коммуникативные стратегии и тактики публичных выступений
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 69 + 69 источников
- Добавлена 15.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ 7
1.1. Понятие и виды дискурса 7
1.2. Особенности публичного дискурса 11
1.3. Коммуникативные стратегии и тактики публичных выступлений 17
1.4. Языковые средства реализации коммуникативных стратегий и тактик публичного дискурса 21
Выводы по Разделу 1 28
РАЗДЕЛ 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ TED-TALKS 30
2.1. Особенности речей TED-Talks 30
2.2. Анализ стратегий и тактик, использующихся в выступлениях TED-Talks 32
2.3. Языковые средства реализации коммуникативных стратегий и тактик воздействия в публичных выступлениях TED-Talks 43
Выводы по Разделу 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
If we add one teaspoon of salt to this Olympic-size swimming pool of ocean water, the ocean water stays ocean water. But if we add that same one teaspoon of salt to this one-gallon jug of fresh river water, suddenly, it becomes too salty to drink [60].
Оратор в этом примере оценивает ситуацию с изменением климата как катастрофическую. Для подтверждения этого мнения исследователь рассматривает превращение пресной воды в соленую на примере маленьких объемов, чтобы аудитория могла осознать суть и оценить это явление в масштабе целой планеты.
So far, we've put 25 satellites in orbit. And the really cool thing is we're able to do it very, very accurately. In fact, we insert the satellites to within an accuracy of 1.4 kilometers [61].
В качестве аргумента П. Бек приводит количественные примеры доставленных ими спутников на орбиту. Оценить точность доставки можно с помощью того, что отдаленность от точки доставки составляла всего 1,4 км. В масштабах космоса такая точность впечатляет. Чтобы подчеркнуть это оратор использует лексические повторы.
тактика «отсылка к авторитету или традиции»:
When Mark Zuckerberg was at the US Congress or at the European Parliament, he was confronted with all kinds of critics. And his reaction was always the same: "We will fix that, and I will follow up on that with my team." But such a debate shouldn't be held in back rooms of Facebook, Twitter or Google … [62].
В приведенном примере в качестве авторитета автор называет М. Цукерберга, который разработал самую востребованную социальную сеть. Однако оратор критикует подход М. Цукерберга к решению вопроса конфиденциальности данных социальной сети. По его мнению, такие вопросы должны решаться специально созданными организациями, которые бы контролировались государствами.
I was really inspired by Stanford researcher Fei-Fei Li, who said, "if we want to teach machines how to think, we need to first teach them how to see." [63]
В качестве примера оратор приводит слова американской исследовательницы Феи-Феи Ли, которая является профессором компьютерных наук Стэнфордского университета.
тактика несогласия. В совокупности с этой тактикой ораторы могут использовать дополнительные тактики для повышения эффективности своего речевого хода. Так, например, в следующем примере автор не просто критикует общепринятую точку зрения, но и аргументирует свою точку зрения, т.е. использует вспомогательную тактику иллюстрирования:
This was scientific management on steroids, standardizing and allocating work. It was super efficient. Well, not quite, because the task allocator didn't know when a customer was going to drop a box of eggs, couldn't predict when some crazy kid was going to knock over a display, or when the local high school decided that everybody needed to bring in coconuts the next day [67].
В данном случае используется сложное предложение, в котором наводятся примеры нестандартных ситуаций в супермаркете.
Стратегия информирования, которая была нами обнаружена в отобранном материале, тесно связана с предыдущей стратегией и реализуется в следующем примере:
Membranes have been around for a number of years, and they're based on polymeric materials that separate based on size, or they can separate based on charge [60].
В данном примере оратор предоставляет аудитории информацию о том, откуда взялись мембраны и как они помогут решить проблему солености пресной воды.
Стратегия выявления проблемных вопросов, которая реализуется в проанализированном материале, также включает несколько тактик:
речевая тактика присоединения. Данная тактика реализуется посредством различных обращений к аудитории (коллеги, слушатели, Вы, задавание вопроса аудитории и т.п.). Эта тактика может использоваться как во вступлении, так и в главной части, и в заключении. Некоторые исследователи рекомендуют применять данную тактику в заключительной речи на конференции, поскольку приветствие, по их мнению, уже неуместно. В частности, в конце конференции все участники уже приветствовали друг друга, а также участвовали в различных дискуссиях:
After all, there's a lot of revolting material online, but why do we so rarely see such crap on Facebook, Twitter or Google?<…> So, you rather delete it? But what if this video could help investigate the war crimes in Syria [62]?
