Теория и методика развития дошкольника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 17.02.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ 5
1.1 Психолого-педагогические подходы к определению дружественных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста 5
1.2. Особенности труда дошкольников 10
1.3. Значение труда в воспитании дружеских отношений дошкольников 14
Выводы по главе 1 17
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ 19
2.1 Определение особенностей дружественных взаимоотношений между детьми в средней группе детского сада 19
2.2. Практическая работа по воспитанию дружеских отношений дошкольников в труде 24
2.3. Контрольная диагностика уровня сформированности дружеских отношений у дошкольников 28
Выводы по главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Фрагмент для ознакомления

Ход занятия:1часть. Вводная.Воспитатель: Дети, вы знаете, что в нашей группе открылась служба быта, мы с вами придумали название фирмы и девиз.Как называется наша фирма?Дети: Солнышко.Дети: Наша фирма непроста«Солнышком» зовётся.Потому что красотуСоздавать берётся.И так чисто всё вокругДети убирают.Что от их труда вездеСолнышко сияет.В: Дети, посмотрите, у меня свёрток, давайте развернём его. ( В нём красивые фартуки с эмблемами«Солнышко».)Это спецодежда для работников нашей службы быта. Мы будем работать в бригаде.(Стук в дверь) Заходит взрослый почтальон.П. Здесь открылась новая служба быта «Солнышко»? Это вам письмо-заявка.Ребята распечатывают письмо, обнаруживают в нём: карточки с рисунками и надписями, заявку на уборку в уголке природы.2 часть. Ход работы.В. Ребята, давайте разберёмся в заявках? Показываю по очереди карточки, дети рассказывают. Последнюю карточку читаю сама:«Служба быта от воспитателя старшей группы. Заявка на уборку в уголке природы».В: Дети, вы все хотите работать в службе быта? (ответы детей).Предлагаю надеть спецодежду, помочь друг другу завязать фартуки.Заявки - картинки переворачиваю рисунками вниз и предлагаю каждому вытащить один листок.В: Сегодня мы с вами будем ухаживать за комнатными растениями. А вот кто и что будет делать, вы сейчас расскажете по карточкам.1 ребёнок: Я буду убирать пыль с растений влажной тряпкой.В: С каких растений? И для чего это будешь делать?2ребёнок: Я буду поливать растения.В: Зачем растениям нужна влага? Все растения будешь поливать одинаково?3 ребёнок: Я буду опрыскивать растения.В: Какие растения будешь опрыскивать?4ребёнок: Я буду мыть поддоны от горшков.В: Для чего ты будешь мыть поддоны?5 ребёнок: Я буду рыхлить землю.В: Для чего необходимо рыхлить землю?6 ребёнок: Я буду очищать пыль с растений кисточкой.В: С каких растений?В: Ребята, какие работы по дому может выполнить служба быта? Пойдёмте все вместе покажем.Физкультминутка « Уборка в доме»В: Ребята, обсудите вместе какое оборудование и сколько предметов (тазы, клеёнки, палочки для рыхления земли, кисточки, лейка с водой, опрыскиватель, тряпочки) вам нужно взять с собой для выполнения данной работы.Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы, наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу. По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, на место убрать тазы, лейку, опрыскиватель. После этого предлагаю детям пройти и посмотреть на результаты работы.Воспитатель: Дети! Всё ли вы успели сделать? Какие трудности были?А вам ребята, нравится работа ваших товарищей? Да, ребята, каждый из вас делал своё маленькое дело, а все вместе вы сделали большое. Общее дело. Вот какими чистыми и красивыми стали наши растения, помогли воспитателю старшей группы.Ирина Владимировна, примите работу нашей бригады.- Вы довольны работой службы быта «Солнышко»?Воспитатель: Молодцы, ребята, дружно работали. Сейчас поставлю свою подпись на каждой заявке (карточки из письма-заявки). Оценивает каждого ребёнка по карточкам.-Все листья на растениях блестят, хорошо очистили листья от пыли, легко им теперь дышать.-Все растения помыты, теперь они не завянут.-Как хорошо землю разрыхлили, легко корням растений дышится.-И поддоны все сверкают чистотой.Спасибо службе быта « Солнышко «за хороших работников. Можно я ещё подам заявку в вашу фирму?Воспитатель: Я отблагодарю детей за хорошую работу. Вы хорошо и дружно работали, устали, наверное, жарко вам. Угощаю вас витаминным соком. У меня на подносе разные соки, вы сейчас возьмёте каждый по стаканчику, выпьете сок и назовёте, какой сок вы выпили.До свидания, ребята.2.3. Контрольная диагностика уровня сформированности дружеских отношений у дошкольниковС целью выявления эффективности результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования является: выявить изменения (динамику) в уровне сформированности дружественных отношений между детьми среднего дошкольного возраста.Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом и включал в себя следующие методы:•методика «Игра Секрет» (Т.А.Репиной);•методика «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности» по материалам Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной;•методика «Отношение ребенка к сверстнику».