Социальный педагог, как субъект профессиональной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 17.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению феномена деятельности
1.1 Сущность и структура понятия «деятельность»………………………….7
1.2. Человек как субъект деятельности………………………………………..15
ГЛАВА 2. Профессиональная деятельность социального педагога
2.1. Сущность и структура понятия «профессиональная деятельность»……19
2.2. Характеристика профессиональной деятельности социального педагога…………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Наличие у человека профессии является свидетельством, что он может высоко квалифицированно трудиться. Профессиональная деятельность - это общность людей, которые занимаются определенным делом, достигают поставленных целей в социально значимой сфереПрофессиональная деятельность направленана производство товаров и услуг, позволяет человеку создавать благоприятные условия для личностного развития и реализации творческого потенциала.Мотивами профессиональной деятельности являются:- материальные потребности;-духовные потребности;-социальные потребности.Профессиональная деятельность реализуется в разных организационно-правовых формах. Человек, обладающий знаниями в определенной сфере общественных отношений, реализуется в трудовых отношениях с работодателем или в гражданско-правовых отношениях при исполнении работ и услуг. Человек, обладающий профессиональными знаниями, осуществляет деятельность в таких формах:- трудовая деятельность (трудовой договор);- деятельность на основе гражданско-правового договора;- служебная деятельность (муниципальная или государственная служба);-предпринимательская деятельность.Таким образом, профессиональная деятельность –это особый вид деятельности, который требует от человека определенных знаний и практических умений, компетентности, и направлен на достижение социально и личностно значимых целей. 2.2. Характеристика профессиональной деятельности социального педагога.Социально – педагогическая деятельность, как считает И.В.Дубровина, представляет собой разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи семье и детям в процессе их социализации, освоения ими социокультурного опыта и на создание условий для их самореализации в обществе [9].Социально – педагогическая деятельность - деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующую решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему [9].Социально – педагогическая деятельность опирается на следующие принципы: индивидуальный – личностный подход к ребенку, опора на положительные стороны личности ребенка, объективность подхода к ребенку, конфиденциальность Социальный педагог, воздействует непосредственно на ребенка, осуществляет посредническую деятельность во взаимоотношениях его со средой, способствующих его социально – культурному становлению и развитию. Социально – педагогическая деятельностьвключает в себя разные направления: -диагностическое, -профилактическое, -реабилитационное. На схеме 1 представлена теоретическая модель социально – педагогической деятельности, разработанная Л.Мардахаевым. Она включает ряд этапов.На первом этапе– диагностическо - прогностическом - социальный педагог изучает социальный паспорт, выявляет индивидуальные особенности, изучает причины проблем в семье. В качестве диагностических методов могут быть использованы наблюдение, беседа, интервью, тестирование, анализ продуктов деятельности: рисунков, сочинений, стихов и тд. На 2-ом этапе происходит выбор оптимальной технологии. Социальный педагог подбирает эффективные технологии, анализирует существующие программы, средства социально-педагогической деятельности по оказанию помощи. 3 этап является этапом непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии, структурирование содержания работы.На 4 этапе, который получил название «реализационный», социальный педагог разворачивает работу по оказанию помощи ребенку или подросткуОчень важное значение имеет 5-ый этап, получивший название « Экспертно-оценочный». На нем проводится анализ проведённой работы, формулируются выводы. Все названные этапы взаимосвязаны, имеют общую цель, опираются на действенный подход, ориентированы на принципы учета возрастных и индивидуально - личностных особенностей, опоры на сильные и здоровые стороны личности, уважение к жизненному опыту детей.Схема 1Теоретическая модель социально-педагогической деятельности по оказанию помощТеоретическая модель социально-педагогической деятельности представляет собой алгоритм, который позволяет сделать эту деятельность последовательной, продуманной, эффективной.ВыводыВ курсовой работе мы рассмотрели деятельность как психологический феномен, ее структуру, основные подходы к изучению деятельности, позиции отечественных авторов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной науке не уменьшается интерес исследователей к проблеме деятельности человека, а понятия деятельности, человеческой активности являются ключевыми при рассмотрении различных психологических проблем. Психологическая теория деятельности была создана в отечественной психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным и другими. Вопросами деятельности как психологического феномена занимались В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов, КА. Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, Л.М.Митина и др. Профессиональную деятельность человека изучали В.А. Бодров, Т.П. Зинченко, А. В Карпов, Е.А. Климов и др. Особенности профессиональной деятельности социальных педагогов изучались М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Ф.А. Мустаевой, В.Д.Самойловым, Г. Н. Штиновой и др.Несмотря на достаточно большое число научных публикаций, которые посвящены теоретическому анализу деятельности, необходимы исследования, обобщающие разные направления исследований, исследований различных видов профессиональной деятельности, в том числе и социально - педагогической. Сложность изучения проблемы, необходимость исследования различных ее аспектов определили выбор темы работы, ее предметное поле. В ходе работы достигнута цель исследования: теоретически обоснована проблема, решены поставленные задачи: проведён теоретический анализ литературы по проблеме, выделены ключевые понятия.