Фольклорный театр
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Особенности оформления фольклорно-этнических праздников 5
1.1. Элементы сценической обстановки в организации культурно-массовых мероприятий и театральных постановок 5
1.2 Особенности режиссуры фольклорно-этнического праздника 9
2. Звуковое оформление праздника «Госпожа, честная Масленица!» 15
2.1. История и традиции празднования Масленицы, учитываемые при проведении праздников и гуляний 15
2.2 Звуковое сопровождение праздника «Госпожа, честная Масленица!» 16
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Сыграем, спляшем,Руками помашем,Ногами потопаем,А то и руками похлопаем!Скоморохи зазывают зрителей в хоровод.Композиция «Здравствуй, Масленница!»группа «РарогЪ»Масленица: День второй величают «Заигрышем». С утра девицы и молодцы на санях катаются: парни ищут невестушек, а девушки женихов выбирают.Скоморох:Разойдись честной народ,Не пыли дорожка.Добры молодцы идутПогулять немножко.Композиция «Гуляй и веселись!!!» цикла «Широкая масленица»Игра:«Довези девицу»Девицы делятся на две равные по количеству участников команды. У каждой команды один юноша. Девицы выстраиваются в ряд. У юношей санки. Кто больше перевезет в свою деревню невест (время ограничено),не уронив их с санок, тот и победитель -«Самый быстрый».Масленица: Вот и третий день настал - «Лакомкой народ назвал». В этот день пекли блины, приглашали в гости родных и близких угощали их блинами.Скоморох: Что за праздник без блинов!Налетай без всяких слов!С пылу с жару, из печи!Все румяны, горячи!Скоморохи угощают зрителей и участников блинами.«Блины» Двойной дуэт Ма.Гр.Иг.Ал. и Константин ПлужниковНа экране кадры из фильма «Лель»Масленица: А вот четвертый день настал «Разгул» - день забав,игр и всеобщего веселья. Обычным делом была молодецкая потеха - кулачные бои.Скоморох: Эй, народ наш озорной,Сейчас увидите вы славный бой.По традиции старинной,По легенде самой длиннойОбъявляем, сей же часБой кулачный лишь для вас!«Калевала», гр. «Мельница»На экране прямо на зрителей несутся кони, запряженные в саниИгра: «Кулачный бой»:Чертится круг. В круг ставит 2 мальчика/юноши. Завязывают им глаза. В руках у них подушки. Нужно выбить противника из круга.Скоморох: Выходи, добры молодцы,Силушкой померяться,Народ позабавить!Победитель -«Самый сильный»,тот, кто быстрее всех по времени справится с противником.На экране кадры из фильма «Лель», праздникМасленица: А вот и пятый день настал - «Тещины вечерки». В этот день тещи ходили к зятьям на блины, угощали их и учили дочь блины печь.Весь день ряженые возили Масленицу по деревне. Так вот и нам надо нарядить ряженых. Скоморох: Ветры, вьюги и бураны,Вихри, бури, ураганы, Хватит дуть что мочи,Улетайте в ночи.«Зима-холода», А.ГубинНа экране: видео с сельского праздника встречи весны.Игра: «Ряженые»Участники делятся на две команды. На стулья садят двух юношей. Рядом кладут разную смешную одежду. По очереди наряжают «ряженых».(Побеждает тот, кто быстрее и смешнее нарядит). Скоморохи вместе:Загорись моя лучина.Улетай, зима-кручина.Весна - Красна приходи!Счастье, радость приноси! Вместе, скоморохи, ведущие, участники:Весна - Красна приходи!Счастье, радость приноси! Фоновая музыкаНа экране видеонарезка: цветут подснежники, поют птицы, сияет солце, вскрываются реки и пр.Под музыку выходит Весна. Выносит надувные шары с желаниями.Фоновая музыкаВесна:В гости к вам я пришла!Счастье и радость принесла!Прощай, Зимушка-зима!Погостила ты сполна,А теперь прощай, прощай,Снова в гости приезжай!Здравствуйте взрослые и дети!Знаю, есть у каждого из вас заветная мечта.А весной все мечты сбываются.Мы отпустим эти шарики в небо.Чтобы все мечты исполнились!Под песню отпускает шарики в небо.«Поверь в мечту», Ю.Антонов Скоморох:По традиции стариннойВ хороводе мы сейчасЗимушку проводим дружноИ простимся в тот же час!Ведущий:Масляная неделя идет к концу. В воскресенье народ прощается с Масленицей, устраивает ей проводы.Весна:А вы Масленицу наряжали?А где же она?Ведущий:Ой, и, правда! Масленицы то нет! Ой, наверное, украли!Надо Масленицу звать, зазывать! Скоморохи помогайте, Масленицу зазывайте!Скоморох 1:Масленица - кривошейка,Встречаем тебя хорошенько:Сыром, маслом, блиномИ румяным пирогом!Скоморох 2:А мы Масленицу ожидали,Киселя с молоком не хлебали.Масленица приходи!