дошкольная педагогика
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 41 + 41 источник
- Добавлена 20.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Особенности процесса внедрения здоровьесберегающих технологий посредством целенаправленной деятельности инструктура по физической культуре в ДОО 6
1.1. Понятие здоровьесберегающих технологий и их реализация в ДОО 6
1.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста 13
1.3. Система деятельности инструктура по физической культуре в ДОО для обеспечения реализации здоровьесберегающих технологий 19
Глава 2. Подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании 25
2.1. Методы и результаты диагностики 25
2.2. Экспериментальная методика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании 32
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения 48
Общий уровень воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах определялся по формуле:В - общий уровень воспитанности культуры здоровья детей дошкольноговозраста в дошкольных группах ;ИЗК - информационно знаниевому критерию;ЭЦК - эмоционально ценностному критерию;ОДК - оценочно -деятельностный условий.Общие результаты уровней воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах, было получено в процессе констатирующего этапа эксперимента, отражено в таблице 2.5.Таблица 2.5Уровни воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста (на констатируюшем этапе эксперимента),%уровнеЭГ (%)КГ (%)Достаточный7,87,9Удовлетворительный40,342,1Низкий51,950Как видно из таблицы, на достаточном уровне воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах было выявлено 7,8% детей ЭГ и 7,9% - КГ. Удовлетворительный уровень был зафиксирован в 40,3% детей ЭГ и 42,1% - КГ. На низком уровне воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах находились 51,9% исследуемых ЭГ и 50% - КГ.Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента дают основания для разработки экспериментальной методики, направленной на воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах.2.2. Экспериментальная методика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образованииНами была разработана программа «Растим культуру здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах (для детей пятого и шестого лет жизни )», в которой изложены содержание экспериментальной методики.Программа охватывала следующие разделы: «Я, мой организм, мое здоровье», «Социально-психологические условия здоровья ребенка », «Индивидуальное здоровье ребенка ».Осознание детьми содержания разделов программы систематизируется по следующим блокам:- информационно-познавательный блок ( что должны знать дети 5-го года жизни и что должны знать дети 6-го года жизни )- оздоровительно -деятельностный блок ( что должны уметь дети 5-го года жизни и что должны уметь дети 6-го года жизни )- просветительский блок ( что должны знать и уметь родители детей 5-го года жизни и что должны знать и уметь родители детей 6-го года жизни )- методический блок (как можно действовать воспитателю в организации работы с воспитания детей по этой проблемой для детей 5-го и 6-го годов жизни ).Приводим пример разработки по этим блоками содержания в раздел «Я, мой организм, мое здоровье ».1. Информационно-познавательный блок, что включает теоретические сведения по запланированных тем.В результате усвоения этого блока дети 5-го года жизни должны иметь элементарные представления о:- основные части своего тела (голову, шею, туловище, конечности), знать их назначение и действия;- названия органов ( сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки ) и систем своего организма ( сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно- двигательная, выделительная, кровь, кожа)- основные проявления органов: глаз - видит, ухо - слышит, нос - чувствует запах, язык - вкус, кожа - температуру;- основные субъективные признаки своего здоровья (хорошее самочувствие, аппетит, настроение, желание играть), объективные признаки своего здоровья (рост, масса тела, температура тела, отсутствие боли)- значение для укрепления здоровья закаливание, ежедневной утренней зарядки, массажа, правильного питания, поведения;- основные признаки нездоровья (плохой аппетит, высокая температура, вялость, раздражительность или капризность)- элементарные правила гигиены лица, рук, ног, ногтей, волос, ушей, ротовой полости, органов выделения;- роль врача в профилактике заболеваний, понимание следование советам врача.В результате усвоения этого блока дети 6-го года жизни должны иметь элементарные представления о:- строении своего тела и правилах гигиены по его уходу, с особенностями принадлежности к определенному полу;- органы (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки) и системы своего организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, выделительной, крови, кожи), об их назначении;- проявления органов: глаз - видит, ухо - слышит, нос - чувствует запах, язык - вкус, кожа - температуру, условиями ухода за органами;- субъективные признаки своего здоровья (хорошее самочувствие, аппетит, настроение, желание играть), объективные признаки своего здоровья (рост, масса тела, температура тела, отсутствие боли) и ценностью здоровья для человека;- значение для укрепления здоровья закаливание, ежедневной утренней зарядки, массажа, правильного питания, поведения, умеет выполнять упражнения, применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья ;- признаки нездоровья ( плохой аппетит, высокая температура, вялость, раздражительность или капризность) их влияние на собственное здоровье ;- правила гигиены лица, рук, ног, ногтей, волос, ушей, ротовой полости, органов выделения, правилами ухода за ними;- роль врача в профилактике заболеваний, выполнение советов врача.2. Оздоровительно -деятельностный блок ( знакомство детей с комплексом упражнений утренней гигиенической гимнастики (зарядки), ежедневное проведение утренней зарядки, проведение физкультминуток, оформление « Карты здоровья »).