Характеристика, виды и методика оценки хозяйственных рисков
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности 6
1.1 Характеристика риска и неопределенности в управлении предприятием 6
1.2 Методические основы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. 11
Глава 2.Сущность и классификация рисков при принятии управленческого решения 18
1.1 Определение и виды и оценка степени риска 18
1.2Принятие управленческих решение с учетом рисков 22
Глава 3. Формирование системы управления риском на примере конкретного предприятия. 27
3.1 Общая характеристика предприятия 27
3.2 Оценка эффективности системы управленческих решений ООО «Строймаркет» 35
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Доля собственного капитала в итоге баланса,(коэффициент автономии) в прошлом году был равен 0,975, а в отчетном 2017 году- 0,966, при нормативных значениях менее 0,5. Это говорит о практически максимально высокой устойчивости ООО «Строймаркет», в структуре капитала которого всего 3,4% заемных средств, а остальные 96,6% капитал предприятия составляют максимально надежные собственные средства. Финансовая стабильность предприятия определяется также с помощью К финансовой устойчивости, который рассчитывается как отношение общей суммы собственных и долгосрочных заемных средств предприятия к валюте баланса. В отчетном периоде ООО «Строймаркет» это коэффициент составил 0,974 в 2017 году. Это очевидно свидетельствует, что предприятие надежно стабильно, и не практически подвержено риску, связанному со структурой капитала. Коэффициент маневренности собственных источников показывает способность предприятия быстро переориентироваться на иные виды деятельности, перекачивать капитал из одной сферы деятельности в другу. Этот коэффициент у ООО «Строймаркет» невысок, поскольку значительная часть его средств – это стоимость основных фондов и накопленная нераспределенная прибыль. В 2017 году он составил0,637 при нормативном значении 0,5.Обеспеченность оборотного капитала собственными источниками финансирования у ООО «Строймаркет» очень высок и говорит о том, что проблем с обеспечением оборотных средств у нее быть не может. В прошлом периоде коэффициент был равен 0,961, в отчетном году – 0,948, то есть почти 95% оборотных активов предприятия – собственные средства. Подводя итог, можно оценить общее финансов-хозяйственное состояние ООО «Строймаркет» как стабильное, надежное, и со значительными перспективами роста (при условии наличия платежеспособного рынка, разумеется). ООО «Строймаркет» -надежное предприятие с высокой деловой активностью, минимальным размером займов и кредитов (что с одной стороны делает его устойчивым, ас другой – является резервом роста прибыльности) Обратной стороной высокой доли собственного капитала является невысокая маневренность собственных средств, и это связано во-первых, с тем что большая часть стоимости оборотных средств предприятия – это его основные фонды, а во вторых – на предприятии очень высока сумма нераспределенной прибыли. И именно этот фактор существенно улучшает ситуацию с маневренностью средств, поскольку нераспределенная прибыль является тем резервом, который при необходимости может закрыть многие из проблем, связанных с недостаточной маневренностью капитала. Возможно, имеет смысл все же заняться распределение накопленной прибыли, но это не является критичным недостатком. Для долее точного отражения финансового положения ООО «Строймаркет» проведем также анализ ликвидности его баланса (таблица 2.3).Основная задача нашего анализа ликвидности баланса заключается в следующем: проверить и оценить финансовую устойчивость предприятия, его ликвидность иплатежеспособность. Весьма успешный результат оценки финансовой устойчивости дает повод предполагать что и с ликвидность ООО «Строймаркет» нет проблем, но утверждать это, не проведя анализ, мы не можем.Таблица 2.3 - Анализ ликвидности баланса ООО «Строймаркет» за 2017 год, тыс. руб..Актив2017 годПассив2017 годПлатежныйизлишек01.0131.1201.0131.121234567=2-58=3-6А1 (стр. 250+260)672510П1 (стр. 620)110241562269А2 (стр. 240)16152226П2 (стр. 610+660)665115492175А3 (стр. 210+ 220 + 230 + 270)21882896П3 (стр. 590+ 630+640+ 650)0021882896А4 (стр. 190)24393042П4 (разд. III)67388382-4299-5340БАЛАНС69148674БАЛАНС69148674--Основными выводамииз анализа за отчетный 2017 год является то, что соотношения между ключвыми показателями, имевшие место на конец прошлго периода в отчетном не изменились. А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4, и на конец 2017 года мы видим ту же картину – А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4.В целом баланс ООО «Строймаркет» за отчетный период однозначно характеризуется как вполне ликвидный. То есть исследуемая фирма платежеспособна, и в любой момент способна расплатить по своим обязательствам перед контрагентами, то есть и поставщиками, и подрядчиками, и работниками предприятия, и по любым иным платежам.