Жанр комедии в период 1990-2000 годов на примере творчества Юрия Мамина
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 04.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Развитие жанра комедии в отечественном кино: теоретический аспект 9
1.1 Комедия в пространстве советского кино 9
1.2 Отечественная кинокомедия конца ХХ – XXI вв.: новаторство, стилистика, тенденции 20
2 Феномен комедий Ю. Мамина: практический аспект 37
2.1 Концептуальность творчества Ю. Мамина 37
2.2 Анализ кинокомедий Ю. Мамина 47
2.3 Анализ восприятия кинокомедий Ю. Мамина зрителями 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Поручик Ржевский в исполнении Ю. Яковлева на долгие годы стал героем анекдотов. Третий период – период триумфа и спада – во время которого были снятытакие знаменитые комедии, как: «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в РоссииЧетвертый этап - расцвет творчества, обязан скромной лирической комедии «ирония судьбы», получившей статус самого культового фильма режиссёра.Из популярных комедий отметим «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др.Кризисные 80-е гг. ХХ в. наложили отпечаток и на творчество Э. Рязанова. В это время список комедий не пополнился новыми проектами, были сняты такие киноленты как «Жестокий романс», проблемная «Дорогая Елена Сергеевна», «Забытая мелодия для флейты» и др.«Старые клячи» являются расцветом позднего периода творчества Рязанова, стали хитом с крылатой фразой героя Евдокимова «Москва – вонючий город». Данную комедию считают чистопродюсерским проектом, хорошо задуманным и реализованным, показавшим, что Рязанов смог понять тенденции нового века и вписаться в их требования эксцентрикой, вписанной в ткань лирической комедии.Э. Рязанова по праву считают великим комедиографом; его фильмы многие считают одновременно и смешными, и грустными. Неслучайно даже собственные книги о кино режиссер так и называет: «Грустное лицо комедии» и «Смешные невеселые истории». При помощи юмора и лирики режиссерсмог обратиться и к драме, и к трагедии одновременно.Своими образами чудаковатых киноперсонажейРязанов пытался раскрыть вечные конфликты внутреннего и внешнего мира человека, а при помощи юмористическихмоментов режиссер «приводил» героев к пересмотру их жизненных ценностей, поиску ответов на риторические вопросы о жизни. Взаимосвязанные комедийные моменты всех фильмов Рязанова содержат эксцентрику и сатиру. Мастеррегулярно пародийно изображал реальность, стремясь таким образом высмеивать существующие порядки: эксцентричностью отличается Игорь Ильинский в «Карнавальной ночи», создающий карикатурный образ бюрократа и высмеивающий тем самым тенденцию мелочной регламентации и государственной бюрократии. Гротескна идея «Иронии судьбы…», в которой герой попадает в «точно такую же квартиру», как и его собственная, только в другом городе. При этом явно прослеживается социально-политическая критика традиций советского градостроительства, пренебрежительного отношения государства к человеку. Отметим также, что работы Рязанова все же не отличались обостренной эксцентрикой, острой социальной критикой. Его творчество, в первую очередь, было направлено на демонстрацию человека и человеческих взаимоотношений на фоне исторических перипетий и специфических социальных обстоятельств.70-е гг. отмечены временем преобладания лирических комедий, завершивших период советского киноискусства. «Простая задорная комедия уступила место грустной иронии. Комедия превратилась в трагикомедию, мастером которой можно считать режиссёра Г. Данелия и его «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» и другие фильмы».Конец 70-х – начало 80-х гг. нельзя однозначноохарактеризовать в силу чрезвычайной противоречивости этого времени.С одной стороны, жёсткий правительственный диктат породилпоток конъюнктурных кинокартин, прославляющих развитиесоциалистического общества.!С другой, – выходятавторские киноленты,режиссёры которые предпринимают попытки исследоватьпроблемысовременной личности, утрату идеалов и целей, показать трагедию, возникающие как следствие бездуховности общества. В эти же годы происходитрасцвет фильмов для детей и юношества, а также начинаются процессы активизации съемок советской музыкальной кинокомедии, выполняющей, в основном, развлекательную функцию.Как пишет В. Б. Храмов «состояние общества в период «застоя» можно сравнить с современной ситуацией – наличие разброда, отсутствия идеалов, забывание о нравственных законах, душевная пустота, характерное обществу потребления».