В результате усвоения этого блока дети 5-го года жизни должны уметь и владеть навыками:- ежедневной чистки зубов (2 раза в день), умывать лицо, шею, уши, мыть руки перед едой и после принятия пищи, после туалета;- определение индивидуального уровня своего здоровья ( « Карточка здоровья ») с помощью родителей и медицинской сестры.В результате усвоения этого блока дети 6-го года жизни должны уметь и владеть навыками :- ежедневной чистки зубов (2 раза в день), умывать лицо, шею, уши, мыть руки перед едой и после принятия пищи, после туалета без напоминания со стороны взрослых ;- по внешним признакам определять состояние здоровья своих товарищей- определение индивидуального уровня своего здоровья ( « Карточка здоровья ») без посторонней помощи.3. Просветительский блок (работа с родителями). В рамках этого блока родителей детей 5-го и 6-го годов жизни :- знакомят с факторами здоровья, с комплексом упражнений утренней физической гимнастики, питание, отношений в семье, осуществление помощи детям в соблюдении культурно-гигиенических навыков ;- обучают определять индивидуальный уровень здоровья детей и оформлять « Карточки здоровья ».4. Методический блок (в помощь воспитателям). Разработка дидактических, сюжетно ролевых, режиссерских игр, что способствуют формированию в дошкольников представлений, умений и навыков по содержанию каждого раздела соответственно для детей 5-го и 6-го годов жизни.Воспитателей, которые были задействованы в дальнейшей экспериментальной работе, ознакомили с содержанием программы и методическим обеспечением к ней. Кроме того, с ними было проведены методические объединения, лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, «круглые столы», беседы, консультации и т.д.. В рамках лекций критической оценке подлежали традиционные требования по работе с детьми. Например, выяснялось, почему занятия по физическому воспитанию в дошкольном учебном заведении части не способствуют формированию здорового образа жизни, воспитанию здоровой личности, поскольку они до сих пор преимущественно ориентированы на систему нормативов физического развития, которые нужно обязательно выполнять. Однако большинству детей не хватает времени на полноценную подготовку согласно с этими нормативами, а воспитателям не хватает времени для введения новых научно обоснованных методов воспитания, нужных для развития физических двигательных качеств ребенка - силы, выносливости, скорости, ловкости. Занятия по физическому воспитанию превращаются во многих случаях на принудительную двигательную деятельность и, как следствие, детям невозможно привить потребность в физических упражнениях. Итак, насущной потребностью критически оценить приоритеты проведения занятий по физическому воспитанию, выявить новые критерии эффективности физической подготовленности и физической культуры здоровья в воспитании навыков здорового образа жизни ребенка, его место в целостной системе воспитания и развития здорового ребенка. Воспитателям для ознакомления предлагались следующие темы: «Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах», «Сущность понятия« здоровье », его составляющие и факторы», «Методы воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах» тому подобное.При внедрении экспериментальной методики воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста группах учитывались структурные, динамические и функциональные характеристики детской группы и особенности межличностных отношений дошкольников, которые обусловливают психологический климат и эмоциональное благополучие ребенка, что многие в чем определяет результативность воспитательных воздействий. Экспериментальная методика воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах предусматривала поэтапную и последовательную реализацию определенных педагогических условий.Так, на первом - когнитивно обогатительным этапе было реализовано первое педагогическое условие - наличие развивающейздоровьесберегающей среды, направленной на воспитание культуры здоровья детей в дошкольных группах. Для этого в групповой комнате создан «Центр здоровья», который был оборудован плакатами серии «Наше тело», «Органы чувств», муляжами, гербариями, коробочками от лекарств, оборудованием для игр «Больница», «Расти здоровой, Машенька», «Больная кукла», «Излечим куклу» «Умоем куклу», «Безопасно-опасно», «Режим дня», «Отгадай-ка», «что вредно, что полезно», «Здоровые зубы», «Склады человечка», « оденься на прогулку »и другие. В «Центре здоровья» располагались материалы для игровых упражнений, которые ребенок была способна выполнить сама или совместно с другой, моложе или старше ребенком (материалы для развития зрения, слуха и т.д. ). Имеющиеся дидактические игры и материалы дети могли взять домой для совместной деятельности с родителями. Предполагалось, что дети будут «учителями», которые подскажут родителям, что нужно делать в соответствии с содержанием выбранной игры. Позиция « учителя » реализовала потребность ребенка быть как взрослый (А. Запорожец, Д. Эльконин). Этот прием использовали после проведения познавательных занятий. Это позволяло закреплять полученные в дошкольном учебном заведении знания, привлекать родителей к проблеме реализации здорового образа жизни, знакомить их с методами соблюдения здорового образа жизни.Следующий этап работы с детьми всей группы в «Центре здоровья » был проведен с разделом программы «Индивидуальное здоровье ребенка ». С целью ознакомления детей с факторами культуры здоровья, здорового образа жизни, с основными показателями здорового образа жизни ( питание, двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, отдых и сон, закаливание и природные факторы оздоровления : солнце, воздух, вода, лекарственные растения ) рассказывали о значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека.Таким образом, создание в групповой комнате здоровьесберегающей среды, а именно «Центра здоровья», обеспечило усвоение детьми пятого и шестого лет жизни основ культуры здоровья, понимание необходимости ведения здорового образа жизни, а также овладение доступными для ребенка способами и упражнениями его ведения. Дети стали более активными в своих проявлениях, появилась потребность реализовывать полученные знания в поведении и самостоятельной деятельности, что было показателем наличия стремления к культуре здоровья и ведения здорового образа жизни.