Безусловно, такой поверхностный анализ ликвидности дает общее представление о состоянии предприятия, но все же достаточно поверхностный. Более детальный анализ системы финансовых коэффициентов, определяющих ликвидность предприятия ООО «Строймаркет», мы выполним в следующей таблице - 2.4.Данные, полученные в результате расчетов показывают картину надежного, ликвидного, платежеспособного предприятия.Так, коэффициент абсолютной ликвидности очень высок, на конец прошлого периода он составлял 3,82, а на конец отчетного периода хоть и снизился до 1,75 – но тем не менее остается весьма высоким. Это однозначно показывает, что сумма краткосрочных долгов предприятия незначительна в сравнении с его оборотными активами.Таблица 2.4 – Анализ ликвидности ООО «Строймаркет» за 2017 годКоэффициентыплатежеспособностиОбозначениеНорматив2017 год01.0131.12123451. Коэффициент общей ликвидности =КОЛ(L1)³ 114,939,352. Коэффициент абсолютной ликвидности = КАЛ(L2)³ 0,2-0,73,821,753. Коэффициент быстрой ликвидности = КБЛ(L3)³ 0,7-0,812,999,374. Коэффициент текущей ликвидности = КТЛ(L4)1-225,4319,29Следующий коэффициент, быстрой ликвидности, также очень высок – если по нормативу достаточно его значение выше 07-0,8 то на исследуемом предприятии он в разы выше и составляет на конец отчетного периода 9,37.Все это легко объясняется уже указанными нами ранее факторами. ООО «Строймаркет» имеет значительный объем оборотных средств - денежных средств, заметный объем дебеторской задолженности, краткосрочные инвестиции - на их фоне общая сумма краткосрочных обязательств выглядит прост мизерной. Особенно высок коэффициент текущей ликвидности – составляющий 19,29 на конец отчетного периода. Это означает, что оборотые активы превышают краткосрочный обязательства в 19,29 раза – что является очень высоким показателем.В целом, ООО «Строймаркет» безусловно имеет высочайшую финансовую устойчивость, может свободно конкурировать на рынке финансовых капиталов и обладает очень большим потенциалом по привлечению кредитов и займов, за счет чего при необходимости может наращивать объемы производства, ассортимент, а значит и прибыльность, с минимальным ростом рискованности. Более того – оно может осуществлять такую деятельность и без привлечения кредитов, за счет значительной накопленной нераспределенной прибыли. Единственным существенным недостатком можно назвать как раз то, что эта нераспределенная прибыль используется недостаточно эффективно, деньги просто собраны и не работают, не инвестированы в производство, и не вложены в любые иные активы, способные приносить доход – что кажется несколько странным.3.2 Оценка эффективности системы управленческих решений ООО «Строймаркет»В связи с тем, что уровень платежеспособности потребителей носит характер неопределенности, на данный момент ООО "Строймаркет" имеет два, волнующих руководство компании, вопроса:1. Определение оптимальной стратегии оптовых закупок.2. Определение оптимальной стратегии сбыта.Для решения этих вопросов мною были выбраны следующие методы:а) Правило минимакс (критерий Севиджа);б) Правило Гурвица.Принятие управленческого решения по выбору оптимальной стратегии оптовых закупок в условиях неопределенности.Целью является определение объема оптовых закупок у поставщиков в зависимости от вероятных колебаний платежеспособного спроса населения в районах реализации товара на основе минимаксных стратегий.Сущность метода минимаксных стратегий заключается в выявлении наилучшего и наихудшего варианта свершения события и определения наиболее подходящего с учетом неопределенности и риска.Для выполнения поставленной цели организации ООО "Строймаркет" во-первых необходимо рассчитать варианты среднегодовой прибыли с учетом имеющихся объемов закупок и колебаний спроса для каждой из предложенных стратегий. Расчет прибыли осуществляется по формуле:П = Спр х Qр - Cпок х Qп - ИобрЗатем, используя критерий Вальда, определяем максиминную стратегию, которая гарантирует наибольший из всех наихудших возможных исходов действия по каждой стратегии. Для этого по каждому варианту выбираем решение, минимизирующее прибыль с помощью формулы: a i = min П i, j, после чего выбираем максимальное из минимальных значений. По полученным результатам стратегия Q1 является максиминной, она дает результат - 40 руб.Следующий шаг - определение минимаксной стратегии, которая дает наихудший из всех наилучших результатов действия каждой из стратегий. Для этого по каждому варианту вероятного объема сбыта выбираем решение, максимизирующее прибыль с помощью выражения: β i = max П i, j. Затем выбираем минимальное из полученных значений. По результатам стратегия Q1 является минимаксной: ее использование в самом худшем случае обеспечит получение гарантированной прибыли 3440 руб.