В приведенном примере данная тактика реализуется посредством обращения ораторов к аудитории. Поставлен ряд вопросов, ответить на которые затрудняется все общество, поскольку в каждом конкретном случае ответ может быть совершенно противоположным. Именно эта контрастность подчеркивается таким большим количеством вопросительных предложений. Композиционное сочетание вопросительных и ответных конструкций ставит реципиента на позицию лидера – того, кто диктует, кто вправе учить и наставлять.
But do we treat it like a precious resource? Or rather, do we treat it like that old rug that you put in your front doorway and wipe your feet off on it [60]?
В данном случае оратор использует «we» для объединения с аудиторией, вовлекая их в постановку проблемного вопроса.
Our growing dependence on technology risks us becoming less skilled, more vulnerable to the deep and growing complexity of the real world [67].
В данном случае оратор также использует местоимение с целью указать, что зависимость от технологий во всем обществе ведет к снижению уровня образованности и умений.
Использование риторического вопроса часто применяется ораторами для выделения основной проблемы речи. Решение же данной проблемы зачастую аргументируется. При этом средствами реализации данной стратегии могут быть разнообразные языковые средства. Иными словами, в основе таких техник лежит некое переключение с обсуждаемой темы на привязку ее к хронотопу и тем самым включение механизма восприятия здесь и сейчас. Например:
If a human being can't explain themselves, where on earth do we begin in writing a set of instructions for a machine to follow? Thirty years ago, this view was right, but today it's looking shaky, and in the future it's simply going to be wrong [69].
В приведенном примере оратор озвучивает одним из важных вопросов создания искусственного интелекста, который является риторическим. Однако ученые 30 лет назад и современные ученые по-разному подходят к решению этого вопроса, поскольку технический прогресс позволяет программировать современные машины совсем по-другому. Соответственно, оратор делает вывод, что в будущем этот вопрос будет казаться ученым неуместным.
В рамках отобранного материала была также обнаружена стратегия кооперации, которая представлена в выступлениях следующими тактиками:
тактика обращения к собеседникам:
Now, if that doesn't make complete sense to you, don't stress. You're in good company [65].
В приведенном примере оратор обращается к аудитории, используя сленг make complete sense, be in good company. Данный прием применяется для того, чтобы объяснить аудитории, что изучение квантовой механики – не простая задача.
So you see, there's a massive portion of this, in fact, two thirds of it, that does not even involve the rocket [61].
Для обращения к аудитории оратор использует клише you see.
тактика обращения к юмору:
And to give you a sense of scale here, this rocket is so large that I inserted a picture of myself in my underpants, in complete confidence, knowing that you will not be able to find me (Laughter) [61].
Тактика обращения к юмору позволяет аудитории отвлечься от глобальных вопросов, а также наглядно представить себе размеры ракеты носителя, фото которой представил оратор.
тактика согласия, под которой понимается тактика, направленная на разрешение конфронтаций и недопонимания, вызванных конфликтом с представителями других точек зрения. В некоторых случаях данная тактика комбинируется с тактикой несогласия по отдельно взятым принципам. Например:
Here's the mistake: it's right to think that technological progress makes the lump of work to be done bigger. <…> But it's wrong to think that necessarily, human beings will be best placed to perform those tasks [69].
Использование антонимов и параллельной конструкции в данном случае позволяет подчеркнуть, с чем оратор согласен, а какой пункт ставит под сомнение.
Стратегия личностных уловок также используется в публичных речах и реализуется посредством следующих тактик:
тактика подстраивания путем демонстрации эрудированности в вопросах, интересующих собеседника, разъяснения, развернутой аргументации, выраженной в использовании антитез, что усиливает эмоциональное воздействие:
Back in the 1500s, Queen Mary of the Scots thought she was sending encrypted letters that only her soldiers could decipher. But Queen Elizabeth of England, she had code breakers that were all over it. <…> A few centuries later, in World War II, the Nazis communicated using the Engima code, a much more complicated encryption scheme that they thought was unbreakable [65].