Во введении определены методологические позиции, сформулированы объект, предмет, цел, задачи, теоретическая и практическая значимость, используемый метод, структура работы.В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению деятельности, показаны ее значение, виды, условия, отражены позиции относительно изучения человека как субъекта деятельности.Во второй главе рассматривается профессиональна деятельность, особенности профессиональной деятельности социального педагога.Таким образом, цель достигнута, решены поставленные задачи. Проведённое нами исследование вносит определённый вклад в решение проблемы изучения деятельности, вместе с тем, мы осознаём, что необходимо более глубоко и полно изучить феномен деятельности в различных ее аспектах. Список литературы1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. 2.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.3. Выготский Л.С., Лурия А. Этюды по истории поведения.-М., Педагогика – Пресс, 20014.Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, Б.А. Смирнов. - М.: Академический проект, 2005. - 848 c.5.ДубровинаИ.В.6.Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.7.Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2012. - 560 с.8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М. Академия, 20049Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности.М., Академия, 198410.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c.11.Психология служебной деятельности: Учебник / Под ред. Румянцева Н.В., Цветкова В.Л.. - М.: Юнити, 2015. - 288 c.12.Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 с.13.Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.14.Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.15.Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 c.16.Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. / В.Г. Шипунов. - М.: Высшая школа, 2004. - 327 c.17.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.18.ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.,Педагогика, 200819. Юревич, А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 447 c.
3. Выготский Л.С., Лурия А. Этюды по истории поведения.-М., Педагогика – Пресс, 2001
4.Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, Б.А. Смирнов. - М.: Академический проект, 2005. - 848 c.
5.Дубровина И.В.
6.Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.
7.Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2012. - 560 с.
8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М. Академия, 2004
9Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности.М., Академия, 1984
10.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c.
11.Психология служебной деятельности: Учебник / Под ред. Румянцева Н.В., Цветкова В.Л.. - М.: Юнити, 2015. - 288 c.
12.Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 с.
13.Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
14.Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
15.Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 c.
16.Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. / В.Г. Шипунов. - М.: Высшая школа, 2004. - 327 c.
17.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,Педагогика, 2008
19. Юревич, А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 447 c.
Вопрос-ответ:
Какова сущность понятия "деятельность"?
Сущность понятия "деятельность" заключается в активном взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе которого он достигает определенных целей и осуществляет свои потребности. Деятельность имеет структуру, включающую цели, средства, способы и результаты.
Какие подходы существуют к изучению феномена деятельности?
Существует несколько подходов к изучению феномена деятельности: культурно-исторический, системный, деятельностный и другие. Каждый из них предлагает свою интерпретацию деятельности и позволяет раскрыть ее особенности и связь с общественными процессами.
Каким образом человек является субъектом деятельности?
Человек является субъектом деятельности в том смысле, что он активно участвует в процессе деятельности, осуществляет действия, направленные на достижение целей и удовлетворение своих потребностей. Важным аспектом является самоопределение личности в деятельности, то есть осознание себя и своей роли в процессе.
Что входит в понятие "профессиональная деятельность"?
Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, которая связана с выполнением определенных профессиональных обязанностей и ролей. В случае социального педагога, это включает работу с клиентами, разработку и проведение программ и мероприятий, консультирование и поддержку в трудных жизненных ситуациях.
Какие особенности характеризуют профессиональную деятельность социального педагога?
Профессиональная деятельность социального педагога характеризуется множеством особенностей. Он работает с людьми, учитывает их индивидуальные особенности и потребности, развивает и реализует педагогические программы, используя разнообразные методы и подходы. Он также обладает навыками консультирования и поддержки в трудных жизненных ситуациях.
Какова сущность и структура понятия "деятельность"?
Сущность понятия "деятельность" заключается в осуществлении целенаправленных действий, направленных на достижение определенных результатов. Структура понятия "деятельность" включает в себя следующие компоненты: цель, субъект, объект, средства, условия и результат.
Как можно охарактеризовать человека в контексте деятельности?
В контексте деятельности человек рассматривается как активный субъект, осуществляющий целенаправленные действия для достижения определенных результатов. Человек имеет свободу выбора и способность адаптироваться к различным ситуациям, что позволяет ему эффективно осуществлять свою деятельность.
Какова сущность и структура понятия "профессиональная деятельность"?
Сущность понятия "профессиональная деятельность" заключается в осуществлении деятельности, связанной с определенной профессией или областью знаний. Структура понятия "профессиональная деятельность" включает в себя следующие компоненты: цель, субъект, объект, средства, условия и результат, а также знания, навыки и компетенции, необходимые для эффективной работы в профессии.