С помощью критерия Сэвиджа мы можем выбрать такую стратегию, при использовании которой величина риска примет минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации: Q = min max r ij. Для этого необходимо рассчитать показатель риска для каждой стратегии: r ij = β i - пij, - и построить матрицу риска: Проведя исследование, мы получили результат, согласно которому при реализации стратегии Q3 предприятие ООО "Строймаркет" может понести минимальные убытки в 1800 руб., реализуя продукцию в объеме 10000 шт.Также для решения поставленной задачи мы можем применить критерий Гурвица, который позволит определить компромиссное решение проблемы путем определения линейной комбинации минимального и максимального значения прибыли для каждой стратегии и определения наибольшего из полученных результатов: Gi = xmin п ij + (1-x) max п ij; Gопт. = max Gi. По итогам вышеописанных вычислений делаем вывод: стратегия Q3 является оптимальной. Таким образом, результаты критерия Сэвиджа и критерия Гурвица совпадают: стратегия Q3 является наиболее безопасной.Руководством ООО "Строймаркет" было принято решение реализовывать продукцию в объеме 10 000 шт., так как реализация в таком объеме принесет наилучшие результаты для организации "Строймаркет" и даст возможность функционировать и снабжать население молочной продукцией, несмотря на условия неопределенности и риска.Принятие управленческих решений - основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в успешной деятельности и дальнейшем развитии организации.Риски - непременная составляющая деловой жизни, а управление ими - часть той масштабной работы, которую ведет любая компания. Оценка рисков и неопределенности при планировании позволяет компаниям заранее определить и смягчить потенциальные потери, обеспечивая основу для принятия качественных решений и внесения улучшений в управленческий процесс.В данной работе мною были подробно рассмотрены такие моменты, как: риски, неопределенность, способы их оценки, а также научные методы борьбы с ними.На примере ООО "Строймаркет" были подробно рассмотрены некоторые методы борьбы с неопределенностью и рисками, в ходе которых было найдено оптимальное решение относительно объема выпускаемой продукции в условиях неопределенности и риска.И в заключении хотелось бы выразить надежду на то, что со временем руководитель предприятия, принимая окончательное управленческое решение, будет руководствоваться научным подходом в этой области.ЗаключениеВ условиях рыночной экономики предприятия должны иметь возможность оценивать ближайшие перспективы развития. Исходя из того, как руководство предприятия представляет себе будущее развитие фирмы, рынка, государства в целом, она принимает соответствующие управленческие решения. Такого быть эффективными, иначе В современных условиях хозяйствования не позволят рассчитывать на положительный результат деятельности фирмы.Такого рода решения обязательно должны соответствовать основным принципам и методам стратегического менеджмента. Реализация каких принципов должно проходить через сами эти управленческие решения, которые должны приниматься системных, на основе полноценного анализа ситуации, как внутри предприятия, так и с учетом внешних факторов. Все эти вопросы так или иначе влияют на функционирование предприятия в условиях конкурентной среды.Исходя из всего этого можно говорить о том, что что значительно выросло роль современных теоретических, методологических и практических разработок в сфере принятия эффективных управленческих решений в условиях высокого риска.При этом само по себе принятия решений не является чем-то новым, нестандартным, неожиданно. Принятие решений по большому счёту, есть основная работа управляющих, руководящего персонала предприятия, причём совершенно независимо от того о каком уровне управления мы говорим.Менеджер любого уровня должен быть готов принимать грамотные решения в условиях динамично изменяющейся внешней среды, должен знать различные методы, принципы, модели принятия решений.Классификация управленческого персонала именно в этом направлении играет значительную роль в достижении организацией поставленных перед ними задач.Риск — это вероятность возникновения отклонений фактического результата от запланированной величины. Возникает всегда, это специфическая особенность существование любого человеческого общества.Риски могут классифицироваться по множество различных признаков.Классификация риска является разделение общества на различные группы, в соответствии с конкретными требованиями той или иной классификации. Сам процесс классификации позволяет четко определить, какой риски в каком случае может проявляться, какое место он занимает общей системе рисков,и показывает, какие методы можно использовать для минимизации риска, управление риском,что в итоге дает возможность принятия логично, рациональных, взвешенных управленческих решений.Риски по сути можно разделить на несколько различных групп, категории, видов и разновидностей. В целом все риски можно разделить на две большие, глобальные группы, в зависимости от того, какого рода отклонения могут возникнутьпри реализации конкретного случая.