В данном примере оратор обращается к истории с целью аргументировать свою точку зрения на роль криптографов в современном информационном пространстве.
тактика представления личного опыта:
Doing this work has taught me a few things. It's taught me how embracing imperfection can actually teach us something about ourselves. It's taught me that exploring art can actually help shape the technology that shapes us. And it's taught me that combining AI and robotics with traditional forms of creativity … [63].
Повтор и параллельные конструкции в данном случае используются с целью воздействия. В частности, если оратор смог определить для себя, что ИИ безопасен для людей, то и аудитория, ссылаясь на ее опыт, должна не бояться роботов.
В приведенном отрывке исследователь описывает факты из истории, убеждая аудитории в своей осведомленности в этом вопросе.
Стратегия формирования положительной реакции аудитории:
тактика обращения к эмоциям адресата основывается на попытке воздействовать на чувственный, эмоциональный фон реципиента. Данная тактика может выступать как основная при реализации стратегий убеждения и принуждения и как вспомогательная:
The day after my 50th birthday, I climbed aboard a Russian capsule, in Russia, and launched into space. Launching is the most dangerous thing that we do, and it's also the most thrilling. Three, two, one ... liftoff! <…> And the mission and the magic begin [64].
В приведенном примере для описания своего полета в космос оратор использует эмоционально-оценочную лексику (прилагательные в наивысшем степени сравнения – the most dangerous, the most thrilling), а также имплицитное сравнение полета с магией. Эти приемы позволяют описать эмоции человека в открытом космосе. Оратор в данном случае позиционирует себя как жителя планеты, увидевшего уязвимость человека в рамках земли.
тактика похвалы, которая зачастую используется для создания положительного образа, либо для воздействия на чувства и эмоционально-когнитивное состояние адресата. Например:
But that's OK, because we have so much imagination – if we use it. We have deep talents of inventiveness and exploration – if we apply them. We are brave enough to invent things we've never seen before. Lose those skills, and we are adrift [67].
В приведенном примере оратор указывает те положительные качества, которые присущи, по ее мнению, каждому человеку. Главное поверить в себя и применять данные качества в работе. Такой подход позволит работникам достичь более высоких показателей, также они меньше будут подвергаться стрессу и эмоциональному выгоранию. Кроме того, оратор с помощью похвалы подчеркивает, что в будущем роботы не смогут полностью заменить людей на всех направлениях, поскольку есть работы, которые нуждаются в человеческих качествах. Как результат, в будущем каждый сможет найти свое место, по мнению оратора, и переквалифицироваться в том направлении, которое будет востребованным.
В целом, анализ практического материала указывает, что в большинстве публичных выступлений используется комбинация коммуникативных стратегий, как и соответствующих им тактик. В подтверждение этого был проведен количественный подсчет отобранного материала, в результате которого были обнаружены наиболее частотные стратегии публичных речей TED-Talks. Результаты проведенного анализа представим в виде таблицы (см. Табл. 2.1). Также необходимо указать, что за 100% взято общее количество проанализированных примеров использования стратегий (177).
Таблица 2.1
Статистический анализ обнаруженных стратегий
№ Тип стратегии Количество применений % от выборки 1. Организационно-процедурные стратегии 38 18 2. Стратегии аргументации 52 26 3. Стратегия информирования 22 11 4. Стратегия выявления проблемных вопросов 18 9 5. Стратегия кооперации 29 14 6. Стратегия личностных уловок 5 2 7. Стратегия формирования положительной реакции аудитории 13 6 Всего 177 100
Как видим из приведенной таблицы, в публичных выступлениях используются различные виды стратегий. Так, наиболее распространенной является стратегия аргументации, которая составляет 30% от выборки. Кроме того, в проанализированных выступлениях широко используются организационно-процедурные стратегии (22%), стратегия кооперации (16% от выборки), стратегия информирования (12%) и стратегия выявления проблемных вопросов (10%). Количественный анализ материала также указывает на то, что стратегия формирования положительной реакции аудитории (7%) и стратегия личностных уловок (3%) используются не так часто.
Результат анализа, на наш взгляд, позволяет заключить, что в большинстве выступлений TED-Talks высказывается мнение оратора, основанное на его работе или личном опыте, и аргументируется его точка зрения на поставленную проблему. Кроме того, особое место отводится организации выступлений.