В результате проведения методики «Игра секрет» были сделаны следующие выводы:- высокий уровень дружеских взаимоотношений имели 6детей (Дима С., Юля С,Наташа К., Олеся П., Аня Б, Игорь Г) лидера. Они являются предпочитаемыми в детском сообществе;- средний уровень имели 3 детей (Катя Е., Миша Ф, Рома Н.). Они были приняты группой;- низкий уровень имел1ребенок, который не был принят сверстниками (Сережа М.). Выявленные уровни проявления взаимоотношений по методике «Секрет» на этапе контрольного эксперимента представлены в приложении4.Данные показали, что в обследуемой группе уровень благополучия взаимоотношений преимущественно высокий, о чем свидетельствует большое количество взаимных выборов.Уровни повторного проявления дружеских взаимоотношений по методике«Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности» представлены в приложении5.В результате беседы с детьми на основе методики Г. А. Урунтаевой «Умеешь ли ты дружить» 7 детей знают и понимают сущность дружеских взаимоотношений, об этом свидетельствуют адекватные суждения детей (имеют представления, что такое дружба, самостоятельные суждения);3 ребенка знают и понимают сущность дружеских взаимоотношений, но не всегда имеют представления, что такое дружба, самостоятельные суждения; Детей затрудняются или отказываются отвечать на вопросы, знают, но не объясняют сущность дружеских взаимоотношений, что свидетельствует о сформированном представлении, что такое дружба, в результате повторного проведения методики не выявлено.Анализ ответов детей представлен в приложении 6.Таким образом, с целью выявления эффективности результатов разработанных нами занятий был проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования: выявить изменения (динамику) в уровне сформированности дружественных отношений между детьми среднего дошкольного возраста. Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом.В результате был сделан вывод, что дети имеют преимущественно высокий и средний уровень сформированности дружественных отношений.У детей имеются четкие представления о дружбе, о нормах и правилах дружеских взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками процессе общения и совместной деятельности. Детибез труда дифференцируют понятия «дружба» и «друзья», «доброта», «сочувствие», проявляются активность в процессе их усвоения. Дошкольники способны без затруднений оценивать свое настроение и поступки, а также настроение и поступки других детей. Они осознают необходимость соблюдения норм и правил дружеского общения, способов взаимодействия со сверстниками в ходе общении и совместной деятельности, оценивают деятельность окружающих. Таким образом, контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленного нами и внедрённого в воспитательно-образовательный процесс комплекса занятий для детей среднего дошкольного возраста по формированию дружественных отношений средствами игровой деятельности.Выводы по главе 2Экспериментальная работа по воспитанию дружественных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста средствами труда проводилась на базе МБОУ Детский сад. В эксперименте принимали участие 10 детей средней группы.Констатирующий этап исследования показал, что у дошкольников преобладает низкий уровень сформированности дружественных отношений. Это указывает на то, что у ребёнка имеются фрагментарные, отрывочные представления о дружбе, о нормах и правилах дружеских взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками процессе общения и совместной деятельности. Дошкольнику сложно дифференцировать понятия «дружба» и «друзья», «доброта», «сочувствие», с его стороны не проявляется активность в процессе их усвоения. Ребенок не способен или испытывает трудности в объяснении или оценке собственных поступков и поступков окружающих. Дошкольником не осознаётся необходимость соблюдения норм и правил дружеского общения, способов взаимодействия со сверстниками в ходе общении и совместной деятельности, не оценивается деятельность окружающих.С учетом полученных на констатирующем этапе результатов, нами был разработан конспект занятий по воспитанию дружеских отношений дошкольников в труде «Коллективный труд в уголке природы»Данный конспект составлен с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Он поможет детям повысить интерес к труду, сформировать навыки совместной деятельности, укрепить товарищеские связи, установить тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимообучение, а значит, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения.В результате контрольного этапа был сделан вывод, что дети имеют преимущественно высокий и средний уровень сформированности дружественных отношений.