«Перестроечный период» - с середины 80-х гг. – привнёс в отечественную киноиндустрию дух либерализма, т.е. «свободы, обусловившей разнообразие тематиккино, режиссёры перестали ощущать ограничения со стороны власти». Важной стала и отмена цензуры в рамках государственного надзора; произошло исчезновениефеномена «полки», на которую складывались фильмы, запрещённые к прокату в силу «идеологических ошибок,несоответствия официальному представлению о морали, эмиграции авторов фильма, давления республиканских комитетов, вмешательства заинтересованных ведомств».В конце 80-х гг. развитие жанра кинокомедии в нашей стране замедлилось в связи с тем, что вся отрасль кино стала испытывать значительные трудности. Новых фильмов, которые по популярности могли сравниться с фильмами более раннего периода, не было. Однако были и достаточно качественные кинокомедии, которые вошли в список классики жанра комедии –«Где находится нофелет?» (1987), «Раз на раз не приходится» (1987), «В городе Сочи тёмные ночи» (1989) и др. То есть можно утверждать, что в конце 80-х гг. ХХ в. отечественная кинокомедия утратила свою огромную популярность в силу мощнейших политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, смены идеологии, распространению догм и правил массовой культуры с её модернистскими и авангардистскими направлениями, технологиями«оболванивания масс».Таким образом можно констатировать: пространство жанра отечественной кинокомедии широко и многообразно, включает в себя лирические и сатирическиетемы, смешное и серьёзное, фривольное и трогательное. Отечественные кинокомедии ХХ в. всегда отражали веяния эпохи,стараясь реагировать на запросы аудитории, что и составляло основу жизнеспособности жанра кинокомедии. Жанр кинокомедии в СССР почти никогда не относился к жанру элитарного искусства: он всегда апеллировал к широкой зрительской аудитории, у которой пользовался и пользуется неизменной любовью. Историяотечественной кинокомедиисодержит свои «звёздные часы», также как и периоды упадка, но всегда кинокомедия старалась выйти из кризиса, обновится, внедряя новые темы, новые интонации, новые перспективы. Обладая свойством легкости восприятия, кинокомедия, тем не менее, явилась коммуникационным проводникомидей советской культуры. Массовый характержанра способствовал распространению жизненных ценностей на весьма широкуюаудиторию. К концу 80-х гг. ХХ в. жанр кинокомедии обрёл свою особенную, отличительную направленность, выработав свой самобытный стиль. К сожалению, следующий, «постперестроечный» период в развитии нашей страны привнес и в жанр кинокомедии свои коррективы, сформировав свои принципы, приемы и инструменты, новые сюжеты, образы, новый юмор, совершенно отличные от традиций любимых кинокомедий советского периода.
1 Абрамов Р. Музеефикация советского: историческая травма или ностальгия? - Р. Абрамов [Электронный ресурс] // Гефтер. – 2014. – Режим доступа: http://gefter.ru/archive/11132.
2 Аврутина Л. Бесовщина… Бред как эстетическая категория / Л. Аврутина // Искусство Ленинграда. – 1991. № 6. – С. 33-38.
3 Александров Г. В. Кино в советском Союзе/ Г. В. Александров. // Кино. – 23 мая. – 1939. – С. 3.
4 Аронсон О. В. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия / О. В. Аронсон // О. В. Аронсон. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 384 с.
5 Афанасьева О.В. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или … / А. В. Афанасьева. – СПб.: Алгоритм, 2015- 2016.– 374 с.
6 Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2008. – 351 с.
7 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.– М.: Искусство, 1979. – 423 с.
8 Безносов В. Г. О диалектике нравственного и эстетического в художественной культуре (культурологический аспект) / В. Г. Безносов // Искусство и эстетическая культура: Сб. научных трудов. –СПб.: СПГИТМиК, 2012.
9 Брусянин В. О. Кино и современность / В. Бруснянин. – М.: Знание, 2017. – 40 с.
10 Быков Д. Идентификация Рогожкина, или Ad absurdum / Д. Быков // Искусство кино. – 1999. – № 5.– С. 66.
11 Вархотов Т.А. Стратегия исследования кинофильма: методологический аспект // Язык средств массовой информации / Под ред. М.Н. Володиной. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – С. 557-566.
12 Выготский Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1997. – 416 с.
13 Горбачева Е. Г. Влияние советских кинокомедий на современную культуру / Е. Г. Горбачева // Культура, искусство и образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. – РГСУ, Москва, 2015. – С 26-29.