Для наглядности представим данный результат в виде диаграммы (см. Рис. 2).
Рисунок 2. Статистический анализ обнаруженных стратегий
Таким образом, количественный анализ публичных речей TED-Talks позволяет отметить преобладание аргументативной стратегии, которая включает пять тактик: тактика иллюстрирования, тактика контрастивного анализа, тактика обоснованных оценок, тактика «отсылка к авторитету или традиции» и тактика несогласия. Учитывая, что публичные выступления TED-Talks направлены на постановку существенных для жизни человека вопросов и на убеждение аудитории в правоте выдвигаемых заключений. Перейдем к анализу языковых средств реализации выделенных нами стратегий.
2.3. Языковые средства реализации коммуникативных стратегий и тактик воздействия в публичных выступлениях TED-Talks
Анализ практического материала указывает на то, что для реализации выделенных выше стратегий и тактик используется различные языковые средства на всех уровнях языка. В рамках данного раздела за основу для анализа была взята классификация Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина, которые анализировали средства коммуникативного воздействия в процессе публичных выступлений и выделили следующие их виды:
1. на уровне надфразового единства:
манипулирование информацией. Например:
And I fully expected to see ailing river health in regions of water scarcity and heavy industrial development. And I saw that in northern China and in India. But I was surprised when I read a 2018 article where there's 232 river-sampling sites sampled across the United States. And of those sites, 37 percent had increasing salinity levels [60].
Манипулирование информацией в данном случае осуществляется на уровне высказывания. Так, оратор озвучивает известный стереотип, согласно которому загрязненные реки и озера могут быть лишь в густонаселенных районах, таких как Китай и Индия. Однако, данный стереотип необходимо разрушить и оратор призывает всех людей следить за экологией, поскольку в США также происходят изменения в климате, что, в свою очередь, влияет на чистоту воды.
использование риторического инструментария, к примеру:
Now, I've introduced this to a number of industrial-water users, and the common response is, "Yeah, but who is going to use my salt?" So that's why pillar number three is so important. We need to transform folks that are using mine salt into consumers of recycled salt. So who are these salt consumers? [60].
Like all the studies of robots and work I’ve done in the last eight years, I started this one with a big, open question: How do we learn to work with intelligent machines? [60]
Come on, if don't share a similar social consciousness, how shall we discuss social problems?
Как видим из представленных примеров, риторический вопрос позволяет заставить слушателей задуматься над ранее высказанной информацией. Кроме того, такой прием используется с целью дальнейшего озвучивания решения.
2. на синтаксическом уровне воздействие осуществляется посредством использования активного / пассивного залога, модальности, повторов, параллельных конструкций, особого темпа и т.д.
3. на лексико-семантическом уровне воздействие осуществляется с помощью использования омонимов, аллюзий, прецедентных имен и т.д.:
… the supercomputer that went on the US quiz show "Jeopardy!" in 2011, and it beat the two human champions at "Jeopardy!" The day after it won, The Wall Street Journal ran a piece by the philosopher John Searle with the title "Watson Doesn't Know It Won on 'Jeopardy!'"
4. на словообразовательном и морфологическом уровне стратегии речевого воздействия реализуются с помощью оценочной лексики, диминутивизации, различных языковых символов, разговорных сокращений. К примеру:
See, D.O.U.G., in its primitive form, wasn't tracking my line perfectly. While in the simulation that happened onscreen it was pixel-perfect, in physical reality, it was a different story.
5. на уровне графики воздействие может осуществляться посредством синграфемики (пунктуационного варьирования) и супраграфемики (шрифтового варьирования – цвет, размер, кегль и гарнитура шрифта) [12; 13]. Кроме того, техника на современном этапе развития позволяет вставлять в выступления определенные кадры и минифильмы.
Таким образом, проанализировав различные средства реализации стратегий и тактик, можем сделать вывод о том, что чаще всего воздействующие стратегии реализуются с помощью различных стилистических фигур, оценочно маркированной лексики, эмоциональной лексики и т.д. Кроме того, используется и взаимодействие нейтрального с оценочным. На лексическом уровне в качестве воздействующих средств используются также антонимы. Что касается синтаксического уровня, то воздействующая функция реализуется посредством риторических вопросов и параллельных конструкций.