Таким образом, контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленного нами и внедрённого в воспитательно-образовательный занятия для детей среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений в трудеЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Основой установления дружеских отношений дошкольников является потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки для формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознанные дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формированием нравственного сознания ребенка, наблюдается определенная стабильность дружеских отношений детей, возникают длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важнейшая роль во всестороннем развитии личности ребенка. Воспитание у детей дошкольного возраста трудолюбия осуществляется в учреждении дошкольного образования в процессе трудового воспитания, за использование соответствующих форм и методов работы, а также традиционных для дошкольной педагогики видов детского труда, которыми являются: самообслуживание; труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; художественный труд. Для младшего и среднего дошкольного возраста в большей степени используются самообслуживания и простые виды хозяйственно-бытового труда, а в старшей группе – труд в природе и художественный труд.Труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. Все это способствует воспитанию дружеских отношений между дошкольниками.Экспериментальная работа по воспитанию дружественных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста средствами труда проводилась на базе МБОУ Детский сад. В эксперименте принимали участие 10 детей средней группы.Констатирующий этап исследования показал, что у дошкольников преобладает низкий уровень сформированности дружественных отношений. Это указывает на то, что у ребёнка имеются фрагментарные, отрывочные представления о дружбе, о нормах и правилах дружеских взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками процессе общения и совместной деятельности. Дошкольнику сложно дифференцировать понятия «дружба» и «друзья», «доброта», «сочувствие», с его стороны не проявляется активность в процессе их усвоения. Ребенок не способен или испытывает трудности в объяснении или оценке собственных поступков и поступков окружающих. Дошкольником не осознаётся необходимость соблюдения норм и правил дружеского общения, способов взаимодействия со сверстниками в ходе общении и совместной деятельности, не оценивается деятельность окружающих.С учетом полученных на констатирующем этапе результатов, нами был разработан конспект занятий по воспитанию дружеских отношений дошкольников в труде «Коллективный труд в уголке природы»Данный конспект составлен с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Он поможет детям повысить интерес к труду, сформировать навыки совместной деятельности, укрепить товарищеские связи, установить тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимообучение, а значит, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения.В результате контрольного этапа был сделан вывод, что дети имеют преимущественно высокий и средний уровень сформированности дружественных отношений.Таким образом, контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленного нами и внедрённого в воспитательно-образовательный занятия для детей среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений в трудеСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Галимова А.А., Шамухаметова Е.С. Общение дошкольников со сверстниками как школа социальных отношений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012Клейменова С. А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 273-275.Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.Кульчицкая Е.А. Формирование взаимоотношений детей. / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 36.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.Милюкова Е.В, Факторы дружбы детей дошкольного возраста //Вестник Курганского государственного университета – №2 – 2010Смолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.–2014. – № 4. – С. 73–76.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рисунок 1 – Результаты проведения методики «Игра Секрет» в Приложение 2Рисунок 2- Результаты методики «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности»Приложение 3Рисунок 3– Анализ результатов беседы с детьми на основе методики Г. А. Урунтаевой «Умеешь ли ты дружить»Приложение 4 Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Игра Секрет»Приложение 5Рисунок 5- Результаты методики «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности»Приложение 6Рисунок 11 – Анализ результатов беседы с детьми на основе методики Г. А. Урунтаевой «Умеешь ли ты дружить» в ЭГ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5.
2. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
4. Галимова А.А., Шамухаметова Е.С. Общение дошкольников со сверстниками как школа социальных отношений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012
5. Клейменова С. А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 273-275.
6. Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.
7. Кульчицкая Е.А. Формирование взаимоотношений детей. / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 36.
8. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
9. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.
10. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
11. Милюкова Е.В, Факторы дружбы детей дошкольного возраста //Вестник Курганского государственного университета – №2 – 2010
12. Смолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.–2014. – № 4. – С. 73–76.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические подходы используются для определения дружественных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста?

