Река Катунь и ее протоки. Наносные и каменистые образования. Схема расстановки плавучий знаков на каменистых перекатах.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 15.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2. РЕКА КАТУНЬ И ЕЕ ПРОТОКИ. 3
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
ГИДРОЛОГИЯ 8
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БАССЕЙНА КАТУНИ 9
ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ БАССЕЙНА Р. КАТУНЬ 11
ПРИТОКИ 14
НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ 16
Пороги 18
Слияние с Бией 18
СУДОХОДСТВО 18
3. НАВИГАЦИОННЫЕ И ДРУГИЕ ОПАСНОСТИ НА РЕКАХ И ВОДОХРАНИЛИЩАХ 20
Нижняя Катунь.. 28
ЛІТЕРАТУРА 36
Мост наплавного типа (на понтонах, баржах, плотах) с разводной частью, пересекающей судоходный путь, сковывает ходовую полосу русла к ширине разводной части моста и может быть причиной аварии судов и плотов; невозможность разведения моста при сильном ветре или нет-своевременная разводка может вызвать задержку или остановку движения судов. Исправительные сооружения-береговые укрепления, напивзапруди и струенаправни дамбы, возведенные в русле реки для улучшения судоходных условий, изменяют характер течения в районе расположения сооружений, что требует от судоводителей осторожности при движении. Подводные трубопроводы (нефтепроводы, газопроводы и тому подобное) или кабели (силовые и связи), пересекающие реку или канал и ограничивающие надводные габариты пути, требуют от судоводителей осторожности и соблюдения особых правил движения в районе этих сооружений. Плотины, шлюзы, подходящие каналы к ним и гидроэлектростанции, ограничивающие габариты пути, затрудняют проход судов и плотов, движение в зоне влияния сброса воды через плотину и ГЭС. Коса или песок, побочень, заструга, закосок уменьшают ширину и глубину ходовой полосы, образуют перекаты, затрудняющие движение судов, нередко является причиной аварий. Ячейка уменьшает ширину и глубину ходовой полосы, по мере роста и покрытия растительностью может превратиться в остров. Высыпка уменьшает ширину и глубину ходовой полосы в районе устья реки или рва и может вызвать образование очага и переката с галечно-гравеилистым и даже каменистым грунтом. Шалиги (обычно образующиеся группами) уменьшают глубину ходовой полосы, а при объединении могут образовать очаг. Остров делит русло на два рукава, иногда тяжелых для прохождения судов и плотов. Гряда, огрудок на каменистых участках вызывает повышенные скорости течения при узкой извилистой ходовой полосе с неправильными течениями и ограниченной глубиной. Закрут усложняет движение крупных судов и судовых складов. Узость сковывает движение и маневрирование судов, ограничивает встречи и обгоны судов или вовсе не допускает их (в этом случае обставляется семафорами или светофорами). В узкостях образуются большие скорости течения. Неправильные течения-прижимные течения, приводящие к скоплению судов на берег, особенно при движении их сверху вниз. Сувод вызывает рисклительность судов, от судоводителя требуется осторожность при движении в районе суводи. Ходовые тиховоды благоприятны для судоходства и используются при движении против течения; местные тиховоды затрудняют проход судов, особенно буксируемых составов. Рис. 3.1.общая схема переката: а-план; б-продольный разрез по фарватеру 1-верхняя коса( верхний благочестия); 2 — верхняя плесовая лощина; 3 — корыто (наиболее глубокая часть седловины). 4-седловина переката, 5-выбоина; 6-нижняя коса (Нижний благочестие); 7-нижняя плесовая лощина; 8-Затонская часть; 9-напорная (лобная) скат; 10-гребень переката; 11-Нижний скат; 12-подвалСвальный поток создает угрозу скоплению буксируемых судов или плотов на прилегающие к судовому ходу мели, камни, основания мостов и т. п. Затяжное течение может затянуть в боковой рукав суда, проходящие у истока этого рукава. Нагон воды, похищения воды создают дополнительные трудности для судоходства случайными колебаниями уровня воды, изменением глубин и специальными течениями, сопровождающими нагон и похищение воды. Приливы и отливы вызывают значительные колебания уровня воды, приливные течения, резкие изменения глубин на устьевых участках рек. С повышением уровня воды (особенно в половодье) резко изменяются условия судоходства, увеличиваются ширина и глубина русла, скорость течения, может ориентирование, затопляются причалы и т. п. Рис. 3.2. ПеревалПерекат-устойчивое наносное образование в русле реки обычно в виде косого поперечного вала, пересекающего русло. Общая схема переката приведена на рис. 3.1.