Всех Нас повесели!Все зовут Масленицу.Фоном звучит народная «Прощай, Масленица!»На экране: видео с сельского праздника встречи весны.На контрольном фразе экран гаснет.Чучело Масленицы везет на санках «Медведь». Его сопровождают ряженые.Скоморохи с криком: «Ой, медведя разбудили», - разбегаются.Предупреждающая, резкая, будоражащая музыкаНа экране резко появляется разъяренный медведь. Рычит.Ведущий:Сегодня последний день празднования Масленицы - «Прощеное Воскресенье».Это день, принято просить прощение друг у друга, чтобы встретить Великий пост с чистой душой и совестью.Весна:Давайте и мы попросим прощение друг у друга за причиненные обиды и встретим весну с чистой душой и совестью, чтобы сбылись все наши мечты.Фоном звучит звон колоколовНа экране золотые купола на фоне неба.Скоморох 1:Красно солнышко,В дорогу выезжай!Зимний холод прогоняй!Скоморох 2:Прощай, Зимушка-матушка!Здравствуй Весна-красавица!Сожжение Масленицы под музыку и хоровод.«Масленица», В. ЦыгановаНа экране воспроизводится официальный клип песни В.Цыгановой «Масленица»Праздник заканчивается выходом к зрителям всех участников представления, поклоном и приращением на блины.Выводы по 2 главеСила естественного голоса как одного из критериев его значений утратила свой статус уникальности в связи с использованием микрофона. Специфика поп-пения - особое внимание к интонации слов и речи, особенностью которой является выразительное и глубокое личное произношение музыкального и поэтического текста. В жанре поп-вокала есть много направлений, их особенности в плане способов формирования звука и использования различных звуковых эффектов.Сценарий праздника Масленницы включает импровизацию, ритмическую особенность, пение, повышенную выразительность и эмоциональную презентацию слова из-за артикуляции, мастерски владеющего голоса, умения использовать различные звуковые эффекты (хрипы, фальцет, сиб, рык, произвольный контроль пения вибрато).ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с целью курсовой работы нами была разработана система звукового оформления фольклорно-этнического праздника Масленицы.В первой главе курсовой работы мы изучили особенности оформления фольклорно-этнических праздников путем изучения элементов сценической обстановки при организации культурно-массовых мероприятий и театральных постановок. Была оценена роль звукового оформления в театральном действии, его значение в расстановке акцентов театрального повествования.Особенности режиссуры фольклорно-этнического праздника: импровизация, ритмическая особенность, пение, повышенная выразительность и эмоциональная презентация слова из-за артикуляции, мастерски владеющего голоса, умения использовать различные звуковые эффекты (хрипы, фальцет, сиб, рык, произвольный контроль пения вибрато).Такая форма фольклорного театра становится доступной для большего числа зрителей. Можно также отметить, что ни одна из этих областей не предполагает глубокого понимания текста. В рамках интерактивного театра зрителю позволено принимать активное участие в этом процессе и, конечно же, наслаждаться зрелищем изнутри. Ключевой идеей интерактивного театра является живая работа с аудиторией со своим внутренним мирком. Явление интерактивного в художественной практике объясняется отсутствием коммуникации нынешнего обывателя, избытком самовыражения его в общении, его самопрезентацией. Интерактивный театр подразумевает максимальное вовлечение аудитории в театрализованное представление. Обыватель-наблюдатель превращается из зрителя в со-создателя, превращается в соучастника в исполнении.Такая форма общения в этой ситуации становится доступной для большего числа зрителей. Можно также отметить, что ни одна из этих областей не предполагает глубокого понимания текста. В рамках интерактивного театра зрителю позволено принимать активное участие в этом процессе и, конечно же, наслаждаться зрелищем изнутри. Ключевой идеей интерактивного театра является живая работа с аудиторией со своим внутренним мирком. Явление интерактивного в художественной практике объясняется отсутствием коммуникации нынешнего обывателя, избытком самовыражения его в общении, его самопрезентацией. Интерактивный театр подразумевает максимальное вовлечение аудитории в театрализованное представление. Обыватель-наблюдатель превращается из зрителя в со-создателя, превращается в соучастника в исполнении.