Во-первых, это риски при которых возможно только отрицательные или нулевые отклонения от запланированного результата. Такие диски принято называть чистыми. Корейском такого типа относят от возможности различных природных, географических и климатических катастроф, политические, транспортных изменений, а также значительную часть коммерческих рисковВо-вторых, риски могут называться спекулятивным. Такого рода виски предполагают возможность как положительных, так и отрицательных отклонений.В процессе принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом.Эффективное использование методов и способов управления рисками в процессе принятия решения, применение соответствующего математического аппарата позволяет добиться высокого качества принятых управленческих решение и роста показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия.Список использованной литературыАзнабаева Г.Х. Основные направления он совершенствования управления он производством // Известия он Российского государственного он педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – № 60.Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие/В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2013.Быкова Н. Н., Рогозина Л. С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016.Быков, В. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений / В. Быков, Н. Пичко // Общество и экономика. – 2016. - №3.Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 5е изд. — М. : ИНФРА-М, Магистр: 2010. — 576 с. Виханский О.С.Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика,2002. — 296 с.Газизуллин, Н. Ф. Проблемы современной экономики [Электронный ресурс] – URL: http://www.m-economy.ru/Галенко В.П. Менеджмент. Системы управления. – СПб.: Питер, 2016. – 376 сДементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2016. – 287 с.Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: он пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014. – 432 с.Звонников В.И., Нефедов В.А. Об актуализации он работ по совершенствованию системы он управления качеством в ГУУ // Вестник Университета. – 2018. – № 2(8).Зуб, А. Т. Управление изменениями : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Т. Зуб. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 284 с.Каренов, Р. С Теоретические основы и практические приложения инновационного менеджмента в контексте развития современных предприятий // URL: http://articlekz.com/article/5747Каринина, К.А.. Статья «Современное состояние и перспективы инновационного развития строительного комплекса в РФ» - 2012Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. – СПБ.: Питер, 2014. – 800с.Лукичева Л.И. Менеджмент организации: он теория и практика: ещ учебник. – М.: Омега-Л, 2016. – 488 c.Мильнер Б. 3. Теория организации : учебник / Б. 3. Мильнер. — 8е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 848 с. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / [Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э. и др.]. – М. : Альпина бизнес Букс, 2010. — 278 с.Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Холл. — СПб., 2011.Турченюк Н.А., Швец М.Д. Маркетинг. Учебник. – К.: Знания, 2011.– 320 с.
1. Азнабаева Г.Х. Основные направления он совершенствования управления он производством // Известия он Российского государственного он педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – № 60.
2. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие/В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2013.
3. Быкова Н. Н., Рогозина Л. С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016.
4. Быков, В. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений / В. Быков, Н. Пичко // Общество и экономика. – 2016. - №3.
5. Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 5 е изд. — М. : ИНФРА-М, Магистр: 2010. — 576 с.
6. Виханский О.С.Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика,2002. — 296 с.
7. Газизуллин, Н. Ф. Проблемы современной экономики [Электронный ресурс] – URL: http://www.m-economy.ru/
8. Галенко В.П. Менеджмент. Системы управления. – СПб.: Питер, 2016. – 376 с
9. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2016. – 287 с.
10. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: он пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014. – 432 с.
11. Звонников В.И., Нефедов В.А. Об актуализации он работ по совершенствованию системы он управления качеством в ГУУ // Вестник Университета. – 2018. – № 2(8).
12. Зуб, А. Т. Управление изменениями : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Т. Зуб. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 284 с.
13. Каренов, Р. С Теоретические основы и практические приложения инновационного менеджмента в контексте развития современных предприятий // URL: http://articlekz.com/article/5747
14. Каринина, К.А.. Статья «Современное состояние и перспективы инновационного развития строительного комплекса в РФ» - 2012
15. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. – СПБ.: Питер, 2014. – 800с.