перекаты имеют несколько разновидностей, к главным из них относятся следующие. Перевал (рис. 3.2 - - глубокий перекат, плесовые ложбины которого плавно сочетаются между собой через седловину. Верховой и низовой скаты седловины пологие, крутые погреба отсутствуют. Нормальный перекат (рис. 3.3) - перекат с незаходящими одна за другую плесовыми ложбинами. Плесовые ложбины, примыкающие к перекату, плавно соединяются корытом через седловину переката. Сдвинутый перекат (рис. 3.4) примечателен тем, что его верхняя и нижняя плесовые лощины заходят одна за другую. Сдвоенный перекат (рис. 3.5), по сути, состоит из двух перекатов, причем сочетания могут быть самые разнообразные. Например, оба переката нормального типа или один перекат нормального типа, а другой сдвинут. Перекат в острова (рис. 3.6) может быть нормальным или сдвинутым. Рис. 3.3. Нормальный перекат с незаходящими одна за другую плесовыми лощинами Рис. 3.4. Сдвинутый перекат с заходящими одна за другую плесовыми лощинами Рис. 3.5. Сдвоенный перекатПерекат-россыпь (рис. 3.7) часто образуется на расширенных прямолинейных участках русла в результате появления нескольких заструг от противоположных песчаных кос и разбросанных между ними шалыг. Неопределенность рельефа дна и неустойчивость его формы затрудняют промеры глубины и уточнения судоходной обстановки. Приустьевой перекат (рис. 3.8) примечателен тем, что русло в месте расположения переката обычно расширено, гребень переката находится выше или ниже устья притока или рва. На перекатах этого типа часто образуется очаг. Рис. 3.6. Перекат у острова Рис. 3.7. Перекат-россыпь Рис. 3.8. Приустьевой перекатУстьевой перекат (рис. 3.9) - результат взаимодействия главной реки и притока, что приводит к образованию островов, разделяющих Устье на рукава. В этих рукавах обычно расположены перекаты малоустойчивые и наиболее тяжелые для судоходства. На участке главной реки, прилегающей к устью притока, также образуются перекаты-россыпи. Групповой перекат (рис. 3.10) представляет собой расположенные рядом три-четыре переката. Судовой ход на таких перекатах, как правило, извилист и проходит между Кос и очагов. Рис. 3.9. Устьевой перекат Рис. 3.10. Групповой перекатКаменистый перекат (рис. 3.11) резко отличается от всех перекатов, рассмотренных выше. Основные препятствия для судоходства на таких перекатах не наносные образования, а камни в виде гряд или огрудків, на которых иногда откладываются наносы в виде кос, побічніше и ячеек. Для обеспечения безопасности судоходства на каменистых перекатах требуется особенно тщательное наблюдение за береговыми и плавучими знаками судоходной обстановки. Рис. 3.11. Каменистый перекатНижняя Катунь..Устье реки Чуя - поселок Чемал.Протяженность - 175 км. Уклон - 1.8 м/км.Этот участок характерен мощным течением и самыми сложными порогами Катуни - "Ильгуменский ""Шабаш", "Остров", " ТельдекпениОт устья Чуи до поселка Иня есть несколько шивер, течение быстрое, долина реки небольшая.Поселок Иня с воды не видно. Его ориентирами являются два автомобильных моста через Катунь. От поселка Иня до реки Ильгумень река имеет несколько шивер: в устье реки Яломан, в месте ухода Чуйского тракта от реки, и несколько других не требуют разведки, но требуют внимания.Ильгуменский порог.Егоориентиром служит песчаный берег справа и скалистый берег прямо по курсу, а не левый приток река Ильгумень, так как она течет среди камней и становится видна у самого входа в порог, Катунь поворачивает налево. Большой перепад рождает быстрое течение и мощные валы. Справа на входе камни и"бочка".Порог"Шабаш". Это одно из самых мощных препятствий на Катуни. Порог двухступенчатый. Ориентиром служит галечный берег слева и отдельно стоящая Скала правого берега, но он находится в середине первой степени, то есть прямо по курсу. Каскады разделены двухсотметровым участком спокойной воды с быстрым течением.Первая ступень представляет собой несколько надводных валунов справа, бочка ближе к левому берегу, а затем слив с бочкой почти по всей ширине реки. Вторая ступень. На входе справа мощная пенная яма с камнями, которые просматриваются в ней, немного левее центра мощные валы, на стыке ямы и валов-"винт".К Тельдекпеней (Тельдекпень 1 и Тельдекпень 2) участок с мощными шиверами, характерными наличием скальных обломков в русле, мощными прямыми и косыми валами, скальными сужениями и т. д. перед порогом Тельдекпень 1 мощнаяшивера на правом повороте реки с пульсирующими валами. По шивере большой улов у песчанного правого берега, в котором удобно зачалится для разведки порога. С правого берега-дорога.