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 2
Рассмотрев специфику публичных выступлений на примере TED-Talks, можем сделать следующие выводы:
1. В рамках данного исследования материал отбирался по тематическому принципу, в частности, использовались выступления на тему «Technology». Материал составили 10 выступлений, общим объемом звучания 127 минут из которых были выделены основные стратегии и тактики.
2. В публичных выступлениях используются не только воздействующая стратегия, но и остальные типы стратегий. Так, наиболее распространенной является стратегия аргументации, которая составляет 30% от выборки. Кроме того, в проанализированных выступлениях широко используются организационно-процедурные стратегии (22%), стратегия кооперации (16% от выборки), стратегия информирования (12%) и стратегия выявления проблемных вопросов (10%). Количественный анализ материала также указывает на то, что стратегия формирования положительной реакции аудитории (7%) и стратегия личностных уловок (3%) используются не так часто.
Количественный анализ публичных речей TED-Talks позволяет отметить преобладание аргументативной стратегии, которая включает пять тактик: тактика иллюстрирования, тактика контрастивного анализа, тактика обоснованных оценок, тактика «отсылка к авторитету или традиции» и тактика несогласия. Учитывая, что публичные выступления TED-Talks направлены на постановку существенных для жизни человека вопросов и на убеждение аудитории в правоте выдвигаемых заключений.
3. Анализ практического материала указывает на то, что для реализации выделенных выше стратегий и тактик используется различные языковые средства на всех уровнях языка.
4. Проанализировав различные средства реализации стратегий и тактик, можем сделать вывод о том, что чаще всего воздействующие стратегии реализуются с помощью различных стилистических фигур, оценочно маркированной лексики, эмоциональной лексики и т.д. Кроме того, используется и взаимодействие нейтрального с оценочным. На лексическом уровне в качестве воздействующих средств используются также антонимы. Что касается синтаксического уровня, то воздействующая функция реализуется посредством риторических вопросов и параллельных конструкций.
Заключение
Целью выпускной квалификационной работы было провести анализ стратегий и тактик англоязычных публичных выступлений научной конференции, а также выделить языковые средства их реализации. Для этого были поставлены ряд задач.
Так, анализ теоретического материала по вопросам публичного дискурса и жанра выступлений в частности позволил определить, что публичный дискурс является сложным понятием и включает в свой состав публичную речь как устное (реже письменное) риторическое произведение, и абсолютное большинство речевых жанров дискурса СМИ.
Для анализа в рамках исследования была выбрана публичную речь, как наиболее популярный вид публичного дискурса. При этом, было отмечено, что публичная речь характеризуется рядом особенностей на различных уровнях языка, куда включают: тематическую заданность; нормативную оформленность; организованность и связность; однонаправленность; динамичность; временную протяженность и необратимость; развернутость; индивидуальность, эгоцентричность, субъективность и адресованность речи; прагматизм; модальную оценочность и факультативность; непосредственность; особую композицияю; использование определенных выразительных и изобразительных средств.
Также в теоретической главе были выделены стратегии и тактики, которые используются в различных публичных речах, и языковые средства их реализации.
Практическая глава данного исследования посвящена анализу стратегий и тактик, которые используются в речах TED. Отметим, что TED – это американский частный некоммерческий фонд, известный своими ежегодными конференциями, на которых спикеры высказывают свои идеи в форме коротких бесед. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.
Анализ практического материала с точки зрения стратегий и тактик позволил определить, что для выступлений TED характерны следующие группы стратегий: 1. организационно-процедурная стратегия (тактики приветствия и прощания; тактика представления человека и темы; тактика подведения итогов); 2. стратегии аргументации (тактика иллюстрирования; тактика контрастивного анализа; тактика обоснованных оценок; тактика «отсылка к авторитету или традиции»; тактика несогласия); 3. стратегия информирования; 4. стратегия выявления проблемных вопросов; 5. стратегия кооперации (тактика вежливости; тактика обращения к собеседникам; тактика обращения к юмору; тактика согласия); 6. стратегия личностных уловок (тактика подстраивания; тактика представления личного опыта); 7. стратегия формирования положительной реакции аудитории (тактика обращения к эмоциям адресата; тактика похвалы).
Каждой из этих стратегий свойственный свой определенный набор тактик, которые также бытии проанализированы в работе.