Реализация второго педагогического условия – наполнение здоровьесберегающим содержанием физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей - происходила на репродуктивно-деятельностном этапе экспериментальной работы.С этой целью был разработан и проведен ряд занятий по различным разделам программы (однонаправленных тематических, интегрированных, предметных), содержанием которых было воспитание культуры здоровья у детей.Итак, наполнение здоровьесберегающим содержанием физического воспитания детей с учетом их возрастных особенностей обеспечило возможность формирования жизненных навыков, что способствовали сохранению здоровья детей и были основой для воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста.На эмоционально -креативном этапе было реализовано третье педагогическое условие - стимулирование взаимодействия детей разного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности. Педагогическая поддержка взаимодействия детей в процессе работы со стороны воспитателя предусматривала совокупность педагогических решений, которые он принимал в каждом конкретном сюжете взаимодействия, имел свою конкретную цель.Игровые взаимодействия детей требовали такого сценария педагогической поддержки, как этап предварительной "договоренности" воспитателя по поводу предстоящей игры. Итак, стимулирование взаимодействия детей разного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности способствовало воспитанию культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах.Выводы по Главе 2Нами выделены компоненты (гносеологический, мотивационный, поведенческий), критерии (информационно-знаниевый, эмоционально-ценностный, оценочно-деятельностный) с соответствующими показателями и охарактеризован уровне (достаточный, удовлетворительный, низкий) воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста в разновозрастных группах .Апробирована экспериментальная методика, которая предусматривала поэтапную и последовательную реализацию определенных педагогических условий воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста.Так, для реализации первого педагогического условия - наличие развивающего здоровьесберегающейсреды, направленного на воспитание культуры здоровья детей, был создан «Центр здоровья». Основными элементами воспитательной работы в центре были тематические занятия, игровые ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-ситуации, проекты, скретч-проекты. Создание «Центра здоровья» происходило на первом - когнитивно-обогатительном этапе и имело целью овладения детьми, в рамках этого центра, знаниями о здоровье, здоровый образ жизни, способами ведения здорового образа жизни, развитие целеустремленности, инициативности и самостоятельности использования приобретенных знаний в поведении и деятельности для достижения результатов по воспитанию культуры здоровья детей в соответствии с программой «Растим культуру здоровья детей дошкольного возраста.Реализация второго педагогического условия - наполнение здоровьесберегающим содержанием физического воспитания детей разновозрастной группы с учетом их возрастных особенностей - происходила на репродуктивно-деятельностном этапе экспериментальной работы.Организация воспитателем физкультурной деятельности и наполнение физического воспитания необходимо здоровьесберегающим содержанием оказывать ребенку возможность уточнить и закрепить представление об элементах культуры здоровья и здорового образа жизни, приобрести новые знания о важности ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья, а также упражняться в реализации этих знаний и представлений в деятельности и в поведении. Основными формами работы на этом этапе выступили утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, подвижные, музыкально-подвижные игры, ритмическая гимнастика, фитбол-гимнастика, упражнения на развитие дыхания, силы голоса, различные виды упражнений, оздоровительной направленности.На эмоционально-креативном этапе было реализовано третье педагогическое условие - стимулирование взаимодействия детей разного возраста к общей здоровьесберегающейдеятельности. Стимулирование взаимодействия детей разного возраста в учебно-воспитательном процессе происходила в дидактических, сюжетно ролевых играх, учебно-игровых ситуациях, игровых упражнениях культурно оздоровительного направления, тематических спортивных и оздоровительных праздниках и тому подобное.ЗаключениеЦель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения — сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процессе своей деятельности в ДОО решает следующие задачи:обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;содействие правильному физическому развитию детей;укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.Нами выделены компоненты (гносеологический, мотивационный, поведенческий), критерии (информационно-знаниевый, эмоционально-ценностный, оценочно-деятельностный) с соответствующими показателями и охарактеризован уровне (достаточный, удовлетворительный, низкий) воспитанности культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах.Разработана программа воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста в дошкольных группах, которая отражает основные составляющие, их последовательность и соподчиненность и содержит когнитивно-обогатительный (обогащение знаний о здоровье, воспитание бережного отношения детей к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, обогащение опыта здоровьесберегающего поведения детей), репродуктивно-деятельностный (воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами различных видов физического воспитания), эмоционально-креативный (направлен на активизацию и закрепление здоровьесберегающих навыков у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия и взаимовлияния детей разного возраста в учебно-воспитательном процессе дошкольников) этапа.