14 Дельгадо Х. Мозг и сознание./ Х. Дельгадо. – М.: Мир, 2011. –263 с.
15 Дмитревская М. Ю. О природе театральной критики /М.Ю.Дмитревская. // Петербургский театральный журнал. – 2012. – № 67 – С. 3-10.
16 Добротворский С. Человек, который никогда не смеялся / С. Добротворский. – [Электронный
17 Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005 гг.). / М. И. Жабский – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация»., 2009. – 775 с.
18 Зак М. История кино: современный взгляд. / М. Зак – М.: Материк, 2004. – 154 с.
19 Здесь стало нечем дышать. Режиссер Юрий Мамин эмигрировал в США. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/29840747.html
20 Зоркая Н. История отечественного кино. XX век/ Н. Зоркая. – М.: Белый город, 2014. – 150 с.
21 Иванов М. В. Психология искусства, а также об искусстве и психологии / М.В. Иванов // Психология искусства / В.М. Аллахвердов. – СПб.: ДНК, 2001. – С. 106-153.
22 История кино – Российское кино: очень краткая история // Кино-Театр. РУ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kinoteatr.ru/kino/art/kino/175/
23 Кебуладзе В. Феноменология черного юмора / В. Кебуладзе // Докса.– 2014. – №5. – С.71-79. .
24 Козинцев А. Разнонаправленное двухголосое слово: эстетика и семиотика юмора / А. Козинцев // Антропологический форум. – 2013. – №18. – С. 143-162.
25 Кон И.С. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире / И. С. Кон – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/sexology.narod.ru/ publ018_2.html
26 Кончаловский А. С. Низкие истины. Семь лет спустя / А. Кончаловский. – М. :Эксмо, 2006. – 544 с.
27 Лапшина И.К. От цивилизации слова к цивилизации визуального образа / И. К. Лапшина // История страны – История кино. – М., 2014. – С. 10-21.
28 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв.: эпохи и стили / Д. С. Лихачев. –Л.: Наука, 1973. – 254 с.
29 Лихачев Д.С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопросы философии. –1990.– № 4.– С. 5.
30 Лосский Н.О. Характер русского народа / Н. О. Лосский // Условия абсолютного добра. – М., 1991.– С. 355.
31 Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. Лотман. – Таллин: Ээсти-Раамат, 2013. – 92 с.
32 Макки Р. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только… / пер. Е. Виноградова. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 456 с.
33 Мамин Ю. Бакенбарды. / Ю. Мамин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inoekino.ru/prod.php?id=4360
34 Мастер. Интервью с Юрием Маминым. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new-storyteller.livejournal.com/14619.html
35 Минц К. Б. // РГАЛИ, ф. 2912, оп.1, ед. хр.1050, с. 1-18.
36 Муратов С. А. Пристрастная камера / С. А. Муратов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 96 с.
37 Паперный В. Культура «Два» / В. Паперный. – М,: Новое литературное обозрение, 1996. – 252 с.
38 Параджанов С. Исповедь: киносценарии, письма / С. Параджанов. – СПб.: Азбука, 2001. – 656 с.
39 Попов А. Юрий Мамин: Мыслящий зритель, который у нас еще есть, просто перестал ходить в кино / А. Попов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proficinema.ru/interviews/detail.php?ID=47031
40 ресурс] // Сеанс. 2010 – Режим доступа: http://seance.ru/blog/keaton/
41 Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени / В.В. Розанов // Уединенное. – М., 1990.– С. 419.
42 Садуль Ж. Всеобщая история кино / Ж. Садуль. – М.: Искусство., 1958. –557 с.
43 Семенов В. А. Массовая культура в современном мире / В. А. Семенов. – М.: Мысль, 1991. – 16 с.
44 Сехлеян С. А. Репрезентация советского в современном отечественном кино: от «Стиляг» к «Оттепели» / С. А. Сехлеан // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. : Сб. тр. I Междунар. научно-практ. конф. / . Под редакцией Е.А. Кожемякина. – Белгород.: Изд-во: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2014.
45 Слышкин Г., Ефремова М. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Слышкин. – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с.
46 Терехова М. От цилиндра Макса Линдера до Чаплина-конструктивиста: комедия и комическое на отечественном киноэкране 1900 – начала 1920-х годов / М. Терехова. – [Электронный ресурс] // Теория моды. – 2016. – № 40 – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/7332#sthash.Z2QVFg73.dpuf
47 Тимофеев М.Ю. Пить по-русски: (Ррусское пьянство как социокультурный феномен) / М. Ю. Тимофеев // Россия. Незавершенный проект: Ключевые понятия, образы, символы.– Иваново, 2000.– 87 с.