Для определения дружественных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста применяются различные психолого-педагогические подходы, включая социализационный, развивающий, приобщающий и инклюзивный подходы. Они основаны на понимании детской психологии, социализационных процессов и особенностей развития детей. Эти подходы помогают в формировании у детей навыков коммуникации, эмоциональной эмпатии, сотрудничества и уважения к другим.

Каковы особенности труда дошкольников?

Особенности труда дошкольников заключаются в их особом отношении к труду. Дети дошкольного возраста не только имеют возможность выполнять различные по возрасту и возможностям формы труда, но и активно включаются в деятельность, выполняют мелкие задачи и помогают взрослым. Они также проявляют любознательность, исследуют окружающий мир и участвуют в творческих процессах.

Каково значение труда в воспитании дружеских отношений дошкольников?

Труд играет важную роль в воспитании дружеских отношений дошкольников. Процесс совместной работы и сотрудничества помогает детям развивать навыки коммуникации, учиться слушать друг друга, согласовывать свои действия, принимать решения вместе. Также труд способствует формированию у детей чувства ответственности, эмоциональной эмпатии и уважения к другим.

Какие опытно-экспериментальные работы проводятся для воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников в труде?

Для воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников в труде проводятся различные опытно-экспериментальные работы. Например, организуются совместные трудовые проекты, игры, коллективные мероприятия, где дети учатся работать вместе, делиться обязанностями, помогать друг другу. Такие практики способствуют развитию дружественных и взаимовыручках детей, а также формируют ценностные ориентации в коллективе.

Какие психолого-педагогические подходы используются для определения дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста?

Для определения дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста применяются различные психолого-педагогические подходы, в том числе социокультурный подход, теория субъектной позиции, эмоционально-ценностный подход и другие.

Какие особенности труда имеют дошкольники?

У дошкольников есть свои особенности в труде. Их труд характеризуется игровой формой, деятельностью в коллективе, эмоциональной составляющей и прочими особенностями, которые они приобретают в процессе развития и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Какое значение имеет труд в воспитании дружеских отношений дошкольников?

Труд играет важную роль в воспитании дружеских отношений дошкольников. Через совместную деятельность дети учатся сотрудничать, развивать умение работать в коллективе, учитывать интересы и потребности других, общаться и решать возникающие проблемы.

Какой опытно-экспериментальной работой можно развивать дружеские взаимоотношения дошкольников в труде?

Опытно-экспериментальной работой, направленной на развитие дружеских взаимоотношений дошкольников в труде, может быть например совместная игра в команде, выполнение трудовых задач в паре или группе, проведение коллективных творческих мероприятий и т.д. Это позволяет детям на практике учиться сотрудничать, устанавливать контакты и развивать навыки коммуникации.

Какие выводы можно сделать по главе о воспитании дружеских отношений дошкольников в труде?

По главе о воспитании дружеских отношений дошкольников в труде можно сделать следующие выводы: труд играет важную роль в формировании дружеских отношений между детьми, различные психолого-педагогические подходы помогают определить и развивать эти отношения, а опытно-экспериментальная работа способствует практическому развитию навыков сотрудничества и коммуникации.