16. Лукичева Л.И. Менеджмент организации: он теория и практика: ещ учебник. – М.: Омега-Л, 2016. – 488 c.
17. Мильнер Б. 3. Теория организации : учебник / Б. 3. Мильнер. — 8 е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 848 с.
18. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / [Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э. и др.]. – М. : Альпина бизнес Букс, 2010. — 278 с.
19. Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Холл. — СПб., 2011.
20. Турченюк Н.А., Швец М.Д. Маркетинг. Учебник. – К.: Знания, 2011.– 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики риска и неопределенности в управлении предприятием?
Основные характеристики риска и неопределенности в управлении предприятием включают в себя: вероятность возникновения риска, степень влияния риска на достижение целей предприятия, возможные последствия и потери от риска, а также уровень подготовленности предприятия к управлению рисками. Неопределенность также характеризуется степенью предсказуемости событий и доступностью информации о них.
Какие методические основы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности?
Методические основы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности включают в себя: оценку риска и неопределенности, анализ возможных сценариев развития ситуации, построение моделей и прогнозов, а также использование методов множественного критерия принятия решений. Кроме того, важным аспектом является учет информации о предыдущих аналогичных ситуациях и опыте управления рисками.
Какие виды рисков существуют при принятии управленческого решения?
При принятии управленческого решения выделяют следующие виды рисков: финансовые риски, операционные риски, риски связанные с изменением рыночной среды, технические риски, риски связанные с законодательством и регулированием, риски связанные с персоналом и управлением. Каждый вид риска имеет свои особенности и может потребовать использования специфических методов оценки и управления.
Как проводится оценка степени риска?
Оценка степени риска проводится путем анализа вероятности возникновения риска и его влияния на достижение целей предприятия. Для этого используются математические методы и модели, а также статистические данные и экспертное мнение. Оценка степени риска помогает определить приоритетность управленческих решений и выбрать наиболее эффективные меры по снижению риска.
Что такое хозяйственные риски?
Хозяйственные риски - это возможность возникновения неблагоприятных событий или ситуаций, которые могут привести к убыткам или потерям для предприятия.
Какие методики оценки хозяйственных рисков существуют?
Существует несколько методик оценки хозяйственных рисков, включая качественные и количественные подходы. К качественным методикам относятся SWOT-анализ, анализ Портера, дерево решений и др. К количественным методикам относятся вероятностные методы, такие как методика Гурвица, методика Хиршмана, методика Харрингтона и др.
Какие виды рисков существуют при принятии управленческого решения?
Виды рисков при принятии управленческого решения могут быть разнообразными. Это могут быть финансовые риски, связанные с нестабильностью рыночных условий или финансовых показателей предприятия; операционные риски, связанные с неэффективностью бизнес-процессов или отказами оборудования; риск неплатежеспособности, связанный с невозможностью предприятия выполнить финансовые обязательства и другие.
Какие методы принятия управленческих решений существуют при учете рисков?
При учете рисков при принятии управленческих решений применяются различные методы. Одним из них является метод наивного анализа, который подразумевает учет возможных различных сценариев развития событий. Также применяются методы анализа чувствительности, экономического эффекта и др. Важным аспектом является учет вероятности возникновения риска и его влияния на результаты решения.
Что такое SWOT-анализ?
SWOT-анализ - это методика оценки хозяйственных рисков, которая позволяет оценить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы внешней среды. SWOT-анализ основывается на исследовании внутренней и внешней среды предприятия, и позволяет выработать стратегию развития, учитывая риски и возможности.
Какие методы используются для оценки хозяйственных рисков?
Оценка хозяйственных рисков может осуществляться с помощью различных методов, таких как статистический анализ, экспертные оценки, анализ исторических данных и многие другие. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретного метода зависит от условий и целей исследования.
Какие виды рисков существуют при принятии управленческого решения?
При принятии управленческого решения возникают различные виды рисков, включая финансовые риски, операционные риски, риски взаимоотношений с партнерами и клиентами, политические и экономические риски и другие. Каждый вид риска имеет свои особенности и требует определенных подходов к оценке и управлению.
Каким образом можно принимать управленческие решения с учетом рисков?
Принятие управленческих решений с учетом рисков может осуществляться путем анализа вероятностей, использования методик оценки рисков, разработки альтернативных планов и сценариев развития событий, а также путем использования экспертных оценок. Важно также учитывать финансовые и репутационные последствия рисковых решений и применять соответствующие методы управления рисками.