письма. М.:ПСТГУ, 2012.Желтов М.С. Богослужение Русской Церкви. www.pstgu-spy.narod.ruКосик О.В. Вклад святителя Афанасия (Сахарова) в сокровищницу русской культуры // V Валаамские образовательные чтения, посвященные 700-летию Преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в России. Материалы Конференции. Валаам, 2016. С. 108—116.Милеант А., еп. Изъяснение Божественной Литургии.// https://azbyka.ru/m-izyasnenie-bozhestvennoj-liturgiiНефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви.// http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8473Православная Энциклопедия. Т. РПЦ. Источник: http://www.pravenc.ru/Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). (На материалах требника и часослова). - Томск, 2008.// http://krotov.info/history/17/1650/sazonova.htmСерафим (Звездинский), свмч. Проповеди о Божественной литургии.// https://azbyka.ru/m-propovedi-o-bozhestvennoj-liturgiiФудель С. Записки о Литургии и Церкви. https://azbyka.ru/m-zapiski-o-liturgii-i-cerkvi
1. Агеева Е.А. Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. - М., 2002.
2. Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной. — М.: Новоспасский монастырь, 1997.
3. Святитель Афанасий (Сахаров). «Какое великое утешение – вера наша!». Избранные письма. М.:ПСТГУ, 2012.
4. Желтов М.С. Богослужение Русской Церкви. www.pstgu-spy.narod.ru
5. Косик О.В. Вклад святителя Афанасия (Сахарова) в сокровищницу русской культуры // V Валаамские образовательные чтения, посвященные 700-летию Преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в России. Материалы Конференции. Валаам, 2016. С. 108—116.
6. Милеант А., еп. Изъяснение Божественной Литургии.// https://azbyka.ru/m-izyasnenie-bozhestvennoj-liturgii
7. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви.// http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8473
8. Православная Энциклопедия. Т. РПЦ. Источник: http://www.pravenc.ru/
9. Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). (На материалах требника и часослова). - Томск, 2008.// http://krotov.info/history/17/1650/sazonova.htm
10. Серафим (Звездинский), свмч. Проповеди о Божественной литургии.// https://azbyka.ru/m-propovedi-o-bozhestvennoj-liturgii
11. Фудель С. Записки о Литургии и Церкви. https://azbyka.ru/m-zapiski-o-liturgii-i-cerkvi
Вопрос-ответ:
Когда началось развитие богослужения на Руси?
Развитие богослужения на Руси началось с Крещения Руси, которое произошло в 988 году.
В каком периоде происходило развитие богослужения на Руси?
Развитие богослужения на Руси происходило на протяжении всего средневекового и нового времени, с Крещения в 988 году и до наших дней.
Какие реформы произошли в 17 веке в отношении богослужения на Руси?
В 17 веке произошли значительные реформы в отношении богослужения на Руси, в результате которых были внесены изменения в книжное дело и обряды церковной службы.
Какое развитие богослужения происходило в 15-16 веках на Руси?
В 15-16 веках происходило интенсивное развитие богослужения на Руси, который включал распространение православных книг, развитие хорового пения и украшение церквей.
Что было связано с развитием богослужения 14-18 веков на Руси?
С развитием богослужения 14-18 веков на Руси была связана активная работа над книжным делом, поиск старинных рукописей, повышение квалификации справщиков и улучшение обрядов церковной службы.
Какие изменения произошли в богослужении на Руси после крещения?
После крещения Руси произошли значительные изменения в богослужении. От греческого обряда Россия перешла к византийскому обряду, сформировав свою собственную богослужебную традицию. Были переведены на славянский язык богослужебные тексты, введены новые обряды и обычаи.
Какое влияние оказали реформы 17 века на развитие богослужения на Руси?
Реформы 17 века, проведенные Петром I и Никоном, имели огромное влияние на развитие богослужения на Руси. Они внесли множество изменений в обряд и церковную практику, включая перевод богослужебных текстов на простой русский язык и введение новых ритуальных правил. Это привело к возникновению разрыва между старообрядцами, которые отвергли эти изменения, и церковными реформистами.
Какое развитие богослужение на Руси получило в 15-16 веках?
В 15-16 веках богослужение на Руси получило значительное развитие. Были созданы новые богослужебные тексты, введены новые обряды и церковные праздники, разработаны правила для служителей церкви. Богослужение стало более торжественным и насыщенным символикой.
Какие изменения произошли в богослужебной книжной справе при Патриархе Иоасафе I?
При Патриархе Иоасафе I книжная справа проводилась уже достаточно широко. Из монастырей стали привозить старинные рукописи, стали искать хороших справщиков. Под влиянием Иоасафа I более активно начались работы по улучшению богослужебных текстов и их обновлению.
Какое развитие богослужение получило в дальнейшем?
В дальнейшем развитии богослужения на Руси произошло множество изменений и совершенствований. Были созданы новые церковные песнопения, введены новые обряды и церковные праздники, разработаны новые правила и регламенты для служителей церкви. Важную роль в развитии богослужения сыграли русские композиторы и богословы.