Кроме того, был проведен статистический анализ, который позволил определить, что самыми распространенными стратегиями в TED-Talks являются стратегия аргументации, стратегия выявления проблемных вопросов, стратегия информирования, а также стратегия вербального и невербального воздействия. Результат анализа, на наш взгляд, позволяет заключить, что в большинстве выступлений TED-Talks высказывается мнение оратора, основанное на его работе или личном опыте, и аргументируется его точка зрения на поставленную проблему. Кроме того, особое место отводится организации выступлений.
Таким образом, анализ публичных выступлений является актуальным в современной лингвистике, поскольку позволяет выделить те стратегии и тактики, которые позволяют наиболее четко донести информацию до определенной аудитории. Перспектива дальнейшего исследования представляется в анализе эффекта речевого убеждения, под которым понимаем убеждение такого рода, которое приводит к росту интенсивности в принятии чужого защищаемого мнения, так чтобы склонить слушающих к целевому действию (позитивному действию или к отказу от действия) или, по крайней мере, создать у них предрасположенность к такому действию, проявляемую в удобный момент.
4
1. Александрова, О. В. Проблемы экспрессивного синтаксиса : на материале английского язика [Текст] : учеб. пособие / О. В. Александрова. – М. : Высшая школа, 2009. - 211 с.
2. Алешко-Ожевская, С. С. Аллюзивность художественных текстов П. Дж. Вудхауза [Текст] / С. С. Алешко-Ожевская // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М. : МАКСПресс, 2005. – С. 145–150.
3. Андреева, В. А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива (на материале современной немецкоязычной прозы) [Текст] : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.04 / В. А. Андреева ; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. – СПб., 2009. – 361 с.
4. Апресян, Г. З. Ораторское искусство [Текст] / Г. З. Апресян. – М. : Издательство Московского университета, 1978. – 196 с.
5. Аристотель Поэтика. Риторика [Электронный ресурс] / Аристотель. – СПб. : Азбука, 2000. – Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt. – (Дата обращения: 22.01.2020).
6. Баландина, Н. А. Дискурс переговоров в англоязычной деловой коммуникации [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Н. А. Баландина ; Волгоградский государственный университет. – Волгоград, 2004. – 192 с.
7. Баранов, А. Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога [Текст] / А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин // Вопросы языкознания. – 1992. –№2. – С. 58–83.
8. Баранов, А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) [Текст] : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01 / А. Н. Баранов ; Института русского языка АН СССР. – М., 1990. – 57 с.
9. Барташова, О. А. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации [Текст] : учеб. пособие / О. А. Барташова, С. Е. Полякова. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 48 с.
10. Беллер, И. Об одном условии связности текста [Текст] / И. Беллер // Новое в зарубежной лингвистике. – М. : Прогресс, 1978. – Вып. 8. – С. 172–207.
11. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист ; под ред., с вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова. – Благовещенск : БГК им. А.И. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – 362 с.
12. Богданов, В. В. Текст и текстовое общение [Текст] / В. В. Богданов. – СПб. : РИО СПбГУ, 1993. – 68 с.
13. Боженкова, Н. А. Стилистические фигуры как орнаментальные лингвокультурные константы фольклорного текста: монография [Текст] / Н. А. Боженкова. – Курск : ЮЗГУ, 2010. – 148 с.
14. Бокмельдер, Д. А. Стратегии убеждения в политике: анализ дискурса на материале современного английского языка [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Д. А. Бокмельдер ; Иркутская государственная экономическая академия. – Иркутск, 2000. – 210 с.
15. Брандес, М. П. Стиль и перевод [Текст] : на материале немецкого языка / М. П. Брандес. – М. : Либроком, 2009. – 128 с.
16. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 26 изд. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2009. – 539 с.
17. Виноградов, B. B. Проблемы русской стилистики [Текст] / В. В. Виноградов. – М. : Высшая школа, 1981. – 320 с.
18. Воронцова, Т. А. Речевая агрессия : коммуникативно-дискурсивный подход [Текст] : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Т. А. Воронцова ; Челябинский государственный университет. – Челябинск, 2006. – 43 с.
19. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка [Текст] / И. Р. Гальперин. – М. : Издательство литературы на иностранных языках, 1958. – 462 с.