Список использованной литературы
1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4
2. Алямовская ВТ. Как воспитать здорового ребенка/ ВТ. Алямовская. —М: Аркти,1993-132с.
3. Андрющенко Т.К. Обеспечение педагогического процесса дошкольного ученого заведения относительно формирования у детей представлений о здоровом образе жизни // Гуманітарний вісник Переяслав-Хмельницького державного педагогічного університету ім. Григорія Сковороди: Наук.-теор. часопис. – Переяслав-Хмельницький, 2003. – С. 172–177.
4. Андрющенко Т.К. Формирование у дошкольников знания о здоровье через личностно ориентированный подход // Актуальні проблеми гуманітарної освіти: Зб. наук. пр. / Под общ. ред. Г.В. Оникович, А.М. Ломаковича. – К. – Кременець: РВЦ КОГПІ ім. Тараса Шевченка. – 2004. – С. 129–131.
5. Афашагова А. А.Формирование культуры здоровья детей как социально-педагогическая проблема: [Электронный ресурс]// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2008. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-detey-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 28.11.2015).
6. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
7. Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие/Н. И. Бочарова. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.
8. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 108 с.
9. Воротилкина И.М. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: Метод. Пособие/И. М. Воротилкина. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 144 с.
10. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 144с.
11. Воспитание и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 2007. - 146 с.
12. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с
13. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М., 2005. – 112 с.
14. Далбараева О. К. Физическое воспитание в ДОУ: [Электронный ресурс]/О. К. Далбарева// «Наука и образование: новое время» № 1, 2016. URL: http://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2016/01/1_2016_Dalbaraeva-O.K..pdf (Дата обращения: 26.01.2017).
15. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г.–Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
16. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста/ Е. Я. Ермилова // Молодой ученый. — 2013. —№9. — С. 363-365.
17. Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология XXI века. / авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.- c. 88
18. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения./ Составитель Н.И.Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 218 c.
19. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
20. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. — М.: Просвещение, 2002. -154с
21. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
22. Куксова Н. И. Создание здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования/ Современное образование Витебщины. - 2015. - № 1. - С. 29-32.
23. Любимская, С.В. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ/С.В.Любимская//Управление ДОУ. - 2011. - №1. - С.98-105.
24. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
25. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа, 2006, № 6. - С. 56.
26. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
27. Радуга здоровья. Книга для чтeния детям дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост. Л.В. Лохвицкая, Т.К. Андрющенко. – Черкассы: Відлуння-плюс, 2005. – 300 с.
28. Овчинникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Т.С.Овчинникова - М.:Сфера, 2007.-157с.
29. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / Автор – составитель М.С. Горбатова. Волгоград: Учитель,2008.- 428 с.
30. Петленко В.П., Веселова Н.Г. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 112 с.
31. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
32. Соловьева, И. В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности / И. В. Соловьева // Управление ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 17 - 21.
33. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
34. Условия воспитания культуры здоровья дошкольников [Текст] / А. С. Семерез [и др.] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 96-99
35. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 128 с.
36. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 373.
37. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. С изменениями 2015 года;
38. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы \ Автор-составитель О.Н.Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 127 с.
39. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 352 с.
40. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
41. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность Текст. / Б.Г.Юдин // Мир психологии, 2000. №1 (21). - С.54-68.