Вторая глава курсовой работы посвящена разработке сценария праздника и его световому и звуковому оформлению. В звуковом оформлении применялись классические, русские народные, популярные музыкальные композиции, звуки живой природы, голоса зверей и птиц, которые заранее были записаны на электронные носители и отредактированы на репетициях.В качестве светого оформления применялись прожекторы ресующего, заполняющего и бокового света разной цветовой гаммы, а также их сочетания. Главной составляющей театральной композиции был световой экран, на который проецировалось изображение с пульта управления светом и звуком при помощи проектора.Подобранная аппаратура и световое и музыкальное сопровождение позволяют украсить праздник, по настоящему перенести героев и зрителей в другое время, рассказать участикам о традициях родного народа, верно расставить акценты.Список использованной литературыАникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969.Венедиктов, Н. О праздниках улиц / Н. Венедиктов // Культурно-просветительская работа. - 1967. - № 1. - С. 15-16.Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. - М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. – 392 с.Масленница. История и традиции – URL: https://mdou171.edu.yar.ru/docs/prilozhenie_maslenitsa.pdf - Дата обращения: 10.03.2019Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. - 1984. – 191 с.Носова, Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Этнологический альманах: Антропология. Культурология. Социология. M: Центр прикладной этнографии; Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. - №6. - 164 с.Обертинская, А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.Огурцов, Н.Н. Масленица в Пошехонском уезде (д. Кладово Давыдковской волости) // Этнографическое обозрение, 1909. №1. С. 63-73.Основные черты фольклора– URL: - Дата обращения: 07.03.2019.13. Потебня, А.А. Обзор поэтических мотивов, колядок и щедровок //Русский филологический вестник. T. XVI. Варшава, 1886. С. 1-128.14. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи.М.: Наука, 1976. 325 с.15. Потебня, A.A. Объяснение малорусских и сродных народных песен.Варшава, 1883. Т.1-2. 280 с.16. Славянские Боги. Масленица – URL: http://slavyanskiebogi.ru/prazdniki/12-- Дата обращения: 08.03.2019.17. Тамбовская масленица как текст: семантика, символика и терминология обрядов : На общерусском фоне – URL:simvolika-i-terminologiya-obryadov-na-obshcheruss#ixzz5hrrxV782 – Дата обращения: 10.03.2019/18. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.
2. Венедиктов, Н. О праздниках улиц / Н. Венедиктов // Культурно-просветительская работа. - 1967. - № 1. - С. 15-16.
3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. - М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.
4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
5. Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.
6. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. – 392 с.
7. Масленница. История и традиции – URL: - Дата обращения: 10.03.2019
8. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. - 1984. – 191 с.
9. Носова, Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Этнологический альманах: Антропология. Культурология. Социология. M: Центр прикладной этнографии; Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. - №6. - 164 с.
10. Обертинская, А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.
11. Огурцов, Н.Н. Масленица в Пошехонском уезде (д. Кладово Давыдковской волости) // Этнографическое обозрение, 1909. №1. С. 63-73.
12. Основные черты фольклора– URL: - Дата обращения: 07.03.2019.
13. Потебня, А.А. Обзор поэтических мотивов, колядок и щедровок //
Русский филологический вестник. T. XVI. Варшава, 1886. С. 1-128.
14. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи.
М.: Наука, 1976. 325 с.
15. Потебня, A.A. Объяснение малорусских и сродных народных песен.
Варшава, 1883. Т.1-2. 280 с.
16. Славянские Боги. Масленица – URL: - Дата обращения: 08.03.2019.
17. Тамбовская масленица как текст: семантика, символика и терминология обрядов : На общерусском фоне – URL: simvolika-i-terminologiya-obryadov-na-obshcheruss#ixzz5hrrxV782 – Дата обращения: 10.03.2019/
18. Театрализованные праздники и зрелища 1672-1725 г. - М.: 1977.