20. Григорьева, В. Г. Дискурс как элемент коммуникативного процесса : прагмалингвистический и когнитивный аспекты [Текст] : монография / В. Г. Григорьева. – Тамбов : ТГТУ, 2007. – 288 с.
21. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Теон ван Дейк ; пер. с англ. В. В. Петрова ; под ред. В. И. Герасимова ; Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. – М. : Прогресс, 1989. – 312 с.
22. Дорфман, Т. В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» [Электронный ресурс] / Т. В. Дорфман, О. Е. Чернова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – Режим доступа: http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/kompozitsiya-publichnogo-vyistupleniya-70078.html. – (Дата обращения: 22.01.2020).
23. Дьякова, М. Л. Прагматическая направленность текстов публичных выступлений (на материале текстов обращений американских президентов к Конгрессу) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / М. Л. Дьякова. – М., 1993. – 26 с.
24. Земская, Е. А. Устная публичная речь : разговорная или кодифицированная? [Текст] / Е. А. Земская, Е. Н. Ширяев // Вопросы языкознания. – 1980. – № 2. – С. 85–90.
25. Иванова, Е. В. Когнитивное моделирование образа природы в медийном экологическом дискурсе [Текст] / Е. В. Иванова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – Вып. 41 : Филология. Искусствоведение. – № 7 (188). – С. 65–72.
26. Калинин, К. Е. Коммуникативные стратегии убеждения в англоязычном политическом дискурсе [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / К. Е. Калинин ; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. – Нижний Новгород, 2009. – 23 с.
27. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. – Волгоград : Перемена, 2002. – 477 с.
28. Кибрик, А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе [Текст] : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / А. А. Кибрик ; Институт языкознания РАН. – М., 2003. – 90 с.
29. Кохтев, H. H. Основы ораторской речи [Текст] / Н. Н. Кохтев. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 410 с.
30. Красных, В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? [Текст] / В. В. Красных // Человек. Сознание. Коммуникация. – М. : Диалог-МГУ, 1998. – 352 с.
31. Культура русской речи [Текст] : рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов вузов / С. И. Виноградов [и др.] ; ред. : Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев ; Рос. акад. наук. – М. : Норма, 2005. – 549 с.
32. Кулявина, А. П. Соотношение понятий «текст» и «дискурс» как методологическая проблема [Текст] / А. П. Кулявина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17. – № 1 (5). – С. 1157–1161
33. Лаптева, О. А. Современная русская публичная речь в свете теории стиля [Текст] / О. А. Лаптева // Вопросы языкознания. – 1978. – № 1. – С. 23–31.
34. Левицкий, Ю. А. Общее языкознание [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Левицкий. – Изд. 2 е. – М. : КомКнига, 2006. – 264 с.
35. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 287 с.
36. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров. – М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.
37. Наер, В. Л. Функциональные стили английского языка : (Анализ) / [Сост. В. Л. Наер]. – М. : МГПИИЯ, 1981. – 122 с.
38. Одинцова, И. В. К проблеме соотношения понятий «текст» и «дискурс» в лингвистике и лингводидактике [Текст] / И. В. Одинцова // Вестник КГУ. – 2017. – № 2. – С. 121–125.
39. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/pochepcov%20teoria%20komunikacii.pdf. – (Дата обращения: 22.01.2020).
40. Прохоров, Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс [Текст] / Ю. Е. Прохоров. – М. : ФЛИНТА; НАУКА, 2004. – 222 с.
41. Федотова, Л. H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления [Текст] / Л. Н. Федотова. – М. : Изд-во МГУ, 1996. – 232 с.
42. Фирстов, М. С. Особенности устных монологических речевых жанров, реализуемых в рамках социально ориентированного общения [Текст] / М. С. Фирстов // Вестник МГЛУ. – 2012. – Вып. 20 (653). – С. 35–39.
43. Формановская, Н. И. Речевое взаимодействие : коммуникация и прагматика [Текст] / Н. И. Формановская. – М. : Икар, 2007. – 480 с.
44. Хомутова, Т. Н. Стратегии научного дискурса : интегральный подход [Текст] / Т. Н. Хомутова // Вестн. ЮУрГУ. Сер. «Лингвистика», 2015. – Т. 12, № 3. – С. 15–22.
