Основные причины возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов в образовательных организациях
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 13.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Сущность педагогических конфликтов 5
2.Основные причины возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов в образовательных организациях 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Ценностные - отличия в мировоззрениях, задачах и целях образования, несогласие по применению методик и игнорирование педагогических принципов коллег, отличия в манере поведения и личном опыте.Большое число конфликтов в образовательных организацияхпорождает проблема учебной нагрузки. Педагоги считают ее основной причиной межгрупповых конфликтов, при том их не устраивает как недостаток, так и избыток.Причина увеличения напряженности и конфликтов в образовательных организациях также является незащищенность педагога от незаслуженных обвинений со стороны иных участников педагогического процесса: администрации образовательных организаций, сотрудников вышестоящих органов образования, родителей учащихся и самих обучающихся. При том педагоги, которые проявляют глубокий интерес к своей профессии, чаще конфликтуют с представителями администрации и иными коллегами, формально относящиеся к своей работе, а последние чаще вступают в конфликт с учениками и их родителями и, естественно, своими более «добросовестными» коллегами.Напряженныеконфликты в школьных группахформируют и необоснованные привилегии и льготы, которыми пользуются некоторыегруппы сотрудников. Это могут быть: «любимчики» завуча или директора; те, кто упорнее требует; педагоги, которые имеют звания; члены профкомов школы; тот, кто лучше трудитсяи т.д.Борьба за статус. Данного рода конфликт появляется, если один коллективпробует улучшить свое положение, а второй коллектив усматривает в его действиях угрозу своему месту.Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и результатом конфликта. Она может сказываться как катализатор конфликта, мешая коллективу понять ситуацию или точки зрения других. Также хотелось бы рассмотреть причины конфликтов в учительских коллективах по мнению А.И.Шилова:учитель имеет недостаток ответственности за принятие правильного решения в разрешение конфликтной ситуации. Ведь в школе обучающиеся приобретают нормы отношений между людьми;участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -ученик), что и определяет их поведение в конфликте;различный жизненный опыт у участников обусловливает различную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;различное толкование событий и их причин (взгляд на конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика»), поэтому учитель не всегда понимает переживания ребенка, а ученик – излишне эмоционален;учителю необходимо помнить о том, что присутствие других обучающихся делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;приоритетны в конфликте интересы обучающегося как личности, что обязывает учителя взять инициативу на себя;ошибки учителя при разрешении конфликта приводят к новым проблемам и конфликтам, в которые включаются другие ученики;конфликт в деятельности педагога легче предупредить, чем разрешить Вызвать конфликтную ситуацию может также недостаточная способность учителя и ученика к эмпатии, что приводит к неадекватному поведению.Также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников завышенный или заниженный уровень притязаний.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, конфликты в образовательных организациях - это неотъемлемая часть жизнедеятельности общеобразовательных школ. Ни один педагогический коллектив, ни одна школа, ни один педагог не может с полной уверенностью утверждать, что кто-либо, или сам процесс защищен от конфликтов на почве столкновения образовательных интересов сторон. Поэтому для каждого педагога важно умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Умелое использование конфликта в педагогическом процессе необходим не только педагогам, но и всем участникам образовательного процесса, а именно родителям, администрации, ученикам. Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения обще групповой цели. Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем, успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, само утверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрон И.С. Педагогика.-Йошкар-Ола:ПГТУ, 2018.-144сГромкова М.Т. Педагогика высшей школы.-М.: Юнити-Дана, 2012.-446сПидкасистый П.И. Педагогика.-М.: Юрайт, 2019.-408сПопов Е.Б. Основы педагогики.-М.: Директ-Медиа, 2018.Столяренко А.М. Общая педагогика.-М.: Юнити-Дана, 2012.-479сУсманов В.В. профессиональная педагогика.-М.: Директ-Медиа, 2017.Шамшуалеева Е.Ф. Педагогическая практика в образовательных учреждениях.-Издательство Омского государственного университета Достоевского,2014.-104сШарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы.-М.: Логос, 2012.-444с
2) Громкова М.Т. Педагогика высшей школы.-М.: Юнити-Дана, 2012.-446с
3) Пидкасистый П.И. Педагогика.-М.: Юрайт, 2019.-408с
4) Попов Е.Б. Основы педагогики.-М.: Директ-Медиа, 2018.
5) Столяренко А.М. Общая педагогика.-М.: Юнити-Дана, 2012.-479с
6) Усманов В.В. профессиональная педагогика.-М.: Директ-Медиа, 2017.
7) Шамшуалеева Е.Ф. Педагогическая практика в образовательных учреждениях.-Издательство Омского государственного университета Достоевского,2014.-104с
8) Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы.-М.: Логос, 2012.-444с
Вопрос-ответ:
Какие основные причины возникают межличностные и межгрупповые конфликты в образовательных организациях?
Основные причины возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов в образовательных организациях связаны с ценностными отличиями в мировоззрениях, задачах и целях образования, несогласием по применению методик и игнорированием педагогических принципов. Также, различия в манере поведения и личном опыте могут быть причиной конфликтов.
Какие ценностные отличия могут привести к конфликтам в образовательных организациях?
Ценностные отличия в мировоззрениях могут стать причиной конфликтов в образовательных организациях. Различные подходы к воспитанию, различные представления о приоритетах и целях образования могут вызывать недоверие и разногласия между педагогами, а также между педагогами и родителями.
Какие ещё причины могут привести к конфликтам в образовательных организациях?
Помимо ценностных отличий, причинами межличностных и межгрупповых конфликтов в образовательных организациях могут быть несогласие по применению методик и игнорирование педагогических принципов. Если педагоги имеют разные подходы к обучению, это может вызывать разногласия и трения. Также, различия в манере поведения и личном опыте могут повлиять на отношения между педагогами и другими сотрудниками образовательной организации.
Почему большое число конфликтов возникает в образовательных организациях?
Большое число конфликтов в образовательных организациях связано с тем, что в учебной среде собирается множество разных людей с разными ценностями, взглядами и опытом. Конфликты могут возникать из-за несогласия по вопросам обучения, разных подходов к воспитанию и различных мировоззрений. Кроме того, образовательная организация - это место, где люди проводят много времени вместе, что может приводить к возникновению трений и разногласий.
Какие основные причины возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов в образовательных организациях?
Основные причины возникновения конфликтов могут быть связаны с ценностными отличиями в мировоззрениях, различиями в задачах и целях образования, несогласием по применению методик и игнорированием педагогических принципов, а также с отличиями в манере поведения и личном опыте.
Какие могут быть ценностные отличия в мировоззрениях, задачах и целях образования?
Ценностные отличия могут возникать из-за разных взглядов на роль образования в обществе, на приоритеты образования (например, уделение большего внимания учебной программе или развитию личности), на важность соблюдения традиций или на новаторство в обучении.
Какие могут быть причины несогласия по применению методик и игнорированию педагогических принципов?
Педагогические конфликты могут возникать из-за несогласия в выборе конкретных методик обучения, способов оценки знаний, подходов к контролю и дисциплинированию студентов. Также причиной конфликтов может быть игнорирование установленных педагогических принципов и правил образовательной организации.
Каким образом отличия в манере поведения и личном опыте могут вызвать конфликты в образовательных организациях?
Личная манера поведения и опыт педагогов могут различаться из-за их индивидуальных характеристик, прошлого образования или опыта работы. Некоторые педагоги могут быть более авторитарными, другие - более демократичными. Эти отличия в поведении могут стать причинами непонимания и конфликтов в коллективе.