компетенция органов государственного управления: понятие и структура. Разграничение компетенции в системе органов исполнительной власти и способы ее оптимизации
Заказать уникальный доклад- 5 5 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 18.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.
Определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.
Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:
1. цели и задачи деятельности органа;
2. обеспечивающие решение этих задач функции управления;
3. полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций;
4. организационные и правовые формы и методы деятельности.
Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).
Функции — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.
Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).
Орган государственной исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.
Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной системой, принадлежит ей и характеризует ее. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:
1. структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);
2. структура системы федеральных органов исполнительной власти;
3. структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;
4. структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;
5. организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами:
во-первых, всеобщими обязательными для всех требованиями — принципами их организации и деятельности — принципы конституционности и верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принципы народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина; принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаимного согласования их интересов и некоторые другие принципы, отраженные и закрепленные в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71—73, 77 и некоторые другие);
во-вторых, всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности, органов исполнительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, под-отчетность, подконтрольность и др.);
в-третьих,общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов (единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т. д.).
Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организационно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья и его структуры) проводится на основе различий, их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).
На основе совокупности этих признаков
В их ведении находятся метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет и др.Федеральные органы исполнительной власти занимаются вопросами внешней политики и внешних экономических отношений РФ.Степень и формы участия федеральных органов исполнительной власти в реализации указанных полномочий определяются, во-первых, тем, что приоритет в их осуществлении принадлежит Президенту РФ в условиях, когда его полномочия не конкретизированы законом; во-вторых, степенью урегулированности общественных отношений в указанных областях законами: в-третьих, содержанием предметов ведения и полномочий, отнесенных к ведению РФ. Полномочия этих органов во многих случаях детализированы в законах и подзаконных актах РФ и прежде всего в актах, устанавливающих статус конкретных федеральных органов исполнительной власти.По общему правилу, предметы ведения и полномочия федеральных органов исполнительной власти изъяты из сферы компетенции субъектов РФ. Они могут оказывать влияние на их реализацию в случаях и в порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Иными словами, федеральные полномочия не исключают возможности тех или иных форм участия субъектов РФ в их осуществлении. Оно не ограничивается только делегированием им полномочий. Для этого предусмотрены и другие законные основания. Например, привлечение субъектов РФ с их согласия к разработке и осуществлению федеральных целевых программ.Более того, конституционное разграничение предметов ведения и полномочий таково, что органы исполнительной власти субъектов РФ не устраняются от участия в управлении по вопросам, отнесенным к ведению РФ. Особенно в тех случаях, когда они ограничиваются установлением основ, принципов и т.п. регулирования на федеральном уровне. Например, к ведению РФ отнесено установление лишь правовых основ единого рынка. Это означает, что субъекты РФ имеют юридические возможности для осуществления самостоятельного регулирования рыночных отношений в соответствии с такими основами.К совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов отнесены вопросы, решение которых должно учитывать как общероссийские, так и региональные интересы субъектов РФ. К ним отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита населения; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; координация международных отношений и внешнеэкономических связей субъектов РФ и др.Конституционное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов не является безупречным. На практике уяснить их границы по меньшей мере трудно. Сделать это практически невозможно тогда, когда одни и те же полномочия одновременно относятся к федеральному ведению и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов. Например, защита прав и свобод человека и гражданина отнесена в одном случае к ведению РФ (см. п. «в» ст. 71 Конституции РФ), в другом — к совместному ведению (см. п. «б» ст. 72 Конституции РФ).Законы должны в максимальной степени учесть возможность установления общих правил, значительно конкретизирующих конституционные положения. Однако этими специальными законами не может быть исчерпано все многообразие оттенков в деятельности органов исполнительной власти разных уровней. Поэтому уже сейчаскомпетенция разграничивается в отраслевых законах, различных кодексах с учетом особенностей отраслей и сфер деятельностиКонституция РФ принималась в спешке, в условиях острой политической борьбы, что предопределило наличие в ней противоречивых и недостаточно определенных положений. Возникающие в связи с этим вопросы правомочен «снять» Конституционный Суд РФ, а ее положения должны быть конкретизированы в конституционных и федеральных законах. Следствием этого может явиться существенная корректировка концепции разграничения компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Значимость определенности в этих вопросах несомненна, так как практически связана с проблемой единства и дифференциации федерального и регионального управления.
Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержа¬нии их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.
Определение понятия компетенции органа государствен¬ной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Полномочия органа государственной власти — это его права и обязан¬ности в отношении принятия правовых актов, а также осуществле¬ния иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов за¬креплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.
Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впро¬чем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обяза¬тельных элемента:
1. цели и задачи деятельности органа;
2. обеспечиваю¬щие решение этих задач функции управления;
3. полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управ¬ленческих функций;
4. организационные и правовые формы и методы деятельности.
Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной дея¬тельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).
Функции — содержательная характеристика управленческих дейс¬твий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.
Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обя¬занность органа осуществлять определенные управленческие дей¬ствия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, прину¬ждение, стимулирование).
Орган государственной исполнительной власти (орган государст¬венного управления) как часть государственного аппарата представ¬ляет собой государственную организацию, наделенную управленче¬ской компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.
Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной систе¬мой, принадлежит ей и характеризует ее. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:
1. структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);
2. структура системы федеральных органов исполнительной вла¬сти;
3. структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;
4. структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;
5. организационная структура системы аппарата соответствую¬щих органов исполнительной власти.
Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами:
во-первых, все¬общими обязательными для всех требованиями — принципами их организации и деятельности — принципы конституционности и вер¬ховенства Конституции РФ и федеральных законов; принципы на¬родовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспе¬чения прав и свобод человека и гражданина; принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаим¬ного согласования их интересов и некоторые другие принципы, отраженные и закрепленные в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71—73, 77 и некоторые другие);
во-вторых, всеобщим управленческим характе¬ром исполнительно-распорядительной деятельности, органов испол¬нительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, под-отчетность, подконтрольность и др.);
в-третьих,общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законо¬дательстве субъектов Федерации правилами организации и деятель¬ности различных видов исполнительных органов (единые наименова¬ния, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т. д.).
Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организа¬ционно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья и его структуры) проводится на основе различий, их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).
На основе совокупности этих признаков