45. Хомутова, Т. Н. Типология дискурса : интегральный подход [Электронный ресурс] / Т. Н. Хомутова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-diskursa-integralnyy-podhod. – (Дата обращения: 22.01.2020).
46. Шевченко, Е. С. Диалектика дискурса и текста в современной социо-гуманитарной парадигме [Текст] : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Е. С. Шевченко. – Владивосток, 1997. – 22 с.
47. Шевченко, О. П. Лингводискурсивные особенности публичных выступлений : на материале речей политических лидеров США и Великобритании XX-XXI веков [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / О. П. Шевченко ; Кубанский государственный университет. – Волгоград 2010. – 208 с.
48. Ширяев, А. Ф. Синхронный перевод : Деятельность синхронного переводчика и методика преподавания синхронного перевода [Текст] / А. Ф. Ширяев. – М. : Воениздат, 2009. – 183 с.
49. Шунейко, А. А. Механизмы коммуникативного воздействия [Текст] : учеб. пособие / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2008. – 247 с.
50. Янко, Т. Е. Коммуникативные стратегии русской речи [Текст] / Т. Е. Янко. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 384 с.
51. Brown, P. Politeness : Some Universale in Language Usage [Text] / P. Brown, S. Levinson. – Cambridge : University Press, 1987. – 345 p.
52. Fowler, R. Language in the News : Discourse and Ideology in the Press [Text] / R. Fowler. – London-New York, 1991. – P. 28–36.
53. Parry-Giles, Shawn J. The Rhetorical Presidency, Propaganda, and the Cold War, 1945-1955 [Text] / Shawn J. Parry-Giles. – Praeger, 2002.
54. Smith, R. D. Strategic Planning for Public Relations [Text] / R. D. Smith. – 5-th Edition. – Routledge, 2010. – 574 p.
55. Wodak, R. The Discourse of Politics in Action : Politics as Usual [Text] / R. Wodak. – 2-nd, revised edition. – Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2011.
Словари
56. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. – М. : Советская Энциклопедия, 1969. – 608 с.
57. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е. С. Кубрякова. – М., 1996. – 245 с.
58. Нелюбин, Л. Л. Толковый переводоведческий словарь [Текст] / Л. Л. Нелюбин. – М. : Наука, 2003. – 320 с.
59. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Текст] / под ред. М. Н. Кожиной; Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – 2-е изд., стереотип. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 696 с.
Материал исследования
60. Arrowood, T. A circular economy for salt that keeps rivers clean [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/tina_arrowood_a_circular_economy_for_salt_that_keeps_rivers_clean. – (Дата обращения: 22.01.2020).
61. Beck, P. Small rockets are the next space revolution [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/peter_beck_small_rockets_are_the_next_space_revolution. – (Дата обращения: 22.01.2020).
62. Block, H., Riesewieck, M. The price of a "clean" internet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/hans_block_and_moritz_riesewieck_the_price_of_a_clean_internet. – (Дата обращения: 22.01.2020).
63. Chung, S. Why I draw with robots [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/sougwen_chung_why_i_draw_with_robots. – (Дата обращения: 22.01.2020).
64. Coleman, С. What it's like to live on the International Space Station [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/cady_coleman_what_it_s_like_to_live_on_the_international_space_station. – (Дата обращения: 22.01.2020).
65. Costello, С. In the war for information, will quantum computers defeat cryptographers? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/craig_costello_in_the_war_for_information_will_quantum_computers_defeat_cryptographers. – (Дата обращения: 22.01.2020).
66. Hanson, D. Robots that "show emotion" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/david_hanson_robots_that_show_emotion?referrer=playlist-how_to_live_with_robots. – (Дата обращения: 22.01.2020).
67. Heffernan, М. The human skills we need in an unpredictable world [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/margaret_heffernan_the_human_skills_we_need_in_an_unpredictable_world/transcript#t-679782. – (Дата обращения: 22.01.2020).
68. Kasparov, G. Don't fear intelligent machines. Work with them [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/garry_kasparov_don_t_fear_intelligent_machines_work_with_them?referrer=playlist-how_to_live_with_robots#t-15980. – (Дата обращения: 22.01.2020).
69. Susskind, D. 3 myths about the future of work (and why they're not true) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/daniel_susskind_3_myths_about_the_future_of_work_and_why_they_re_not_true. – (Дата обращения: 22.01.2020).