Порог" Тельдекпень 1 " представляет собой длинный скальный коридор. Берега отвесные скалы. Огромная масса воды сжата скалами, образует хаотичные струи и водовороты. В пороге условно две ступени, одна на входе-небольшой слив. Вторая через метров 300-тоже слил, но немного мощнее. В этом месте Катунь пересекает навесной мост, с него очень хорошо просматривается весь порог.За сливами мощные водовороты, которые требуют мощной и резкой работы то левого, то правого бортов судна. Заканчивается порог расширением русла."Тельдекпень 2". Расположен на несколько километров ниже первого и аналогичен ему - такой же скальный коридор .Основные негативные черты: скальная гряда и более мощный слив на входе, большой омут за сливом и локальный прижим к правому берегу на выходе из порога.Последнее сложное препятствие на Катуни это порог "остров" или "Еландинські ворота". Русло с левого берега сжимается большой скалой характерной формы, которая и является ориентиром порога. У левого берега-большой скальный остров. Река разделена скальным островом на две протоки-большую левую и узкую правую. В левой протоке скальная гряда с выступающими камнями справа и пологий слив с мощным валом слева. Поосновным валом с пульсирующим гребнем стоит участок с валами и еще один слив с бочкой почти на всю реку. Правая протока упирается в валун. До поселка Чемал в русле встречаются скальные обломки .Рис. 3.12.1 карта схема нижняя КатуньРис. 3.12.2 карта схема нижняя КатуньРис. 3.12.3 карта схема нижняя КатуньРис. 3.12.4 карта схема нижняя КатуньРис. 3.12.5 карта схема нижняя КатуньРис. 3.12.6 карта схема нижняя КатуньЛітература1. Земляновский Д.К. Лоция внутренних судоходных путей. М.-Транспорт. 1988.2. Знаки и огни навигационные внутренних водных путей . ГОСТ 26600-85. Издательство стандартов.3. УдачинB.C., Соловьев В.Б. Судовождение на внутренних водных путях и правила плавання. М.-Транспорт, 1990.4. Ваганив Г.И. Справочник судоводителя речного флота. М. -Транспорт, 1983.5. Правила плавания по ВВП РСФСР. М.-Транспорт, 1988.
2. Знаки и огни навигационные внутренних водных путей . ГОСТ 26600-85. Издательство стандартов.
3. Удачин B.C., Соловьев В.Б. Судовождение на внутренних водных путях и правила плавання. М.-Транспорт, 1990.
4. Ваганив Г.И. Справочник судоводителя речного флота. М. -Транспорт, 1983.
5. Правила плавания по ВВП РСФСР. М.-Транспорт, 1988.
Вопрос-ответ:
Какие протоки реки Катунь существуют?
Протоки реки Катунь включают Наносные и каменистые образования.
Какая схема расстановки плавучих знаков на каменистых перекатах реки Катунь?
Схема расстановки плавучих знаков на каменистых перекатах реки Катунь зависит от конкретных условий и требует особого пристального внимания со стороны навигационных специалистов.
Какова физико-географическая характеристика бассейна реки Катунь?
Бассейн реки Катунь имеет особую географическую позицию, расположенный на территории Алтайского края и граничащий с Казахстаном и Монголией. Он характеризуется разнообразными ландшафтами и климатическими условиями.
Какие гидрологические особенности присутствуют на территории бассейна реки Катунь?
На территории бассейна реки Катунь существуют различные гидрологические особенности, включая притоки, пороги, слияние с другими реками. Это влияет на гидрологический режим и структуру бассейна.
Какие опасности могут встречаться на реке Катунь и других водохранилищах?
На реке Катунь и других водохранилищах могут встречаться различные опасности, включая навигационные проблемы, стихийные бедствия, а также опасности водных объектов, таких как пороги и плавучие знаки.
Какие протоки имеет река Катунь?
Река Катунь имеет два протока: Наносные и каменистые.
Каковы особенности расстановки плавучих знаков на каменистых перекатах реки Катунь?
Схема расстановки плавучих знаков на каменистых перекатах реки Катунь предусматривает определенное распределение знаков для обеспечения безопасной навигации.
Какие гидрологические особенности характерны для реки Катунь?
Река Катунь имеет большую мощность и сильный гидравлический режим. В ее бассейне находятся многочисленные притоки, а также населенные пункты.
Имеются ли на реке Катунь опасности для судоходства?
На реке Катунь есть навигационные и другие опасности, которые могут быть связаны с порогами, слиянием с другими реками, а также с протоками и особенностями территории бассейна.