48 Толстой Л. Н. О литературе (статьи, письма, дневники) / сост. Ф. А. Иванова, В. С. Мишин, Л. Д. Опульская и др. – М.: Госиздат художественной литературы, 1955. – 807 с.
49 Туева В. В. Принципы построения комического в музыкальной комедии Григория Александрова как обновление жанровой традиции современной смехового искусства / В. В. Туева // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13. – № 4.– С. 1043-1047.
50 Умер творец «кооперативного кино» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2574414
51 Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному / пер. с нем. Р.Додельцев. – М.: Азбука., 2015. – 288 с.
52 Хлоплянкина Т. Фонтан. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inoekino.ru/prod.php?id=3306
53 Храмов В. Б. Советское кино как феномен культуры / В. Б. Храмов //Теория и практика общественного развития. – 2009. – № 2. – С. 183-200.
54 Шумов М. В. творческие союзы Г. Данелия / М. В. Шумов // Культурное пространство русского мира. – Изд-во: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – 2019. – № 1. – С. 110-117.
55 Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6-ти т./ С. М. Эйзенштейн – М.: Искусство, 1966.– Т. 2.– 590 с.
56 Юренев Р. Краткая история Киноискусства / Р. Юренев. – М.: Академия, 2017. – 102 с.
57 Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://avangard.rosbalt.ru/interview/yurij-mamin-dengi-na-film-mne-dali-piterskie-bandity/
58 Юрий Мамин: Я верю в возможность людей стать добрее. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/kino/person/117/
59 Turner M.R. Signs of Comedy: A Semiotic Approach to Comedy in the Arts: Dissertation. College of Fine Arts of Ohio University. – 2005. – 361 р.
Вопрос-ответ:
Как развивался жанр комедии в отечественном кино в 1990-2000 годах?
В 1990-2000 годах жанр комедии в отечественном кино прошел некоторые изменения и развитие. Начиная с этих лет, в комедиях стали изображать более реалистичные ситуации и персонажей, отклоняясь от стандартных жанровых клише. Одним из ярких представителей этого периода является режиссер Юрий Мамин, который создал ряд новаторских и стильных комедий.
Какой вклад в жанр комедии внес Юрий Мамин?
Юрий Мамин внес значительный вклад в жанр комедии своим творчеством. Он создал комедийные фильмы с уникальной концепцией, основанной на иронии, сарказме и нестандартном мышлении. Его фильмы отличаются сложным сюжетом, нестандартными персонажами и глубоким философским подтекстом.
Какие фильмы Юрия Мамина можно отнести к жанру комедии?
К фильмам Юрия Мамина, относящимся к жанру комедии, можно отнести "Поручик Ржевский", "Мимино", "Царь-рыба", "Детективы", "Московская сага" и другие. В этих фильмах Мамин использует комические ситуации, диалоги и персонажей для передачи своей иронической и сатирической точки зрения на жизнь.
Какие особенности восприятия фильмов Юрия Мамина зрителями?
Фильмы Юрия Мамина имеют своеобразный стиль и подход, поэтому восприятие зрителями может быть различным. Некоторые зрители ценят его фильмы за остроумный юмор и нестандартные сюжеты, в то время как другие могут не воспринимать его иронический подход. В целом, фильмы Мамина вызывают различные эмоции у зрителей и обсуждаются как среди широкой аудитории, так и среди кинокритиков.
Какой жанр преобладал в отечественном кино в период с 1990 по 2000 годы?
В период с 1990 по 2000 годы в отечественном кино преобладал жанр комедии.
Какие особенности имела отечественная кинокомедия в период 1990-2000 годов?
Отечественная кинокомедия в период 1990-2000 годов отличалась новаторством в стилистике и тенденцией к экспериментам.
В чем заключается концептуальность творчества Юрия Мамина?
Концептуальность творчества Юрия Мамина заключается в особом подходе к созданию комедийных фильмов, объединенных общей идеей или темой.
Какие фильмы Юрия Мамина стоит отметить при анализе его кинокомедий?
При анализе кинокомедий Юрия Мамина следует отметить фильмы "Поручик Ржевский", "Главное, не бояться!", "Зеркало для героя" и другие.